Работа по ФГОС в старшей школе
статья по русскому языку (10 класс)

Умение планировать урок и прогнозировать результаты - основное требование сегодняшнего дня. Как это сделать с наименьшими затратами учительского времени7 Попробуем разобраться. Немного теории по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_podhod_k_planirovaniyu_uroka.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический подход к планированию урока.

                                                  Плохой учитель преподносит истину,

                                                 Хороший учит ее находить.

                                                            А.Дистервег

В свете новых постановлений Министерства образования о переходе к ФГОС в старших классах и в связи с запросами общества сформулированы новые требования к уроку как основной форме обучения.

  Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»- говорил В.А. Сухомлинский. Урок остается основной формой процесса обучения, поэтому так важно прогнозировать конечный результат.

 В связи с новыми требованиями к проведению урока были разработаны критерии результативности урока, они включают несколько этапов

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Как видно из выше написанного важное место в подготовке урока занимает проектирование урока и диагностика результативности обучения.

Диагностический этап в ходе подготовки  - это сложный и важный компонент эффективности в приобретении УУД учащихся. Он включает в себя выявление конкретных целей занятия, мотивов деятельности, интересов  как учителя, так и учеников. Суть этого этапа – выбор варианта урока.

С диагностики начинается проектирование урока, это можно представить как цепочку последовательных действий:

Проектирование – целеполагание – отбор материала –форма организации –прогнозирование – самооценка.

Технология проектирования урока включает в себя следующие этапы:

Учитель как субъект обучения планирует, организует, контролирует. Корректирует, анализирует свою деятельность и деятельность учащихся.

Он должен применить диагностический подход при планировании урока на разных его этапах:

1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3.Мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4.Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;

Выявление места и причины затруднения. Предположить действия учащихся:

1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2.Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.

3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

4.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносится её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Сущность проектной педагогической деятельности отражается в технологической карте, в ней заключается  использование инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты:

1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

2.планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

3.межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

4.этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

5.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Класс: 10а

Тема урока:  

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материалом

Цели урока:

Формируемые предметные умения; учащиеся в конце урока должны:

Знать: 1. Содержание 2,3,4 частей романа Гончарова; 2.Сходство и различия двух характеров; 3. Смысл и значение  сопоставления двух характеров, двух судеб. 4. Как раскрывается характер Обломова в любовных взаимоотношениях

Уметь: 1. строить связное высказывание на заданную тему; 2. работать с текстом; извлекать информацию и обрабатывать её. 3. Структурировать информацию в таблицу

Метапредметные результаты образования:

Регулятивные – способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Познавательные – самостоятельное выделение цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний (составление сравнительной таблицы); рефлексия

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе; воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового учебного материала

Тема урока

Многогранник жизни. (Урок – портрет, посвящённый жизни и творчеству А. А. Блока).

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о художественных особенностях лирики

А. Блока, о ее месте и роли в отечественной и мировой культуре.

Задачи урока

Образовательные:

Изучить основные этапы жизненного и творческого пути А. Блока.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать умения анализировать стихотворения А. Блока. Развивать креативность, критичность, внимание и память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда и коммуникативные качества, позитивное ценностное отношение к творчеству А. Блока.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся знакомятся с основными этапами жизненного и творческого пути

А. Блока; учатся определять художественные особенности стихотворений.

Метапредметные:

Обучающиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения анализировать текст; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о поэте в учебнике, энциклопедии.

Личностные:

Обучающиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизни и творчества А. Блока. У них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к художественным особенностям стихотворений поэта, происходит понимание основных тем и мотивов его лирики, определяющих место и роль творчества А. Блока в отечественной и мировой культуре. Обучающиеся развивают умения анализировать стихотворения поэта, слушать и слышать другое мнение.

УУД

Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; создавать обобщения; устанавливать аналогии; синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно делать выводы; творчески интерпретировать полученную информацию; работать по алгоритму (узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием); используя различные источники информации, отбирать материал для индивидуального сообщения, литературного монтажа и презентовать его в ходе урока.

Регулятивные: удерживать сформулированную учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; осуществлять взаимопроверку; работать самостоятельно; определять меру усвоения изученного материала; осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; проявлять умения диалогической речи; владеть письменной речью; выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные : привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности делу, патриотизма, силы духа; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в программу.

Основные понятия

Мировоззрение, лирика, художественные особенности, композиция, ассонанс, мистика, мотивы лирики, тропы.

Межпредметные связи

Русский язык (особенности синтаксиса стихосложения)

Ресурсы

Литература. 11 класс, часть 1; под редакцией В. П. Журавлева – М.: Просвещение, 2012, презентация учителя

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Мотивация к деятельности

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность

«Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между!» - В. Ходасевич

Включение в деловой ритм

Все обучающиеся получают основу для опорного конспекта «Многогранник жизни

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Самоопределение

Формирование познавательного интереса

Формирование умения проводить аналогии, устанавливать связи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Определение объекта изучения и понимания

Умение ориентироваться в своей системе знаний

2.Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме.

Эмоциональный настрой – фрагмент документального фильма

Уточнение предложенной темы урока

Постановка цели, задач урока

Установить тематические рамки учебной деятельности

Формулируют тему и конкретную цель своих будущих учебных действий

Начинают заполнять опорный конспект

Формирование познавательного интереса

Умение анализировать, систематизировать необходимую информацию,

умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания,

умение видеть проблемы

Умение аргументировать свой выбор, личную позицию

Умение обосновать собственную позицию

Умение слушать и понимать речь других

Приобретение новых знаний

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Контролирует выполнение первичного ознакомления

Понятие Мировоззрение (прием «Этимологическая минутка»)

Направляет работу обучающихся на восприятие лекционного материала

Воспринимают информацию через лекционный материал и презентацию

Работают с основным понятием темы

Осознание ответственности за общее дело

Умение анализировать, систематизировать необходимую информацию

умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания

Умение слушать и понимать речь других

Умение аргументировать свой выбор, личную позицию

Приобретение новых знаний

Помогает организовать работу по заполнению опорного конспекта

(прием «Мини-исследование»)

Приложение

Соотносят факты, события и даты.

Описывают свои наблюдения, делают соответствующие выводы

Умение работать самостоятельно

Формирование умения проводить аналогии, устанавливать связи.

Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану

Умение вести диалог

Задавать вопросы и отвечать на них

Учет разных мнений

Умение добывать новые знания, находить ответы на поставленные вопросы

Установление причинно-следственных связей

Организует работу по выяснению обстоятельств развития таланта поэта

Сообщение «Семья Блока»

Сообщение «Любовь Александра Блока»

Выдвигают свои предположения о формировании творческих способностей поэта

Развитие творческих способнос

тей обучающих

ся

Использование знаково-символических средств

Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Координирование в сотрудничестве различных позиций

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Направляет работу обучающихся на изучение биографии поэта

Смысловое чтение, работа с учебником

Записывают выясненные данные, делают соответствующие выводы

Инициативное сотрудничество

Осознание ответственности за проведенную работу

Умение выделять существенные признаки

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Усвоение важных моментов, понятий

Построение логической цепи, рассуждений и доказательств

Координирует деятельность обучающихся при анализе ситуации, связанной с мистическими проявлениями в творчестве поэта

Изучают произведения поэта, в которых он демонстрирует свою способность «двойного видения мира», анализируют,

делают выводы.

Смысловое осознание учебной деятельности

Оценка правильности выполнения действия

Внесение необходимых корректив в действие после его завершения

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Поиск разнообразных способов решения задач

Самостоятельное создание способов решения проблем

Способствует анализу особенности поэзии А. Блока на примере его раннего стихотворения «Ветер принес издалека…»

Осознают, что особенность поэзии заключается в музыкальности, таинственности, мистике и символизме. Продолжают заполнение опорного конспекта

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза

Аргументация своего мнения и позиции

Установление причинно-следственных связей

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4. Первичное закрепление материала

Обобщает результаты совместной деятельности

Оценивает умение обучающихся работать самостоятельно и в группах.

Выполняют самостоятельно индивидуальное задание на применение нового знания.

Составляют анаграмму.

Оценивают работу товарища.

Разгадывают ребус.

Формирование познавательного интереса

Инициативное сотрудничество

Целеполагание,

умение осуществлять учебные действия по намеченному плану

умение выделять существенные признаки,

контроль, коррекция, оценка,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение собственного мнения

Умение вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них

Извлечение информации

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза

Умение добывать новые знания

5. Рефлексия учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

Педагог предлагает написать пожелание ему с точки зрения изученного

Прием «Телеграмма»

Д/з задание

(с элементами выбора, творчества).

Самооценка результатов своей учебной деятельности

Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Обучающиеся пишут телеграмму

Записывают домашнее задание

Адекватная позитивная самооценка

Смысловое осознание учебной деятельности

Определение границ собственного знания и незнания

Контроль, коррекция оценка

Осуществление итогового контроля по результату

Адекватное восприятие оценки учителя

Умение обосновать собственную позицию

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Структурирование знаний

Определение основной и второстепенной информации

Поиск разнообразных способов решения задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС старшей школы: плюсы и минусы

Материал для обсуждения ФГОС старшей школы. Предназначен для выступления на методическом объединении, педагогическом совете школы....

Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

«Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС в средней и старшей школе».

          Совершенствование физического воспитания и здоровья детей в средней и старшей школе  приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стр...

Кружковая работа в средней и старшей школе

Кружковая работа в школе как формирование познавательного интереса к естественно научным дисциплинамВ системе образования, естественнонаучные дисциплины занимают особое место, вносят существенный вкла...

Выбор педагогических технологий при реализации ФГОС в старшей школе

Использование адекватных языковых средств в речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. Использование метода  case-study , позволяющим применить теоретические знания к решению практиче...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Презентация расказывает о работе с одаренными детьми...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.        В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...