Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
- Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
- авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2010 – с.18- 27)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_2010-2011.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
- Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
- авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2010 – с.18- 27)
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв лении, о месте русского языка в современном ми ре, о его богатстве и выразительности; обеспе чить усвоение определенного круга знаний из облас ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор мирование умений применять эти знания на прак тике;
- развивать речь учащихся: обогащать их актив ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографиче ские и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб разно пользоваться ресурсами родного языка в уст ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред полагающими репродуктивную деятельность, при дается задачам, вызывающим активизацию позна вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род ного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pyc ская речь» (для каждого класса) предлагает систе му работы по развитию связной речи: задачи и уп ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об щения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связа ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше нию задач обучения русскому языку в школе.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп лексу могут быть использованы различные ди дактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом - ли нейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжа ется изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обуче ния обусловило нетрадиционную последователь ность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. Программа 2010 года предполагает изучение в 6 классе темы «Имя существительное», которая была рассмотрена в 5 классе по причине того, что обучение проходило по программе 2005 года и учебникам 2003 года. Поэтому в 2010-2011 учебном году отводится 6 часов на повторение темы «Имя существительное» вместо 19 часов. После имени существи тельного изучается глагол (существительное и гла гол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связан ные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). По том изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова со стояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для по вторения существительного, прилагательного, чис лительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре чевую направленность курса, более равномерно рас пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Разделы лингвистики | Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу |
Морфология | Переходные и непереходные глаголы. |
Речевое общение | Разновидности речевого общения. Сферы речевого общения. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Условия речевого общения. Овладение нормами речевого общения. |
Культура речи | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе в объёме 210 часов (из них – 35 часа на развитие речи), т.е. по 6 уроков в неделю в течение 35 учебных недель.
основное содержание курса
Введение
Знакомство с содержание УМК.
Повторение
Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (имя существительное)», «Пунктуация».
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, научный, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), официально-делового (заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе
Грамматика
Понятие о морфологии
Система частей речи в русском языке. Основание их выделения: общие грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.
Наречие как часть речи. Основные группы наречий по знанию. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов. Правописание.
Имя состояния. Понятие об именах состояния, признаки. Группы имен состояния по значению.
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
Повторение изученного.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- соотносить личные формы глагола с инфинити вом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существи тельными среднего рода и собирательными сущест вительными;
- употреблять при глаголах имена существитель ные в нужном косвенном падеже (по списку слово сочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего вре мени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выраже ния разной степени категоричности при побужде нии к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаго лов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаго лы-синонимы для связи предложений и частей це лого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать их от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилага тельное и как имя существительное) с учетом син таксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные зна чения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилага тельных;
- правильно употреблять варианты форм сравни тельной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочета ниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездар ность);
- согласовывать имена прилагательные в сочета ниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- правильно строить словосочетания, обозначаю щие праздники (8 Марта, 9 Мая);
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка пере чней, классификаций, планов и т. д.);
- доказывать принадлежность слова к наречию;
- различать омонимы (зимой как имя существи тельное и как наречие) с учетом значения и синтак сической функции слова;
- отличать слова состояния от наречий;
- различать синонимичные и антонимичные зна чения наречий;
- употреблять наречия со значением оценки;
- использовать наречия как средство организации текста;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимения в контексте в соответ ствии с их значением, избегая неточности, дву смысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения одно образного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответст вии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не гово рить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежли вости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным фор мой вежливости Вы, и др.);
- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки, действий) с точки зрения особенностей строения;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
- анализировать и излагать статью учебника типа рассуждения (текста научного стиля);
- излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, действий), подробно, сжато, с творческим заданием;
- излагать повествовательный текст с заданием (вводить элементы рассуждения, оценки эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
- создавать текст-описание (природы, одежды, действий, обстановки.) по личным впечатлениям и наблюде ниям;
- создавать текст-повествование с элементами опи сания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
- составлять сочинение-рассказ, созданный на ос нове воображения (например, по сюжетной карти не) и осложненный элементами описания обстанов ки;
- строить рассуждение в устной и письменной фор ме на грамматическую тему по образцу рассужде ний, представленных в учебнике;
- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необхо димой композиции и заданному стилю речи.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический). - Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
- Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
- Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
- Тест.
- Словарный диктант.
- Терминологический диктант.
- Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 - Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
- Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. -
М.: Дрофа, 2004 - Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
Для учащихся:
- Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6
класс - М.: Дрофа, 2006 - Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.:
Просвещение, 1994 - Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И Львова. - М.:
Просвещение, 2006
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | тема и содержание урока | планируемый результат | дата |
1. | Русский язык – один из богатейших языков мира | Понимать, что русский язык – развивающее явление, иметь элементарные представления об исторических изменениях в языке, знать, чем занимается этимология, уметь работать с этимологически словарём, пользоваться учебным пособием на уроке и дома, используя его инструментарий; составлять письменное высказывание типа рассуждение на заданную лингвистическую тему | |
2. | Повторение - 10 – 1 - 1 Фонетика.Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография.. | Выполнять фонетический разбор применяя необходимый для этого грамматический материал | |
3. | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Выполнять морфемный и словообразовательный разборы применяя необходимый для этого грамматический материал | |
4. | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Выполнять морфологический разбор существительного применяя необходимый для этого грамматический материал | |
5. | Части речи. Морфологический разбор слова. | Применять изученные орфографические правила, выполнять орфографический разбор | |
6. | Орфограммы в окончаниях слов. | Применять изученные пунктуационные правила, выполнять пунктуационный разбор | |
7. | Р.Р.Признаки текста. | Повторить основные признаки текста уметь отличать тексты от нетекстов. | |
8 | Словосочетание. | пользоваться инструментарием пособия «Русская речь»; опираясь на знание основных признаков текста, отличать тексты от не текстов; составлять письменные и устные тексты на свободную тему Редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | |
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения | Повторить грамматическую основу предложения. Постановку знаков препинания в конце предложения. | |
10 | Сложные предложения. Запятая в сложном предложении | Повторить виды сложных предложений. | |
11 | Диктант № 1 по теме: «Повторение изученного в 5 классе». | Уровень усвоения знаний по теме. | |
12 | Анализ диктанта №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» | ||
13 | Морфология. Понятие о морфологии. (3 часа) Система частей речи в русском языке. Основание их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Знать основания частей речи в русском языке. | |
14-15 | Части речи. Самостоятельные и служебные. | Уметь доказывать принадлежность слова к самостоятельной или служебной части речи. | |
16 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Повторение (6 часов). Собственные и нарицательбные. Одушевленные и неодулшевленные. | Доказывать принадлежность слова к именам существительным. Повторить правописание собственных имен существительных. | |
17 | Род. Число имен существительных. | Род как постоянный признак имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. | |
18 | Система падежей в русском языке и типы скланения имен существительных | Повторить склонение имен существительных. | |
19 | Склонение существительных в единственном числе | ||
20 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов | Правописание суффиксов – ик – ек-; ок, - ек-; онк – он ь к после щипящих; суффиксов – чик, - щик -. | |
21 | Провописание не с именами существительными. Провописание сложных имен существительных | Повторить условия слитного и раздельного написания не с именами существительными. Дефисное и слитное написание сложных существительных. | |
22 | Понятие о глаголе. Систематизация изученного по теме в начальной школе и 5 классе. Роль глагола в речи. Тематические группы глаголов. | - составлять сложный план текста типа описание; - определять тему и основную мысль текста; - редактировать написанное; - составлять подробный пересказ текста-описания в письменной форме | |
23 | Морфологические признаки глагола. Повторение морфологических признаков глагола: спряжение, время, число, лицо, род. Знакомство с новыми грамматическими категориями: наклонение, вид, возвратность. | Составлять денотатный графа; отличать глаголы от других слов со значением действия; определять известные морфологические признаки глаголов; работать с толковым словарём | |
24 | Не с глаголами Повторение орфограммы «Не с глаголами». | Пересказывать текст параграфа, используя сложный план; составлять вопросы по прочитанному тексту; рецензировать и редактировать устные ответы; выполнять морфологический разбор глагола | |
25 | Инфинитив.Инфинитив - неизменяемая форма глагола. Формальные показатели инфинитива: суффиксы -ть, -ти, -чь. Морфемный разбор инфинитива. Морфологические признаки инфинитива. Орфограмма в инфинитиве. | Создавать алгоритм данного орфографического правила и работать по нему; комментировать написанное; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
26 | Возвратные глаголы.Семантика возвратного глагола (материал ознакомительный). Усвоение страдательного значения возвратного глагола.Глаголы переходные и непереходные. | составлять ОК; пересказывать текст по плану; отличать инфинитив от других глагольных форм; находить инфинитив по личной форме глагола; разбирать инфинитив по составу; выполнять орфографический анализ глаголов в форме инфинитива | |
27 | Правописание –тся- и –ться- в глаголахСовершенствование орфографического навыка. Условия орфограммы, алгоритм применение правила. | Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, знать определения (не)переходных глаголов, определять принадлежность глаголов к (не)переходным | |
28 | Контрольный диктант 1 по теме Глагол | ||
29 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
30 | Развитие речиТемы широкие и узкие. | ||
31-32 | Виды глагола.Усвоение основных значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Представление о видовой паре, двувидовые глаголы.Образование видов глагола. Способы образования видовых пар глаголов. | Редактировать написанное, писать выборочное изложение текста, знать, что такое эпиграф, уметь подбирать к тексту эпиграф | |
33 | Правописание корней с чередованием звуков. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании глаголов и их форм. | Определять принадлежность глагола к определённому виду; образовывать глаголы разных видов; уместно использовать глаголы разных видов в устной и письменной речи; осознавать суть грамматической ошибки нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в тексте | |
34 | Понятие «наклонения глаголов». Усвоение значений форм наклонений глаголов. Глаголы изъявительного наклонения, их изменение по временам. | Анализировать особенности живописного произведения, составлять на основе картины сюжетный рассказ, составлять письменное высказывание на заданную тему, соблюдая нормы языка | |
35 | Времена глагола.Углубление понятия о категории времени (понятие момент речи). Глаголы прошедшего времени. Значение, образование глаголов прошедшего времени. Изменение по числам и родам. | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой | |
36-37 | Правописание гласной перед – лˆ- в глаголах прошедшего времени. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме прошедщего времени; грамотно употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи; разбирать глаголы в форме прошедшего времени по составу | |
38-39 | Настоящее и будущее время глагола.Значение, образование и изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени. Понятие «две основы глагола». Переносное употребление форм настоящего и будущего времени. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
40 | Лицо и число глагола.Рассмотрение значения 1,2,3 лица глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме настоящего и будущего времени; грамотно употреблять данные формы глагола в устной и письменной речи; разбирать эти формы глаголов по составу | |
41 - 42 | Развитие речи. Простой и сложный план. Подробное изложение текста – описание с элементами повествования. | Пересказывать текст подробно и сжато по плану, составлять простой план текста; составлять сложный план текста, знать отличие простого плана от сложного (по тексту М. Пришвина «Золотой луг») | |
43 44 45 46 | Спряжение глагола.Совершенствование умения определять спряжение глагола двумя способами (по инфинитиву и личному окончанию). Освоение алгоритма применение правила правописания гласных в личном окончании глагола. | Определять спряжение глагола двумя способами; знать таблицу глаголов второго спряжения; выполнять орфографический разбор глаголов с орфограммой в окончании | |
47 | Разноспрягаемые глаголы.Осмысление особенностей изменения глаголов разноспрягаемых. | Знать список разноспрягаемых глаголов; писать поздравительные открытки | |
48-49 | Глаголы условного наклонения.Значение, образование, изменение глаголов условного наклонения. Работа над согласованием глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим. Орфограмма «Написание бы с глаголами». Место частицы бы в предложении. Знакомство со способами выражения условия в сложном предложении. | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к условному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме условного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы условного наклонения | |
50-51 | Глаголы повелительного наклоненияЗначение, образование, изменение глаголов в форме повелительного наклонения. Сфера их употребления. Работа над нормами образования форм повелительного наклонения некоторых глаголов (клади, положи). Орфограмма «Ь после согласных в повелительном наклонении глаголов». Анализ омофонов: форм 2 гл. мн.ч. и форм повелительного наклонения. | Составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к повелительному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме повелительного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы повелительного наклонения | |
52-53 | Правописание глаголов повелительного наклонения. | Различать на письме смешиваемые формы изъявительного и повелительного наклонения, безошибочно писать Ь в глаголах повелительного наклонения | |
54-55 | Промежуточный контроль по теме.Диктант по теме «Глагол» и его анализ. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
56 | Развитие речиЧто такое эпиграф?Эпиграф как выразитель основной мысли текста. Умение подобрать его - показатель культуры и образованности. | ||
57-58 | Развитие речи.Выборочное изложение, близкое к тексту. Упр. 29 | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
59-60 | Безличные глаголы.Понятие о безличных глаголах. Лексические группы безличных глаголов. Семантика и структура односоставных безличных предложений. Их употребление в речи. Употребление личных глаголов в значении безличных. | Распознавать безличные глаголы среди других глагольных форм; правильно употреблять их в устной и письменной речи, знать семантику безличных глаголов, уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, определять синтаксическую функцию безличных глаголов | |
61-62 | Словообразование глаголовСпособы словообразования глаголов. Словообразовательный разбор глаголов. Морфемный анализ глаголов. | Используя суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы, образовывать однокоренные глаголы; выполнять разбор глагола по составу; выполнять словообразовательный разбор глагола | |
63-64 | Правописание суффиксов глаголов.Усвоение орфограммы «Гласная в суффиксах – ова (- ева), -ыва (- ива)». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
65-66 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | Опознавать глагол среди других частей речи в тексте, грамотно употреблять глаголы в речи, определять грамматические признаки глагола, разбирать глаголы по составу | |
67 | Развитие речи.Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот | Иметь представление об описательном обороте, подбирать описательные обороты к ключевым словам, составлять тесты, используя в качестве средства связи описательные обороты | |
68 | Орфографический практикум.Повторение орфограмм по теме «Глагол». | Применять орфографические правила по теме «Правописание глаголов» | |
69 | Пунктуационный практикум. | Уметь анализировать структуру предложения, грамотно пользоваться изученными пунктуационными правилами | |
70 | Итоговая контрольная работа по теме «Глагол».Контроль и диагностика уровня усвоения материала по теме, порядка и качества выполнения некоторых видов грамматических разборов. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
71 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | |
72 | Развитие речи. Стили речи. Книжные стили. Официально – деловой стиль. | ||
73 | Типы речи. Повествование. РассказИзложение близкое к тексту, повествовательного текста упр. №62. | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
74 | Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Повторение морфологических признаков прилагательного. | Доказывать принадлежность слова к именам прилагательных отличать имя прилагательное от однокоренных слов по совокупности признаков. Уметь определять рольв предложении. | |
75-76 | Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных прилагательных | Определять пренадлежность прилагательного к одному из 3х разрядов, знать характерные особенности каждого разряда. | |
77-78 | Полные и краткие прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. | Отличать полные прилагательные от кратких; образовывать полные и краткие формы прилагательных; правильно употреблять в речи полные и краткие формы прилагательных; владеть орфограммой «Отсутствие ь после шипящих на конце кратких прилагательных» | |
79-80 | Развитие речи. Сжатое изложение повествовательного текста. Упр. 70 | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой. | |
81 | Правописание кратких имен прилагательнгых с основой на шипящую. | ||
82 | Склонение полных прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных. | Усвоить алгоритм применения правила «Правописание гласных в окончаниях прилагательных»; именять полные прилагательные по падежам и числам. | |
83 | Правописание окончаний прилагательных. Орфограмма «О-Е после шипящих в окончании прилагательных». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
84 | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ий -. Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Орфограмма «Ь в притяжательных прилагательных (в косвенных падежах)». | Образовывать суффиксальным способом притяжательные прилагательные; определять свойственные притяжательным прилагательным морфологические признаки; употреблять притяжательные прилагательные в устной и письменной речи; разбирать притяжательные прилагательные по составу; составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
85 | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин (-ый-)-ов (-ев-) | ||
86-87 | Степени сравнения прилагательных. Значение, образование, изменение прилагательных в формах степеней сравнения. Употребление прилагатетельных в роле определений и сказуемых. | Знать способы образования степеней сравнения, правильно употреблять в речи степени сравнения, определять синтаксическую роль прилагательных в формах степеней сравнения, изменять прилагательные в формах степеней сравнения | |
88 | Промежуточный контроль по теме. Диктант по теме «Прилагательные». | ||
89-90 | Развитие речи.Жанр - сочинение-миниатюра, его особенности. Сбор материала. Подготовка к домашнему сочинению-описанию на тему «Описание природы. Зима». | Составлять план, читать и анализировать текст, - делать сопоставительный анализ текстов, писать выборочное изложение текста, собирать рабочий материал для сочинения | |
91 | Знакомство с основными способами образования прилагательных. Суффиксальный способ образования прилагательных. Значения суффиксов прилагательных. | Образовывать прилагательные при помощи суффиксов; выполнять словообразовательный разбор прилагательных; выполнять морфемный разбор прилагательных | |
92-93 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –н, -онн, -енн, -ан, -ян, -ин. . Значение суффиксов. Правописание Н и НН в прилагательных. Знакомство с основными условиями этого правила. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
94-95 | Образование прилагательных при помощи суффиксов – к - , - ск-. Знакомство с правилом их употребления. Отработка орфографического навыка. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
96-97 | Не с прилагательными. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
98-99 | Развитие речи. Описание помещения. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа текста. Работа над описанием интерьера помещения. Составление полного развёрнутого описания помещения. Подготовка к написанию домашнего сочинения. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
100 | Слитно-дефисное написание сложных прилагательных. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмм | |
101 | Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи. | ||
102-103 | Систематизация и повторении изученного по теме «Имя прилагательное». | Выполнение основных видов грамматического разбора на примере прилагательных (фонетического, морфемного, словообразовательного, орфографического, морфологического) | |
104 | Орфографический практикум. | Выполнять орфографический разбор предложений | |
105 | Пунктуационный практикум. | Выполнять пунктуационный разбор предложений | |
106-107 | Итоговый диктант по теме «Прилагательные». Итоговый диктант и его анализ | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
106 | Развитие речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | Иметь представление об описательном обороте, подбирать описательные обороты к ключевым словам, составлять тесты, используя в качестве средства связи описательные обороты | |
107 | Развитие речи. Рассказ на основе картины, включающей описание. Совершенствование умения составлять письменное высказывание в художественном стиле, анализировать произведение искусства (живописи). Знакомство и работа с понятием «жанровая картина». | Читать и анализировать предложенный текст; составлять его план; выполнять упражнение типа «словесное рисование»; выполнять сопоставительный анализ текстов, писать выборочное изложение; писать сочинение в жанре рассказ на основе картины | |
108 | Понятие о числительном. Осмысление значения, грамматических признаков числительного. Сфера их употребления. Сопоставление числительных с другими частями речи, имеющими значение числа. | Распознавать числительные среди других слов со значением числа; составлять ОК; составлять связное монологическое высказывание на лингвистическую тему | |
109 | Простые, сложные, составные числительные. | Определять принадлежность числительных к разряду на основе анализа их строения, производить этимологический анализ сложных числительных | |
110 | Орфограмма «Ь в числительных». | Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных, пользоваться на письме изученным орфографическим правилом | |
111 | Классификация числительных по значению. | Анализируя семантику числительных, определять их принадлежность к разряду | |
112-113 | Количественные числительные, их значение, изменение, нормы употребления. Формирование умения употреблять их в косвенных падежах. Нормы акцентологии. Синтаксические особенности количественных числительных. Работа над орфограммами «Ь в числительных», «И в окончаниях числительных». | Определять принадлежности числительного к разряду количественных; правильное употребление количественных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
114-115 | Собирательные числительные. Осмысление значения собирательных числительных, особенностей их сочетаемости с существительными. | Определение принадлежности числительного к разряду собирательных; правильное употребление собирательных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
116 | Числительные оба, обе. Особенности изменения числительных оба, обе. Нормы их употребления в речи. Использование их со словами, выражающими приблизительное количество. | Уметь склонять собирательные числительные оба, обе; правильное употребление собирательных числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи в сочетании с существительными | |
117 | Развитие речи. Знакомство с официально-деловым стилем, сферой его использования, целью, языковыми особенностями. Совершенствование умения составлять деловые бумаги (заявления, объявления, расписки, справки, докладные). | Определять принадлежность текста к стилю речи (научному, разговорному, художественному, официально-деловому); составлять те5ксты делового стиля речи (заявления, объявления, расписки, справки, докладные) | |
118-119 | Порядковые числительные. Понятие о порядковых числительных, их значения, изменения, образование. Сопоставление их с прилагательными. Особенности употребления в речи. Усвоение правил написания прописных букв в датах. | Определять принадлежность числительного к разряду порядковых; правильно употреблять порядковые числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
120 | Дробные числительные. Значение, образование, особенности изменения дробных числительных. Нормы изменения полтора, полтораста. Совершенствование умения употреблять числительные в косвенных падежах. | Определять принадлежность числительного к разряду дробных; правильно употреблять дробные числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи | |
121-122 | Развитие речи. Изложение, близкое к тексту. | Составлять сложный план текста типа описание; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять подробный пересказ текста в письменной форме | |
123-124 | Повторение по теме «Числительное». | Определять принадлежность числительных к разряду на основе анализа их строения; отличать числительные от других слов со значение числа; правильно склонять различные виды числительных | |
125 | Орфографический практикум. Повторение основных орфограмм, изученных по теме «Имя числительное». | Пользоваться в письменной речи изученными орфографическими правилами, выполнять орфографический разбор слов | |
126 | Пунктуационный практикум. | Пользоваться на письме изученными пунктуационными правилами, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
127 | Итоговый диктант по теме «Числительные». | Работать с деформированным текстом, записывать числительные словами соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
128 | Развитие речи. Описание книги. | Собирать рабочий материал для сочинения в жанре миниатюры; писать сочинение - описание на заданную тему; читать и анализировать предложенные тексты; редактировать написанное | |
129 | Понятие о наречии. Наречие – самостоятельная часть речи. Сопоставление наречий с другими частями речи. | Наречие | |
130 | Разряды наречий по значению. | Узнавать наречия среди других слов со значением признака; определять разряд наречия по значению; выполнять морфологический разбор наречий | |
131 | Употребление наречий в речи. | Знать разряды наречий, задавать к наречиям вопросы, определяя принадлежность наречий к определённому разряду, | |
132-133 | Развитие речи. Сочинение – рассуждение в научном в разных стилях речи. | Употреблять наречия в устной и письменной речи; использовать наречие в качестве средства связи между предложениями | |
134-135 | Степени сравнения наречий. Понятие о СС наречий. Их сопоставление со СС прилагательных. Усвоение норм образования и употребления в речи СС наречий. | Знать особенности научного стиля речи и типа речи рассуждение, составлять план текста, знать, что такое тезис, аргументы, делать выводы, формулировать тезис и аргументировать его, использовать наречия для связи предложений | |
136 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. | Знать способы образования степеней сравнения наречий, образовывать простые и сложные формы степеней сравнения; употреблять в устной и письменной речи наречия в формах СС; различать формы СС прилагательных и наречий, определять синтаксическую роль наречий в формах степеней сравнения | |
137-138 | Не с наречиями. Знакомство с новым правилом и сопоставление с подобными, изученными ранее. Формулирование общих условий написания с не слов разных частей речи. | Выполнять словообразовательный разбор; выполнять морфемный разбор; образовывать наречия с помощью приставок и суффиксов | |
139 | Орфографический практикум на тему «Не с разными частями речи». | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
140 | Правописание наречий. Гласные после шипящих на конце наречий. Н и нн в наречиях на -о (е). | Составлять обобщающие таблицы по блоку однотипных орфограмм, работать по алгоритму, применять изученные орфографические правила на практике | |
141 | Правописание наречий. О – А на конце наречий. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
142-143 | Дефис в наречиях. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
144-145 | Ь на конце наречий. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
146-147 | Неморфологические способы образования наречий. Образование наречия путём перехода слов из одной части речи в другую. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
148 | Повторение по теме «Наречия». | Различать омонимичные части речи, видя среди них наречие; правильно употреблять в устной и письменной речи слова-омонимы; осознавать зависимость способа написания слова и его принадлежности к части речи | |
149-150 | Слова состояния. Значение слов состояний. Сопоставление их с наречиями и краткими прилагательными на основе анализа их синтаксической роли. Безличные предложения (ознакомление). | Уметь распознавать наречия в тексте на основе их грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков, отличать наречия от омонимов, соблюдать нормы употребления наречий в устной и письменной речи | |
151 | Контрольный урок по теме «Наречие». | Отличать слова состояния от других слов на основе их значения и синтаксической функции | |
152-153 | Развитие речи. Сжатое изложение | Применять приобретённые теоретические знания по теме в конкретной практической деятельности | |
154 | Орфографический практикум. | Составлять сложный план текста; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять сжатый пересказ текста-повествования в письменной форме, демонстрируя приёмы сжатия | |
155 | Пунктуационный практикум. | Применять изученные орфографические правила на практике, выполнять орфографический разбор слов | |
156 | Итоговый диктант по теме «Наречие. Слово состояния». | Применять изученные пунктуационные правила на практике, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
157-158 | Понятие о местоимении. Особенности семантики местоимений. Их соотнесённость с другими частями речи (существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Группы местоимений (по значению), их специфика, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности употребления в речи. | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
159-160 | Классификация местоимений по значению (разряды). Личные местоимения. Значение личных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления личных местоимений в речи. | Местоимение | |
161-162 | Притяжательные местоимения. Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Различение значений местоимения 3л. ед.ч. род.п., употребляемого в качестве личного и притяжательного местоимений. Особенности местоимения свой. | Осознать отличие местоимений от частей речи, с которыми они соотносятся; видеть местоимения в тексте; правильно употреблять их в речи; определять вид местоимения по соотнесению с другими частями речи | |
163 | Возвратное местоимение. Значение возвратного местоимения, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Осознание значимости этого местоимения при сопоставлении его со значением возвратного суффикса и местоимений 3 лица. Употребление его в значении притяжательных местоимений. | Отличать личные местоимения от других; определять лицо и число личных местоимений; склонять личные местоимения; употреблять личные местоимения правильно в устной и письменной речи | |
164-165 | Развитие речи. Сочинение по картине. | Отличать притяжательные местоимения от других; различать омонимичные формы притяжательных и личных местоимений; правильно употреблять притяжательные местоимения в устной и письменной речи | |
166 | Вопросительные местоимения. Значение вопросительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления вопросительных местоимений. | Отличать возвратное местоимение от других, осознавая специфику его значения; правильно употреблять местоимение себя в устной и письменной речи | |
167 | Относительные местоимения. Значение относительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления. Сопоставление их с вопросительными местоимениями. Употребление их в СПП как средства связи между его частями. | Анализировать особенности живописного произведения, составлять на основе картины сюжетный рассказ, составлять письменное высказывание на заданную тему, соблюдая нормы языка | |
168-169 | Неопределённые местоимения. Значение неопределённых местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сфера употребления. Сопоставление с местоимениями других разрядов. Орфограмма «Дефис в неопределённых местоимениях». | Отличать вопросительные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
170 | Отрицательные местоимения. Значение отрицательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сопоставление их с вопросительными местоимениями. | Отличать относительные местоимения от других, осознавая специфику их употребления в речи в качестве средства связи частей СПП; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
171 | Не и ни в местоимениях. | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму | |
172 | Определительные местоимения. Значение определительных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. | Отличать определительные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
173 | Указательные местоимения. Значение указательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическая роль. Нормы употребления в речи. Сопоставление их с другими частями речи. | Отличать указательные местоимения от других, осознавая специфику их значения; правильно употреблять местоимение в устной и письменной речи | |
174 | Правописание местоимений – наречий потому, затем, отсюда, поэтому и т.п. | Уметь правильно писать местоимения – наречия | |
175 | Развитие речи. Морфологические средства связи предложения в тексте. Местоимения. Зависимость связности речи от умения употреблять местоимения. Роль личных и указательных местоимений в качестве средств связи между частями и предложениями текста. | Выразительно читать и анализировать текст на предмет определения способа грамматической связи предложений в нём; определять средства связи предложений в тексте | |
176 | Повторение по теме «Местоимения». Систематизация и обобщение ЗУН по теме на основе морфологического разбора местоимений. Подготовка к контрольному тесту. | Распознавать местоимения среди других частей речи по совокупности их признаков, выполнять морфологический разбор местоимений, использовать местоимения для связи предложений и устранения речевого повтора | |
177 | Итоговый тест по теме «Местоимение». | Применять приобретённые теоретические знания по теме в конкретной практической деятельности | |
178 | Орфографический практикум. | Применять изученные орфографические правила на практике, выполнять орфографический разбор слов | |
179 | Пунктуационный практикум. | Применять изученные пунктуационные правила на практике, выполнять пунктуационный разбор предложений | |
180 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
| |
181-182 | Развитие речи. Выборочное изложение теста. | Составлять сложный план текста; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять пересказ текста в письменной форме | |
183-184 | Фонетический разбор слова. | Систематизация и повторение изученного | |
185-186 | Морфемный разбор слова. | Выполнять звуко-буквенный анализ слова на основе имеющихся знаний по теме «Фонетика» | |
187 | Словообразовательный разбор слов. | Выполнять разбор слов разных частей речи по составу на основе имеющихся по теме «Морфемика» знаний | |
188-189 | Морфологический разбор слов самостоятельных частей речи. | Находить исходные слова и определять способ образования слова | |
190-191 | Итоговая контрольная работа. | Определять принадлежность слова к группе существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных, местоимений, слов состояния по совокупности признаков, задавать вопросы, приводить начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль слова | |
192 | НЕ и НИ с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, глаголами | демонстрация зун в области изученного материала | |
193 | Н и НН в суффиксах прилагательных, существительных и наречий. | Опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общие и различные условия написания с НЕ с разными частями речи, приводить свои примеры, делать выводы | |
194 | Правописание сложных слов. | Опознавать части речи с н, НН, безошибочно писать, видеть общие и различные условия написания в разных частях речи, приводить свои примеры, делать выводы | |
195 | О, Ё после шипящих в словах разных частей речи в корне, суффиксе, окончании. | Безошибочно писать сложные слова, находить исходные для них словосочетания, определять тип с/с (сочинительное, подчинительное), правильно применять условия написания слов с пол-, полу- | |
196 | Правописание окончаний в словах разных частей речи. | Опознавать части речи, анализировать условия орфограммы, делать выводы на основе анализа условий, грамотно писать слова на данную орфограмму, определять в словах корень, суффиксы, окончания, ставить ударение, подбирать проверочные слова, пользоваться орфографическим словарём, ставить ударение | |
197 | Правописание приставок в словах разных частей речи. | Определять части речи, выделять в словах окончания, задавать к словам вопросы, определять род, число, спряжение у глагола, определять падеж, склонение у существительных | |
198 | Развитие речи. Текст и его признаки. | Определять приставки в словах, применять при написании приставок соответствующее орфографическое правило, пользоваться орфографическим словарём, определять значение приставки, определять принадлежность звука к группах звонких и глухих согласных, отличать гласные звуки от согласных | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся СПО
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык" предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования для специальностей 180403 Судовождение, 180405 Судовы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9И класса (на 2015-2016 год)
Рабочая программа...