Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
- Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
- авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2010 – с.18- 27)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
- Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
- авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2010 – с.18- 27)
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв лении, о месте русского языка в современном ми ре, о его богатстве и выразительности; обеспе чить усвоение определенного круга знаний из облас ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор мирование умений применять эти знания на прак тике;
- развивать речь учащихся: обогащать их актив ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографиче ские и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб разно пользоваться ресурсами родного языка в уст ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред полагающими репродуктивную деятельность, при дается задачам, вызывающим активизацию позна вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род ного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pyc ская речь» (для каждого класса) предлагает систе му работы по развитию связной речи: задачи и уп ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об щения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связа ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше нию задач обучения русскому языку в школе.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп лексу могут быть использованы различные ди дактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом - ли нейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжа ется изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обуче ния обусловило нетрадиционную последователь ность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. Программа 2010 года предполагает изучение в 6 классе темы «Имя существительное», которая была рассмотрена в 5 классе по причине того, что обучение проходило по программе 2005 года и учебникам 2003 года. Поэтому в 2010-2011 учебном году отводится 6 часов на повторение темы «Имя существительное» вместо 19 часов. После имени существи тельного изучается глагол (существительное и гла гол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связан ные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). По том изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова со стояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для по вторения существительного, прилагательного, чис лительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре чевую направленность курса, более равномерно рас пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Разделы лингвистики | Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу |
Морфология | Переходные и непереходные глаголы. |
Речевое общение | Разновидности речевого общения. Сферы речевого общения. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Условия речевого общения. Овладение нормами речевого общения. |
Культура речи | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе в объёме 210 часов (из них – 35 часа на развитие речи), т.е. по 6 уроков в неделю в течение 35 учебных недель.
основное содержание курса
Введение
Знакомство с содержание УМК.
Повторение
Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (имя существительное)», «Пунктуация».
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, научный, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), официально-делового (заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе
Грамматика
Понятие о морфологии
Система частей речи в русском языке. Основание их выделения: общие грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.
Наречие как часть речи. Основные группы наречий по знанию. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов. Правописание.
Имя состояния. Понятие об именах состояния, признаки. Группы имен состояния по значению.
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
Повторение изученного.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- соотносить личные формы глагола с инфинити вом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существи тельными среднего рода и собирательными сущест вительными;
- употреблять при глаголах имена существитель ные в нужном косвенном падеже (по списку слово сочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего вре мени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выраже ния разной степени категоричности при побужде нии к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаго лов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаго лы-синонимы для связи предложений и частей це лого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать их от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилага тельное и как имя существительное) с учетом син таксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные зна чения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилага тельных;
- правильно употреблять варианты форм сравни тельной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочета ниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездар ность);
- согласовывать имена прилагательные в сочета ниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- правильно строить словосочетания, обозначаю щие праздники (8 Марта, 9 Мая);
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка пере чней, классификаций, планов и т. д.);
- доказывать принадлежность слова к наречию;
- различать омонимы (зимой как имя существи тельное и как наречие) с учетом значения и синтак сической функции слова;
- отличать слова состояния от наречий;
- различать синонимичные и антонимичные зна чения наречий;
- употреблять наречия со значением оценки;
- использовать наречия как средство организации текста;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимения в контексте в соответ ствии с их значением, избегая неточности, дву смысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения одно образного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответст вии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не гово рить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежли вости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным фор мой вежливости Вы, и др.);
- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки, действий) с точки зрения особенностей строения;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
- анализировать и излагать статью учебника типа рассуждения (текста научного стиля);
- излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, действий), подробно, сжато, с творческим заданием;
- излагать повествовательный текст с заданием (вводить элементы рассуждения, оценки эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
- создавать текст-описание (природы, одежды, действий, обстановки.) по личным впечатлениям и наблюде ниям;
- создавать текст-повествование с элементами опи сания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
- составлять сочинение-рассказ, созданный на ос нове воображения (например, по сюжетной карти не) и осложненный элементами описания обстанов ки;
- строить рассуждение в устной и письменной фор ме на грамматическую тему по образцу рассужде ний, представленных в учебнике;
- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необхо димой композиции и заданному стилю речи.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический). - Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
- Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
- Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
- Тест.
- Словарный диктант.
- Терминологический диктант.
- Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 - Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
- Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. -
М.: Дрофа, 2004 - Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
Для учащихся:
- Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6
класс - М.: Дрофа, 2006 - Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.:
Просвещение, 1994 - Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И Львова. - М.:
Просвещение, 2006
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | тема и содержание урока | планируемый результат | дата |
1. | Русский язык – один из богатейших языков мира | Понимать, что русский язык – развивающее явление, иметь элементарные представления об исторических изменениях в языке, знать, чем занимается этимология, уметь работать с этимологически словарём, пользоваться учебным пособием на уроке и дома, используя его инструментарий; составлять письменное высказывание типа рассуждение на заданную лингвистическую тему | |
2. | Повторение - 10 – 1 - 1 Фонетика.Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография.. | Выполнять фонетический разбор применяя необходимый для этого грамматический материал | |
3. | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Выполнять морфемный и словообразовательный разборы применяя необходимый для этого грамматический материал | |
4. | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Выполнять морфологический разбор существительного применяя необходимый для этого грамматический материал | |
5. | Части речи. Морфологический разбор слова. | Применять изученные орфографические правила, выполнять орфографический разбор | |
6. | Орфограммы в окончаниях слов. | Применять изученные пунктуационные правила, выполнять пунктуационный разбор | |
7. | Р.Р.Признаки текста. | Повторить основные признаки текста уметь отличать тексты от нетекстов. | |
8 | Словосочетание. | пользоваться инструментарием пособия «Русская речь»; опираясь на знание основных признаков текста, отличать тексты от не текстов; составлять письменные и устные тексты на свободную тему Редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | |
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения | Повторить грамматическую основу предложения. Постановку знаков препинания в конце предложения. | |
10 | Сложные предложения. Запятая в сложном предложении | Повторить виды сложных предложений. | |
11 | Диктант № 1 по теме: «Повторение изученного в 5 классе». | Уровень усвоения знаний по теме. | |
12 | Анализ диктанта №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» | ||
13 | Морфология. Понятие о морфологии. (3 часа) Система частей речи в русском языке. Основание их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Знать основания частей речи в русском языке. | |
14-15 | Части речи. Самостоятельные и служебные. | Уметь доказывать принадлежность слова к самостоятельной или служебной части речи. | |
16 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Повторение (6 часов). Собственные и нарицательбные. Одушевленные и неодулшевленные. | Доказывать принадлежность слова к именам существительным. Повторить правописание собственных имен существительных. | |
17 | Род. Число имен существительных. | Род как постоянный признак имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. | |
18 | Система падежей в русском языке и типы скланения имен существительных | Повторить склонение имен существительных. | |
19 | Склонение существительных в единственном числе | ||
20 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов | Правописание суффиксов – ик – ек-; ок, - ек-; онк – он ь к после щипящих; суффиксов – чик, - щик -. | |
21 | Провописание не с именами существительными. Провописание сложных имен существительных | Повторить условия слитного и раздельного написания не с именами существительными. Дефисное и слитное написание сложных существительных. | |
22 | Понятие о глаголе. Систематизация изученного по теме в начальной школе и 5 классе. Роль глагола в речи. Тематические группы глаголов. | - составлять сложный план текста типа описание; - определять тему и основную мысль текста; - редактировать написанное; - составлять подробный пересказ текста-описания в письменной форме | |
23 | Морфологические признаки глагола. Повторение морфологических признаков глагола: спряжение, время, число, лицо, род. Знакомство с новыми грамматическими категориями: наклонение, вид, возвратность. | Составлять денотатный графа; отличать глаголы от других слов со значением действия; определять известные морфологические признаки глаголов; работать с толковым словарём | |
24 | Не с глаголами Повторение орфограммы «Не с глаголами». | Пересказывать текст параграфа, используя сложный план; составлять вопросы по прочитанному тексту; рецензировать и редактировать устные ответы; выполнять морфологический разбор глагола | |
25 | Инфинитив.Инфинитив - неизменяемая форма глагола. Формальные показатели инфинитива: суффиксы -ть, -ти, -чь. Морфемный разбор инфинитива. Морфологические признаки инфинитива. Орфограмма в инфинитиве. | Создавать алгоритм данного орфографического правила и работать по нему; комментировать написанное; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
26 | Возвратные глаголы.Семантика возвратного глагола (материал ознакомительный). Усвоение страдательного значения возвратного глагола.Глаголы переходные и непереходные. | составлять ОК; пересказывать текст по плану; отличать инфинитив от других глагольных форм; находить инфинитив по личной форме глагола; разбирать инфинитив по составу; выполнять орфографический анализ глаголов в форме инфинитива | |
27 | Правописание –тся- и –ться- в глаголахСовершенствование орфографического навыка. Условия орфограммы, алгоритм применение правила. | Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, знать определения (не)переходных глаголов, определять принадлежность глаголов к (не)переходным | |
28 | Контрольный диктант 1 по теме Глагол | ||
29 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
30 | Развитие речиТемы широкие и узкие. | ||
31-32 | Виды глагола.Усвоение основных значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Представление о видовой паре, двувидовые глаголы.Образование видов глагола. Способы образования видовых пар глаголов. | Редактировать написанное, писать выборочное изложение текста, знать, что такое эпиграф, уметь подбирать к тексту эпиграф | |
33 | Правописание корней с чередованием звуков. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании глаголов и их форм. | Определять принадлежность глагола к определённому виду; образовывать глаголы разных видов; уместно использовать глаголы разных видов в устной и письменной речи; осознавать суть грамматической ошибки нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в тексте | |
34 | Понятие «наклонения глаголов». Усвоение значений форм наклонений глаголов. Глаголы изъявительного наклонения, их изменение по временам. | Анализировать особенности живописного произведения, составлять на основе картины сюжетный рассказ, составлять письменное высказывание на заданную тему, соблюдая нормы языка | |
35 | Времена глагола.Углубление понятия о категории времени (понятие момент речи). Глаголы прошедшего времени. Значение, образование глаголов прошедшего времени. Изменение по числам и родам. | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой | |
36-37 | Правописание гласной перед – лˆ- в глаголах прошедшего времени. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме прошедщего времени; грамотно употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи; разбирать глаголы в форме прошедшего времени по составу | |
38-39 | Настоящее и будущее время глагола.Значение, образование и изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени. Понятие «две основы глагола». Переносное употребление форм настоящего и будущего времени. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
40 | Лицо и число глагола.Рассмотрение значения 1,2,3 лица глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме настоящего и будущего времени; грамотно употреблять данные формы глагола в устной и письменной речи; разбирать эти формы глаголов по составу | |
41 - 42 | Развитие речи. Простой и сложный план. Подробное изложение текста – описание с элементами повествования. | Пересказывать текст подробно и сжато по плану, составлять простой план текста; составлять сложный план текста, знать отличие простого плана от сложного (по тексту М. Пришвина «Золотой луг») | |
43 44 45 46 | Спряжение глагола.Совершенствование умения определять спряжение глагола двумя способами (по инфинитиву и личному окончанию). Освоение алгоритма применение правила правописания гласных в личном окончании глагола. | Определять спряжение глагола двумя способами; знать таблицу глаголов второго спряжения; выполнять орфографический разбор глаголов с орфограммой в окончании | |
47 | Разноспрягаемые глаголы.Осмысление особенностей изменения глаголов разноспрягаемых. | Знать список разноспрягаемых глаголов; писать поздравительные открытки | |
48-49 | Глаголы условного наклонения.Значение, образование, изменение глаголов условного наклонения. Работа над согласованием глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим. Орфограмма «Написание бы с глаголами». Место частицы бы в предложении. Знакомство со способами выражения условия в сложном предложении. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к условному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме условного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы условного наклонения | |
50-51 | Глаголы повелительного наклоненияЗначение, образование, изменение глаголов в форме повелительного наклонения. Сфера их употребления. Работа над нормами образования форм повелительного наклонения некоторых глаголов (клади, положи). Орфограмма «Ь после согласных в повелительном наклонении глаголов». Анализ омофонов: форм 2 гл. мн.ч. и форм повелительного наклонения. | Составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к повелительному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме повелительного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы повелительного наклонения | |
52-53 | Правописание глаголов повелительного наклонения. | Различать на письме смешиваемые формы изъявительного и повелительного наклонения, безошибочно писать Ь в глаголах повелительного наклонения | |
54-55 | Промежуточный контроль по теме.Диктант по теме «Глагол» и его анализ. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
56 | Развитие речиЧто такое эпиграф?Эпиграф как выразитель основной мысли текста. Умение подобрать его - показатель культуры и образованности. | ||
57-58 | Развитие речи.Выборочное изложение, близкое к тексту. Упр. 29 | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
59-60 | Безличные глаголы.Понятие о безличных глаголах. Лексические группы безличных глаголов. Семантика и структура односоставных безличных предложений. Их употребление в речи. Употребление личных глаголов в значении безличных. | Распознавать безличные глаголы среди других глагольных форм; правильно употреблять их в устной и письменной речи, знать семантику безличных глаголов, уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, определять синтаксическую функцию безличных глаголов | |
61-62 | Словообразование глаголовСпособы словообразования глаголов. Словообразовательный разбор глаголов. Морфемный анализ глаголов. | Используя суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы, образовывать однокоренные глаголы; выполнять разбор глагола по составу; выполнять словообразовательный разбор глагола | |
63-64 | Правописание суффиксов глаголов.Усвоение орфограммы «Гласная в суффиксах – ова (- ева), -ыва (- ива)». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
65-66 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | Опознавать глагол среди других частей речи в тексте, грамотно употреблять глаголы в речи, определять грамматические признаки глагола, разбирать глаголы по составу | |
67 | Развитие речи.Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот | Иметь представление об описательном обороте, подбирать описательные обороты к ключевым словам, составлять тесты, используя в качестве средства связи описательные обороты | |
68 | Орфографический практикум.Повторение орфограмм по теме «Глагол». | Применять орфографические правила по теме «Правописание глаголов» | |
69 | Пунктуационный практикум. | Уметь анализировать структуру предложения, грамотно пользоваться изученными пунктуационными правилами | |
70 | Итоговая контрольная работа по теме «Глагол».Контроль и диагностика уровня усвоения материала по теме, порядка и качества выполнения некоторых видов грамматических разборов. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
71 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | |
72 | Развитие речи. Стили речи. Книжные стили. Официально – деловой стиль. | ||
73 | Типы речи. Повествование. РассказИзложение близкое к тексту, повествовательного текста упр. №62. | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
74 | Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Повторение морфологических признаков прилагательного. | Доказывать принадлежность слова к именам прилагательных отличать имя прилагательное от однокоренных слов по совокупности признаков. Уметь определять рольв предложении. | |
75-76 | Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных прилагательных | Определять пренадлежность прилагательного к одному из 3х разрядов, знать характерные особенности каждого разряда. | |
77-78 | Полные и краткие прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. | Отличать полные прилагательные от кратких; образовывать полные и краткие формы прилагательных; правильно употреблять в речи полные и краткие формы прилагательных; владеть орфограммой «Отсутствие ь после шипящих на конце кратких прилагательных» | |
79-80 | Развитие речи. Сжатое изложение повествовательного текста. Упр. 70 | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
81 | Правописание кратких имен прилагательнгых с основой на шипящую. | ||
82 | Склонение полных прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных. | Усвоить алгоритм применения правила «Правописание гласных в окончаниях прилагательных»; именять полные прилагательные по падежам и числам. | |
83 | Правописание окончаний прилагательных. Орфограмма «О-Е после шипящих в окончании прилагательных». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
84 | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ий -. Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Орфограмма «Ь в притяжательных прилагательных (в косвенных падежах)». | Образовывать суффиксальным способом притяжательные прилагательные; определять свойственные притяжательным прилагательным морфологические признаки; употреблять притяжательные прилагательные в устной и письменной речи; разбирать притяжательные прилагательные по составу; составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
85 | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин (-ый-)-ов (-ев-) | ||
86-87 | Степени сравнения прилагательных. Значение, образование, изменение прилагательных в формах степеней сравнения. Употребление прилагатетельных в роле определений и сказуемых. | Знать способы образования степеней сравнения, правильно употреблять в речи степени сравнения, определять синтаксическую роль прилагательных в формах степеней сравнения, изменять прилагательные в формах степеней сравнения | |
88 | Промежуточный контроль по теме. Диктант по теме «Прилагательные». | ||
89-90 | Развитие речи.Жанр - сочинение-миниатюра, его особенности. Сбор материала. Подготовка к домашнему сочинению-описанию на тему «Описание природы. Зима». | Составлять план, читать и анализировать текст, - делать сопоставительный анализ текстов, писать выборочное изложение текста, собирать рабочий материал для сочинения | |
91 | Знакомство с основными способами образования прилагательных. Суффиксальный способ образования прилагательных. Значения суффиксов прилагательных. | Образовывать прилагательные при помощи суффиксов; выполнять словообразовательный разбор прилагательных; выполнять морфемный разбор прилагательных | |
92-93 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –н, -онн, -енн, -ан, -ян, -ин. . Значение суффиксов. Правописание Н и НН в прилагательных. Знакомство с основными условиями этого правила. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
94-95 | Образование прилагательных при помощи суффиксов – к - , - ск-. Знакомство с правилом их употребления. Отработка орфографического навыка. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
96-97 | Не с прилагательными. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
98-99 | Развитие речи. Описание помещения. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа текста. Работа над описанием интерьера помещения. Составление полного развёрнутого описания помещения. Подготовка к написанию домашнего сочинения. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
100 | Слитно-дефисное написание сложных прилагательных. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
101 | Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи. | ||
102-103 | Систематизация и повторении изученного по теме «Имя прилагательное». | Выполнение основных видов грамматического разбора на примере прилагательных (фонетического, морфемного, словообразовательного, орфографического, морфологического) | |
104 | Орфографический практикум. | Выполнять орфографический разбор предложений | |
105 | Пунктуационный практикум. | Выполнять пунктуационный разбор предложений | |
106-107 | Итоговый диктант по теме «Прилагательные». Итоговый диктант и его анализ | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
106 | Развитие речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | Иметь представление об описательном обороте, подбирать описательные обороты к ключевым словам, составлять тесты, используя в качестве средства связи описательные обороты | |
107 | Развитие речи. Рассказ на основе картины, включающей описание. Совершенствование умения составлять письменное высказывание в художественном стиле, анализировать произведение искусства (живописи). Знакомство и работа с понятием «жанровая картина». | Читать и анализировать предложенный текст; составлять его план; выполнять упражнение типа «словесное рисование»; выполнять сопоставительный анализ текстов, писать выборочное изложение; писать сочинение в жанре рассказ на основе картины | |
108 | Понятие о числительном. Осмысление значения, грамматических признаков числительного. Сфера их употребления. Сопоставление числительных с другими частями речи, имеющими значение числа. | Распознавать числительные среди других слов со значением числа; составлять ОК; составлять связное монологическое высказывание на лингвистическую тему | |
109 | Простые, сложные, составные числительные. | Определять принадлежность числительных к разряду на основе анализа их строения, производить этимологический анализ сложных числительных | |
110 | Орфограмма «Ь в числительных». | Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных, пользоваться на письме изученным орфографическим правилом | |
111 | Классификация числительных по значению. | Анализируя семантику числительных, определять их принадлежность к разряду | |
112-113 | Количественные числительные, их значение, изменение, нормы употребления. Формирование умения употреблять их в косвенных падежах. Нормы акцентологии. Синтаксические особенности количественных числительных. Работа над орфограммами «Ь в числительных», «И в окончаниях числительных». | Определять принадлежности числительного к разряду количественных; правильное употребление количественных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
114-115 | Собирательные числительные. Осмысление значения собирательных числительных, особенностей их сочетаемости с существительными. | Определение принадлежности числительного к разряду собирательных; правильное употребление собирательных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
116 | Числительные оба, обе. Особенности изменения числительных оба, обе. Нормы их употребления в речи. Использование их со словами, выражающими приблизительное количество. | Уметь склонять собирательные числительные оба, обе; правильное употребление собирательных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи в сочетании с существительными | |
117 | Развитие речи. Знакомство с официально-деловым стилем, сферой его использования, целью, языковыми особенностями. Совершенствование умения составлять деловые бумаги (заявления, объявления, расписки, справки, докладные). | Определять принадлежность текста к стилю речи (научному, разговорному, художественному, официально-деловому); составлять те5ксты делового стиля речи (заявления, объявления, расписки, справки, докладные) | |
118-119 | Порядковые числительные. Понятие о порядковых числительных, их значения, изменения, образование. Сопоставление их с прилагательными. Особенности употребления в речи. Усвоение правил написания прописных букв в датах. | Определять принадлежность числительного к разряду порядковых; правильно употреблять порядковые числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
120 | Дробные числительные. Значение, образование, особенности изменения дробных числительных. Нормы изменения полтора, полтораста. Совершенствование умения употреблять числительные в косвенных падежах. | Определять принадлежность числительного к разряду дробных; правильно употреблять дробные числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
121-122 | Развитие речи. Изложение, близкое к тексту. | Составлять сложный план текста типа описание; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять подробный пересказ текста в письменной форме | |
123-124 | Повторение по теме «Числительное». | Определять принадлежность числительных к разряду на основе анализа их строения; отличать числительные от других слов со значение числа; правильно склонять различные виды числительных | |
125 | Орфографический практикум. Повторение основных орфограмм, изученных по теме «Имя числительное». | Пользоваться в письменной речи изученными орфографическими правилами, выполнять орфографический разбор слов | |
126 | Пунктуационный практикум. | Пользоваться на письме изученными пунктуационными правилами, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
127 | Итоговый диктант по теме «Числительные». | Работать с деформированным текстом, записывать числительные словами соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
128 | Развитие речи. Описание книги. | Собирать рабочий материал для сочинения в жанре миниатюры; писать сочинение - описание на заданную тему; читать и анализировать предложенные тексты; редактировать написанное | |
129 | Понятие о наречии. Наречие – самостоятельная часть речи. Сопоставление наречий с другими частями речи. | Наречие | |
130 | Разряды наречий по значению. | Узнавать наречия среди других слов со значением признака; определять разряд наречия по значению; выполнять морфологический разбор наречий | |
131 | Употребление наречий в речи. | Знать разряды наречий, задавать к наречиям вопросы, определяя принадлежность наречий к определённому разряду, | |
132-133 | Развитие речи. Сочинение – рассуждение в научном в разных стилях речи. | Употреблять наречия в устной и письменной речи; использовать наречие в качестве средства связи между предложениями | |
134-135 | Степени сравнения наречий. Понятие о СС наречий. Их сопоставление со СС прилагательных. Усвоение норм образования и употребления в речи СС наречий. | Знать особенности научного стиля речи и типа речи рассуждение, составлять план текста, знать, что такое тезис, аргументы, делать выводы, формулировать тезис и аргументировать его, использовать наречия для связи предложений | |
136 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. | Знать способы образования степеней сравнения наречий, образовывать простые и сложные формы степеней сравнения; употреблять в устной и письменной речи наречия в формах СС; различать формы СС прилагательных и наречий, определять синтаксическую роль наречий в формах степеней сравнения | |
137-138 | Не с наречиями. Знакомство с новым правилом и сопоставление с подобными, изученными ранее. Формулирование общих условий написания с не слов разных частей речи. | Выполнять словообразовательный разбор; выполнять морфемный разбор; образовывать наречия с помощью приставок и суффиксов | |
139 | Орфографический практикум на тему «Не с разными частями речи». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
140 | Правописание наречий. Гласные после шипящих на конце наречий. Н и нн в наречиях на -о (е). | Составлять обобщающие таблицы по блоку однотипных орфограмм, работать по алгоритму, применять изученные орфографические правила на практике | |
141 | Правописание наречий. О – А на конце наречий. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
142-143 | Дефис в наречиях. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
144-145 | Ь на конце наречий. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
146-147 | Неморфологические способы образования наречий. Образование наречия путём перехода слов из одной части речи в другую. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
148 | Повторение по теме «Наречия». | Различать омонимичные части речи, видя среди них наречие; правильно употреблять в устной и письменной речи слова-омонимы; осознавать зависимость способа написания слова и его принадлежности к части речи | |
149-150 | Слова состояния. Значение слов состояний. Сопоставление их с наречиями и краткими прилагательными на основе анализа их синтаксической роли. Безличные предложения (ознакомление). | Уметь распознавать наречия в тексте на основе их грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков, отличать наречия от омонимов, соблюдать нормы употребления наречий в устной и письменной речи | |
151 | Контрольный урок по теме «Наречие». | Отличать слова состояния от других слов на основе их значения и синтаксической функции | |
152-153 | Развитие речи. Сжатое изложение | Применять приобретённые теоретические знания по теме в конкретной практической деятельности | |
154 | Орфографический практикум. | Составлять сложный план текста; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять сжатый пересказ текста-повествования в письменной форме, демонстрируя приёмы сжатия | |
155 | Пунктуационный практикум. | Применять изученные орфографические правила на практике, выполнять орфографический разбор слов | |
156 | Итоговый диктант по теме «Наречие. Слово состояния». | Применять изученные пунктуационные правила на практике, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
157-158 | Понятие о местоимении. Особенности семантики местоимений. Их соотнесённость с другими частями речи (существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Группы местоимений (по значению), их специфика, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности употребления в речи. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
159-160 | Классификация местоимений по значению (разряды). Личные местоимения. Значение личных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления личных местоимений в речи. | Местоимение | |
161-162 | Притяжательные местоимения. Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Различение значений местоимения 3л. ед.ч. род.п., употребляемого в качестве личного и притяжательного местоимений. Особенности местоимения свой. | Осознать отличие местоимений от частей речи, с которыми они соотносятся; видеть местоимения в тексте; правильно употреблять их в речи; определять вид местоимения по соотнесению с другими частями речи | |
163 | Возвратное местоимение. Значение возвратного местоимения, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Осознание значимости этого местоимения при сопоставлении его со значением возвратного суффикса и местоимений 3 лица. Употребление его в значении притяжательных местоимений. | Отличать личные местоимения от других; определять лицо и число личных местоимений; склонять личные местоимения; употреблять личные местоимения правильно в устной и письменной речи | |
164-165 | Развитие речи. Сочинение по картине. | Отличать притяжательные местоимения от других; различать омонимичные формы притяжательных и личных местоимений; правильно употреблять притяжательные местоимения в устной и письменной речи | |
166 | Вопросительные местоимения. Значение вопросительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления вопросительных местоимений. | Отличать возвратное местоимение от других, осознавая специфику его значения; правильно употреблять местоимение себя в устной и письменной речи | |
167 | Относительные местоимения. Значение относительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления. Сопоставление их с вопросительными местоимениями. Употребление их в СПП как средства связи между его частями. | Анализировать особенности живописного произведения, составлять на основе картины сюжетный рассказ, составлять письменное высказывание на заданную тему, соблюдая нормы языка | |
168-169 | Неопределённые местоимения. Значение неопределённых местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления. Сопоставление с местоимениями других разрядов. Орфограмма «Дефис в неопределённых местоимениях». | Отличать вопросительные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
170 | Отрицательные местоимения. Значение отрицательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сопоставление их с вопросительными местоимениями. | Отличать относительные местоимения от других, осознавая специфику их употребления в речи в качестве средства связи частей СПП; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
171 | Не и ни в местоимениях. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
172 | Определительные местоимения. Значение определительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. | Отличать определительные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
173 | Указательные местоимения. Значение указательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сопоставление их с другими частями речи. | Отличать указательные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
174 | Правописание местоимений – наречий потому, затем, отсюда, поэтому и т.п. | Уметь правильно писать местоимения – наречия | |
175 | Развитие речи. Морфологические средства связи предложения в тексте. Местоимения. Зависимость связности речи от умения употреблять местоимения. Роль личных и указательных местоимений в качестве средств связи между частями и предложениями текста. | Выразительно читать и анализировать текст на предмет определения способа грамматической связи предложений в нём; определять средства связи предложений в тексте | |
176 | Повторение по теме «Местоимения». Систематизация и обобщение ЗУН по теме на основе морфологического разбора местоимений. Подготовка к контрольному тесту. | Распознавать местоимения среди других частей речи по совокупности их признаков, выполнять морфологический разбор местоимений, использовать местоимения для связи предложений и устранения речевого повтора | |
177 | Итоговый тест по теме «Местоимение». | Применять приобретённые теоретические знания по теме в конкретной практической деятельности | |
178 | Орфографический практикум. | Применять изученные орфографические правила на практике, выполнять орфографический разбор слов | |
179 | Пунктуационный практикум. | Применять изученные пунктуационные правила на практике, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
180 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
181-182 | Развитие речи. Выборочное изложение теста. | Составлять сложный план текста; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять пересказ текста в письменной форме | |
183-184 | Фонетический разбор слова. | Систематизация и повторение изученного | |
185-186 | Морфемный разбор слова. | Выполнять звуко-буквенный анализ слова на основе имеющихся знаний по теме «Фонетика» | |
187 | Словообразовательный разбор слов. | Выполнять разбор слов разных частей речи по составу на основе имеющихся по теме «Морфемика» знаний | |
188-189 | Морфологический разбор слов самостоятельных частей речи. | Находить исходные слова и определять способ образования слова | |
190-191 | Итоговая контрольная работа. | Определять принадлежность слова к группе существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных, местоимений, слов состояния по совокупности признаков, задавать вопросы, приводить начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль слова | |
192 | НЕ и НИ с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, глаголами | демонстрация зун в области изученного материала | |
193 | Н и НН в суффиксах прилагательных, существительных и наречий. | Опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общие и различные условия написания с НЕ с разными частями речи, приводить свои примеры, делать выводы | |
194 | Правописание сложных слов. | Опознавать части речи с н, НН, безошибочно писать, видеть общие и различные условия написания в разных частях речи, приводить свои примеры, делать выводы | |
195 | О, Ё после шипящих в словах разных частей речи в корне, суффиксе, окончании. | Безошибочно писать сложные слова, находить исходные для них словосочетания, определять тип с/с (сочинительное, подчинительное), правильно применять условия написания слов с пол-, полу- | |
196 | Правописание окончаний в словах разных частей речи. | Опознавать части речи, анализировать условия орфограммы, делать выводы на основе анализа условий, грамотно писать слова на данную орфограмму, определять в словах корень, суффиксы, окончания, ставить ударение, подбирать проверочные слова, пользоваться орфографическим словарём, ставить ударение | |
197 | Правописание приставок в словах разных частей речи. | Определять части речи, выделять в словах окончания, задавать к словам вопросы, определять род, число, спряжение у глагола, определять падеж, склонение у существительных | |
198 | Развитие речи. Текст и его признаки. | Определять приставки в словах, применять при написании приставок соответствующее орфографическое правило, пользоваться орфографическим словарём, определять значение приставки, определять принадлежность звука к группах звонких и глухих согласных, отличать гласные звуки от согласных | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-169107-1509908957.jpg)
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254465-1368535720.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-466930-1406818075.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся СПО
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык" предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования для специальностей 180403 Судовождение, 180405 Судовы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765535-1457428364.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9И класса (на 2015-2016 год)
Рабочая программа...