Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk_ind._obuchenie.doc | 462.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора / К.С.Казанцева/ приказом №
Протокол № « » 09.2013г. « » 09.2013г.
« » 09. 2013 г
Руководитель кафедры
/Гудукас И.М./
Рабочая программа учебного курса по русскому языку
для учащегося 5 класса индивидуального обучения
Составитель: Салангина О.В.,
учитель русского языка и литературы
2013 г.
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по русскому языку для учащегося 5 класса ______ составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (М., «Просвещение», 2010).
Используемый учебно-методический комплекс:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развивать у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордость и уважение к языку как части русской национальной культуры;
2)осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3)формировать у учащихся чувство языка;
4)воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5)сообщать необходимые знания и формировать учебно-языковые, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
- Общая характеристика учебного предмета
2.1. Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования и современных требований к выпускнику.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включены элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях. Программа содержит отобранную в соответствии с современными требованиями к выпускнику систему понятий из области разделов русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении.
2.2. Преемственность при изучении данного предмета.
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
2.3. Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
- Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
3. Место учебного предмета в учебном плане
3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка. Базисный учебный план предусматривает изучение курса русского языка в количестве 35 учебных недель. На изучение программного материала по учебному плану для учащегося индивидуального обучения ________ выделяется 3 часа, в год – 105 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
4.1. Описание важности учебного курса
Преподавание курса русского языка имеет особую важность в силу ряда причин.
Во-первых, русский язык — язык русского народа, он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Во-вторых, русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета
Изучение русского языка способствует формированию гражданской идентичности, идеалов ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейных ценностей, трудовой этики, патриотизма, национального согласия.
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).
– Формирование у учащихся чувства языка.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посред-ством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
4.3. Особенности обучающихся.
При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающегося ___________. Он обладает средними учебными возможностями, дисциплинирован, внимателен, работоспособен. Однако следует избегать больших нагрузок на занятиях ввиду его физических возможностей. В процессе обучения используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения; в качестве форм обучения применяются рассказ, беседа, практикум, самостоятельная работа, различные виды диктантов, устное высказывание, составление таблицы, плана, схемы; разные виды разборов, сочинение по картине и т.д. Формами контроля являются диктант, контрольное списывание, комплексный анализ текста, тест. В систему уроков следует включить и игровые формы работы, творческие виды заданий.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
6. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
7. Учебно-тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | Основные учебные действия | ||
К/работы | Р/речи | Проектно-исследовательские уроки | ||||
1 | Язык и общение | 2 | 1 | Л: развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре; развивать эстетические чувства. М/п: извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем, приложений и т.д.); преобразовывать информацию. Пр.: знакомиться с русскими учёными-лингвистами и их наследием, расширять представление о литературном языке | ||
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 18 | 3 | 1 | Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, ключевые слова), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии), владеть разными видами аудирования М/к: формулировать собственное мнение и аргументировать его Пр. (языковая компетенция): характеризовать предложение как синтаксическую единицу, отличать предложение от слова и словосочетания, выявлять роль знаков препинания в письменной речи, находить обращения, вводные слова, однородные члены в предложении и тексте, разграничивать простые и сложные предложения, предложения с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам, определять роль знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами,в сложных предложениях, при передаче чужой речи. | |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 22 | 2 | |||
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 10 | 1 | Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, ключевые слова). М/к: формулировать собственное мнение и аргументировать его Пр. (языковая компетенция): различать звук и букву, знать классификацию звуков; находить изученные орфограммы в словах, определять тип и вид орфограмм, правильно писать слова с названными в теме орфограммами | ||
5 | Лексика. Культура речи | 5 | 1 | |||
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 15 |
| М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, извлекать информацию из словарей и источников, представленных в разных формах (текст, схема, таблица), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение. М/к: учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание. Пр. (языковая компетенция): знать основные лексические группы, осознавать их роль в речи | ||
7 | Морфология. Орфография. Культура речи Введение | 31 | 2 | 1 | М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, ключевые слова). М/к: договариваться и приходить к общему решению, слушать и слышать других, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, строить связное монологическое высказывание. Пр. (языковая компетенция): Осознавать понятие ≪часть речи≫, опознавать части речи по их отличительным признакам, характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного, различать способы словообразования имён существительных; производить морфемный и словообразовательный разбор имён существительных; находить изученные орфограммы в именах существительных (в том числе ы, и после ц, слитное/раздельное написание не), определять тип и вид орфограмм, правильно писать слова с названными в теме орфограммами; выявлять синтаксическую роль имён существительных, опознавать однородные члены, выраженные именами существительными, пунктуационно оформлять названные конструкции; характеризовать значение, морфологические признаки, различать способы словообразования глаголов, производить морфологический, словообразовательный и морфемный разбор глаголов; находить и правильно писать глаголы с изученными буквенными и небуквенными орфограммами, группировать глаголы с разными видами орфограмм, определять синтаксическую роль глаголов, различать простое и составное глагольное сказуемое; характеризовать значение, морфологические признаки, различать способы словообразования имён прилагательных. Пр. (коммуникативная компетенция): анализировать и понимать текст, включающий изученные части речи и синтаксические конструкции, передавать содержание прослушанного и прочитанного текста полностью и по частям в устной и письменной форме (подробно, сжато, выборочно), создавать собственные письменные речевые произведения разных типов и стилей речи | |
1 | ||||||
Имя существительное | 12 | 1 | ||||
Имя прилагательное | 5 | |||||
Глагол | 13 | 1 | 1 | |||
8 | Повторение и систематизация изученного | 2 | М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, извлекать информацию из словарей и источников, представленных в разных формах (текст, схема, таблица), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение. М/к: учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников, осуществлятвзаимный контроль и оценивать речевое высказывание. Пр. (языковая компетенция): характеризовать значение и морфологические признаки количественных числительных, отличать количественные числительные от слов других частей речи с числовым значением, распознавать простые, сложные и составные количественные числительные, различать целые, дробные, собирательные числительные, группировать числительные по заданным признакам, склонять целые, дробные и собирательные числительные, писать изученные орфограммы в числительных (букву и в безударных падежных окончаниях, букву ь в сложных числительных), устанавливать связь числительного с существительным, определять синтаксическую роль, производить морфологический разбор числительных Пр. (коммуникативная компетенция): правильно употреблять имена числительные в сочетании с существительными, строить текст-рассуждение на основе полученных знаний об именах числительных | |||
| Итого: | 105 | 7 | 7 |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Книгопечатная продукция
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.:Просвещение, 2012.
2) Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
3) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
4) Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
5) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. –М.:Интеллект-центр, 2007.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
8.3. Реализация программы осуществляется на базе разных учебных кабинетов, многие из которых оборудованы мультимедийной аппаратурой, интерактивной доской.
9. Планируемые результаты изучения курса русского языка
9.1. Знания, умения, навыки по результатам изучения предмета (предметные результаты)
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
9.2. Базовый и повышенный уровень результатов
Личностные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) | Метапредметные результаты | Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Самоопределение | потребность в самовыражении и самореализации | готовность к самовыражению и самореализации | Коммуникативные | формулировать собственное мнение и позицию | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
Смыслообразование | осваивать и использовать новые способы действий | самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях | Познавательные | приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа, строить устные и письменные высказывания, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать мини – проекты | самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать проекты |
Морально – этическая ориентация | развитие морального мышления и поведения | высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм | Регулятивные | целеполаганию | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |
ИКТ- компетентность | создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете | самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами |
9.3. Система оценки планируемых результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни класса;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебного предмета.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
9. Календарно-тематическое планирование
Дата (план/факт) | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы |
Язык и общение (2 ч.) | |||||
1/1 | Язык — важнейшее средство человеческого общения Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | Комбинированный урок | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; роль языка как важнейшего средства человеческого общения; особенности устной и письменной речи, единицы языка. Уметь: выделять единицы языка, анализировать устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. | Текущий контроль | |
2/2 | Стили речи | Урок развития речи | Знать: стили речи и их признаки. Уметь: правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи; анализировать тексты упражнений с точки зрения целей высказывания. | Анализ текста, тест | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 ч.) | |||||
3/1 | Состав слова. Окончание. Корень слова Суффикс. Приставка. Орфограмма | Комбинированный урок | Знать: понятия окончание, личное окончание, корень слова; орфограммы в корне и окончании слов; понятия суффикс, приставка; основные значения приставок и суффиксов; орфограммы в приставках и суффиксах. Уметь: выделять в словах корень и окончание; подбирать однокоренные слова; изменять форму слов; выполнять морфемный разбор слов; приводить примеры слов с приставками и суффиксами, имеющими разное значение, и составлять с ними словосочетания и предложения | Текущий контроль | |
4/2 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфография. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный урок | Знать: понятия орфография, графика, орфограмма, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне. Уметь: различать понятия буква и звук; записывать и читать слова в транскрипции; правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слов; различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы | Текущий контроль | |
5/3 | Правописание проверяемых согласных в корне слова Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова | Комбинированный урок | Знать: понятия звонкий/глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными; понятие непроизносимый согласный; способы проверки правописания слов с непроизносимыми согласными в корне. Уметь: правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; составлять пары одинаково произносимых слов и использовать их в нужном лексическом значении при составлении словосочетаний и предложений; различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы; разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; графически обозначать изученные орфограммы | Объяснительный диктант | |
6/4 | Буквы и, у, а после шипящих | Комбинированный урок | Знать: понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | Текущий контроль | |
7/5 | Разделительные ъ и ь | Комбинированный урок | Знать: особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь. Уметь: разграничивать функции ъ и ъ в словах; правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками. | Текущий контроль | |
8/6 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Комбинированный урок | Знать: понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок. Уметь: различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями | Проверочный диктант с дополнительным заданием | |
9/7 | Текст | Урок-исследование | Знать: понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста. Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы | Творческая работа | |
10/8 | Изложение | Урок развития речи | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение по упр. 70 | |
11/9 | Части речи | Комбинированный урок | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи. Уметь: распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы | Тест | |
12/10 | Глагол | Урок-исследование | Знать: понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Уметь: отличать глаголы от других самостоятельных частей речи; определять время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов | Морфологический разбор глаголов | |
13/11 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок-практикум | Знать: правило правописания -тся и -ться в глаголах. Уметь: различать глаголы в неопределенной форме и глаголы в форме 3-го лица, правильно писать их; грамотно употреблять глаголы в речи | Предупредительный диктант | |
14/12 | Тема текста | Урок развития речи | Знать: понятия текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста. Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы | Сочинение-миниатюра | |
15/13 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | Комбинированный урок | Знать: понятия спряжение глаголов, личные окончания глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически; писать не с глаголами раздельно | Словарный диктант | |
16/14 | Имя существительное | Урок-исследование | Знать: понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных. Уметь: распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; рассказывать об этимологии существительных, указанных учителем или самостоятельно выбранных для учебного исследования | Выборочный диктант | |
17/15 | Имя прилагательное | Комбинированный уро | Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных. Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного | Словарно-орфоэпическая работа, творческая работа | |
18/16 | Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Урок развития речи | Знать: понятия репродукция картины, манера художника, передний/задний план картины, цветовая гамма; биографические сведения о художнике А.А. Пластове; творческую историю картины «Летом» (кратко). Уметь: давать общую характеристику увиденного на картине, на ее переднем и заднем плане; составлять устный рассказ о героях картины; составлять план сочинения по картине; отбирать языковой материал для сочинения | Словарно-орфографическая работа | |
19/17 | Местоимение | Урок-исследование | Знать: понятия местоимение, личное местоимение; морфологические признаки местоимений; местоимения 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи (в том числе в косвенных падежах) и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами | Рассказ на тему «Моя мама (подруга, соседка, бабушка и т. д.)» с употреблением местоимений 3-го лица женского рода в родительном падеже | |
20/18 | Основная мысль текста | Урок развития речи | Знать: понятие основная мысль текста. Уметь: определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст с учетом его основной мысли; писать сочинение по данному началу | Сочинение по данному началу, работа в парах | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи (22 ч.) | |||||
21/1 | Синтаксис и пунктуация. Понятие словосочетания Строение словосочетания | Урок изучения нового материала | Знать: понятия синтаксис, пунктуация, словосочетание; признаки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в словосочетании, порядок разбора словосочетания, значение знаков препинания для понимания текста; строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/ глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание. Уметь: анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания; определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять словосочетания «СУЩ. + СУЩ.» синонимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; составлять словосочетания со словарными словами учебника; определять строение словосочетаний; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте | Предупредительный диктант | |
22/2 | Понятие предложения Виды предложений по цели высказывания | Урок изучения нового материала | Знать: понятия предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; особенности предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки; Уметь: определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения; распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию. | Творческая работа | |
23/3 | Главные члены предложения. Подлежащее | Урок изучения нового материала | Знать: понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении | Текущий контроль | |
24/4 | Сказуемое | Урок изучения нового материала | Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого. Уметь: распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые | Практическая работа | |
25/5 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым | Объяснительный диктант | |
26/6 | Контрольная работа за 1 четверть | Урок изучения нового материала | Знать: виды предложений по наличию второстепенных членов. Уметь: различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами | Текущий контроль | |
27/7 | Нераспространенные и распространенные предложения Второстепенные члены предложения | Урок изучения нового материала | Знать: понятие второстепенные члены предложения; функции второстепенных членов предложения. Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое | Практическая работа | |
28/8 | Дополнение | Урок изучения нового материала | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; значение и способы выражения дополнений. Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам | Предупредительный диктант | |
29/9 | Определение | Урок изучения нового материала | Знать: понятия определение, определяемое слово, согласование; значение и способы выражения определений. Уметь: распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений | Анализ предложений, тест | |
30/10 | Обстоятельство | Урок изучения нового материала | Знать: понятие обстоятельство; значения и способы выражения обстоятельств. Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами; заменять словосочетания с предлогами противоположными по смыслу словосочетаниями (приехать на Урал — приехать с Урала); выполнять синтаксический разбор предложений | Словарный диктант | |
31/11 | Предложения с однородными членами | Урок изучения нового материала | Знать: понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности. Уметь: находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них | Словарно-орфографическая работа | |
32/12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок изучения нового материала | Знать: условия постановки запятой в предложениях с однородными членами; понятие обобщающее слово. Уметь: различать союзную и бессоюзную связь однородных членов предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений | Предупредительный диктант, синтаксический разбор предложений | |
33/13 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок-практикум | Знать: понятие обобщающее слово, правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений | |
34/14 | Предложения с обращениями | Урок изучения нового материала | Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением. Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи | Анализ предложений | |
35/15 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок-практикум | Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений; строить схемы простых предложений | Работа с раздаточным материалом, самодиктант | |
36/16 | Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | Урок контроля знаний | Знать: биографические сведения о художнике Ф.П. Решетникове и творческую историю картины «Опять двойка!» (кратко). Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине | Сочинение | |
37/17 | Простые и сложные предложения | Урок изучения нового материала | Знать: признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте; различия между простым и сложным предложением. Уметь: различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания | Комментированный диктант | |
38/18 | Синтаксический разбор сложного предложения | Урок-практикум | Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь: выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений | Синтаксический разбор предложений | |
39/19 | Прямая речь | Урок изучения нового материала | Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи. Уметь: распознавать предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью | Творческая работа, словарный диктант с взаимопроверкой | |
40/20 | Пунктуация при прямой речи | Урок-практикум | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью | Практическая работа
| |
41/21 | Диалог Пунктуация при диалоге | Урок изучения нового материала | Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов. Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам | Текущий контроль | |
42/22 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Урок контроля знаний | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (10 ч.) | |||||
43/1 | Гласные звуки Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | Урок изучения нового материала | Знать: понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв. Уметь: различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный; способы образования согласных звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки. | Практическая работа Творческое списывание текста | |
44/2 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | Урок изучения нового материала | Знать: твердый/мягкий согласный; способы образования согласных звуков; парные и непарные твердые и мягкие согласные. Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. | Творческая работа | |
45/3 | Повествование | Урок развития речи | Знать: понятие повествование; признаки повествовательного текста. Уметь: анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю. | Комплексный анализ текста | |
46/4 | Согласные звонкие и глухие | Урок изучения нового материала | Знать: понятия звонкий/глухой согласный; способы образования звонких и глухих согласных; парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уметь: распознавать парные и непарные звонкие и глухие согласные; выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные | Тест (тематический контроль) | |
47/5 | Графика. Алфавит | Урок изучения нового материала | Знать: понятия графика, алфавит; порядок букв в алфавите; историю русского алфавита; понятие описание; отличительные признаки делового и художественного описания. Уметь: записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; находить слова в словаре. | Работа со словарями | |
48/6 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Урок изучения нового материала | Знать: правила употребления ь для обозначения мягкости согласных; функции ь в словах. Уметь: распознавать в словах ь знак, обозначающий мягкость согласного; различать функции ь в словах. | Словарный диктант | |
49/7 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Урок изучения нового материала | Знать: двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. Уметь: определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | Тест (тематический контроль) | |
50/8 | Орфоэпия | Урок изучения нового материала | Знать: понятие орфоэпия, важность нормативного произношения для культурного человека, понятие произносительные нормы. Уметь: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и словарем ударений; находить произносительные ошибки и исправлять их. | Словарно-орфоэпическая работа | |
51/9 | Фонетический разбор слова | Урок изучения нового материала | Знать: порядок фонетического разбора слова. Уметь: выполнять устные и письменные фонетические разборы слов. | Фонетический разбор слов | |
52/10 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или контрольная работа | Урок контроля знаний | Уметь: решать тестовые задания | Тематический контроль | |
Лексика. Культура речи (5 ч.) | |||||
53/1 | Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов | Урок изучения нового материала | Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; предмет изучения лексики как раздела науки о языке; понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам; понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам. Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова; распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов; распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи | Текущий контроль | |
54/2 | Омонимы | Урок изучения нового материала | Знать: понятие омонимы. Уметь: различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря | Проверочный диктант | |
55/3 | Синонимы | Урок изучения нового материала | Знать: понятия синонимы, синонимический ряд. Уметь: распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них; употреблять синонимы, чтобы избежать неоправданного повторения слов | Выборочный творческий диктант | |
56/4 | Антонимы | Урок изучения нового материала | Знать: понятие антонимы. Уметь: распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам | Выборочный творческий диктант | |
57/5 | Подробное изложение | Урок развития речи | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение по упр. 367 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи (15 ч.) | |||||
58/1 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Урок изучения нового материала | Знать: понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова | Текущий контроль | |
59/2 | Окончание. | Урок изучения нового материала | Знать: понятия окончание, основа, формообразующая роль окончания. Уметь: выделять в словах окончания и его грамматические значения. | Текущий контроль | |
60/3 | Основа. | Урок изучения нового материала | Знать: понятия окончание, основа, корень слова; различие между производной и производящей основой. Уметь: определять состав слова; выделять основы у слов различных частей речи. | Текущий контроль | |
61/4 | Корень слова | Урок изучения нового материала | Знать: понятия окончание, основа, корень слова. Уметь: определять состав слова; выделять корни в словах; формировать группы однокоренных слов; исправлять ошибки в подборе однокоренных слов. | Словарная работа | |
62/5 | Рассуждение | Урок развития речи | Знать: понятие рассуждение; особенности текста-рассуждения; композицию рассуждения. Уметь: самостоятельно создавать текст-рассуждение; выстраивать композицию рассуждения; доказывать стилевую принадлежность текста | Творческая работа | |
63/6 | Суффикс | Урок изучения нового материала | Знать: понятие суффикс, словообразующая функция суффикса, суффиксальный способ словообразования. Уметь: выделять суффикс из основы; подбирать однокоренные слова с указанными учителем суффиксами; определять лексическое значение слова, отражая в нем значение суффикса; выполнять морфемный разбор слов | Словарный диктант | |
64/7 | Приставка | Урок изучения нового материала | Знать: понятие приставка, приставочный способ словообразования. Уметь: выделять приставку из основы; различать приставки и предлоги; писать приставки слитно со словами; определять значение приставок; выполнять морфемный разбор слов; подбирать ряды однокоренных слов, образованным приставочным способом. | Проверочная работа | |
65/8 | Чередование звуков Беглые гласные Варианты морфем | Урок изучения нового материала | Знать: понятие чередование звуков; чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов; понятия беглые гласные, варианты морфем; условия беглости гласных в слове. Уметь: распознавать слова с чередованием звуков; выделять корни, в которых возможно чередование; определять, при каких условиях происходит чередование; распознавать слова с беглыми гласными; выделять части слов, в которых находятся беглые гласные; выделять части слов с чередованием звуков; выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. | Словарно-орфографическая работа | |
66/9 | Морфемный разбор слова | Урок-практикум | Знать: порядок морфемного разбора слова. Уметь: выделять морфемы в словах и определять их значение; выполнять устный и письменный морфемный разбор слов | Практическая работа, тест (тематический контроль) | |
67/10 | Правописание гласных и согласных в приставках | Урок изучения нового материала | Уметь: правильно писать приставки в словах | Словарный диктант | |
68/11 | Буквы з и с на конце приставок | Урок изучения нового материала | Знать: правила написания букв з и с на конце приставок. Уметь: правильно писать слова с приставками на -з (-с); выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. | Текущий контроль | |
69/12 | Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Урок изучения нового материала | Знать: условия выбора гласных о — а в корне -лаг-/-лож-. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -лаг-/-лож- | Словарный диктант | |
70/13 | Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | Урок изучения нового материала | Знать: условия выбора гласных о — а в корне –раст-/-рос-; слова-исключения. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -раст-/-рос-; подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием гласных. | Распределительный словарный диктант | |
71/14 | Буквы ё—о после шипящих в корне | Урок изучения нового материала | Знать: правило правописания гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением; слова-исключения. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать орфограмму графически. | Словарный диктант, тест | |
72/15 | Буквы и — ы после ц | Урок изучения нового материала | Знать: условия выбора букв и — ы после ц. Уметь: писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. | Объяснительный диктант | |
Морфология. Орфография. Культура речи (31 ч.) | |||||
73/1 | Анализ контрольной работы Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала | Знать: понятие морфология; систему частей речи в русском языке. Уметь: определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи | Текущий контроль | |
Имя существительное (12 ч.) | |||||
74/1 | Имя существительное как часть речи | Урок изучения нового материала | Знать: понятие морфология; систему частей речи в русском языке; понятие имя существительное; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных. Уметь: распознавать имена существительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль. | Комплексный анализ текста | |
75/2 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные собственные и нарицательные | Урок изучения нового материала | Знать: понятия одушевленные/неодушевленные существительные, понятия собственные/нарицательные существительные. Уметь: различать одушевленные и неодушевленные существительные, ставить к ним вопросы; использовать одушевленные и неодушевленные существительные в качестве обращений; различать собственные и нарицательные существительные; писать собственные имена существительные с большой буквы; употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов и т. д. | Текущий контроль | |
76/3 | Морфологический разбор имени существительного | Урок изучения нового материала | Уметь: характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор имен существительных | Морфологический разбор имен существительных | |
77/4 | Род имен существительных | Урок изучения нового материала | Знать: понятие род имен существительных. Уметь: различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; согласовывать существительные и глаголы в роде | Практическая работа | |
78/5 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок изучения нового материала | Уметь: приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, и грамотно употреблять их в речи; приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, и грамотно употреблять их в речи | Словарно-орфографическая работа | |
79/6 | Три склонения имен существительных | Урок изучения нового материала | Знать: понятие склонение имен существительных. Уметь: различать существительные 1, 2 и 3-го склонения, склонять существительные 1,2,3 склонений | Проверочный диктант | |
80/7 | Падеж имен существительных | Урок изучения нового материала | Знать: понятие падеж имен существительных; шесть падежей русского языка и вопросы к ним. Уметь: пользоваться алгоритмом определения падежа имен существительных, выделять падежные окончания существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. | Практическая работа | |
81/8 | Правописание падежных окончаний существительных | Урок изучения нового материала | Знать: правила правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных. Уметь: определять склонение и падеж существительных; правильно писать падежные окончания существительных; склонять существительные по падежам | Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом | |
82/9 | Множественное число существительных | Урок изучения нового материала | Знать: падежные окончания существительных мужского, женского и среднего рода множественного числа; нормы образования множественного числа существительных. Уметь: определять число существительных; указывать падеж существительных, употребленных во множественном числе; правильно образовывать множественное число существительных. | Комментированное письмо | |
83/10 | Сочинение-описание | Урок контроля знаний | Уметь: писать сочинение-описание, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | |
84/11 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок изучения нового материала | Знать: правило правописания гласных о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | Предупредительный диктант | |
85/12 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Урок контроля знаний | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | |
Имя прилагательное (5 ч.) | |||||
86/1 | Имя прилагательное как часть речи | Урок изучения нового материала | Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Уметь: распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи | Словарно-орфоэпическая работа | |
87/2 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок изучения нового материала | Знать: правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: определять род, число и падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных; графически обозначать изученную орфограмму | Словарный диктант | |
88/3 | Описание животного | Урок-исследование | Уметь: применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты | Устное сочинение — описание животного | |
89/4 | Прилагательные полные и краткие | Урок изучения нового материала | Знать: понятия полные/краткие прилагательные; особенности изменения и синтаксическую роль кратких прилагательных. Уметь: различать полные и краткие формы имен прилагательных; образовывать краткие формы имен прилагательных; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать краткие прилагательные с основой на шипящий без ь на конце | Объяснительный диктант, словарно-орфографическая работа | |
90/5 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Уметь: характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор имен прилагательных | Морфологический разбор имен прилагательных | |
Глагол (13 ч.) | |||||
91/1 | Глагол как часть речи. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие глагол; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глаголов. Уметь: распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; согласовывать глаголы-сказуемые с подлежащим. | Объяснительный диктант | |
92/2 | Не с глаголами | Урок изучения нового материала | Знать: понятие глагол; правило правописания не с глаголами. Уметь: распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; писать не с глаголами раздельно | Тест (тематический контроль) | |
93/3 | Рассказ | Урок развития речи | Знать: жанровые признаки и композицию рассказа. Уметь: составлять устный рассказ по серии картинок. | Устный рассказ по серии картинок | |
94/4 | Неопределенная форма глагола | Урок изучения нового материала | Знать: понятие неопределенная форма глагола; признаки глаголов в неопределенной форме. Уметь: распознавать глаголы в неопределенной форме и личные глаголы; писать ь после ч в глаголах в неопределенной форме | Словарный диктант | |
95/5 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок изучения нового материала | Знать: правило правописания -тся и -ться в глаголах. Уметь: различать глаголы в неопределенной форме и в форме 3-го лица с помощью вопросов; правильно писать глаголы на -тся и -ться; графически обозначать изученную орфограмму | Тест (тематический контроль) | |
96/6 | Виды глагола Видовые пары | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | Знать: понятие вид глагола; различия между глаголами совершенного и несовершенного вида. Уметь: определять вид глаголов по вопросам и значению, образовывать от данных глаголов глаголы другого вида; определять вид глаголов; составлять видовые пары глаголов; исправлять ошибки, связанные с употреблением видовых форм глаголов | Выборочный диктант Словарно-орфографическая работа, текущий контроль | |
97/7 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок изучения нового материала | Знать: условия написания чередующихся гласных е - и в корне. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | Индивидуальные и групповые задания, тест | |
98/8 | Время глагола | Урок изучения нового материала | Знать: понятие время глагола; три времени глагола. Уметь: определять вид и время глаголов | Выборочное письмо | |
99/9 | Прошедшее время Настоящее время Будущее время | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | Знать: признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени; условия выбора гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; признаки глаголов настоящего времени; признаки глаголов будущего времени, способы их образования Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать; определять род и число глаголов прошедшего времени; распознавать глаголы настоящего времени и грамотно употреблять их в речи; распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи | Словарно-орфоэпическая работа Словарно-орфоэпическая работа Объяснительный диктант | |
100/10 | Спряжение глаголов | Урок изучения нового материала | Знать: понятие спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения; алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму | Самостоятельная работа | |
101/11 | Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала | Уметь: характеризовать глагол по его морфологическим и синтаксическим признакам, выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола | Тест, самостоятельная работа | |
102/12 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок изучения нового материала | Уметь: писать ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Проверочный диктант | |
103/13 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | |
Повторение и систематизация изученного (2 ч.) | |||||
104/1 | Разделы науки о языке Орфограммы в приставках и корнях слов Орфограммы в окончаниях слов Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы; выполнять разбор словосочетаний; выполнять морфологический разбор слов | Текущий контроль | |
105/2 | Синтаксис. Пунктуация Морфология. Орфография | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: применять на практике изученные правила пунктуации; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы; выполнять разбор словосочетаний | Словарный диктант, синтаксический разбор предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (профильное обучение) по учебнику В.Ф.Грекова
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Данный вариант программы обеспе...
рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильное обучение)
Рабочая программа составлена на основе:Программы по русскому языку.10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. Автор программы: В.В.Бабайцева.-Москва: Дрофа, 2011....
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа учебного предмета "Ангийский язык" для 10 класса составлена на основе УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English 10"...
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе (надомное обучение)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2012 го...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильное обучение)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильное обучение) - 102 ч в год (3 ч в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильное обучение)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильное обучение) - 102 ч в год (3 ч в неделю)...
Рабочая программа по английскому языку в 9 классе (индивидуальное обучение) к учебнику Spotlight
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта образования (ФКГОС) и рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю для осуществления индивидуально...