ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку по обж (10 класс)

Дейникин Максим Сергеевич

Презентация расказывает о работе с одаренными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deynikin_mo_obzh_2022.ppt398.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работа с одарёнными детьми старшего школьного возраста Выполнил учитель ОБЖ Дейникин Максим Сергеевич МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1 «ЮНОНА»

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 5

Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

Слайд 6

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Слайд 7

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками : Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Слайд 8

Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности “ вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” “ степень сформирован-ности одаренности” “ форма проявления” “ широта проявлений в различных видах деятельности” “ особенности возрастного развития” «уровень достижений»

Слайд 9

Основные виды деятельности практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.

Слайд 10

Сферы психики интеллектуальная эмоциональная мотивационно- волевая сенсомоторный пространственно-визуальный понятийно-логический эмоционального реагирования эмоционального переживания побуждения целеобразования смыслопорождения Уровни психической организации

Слайд 11

Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики» Практическая деятельность Познаватель-ная деятельность Художествен-но-эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организацион-ная интеллек-туальная одаренность хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразитель-ная музыкальная лидерская аттрактив-ная одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям.

Слайд 12

Виды одаренности по критерию “степень сформированности одаренности” Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Слайд 13

Виды одаренности в соответствии с критерием «форма проявления» проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность

Слайд 14

Виды одаренности по критерию “ широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или умственная) одаренность специальная одаренность

Слайд 15

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Слайд 16

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Слайд 17

Виды одаренности по критерию “ особенности возрастного развития” : поздняя одаренность ранняя одаренность

Слайд 18

Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка» Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.

Слайд 19

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Слайд 20

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Слайд 21

Принципы выявления одаренных детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п.; 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности; 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Слайд 22

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Методы выявления одаренных детей:

Слайд 23

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Слайд 24

а) систему дошкольных образовательных учреждений; б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т. п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

Слайд 25

Формы обучения детей в системе дополнительного образования 1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области; 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса); 3) очно-заочные школы; 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; 6) детские научно-практические конференции и семинары.

Слайд 26

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют: а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки; б) основные профессионально значимые личностные качества педагога. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют: а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая: не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться; в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

Слайд 27

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"...

Презентация к статье "Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе"

Основные принципы работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе...

Обобщение опыта по теме «Особенности работы с одаренными детьми по обновленному содержанию образования»

Основная идея:В качестве концептуальной идеи работы с одарёнными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым реб...

Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики".

Д анная разработка раскрывает систему выявленияодарённых детей, особенности характера и работы с детьми, проявляющими склонность к изучению предмета,...