технологическая карта урока "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок проведен в 6 классе по УМК Бабайцевой по теме "Отрицательные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_otritsatelnye_mestoimeniya.docx | 117.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе
Отрицательные местоимения
Тип: урок объяснения нового материала.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «отрицательные местоимения», их особенностями, формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, научить определять отрицательные местоимения в тексте.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- развитие культуры общения.
Метапредметные:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;
- умение анализировать.
Предметные:
- умение применять на практике правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях";
- развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- развитие орфографической зоркости.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, лист учёта знаний, карточки для теоретических записей (в форме рюкзака), карточки индивидуального задания.
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: настроить учащихся на продуктивную деятельность Мотивация на работу через цитату | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; организация внимания. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня я хочу начать урок с цитаты исследователя русского языка Михаила . Викторовича. Панова «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – это единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» А чтобы построить правильно многоэтажный дом , мы должны правильно строить свою речь, используя безошибочно части речи. | Личностные: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. | ||
2.Актуализация знаний(3 мин) Наводящие вопросы | На прошлом уроке мы изучили понятие «местоимение» Давайте вспомним - Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет? Подсказка: Я о себе такого мненья: – Какие разряды местоимений вы знаете? | Отвечают полным ответом (требовать полный ответ) | |||
3. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: создать ситуацию, в которой учащиеся самостоятельно сформулируют тему урока Лингвистический эксперимент. (работа в парах) | Учащиеся анализируют полученные слова, затем при поддержке учителя пробуют сформулировать тему урока и его цель. Задание выполняется устно. | Объясняет задание. Задает наводящие вопросы, которые помогут учащимся сформулировать цель и тему урока. Хорошо, ребята, повторили. Давайте проведем сейчас лингвистический эксперимент. Работа будет проводится в парах Я выдаю вам задание. Давайте совместно прочитаем задание, записанное на листочках. - Сравните два предложения, ответьте на вопросы.
- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? - Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. Скажите, пожалуйста, какое прилагательное можно подобрать к данному местоимению и почему? Сформулируйте тему нашего урока. Хорошо, какие цели мы поставим на уроке? В тетрадях запишите число, классная работа, тема урока «Отрицательные местоимения» | Находят, отвечают Отрицательное, так как указывает на отсутствие предмета Называют цели Записывают число, тему урока | Применять знания и умения по словообразованию при выполнении задания. | Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: целеполагание |
III. Изучение нового материала )10 мин) Цель: учащиеся должны самостоятельно сформулировать правило написания не- и ни- в отрицательных местоимениях | Работа в парах, умение выделять в тексте нужную информацию, умение презентовать свою работу. Проблемная ситуация Ставит проблемный вопрос: в каких случаях пишется приставка не -, а в каких ни-? .индивидуальная работа на закрытой доске, самопроверка | Вернемся снова к нашим предложениям. Ребята, попробуйте дать определение отрицательных местоимений. А теперь в парах просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже. Раздает карточки Встаньте те, кто сделал также. Молодцы. Сделайте вывод, как склоняются отрицательные местоимения. А теперь , ребята, давайте выделим закономерности в образовании отрицательных местоимений. Для этого поработаем с таблицей. Выдает таблицу. Встаньте те, кто сделал все правильно, кто допустил одну ошибку, кто две ошибки Сделайте вывод, как образуются отрицательные местоимения. | Дают определение, учитель контролирует, если что, то исправляет Склоняют отрицательные местоимения, Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные. Выявляют закономерности в выборе приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, затем выводят правило . Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных. | Владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; создавать устные монологические высказывания | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации . |
IV. Закрепление нового материала (10 мин) Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | выборочный диктант | Выборочный диктант. - Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.
Прочитайте, предложения, которые вы перенесли в первый столбик, которые перенесли во второй столбик. Ребята, посмотрите на таблицу, обратите внимание на написание отрицательных местоимений с предлогом ии без него. Сделайте вывод | Записывают в два столбика словосочетания. Проверяют по цепочке., отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
| Различать написание не- и ни- в отрицательных местоимениях, видеть условия, от которых зависит выбор. | Познавательные:анализ,синтез,построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения |
V. Рефлексия (10 мин) Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Ключ будет написан на доске после выполнения задания. | Вопросы Тест | Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос. - Какие местоимения называются отрицательными? - От каких местоимений образуются отрицательные местоимения? - С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения? - В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ? - В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно? Ответьте на вопросы теста. Раздает тест. На закрытой доске пишет ответы. Самопроверка | О твечают на вопросы, пишут тест, проверяют тест. | Умение определять отрицательные местоимения в предложении, выбирать правильный вариант написания отрицательных приставок. | Регулятивные: осуществление самоконтроля, проговаривание про себя последовательности действий. Познавательные: анализ информации в соответствии с поставленной задачей Личностные: самоопределение |
6 Домашнее задание творческий диктант | - | Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму. | |||
VII. Итог урока/3(3 мин) Цели:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка. | Подведем итог урока. Что нового вы узнали на уроке. Оцените урок. Поднимите зеленые карточки те, кто понял тему урока, у кого небольшие затруднения – синие, кто не понял тему – красные. Спасибо за урок. | Беседа: -назовите тему урока, -какова цель сегодняшнего урока? -удалось ли нам реализовать поставленную цель? | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения Регулятивные: оценка |
Приложение
Домашнее задание.
- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.
Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.
Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".
Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....
Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о местоимении"
Конспект урока в 5 классе «Понятие о местоимении»...
технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимение
технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимения...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".
Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100")....
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...
Технологическая карта урока "Местоимения"
Технологическая карта урока "Местоимения"...