Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 классов.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа  с планируемыми предметными  результатами освоения учебного предмета «Русский язык».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_b_kl.rus_.yaz_.docx60.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица  Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03,   8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru 

                Принято

Педагогическим Советом школы

Протокол  №1   от  29.08.2018

 

                       УТВЕРЖДАЮ

директор школы  _______ Н.И.Чипенюк

Приказ №116   от    31.08.2018

     

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ    5 б  КЛАССА

УЧИТЕЛЯ  ВЫСШЕЙ     КАТЕГОРИИ

КИРЮШКИНОЙ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ

Количество часов: всего 170, в неделю 5.

Контроль знаний: 6 контрольных диктантов, 2 контрольных сочинения, 3 контрольных  изложений.

Планируемые предметные  результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Обучающийся научится:

Фонетика и орфоэпия:

● выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

● различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

● использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

● находить в художественном тексте явления звукописи;

● правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

● работать с орфоэпическим словарем;

графика:

● правильно произносить названия букв русского алфавита;

● свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

● проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика:

● выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

● подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

● учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

● пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

● объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология:

● объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов различными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

● пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

● распределять слова на тематические группы;

● употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

● различать прямое и переносное значение слов;

● отличать омонимы от многозначных слов;

● подбирать синонимы и антонимы;

● выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

● находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

● владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

● использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

● различать части речи;

● правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

● уметь склонять, правильно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

● отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.

Орфография:

● находить орфограммы в морфемах;

● группировать слова по видам орфограмм;

● владеть правильным способом подбора однокоренных слов а также приемами применения изученных правил орфографии;

● устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

● самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация:

● выделять словосочетания в предложении;

● определять главное и зависимое слово;

● составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

● выделять основы предложений с двумя главными членами;

● конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

● характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

● правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

● составлять простые и сложные предложения изученных видов;

● опознавать предложения, осложненные однородными членами предложения, обращениями, вводными словами.

● находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

● владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

● устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

● самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осваивать основы научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
  • овладевать  основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  •  опознавать  и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка,
    проводить  многоаспектный  анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  •  понимать  коммуникативно-эстетические  возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  •  осознавать эстетическую функцию русского языка,оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета «Русский язык».

Язык – важнейшее средство общения.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное. (16 ч.)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Глагол.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Орфография. Пунктуация.

Тематическое планирование по русскому языку:

    №

                   Тема

       

Количество часов

1.

Язык и человек.

1

2.

Общение устное и письменное.

1

3.

Читаем и слушаем на уроке.

1

4.

РР. Стили речи.

1

5.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

6.

Орфограмма.

1

7.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

8.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

9.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

10.

Буквы И, У, А после шипящих.

1

11.

Разделительные Ъ и Ь.

1

12.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

13.

1.Входная контрольная работа по теме: «Обобщение и систематизация  изученного в начальных классах».

1 (сент.)

14.

Анализ контрольного диктанта.

Части речи.

1

15.

 Повторение по теме:

«Орфография»

1

16.

Глагол.

1

17.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

18.

РР. Подготовка к написанию  изложения по тексту Г.А.Скребицкого.

1

19.

РР.  Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого «Хитрый заяц».

1

20.

Личные окончания глаголов.

1

21.

Имя существительное.

1

22.

Имя прилагательное.

1

23.

РР. Тема текста.

1

24.

РР. Основная мысль текста.

1

25.

РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова  "Летом".

1

26.

Местоимение.

1

27.

Синтаксис.

1

28.

Пунктуация.

1

29.

Словосочетание.

1

30.

Разбор словосочетания.

1

31.

Предложение.

1

32.

Виды предложений по цели высказывания.

1

33.

РР.  Подготовка к написанию  сжатого  изложения  по тексту В.П. Катаева.

1

34.

РР.  Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева «Старый пень».

1

35.

Восклицательные предложения.

1

36.

Члены предложения. Главные  члены предложения. Подлежащее.

1

37.

Сказуемое.

1

38.

Сказуемое.

1

39.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

40.

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

41.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

42.

Определение.

1

43.

Обстоятельство.

1

44.

Обстоятельство.

1

45.

РР. Письмо.

1

46.

Предложения с однородными членами.

1

47.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

48.

РР. Подготовка к написанию контрольного  изложения.

1

49.

1.РР.Контрольное подробное изложение с элементами сочинения   «Белочка».

1 (ноябрь)

50.

Обобщающие слова при однородных членах.

1

51.

Предложения с обращениями.

1

52.

Предложения с обращениями.

1

53.

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

54.

Простые и сложные предложения.

1

55.

Простые и сложные предложения.

1

56.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

57.

Прямая речь.

1

58.

Прямая речь.

1

59.

Прямая речь.

1

60.

Диалог.

1

61.

РР. Описание предмета.

Сочинение «Удивительная вещь». (п.59.)

1

62.

Урок-игра  «Синтаксис и пунктуация».

1

63.

2.Контрольный диктант с грамматическим заданием «Синтаксис. Пунктуация».

1

64.

Анализ контрольного диктанта.

Фонетика. Гласные звуки.

1

65.

Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Пунктуация».

1

66.

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

67.

Согласные звонкие и глухие.

1

68.

Согласные твердые и мягкие.

1

69.

РР. Подготовка к написанию сочинения по картине.

1

70.

РР. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".

1

71.

Согласные звонкие и глухие.

1

72.

Графика. Алфавит.

1

73.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

74.

Двойная роль букв е, е, ю, я.

1

75.

Орфоэпия.

1

76.

Фонетический разбор слова.

1

77.

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

78.

3.Контрольный  тест по теме: «Фонетика».

1

79.

Анализ контрольного диктанта.

Слово и его лексическое значение.

1

80.

Однозначные и многозначные слова.

1

81.

Прямое и переносное значение слов.

1

82.

Омонимы

1

83.

Омонимы.

1

84.

Синонимы.

1

85.

Антонимы.

1

86.

РР. Повествование. Подго-

товка к написанию изложения по тексту К. Г. Паустовского.

1

87.

РР. Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег».

1

88.

Повторение изученного по теме: «Лексика».

1

89.

4.Контрольный  диктант с грамматическим заданием по теме: «Лексика».

1

90.

Анализ контрольного диктанта. Повторим орфографию.

1

91.

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

92.

РР. Рассуждение как функционально - смысловой тип речи.

1

93.

1. Контрольное сочинение-рассуждение «Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»

1

94.

Окончание. Основа слова.

1

95.

Корень слова.

1

96.

РР. Подготовка к написанию подробного  изложения.

1

97.

РР. Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Последний лист орешника».

1

98.

Суффикс.

1

99.

Приставка.

1

100.

 Чередование звуков.

1

101.

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

102.

Морфемный разбор слов.

1

103.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

104.

Буквы з и с на конце приставок.

1

105.

РР. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения по тексту Е.Пермяка.

1

106.

2.РР. Контрольное сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

1

107.

Буквы а-о в корне лаг-лож.

1

108.

Буквы а-о в корнях раст- ращ -рос.

1

109.

Буквы а-о в корнях раст- ращ -рос.

1

110.

Буквы  е-о  после шипящих в корне слова.

1

111.

Буквы ы-и после ц.

1

112.

Повторение изученного по теме: «Морфемика. Орфография»

1

113.

5.Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме: «Морфемика».

1

114.

Анализ контрольного диктанта. В гостях у корней с чередованиием.

1

115.

Имя существительное как часть речи.

1

116.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

117.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

118.

Род имен существительных.

1

119.

РР. Подготовка к  сочинению-описанию по картине.

1

120.

РР. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

1

121.

Имена существительные, имеющие форму множественного числа.

1

122.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1

123.

Три склонения имен существительных.

1

124.

Падеж имен существительных.

1

125.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

1

126.

Множественное число имен существительных.

1

127.

Правописание о-е после шипящих и  ц

в окончаниях имен существительных.

1

128.

Морфологический разбор имени существительного.

1

129.

Повторительно-обобщающий урок изученного по теме:  «Имя существительное».

1

130.

РР. Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания животного.

1

131.

2РР.Контрольное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение».

1 (май)

132.

Повторим синтаксис и  пунктуацию.

1

133.

Имя прилагательное как часть речи.

1

134.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

135.

Прилагательные полные и краткие.

1

136.

Морфологический разбор прилагательного.

1

137.

Глагол как часть речи.

1

138.

Не с глаголами.

1

139.

Не с глаголами.

1

140.

РР. Подготовка к написанию  контрольного  сжатого  изложения с изменением формы лица.

1

141.

3.РР. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

1

142.

Неопределённая форма глагола.

1

143.

Виды глагола.

1

144.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

145.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

146.

Настоящее и прошедшее время глагола.

1

147.

Будущее время глагола.

1

148.

Проект. В стране Глаголии.

1

149.

Анализ контрольного диктанта.

Урок-аукцион «Хочу всё знать!»

1

150.

Спряжение глагола.

1

151.

Спряжение глагола.

1

152.

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

1

153.

Морфологический разбор глагола.

1

154.

Мягкий знак после шипящих  в глаголах во 2 лице единственного числа.

1

155.

Повторение изученного по теме: «Глагол».

1

156.

6.Контрольная работа  в рамках промежуточной аттестации.

1 (апрель)

157.

Анализ контрольного диктанта. Путешествие в страну Лингвинию.

1

158.

Употребление времен.

1

159.

РР. Сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович «Не взяли на рыбалку».

1

160.

Разделы науки о языке.

1

161.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

162.

Орфограммы в приставках.

1

163.

Орфограммы в окончаниях.

1

164.

Орфограммы в  корнях слов.

1

165.

Орфограммы в  корнях слов.

1

165.

Употребление букв ъ и ь.

1

167.

Повторение. Знаки препинания в  предложениях с прямой речью.

1

168.

Повторение. Диалог.

1

169.

Повторение. В гостях у слова.

1

170.

Роль языка в жизни человека.

1

                 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)

Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....