Рабочая программа по русскому языку по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык" разработана
на основе ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Содержит пояснительную записку, общую характеристику учебной дисциплины, описание ее места в учебном плане, содержание и тематических план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание учебно-методического и материально-технического обе спечения образовательной деятельности, критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._raboch._programma.doc | 418.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым
«Романовский колледж индустрии гостеприимства»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий Алуштинским филиалом ГБПОУ РК
«Романовский колледж индустрии гостеприимства»
______________________ А. Н. Ралко
« _______ » _______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
По профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Уровень основной образовательной программы: базовый
По направлениям подготовки укрупненной группы профессий:
43.00.00 Сервис и туризм
Профиль: естественнонаучный
Форма обучения: очная
Срок освоения ОПОП: 3 года 10 месяцев
Алушта 2017
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методической комиссии Заместитель заведующего
общеобразовательных учебных дисциплин филиалом по УВР
протокол № __ от « __ » ______ 2017 г. __________ А. В. Гаращенко
Председатель методической « ____ » ___________ 2017 г.
комиссии __________ Е. Н. Криворучко
Организация-разработчик: Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства»
Разработчик: Криворучко Е. Н., преподаватель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 7 8 12 |
| 25 32 |
| 35 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в образовательной организации среднего профессионального образования – Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» - в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.;
• Закона РК от 06. 07. 2015 г. № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
• Письма Минобрнауки России от 17. 03. 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
• Приказа Минобрнауки России от 17. 05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. № 24480);
• Приказа Минобрнауки России от 29. 12. 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 г. № 35953);
• Приказа Минобрнауки России от 31. 12. 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413» (Зарегистрировано в Минюсте России 09. 02. 2016 г. № 41020);
• Приказа Минобрнауки России от 29. 06. 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
• Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.);
• Приказа Минобрнауки России от 09. 12. 2016 г. № 1569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43. 01. 09 Повар, кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 22. 12. 20163 г. № 44898);
• Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»;
• Уточнений Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») от 25. 05. 2017 г. «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)».
Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Количество учебных часов на изучение определенных тем, предусмотренных примерным тематическим планом Примерной программы, несколько перераспределено. Это связано с семестровой и годовой разбивкой нагрузки в учебном плане, с проведением входящего контроля знаний, контрольных работ в конце I и II семестров, повторения и обобщения материала перед промежуточной аттестацией в форме экзамена.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Для проверки знаний обучающихся используются текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме выступления с сообщением, докладом, выполнения упражнения, практического занятия, устного ответа, написания тезисов, конспектов, устного и письменного анализа текста, составления и оформления разного рода документов и др.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце I и II семестров.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общеобразовательная учебная дисциплина «Русский язык» является учебной дисциплиной обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования. Изучается как базовая общеобразовательная учебная дисциплина, входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии СПО – 43.01.09 Повар, кондитер.
При получении профессии СПО естественнонаучного профиля общеобразовательная учебная дисциплина «Русский язык» изучается в объеме 124 часов.
- 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов;
• метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников;
• предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 3 | |||
Содержание учебного материала | ||||
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессии СПО. | 1 | 2 | |
Практические занятия | ||||
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. | 1 | 2 | ||
Входящий контроль знаний. | 1 | 3 | ||
Тема 1. Язык и речь. Функциональ-ные стили речи | 17 | |||
Содержание учебного материала | ||||
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 2 | |
2 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | 2 | |
3 | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 1 | 2 | |
4 | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 1 | 2 | |
5 | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 1 | 2 | |
6 | Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | 2 | |
7 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | 2 | |
8 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 1 | 1, 2 | |
9 | Лингвостилистический анализ текста. | 1 | 2 | |
Практические занятия | ||||
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. | 1 | 2 | ||
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). | 1 | 2 | ||
Анализ структуры текста. | 1 | 2 | ||
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | 1 | 2 | ||
Освоение видов переработки текста. | 1 | 2 |
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. | 1 | 2 | |||
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа. Составление автобиографии. | 1 | 3 | |||
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 12 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 | 2 | ||
2 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 1 | 1, 2 | ||
3 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | 2 | ||
4 | Употребление букв Ь. | 1 | 2 | ||
5 | Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 1 | 2 | ||
6 | Правописание приставок на З -/С - . Правописание И - Ы после приставок. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | 2 | |||
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над выразительными средствами фонетики. | 1 | 2 | |||
Контрольная работа по темам: «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа. Составление орфоэпического словаря по профессии «Повар, кондитер». | 1 | 3 | |||
Тема 3. Лексикология и фразеология | 12 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 1 | 1, 2 | ||
2 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). | 1 | 2 | ||
3 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. | 1 | 2 | ||
4 | Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 1 | 2 | ||
5 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 1 | 2 | ||
6 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц - выведение алгоритма лексического анализа. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. | 1 | 2 | |||
Лексический и фразеологический анализ слова. | 1 | 2 | |||
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. | 1 | 2 | |||
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа. Составление фразеологического словаря по профессии «Повар, кондитер». Создание презентации «Изобразительно-выразительные средства русского языка». | 5 | 3 | |||
Тема 4. Морфемика, словообразова-ние, орфография. | 11 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | 2 | ||
2 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | 1, 2 | ||
3 | Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | 1, 2 | ||
4 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | 2 | ||
5 | Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-. | 1 | 2 | ||
6 | Правописание сложных слов. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. | 1 | 2 | |||
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | 2 | |||
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. | 1 | 2 | |||
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа. Подбор примеров, демонстрирующих все способы словообразования (по 3 – 4 примера). | 1 | 3 | |||
Тема 5. Морфология и орфография | 30 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
1 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | 1, 2 | ||
2 | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 1 | 2 | ||
3 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 1 | 2 | ||
4 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 1 | 2 | ||
5 | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 1 | 1, 2 | ||
6 | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 1 | 1, 2 | ||
7 | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | 2 | ||
8 | Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 1 | 1, 2 | ||
9 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 1 | 1, 2 | ||
10 | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 1 | 1, 2 | ||
11 | Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 1 | 2 | ||
12 | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | 1 | 2 | ||
13 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2 | ||
14 | Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 3 | 1, 2 | ||
15 | Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. | 1 | 2 | |||
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. | 2 | 2 | |||
Сопоставление лексического и грамматического значения слов. | 1 | 2 | |||
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. | 1 | 2 | |||
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словобразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. | 1 | 2 | |||
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | 2 | |||
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. | 2 | 2 | |||
Контрольная работа по темам: «Лексикология и фразеология», «Морфемика, словообразование, орфография», «Морфология и орфография (самостоятельные части речи)». | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа. Подбор текстов с определенными орфограммами. Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи. | 2 | 3 | |||
Тема 6. Синтаксис и пунктуация | 37 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | 1, 2 | ||
2 | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 1 | 1, 2 | ||
3 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 1 | 1, 2 | ||
4 | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2 | ||
5 | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 1 | 1, 2 | ||
6 | Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. | 1 | 2 | ||
7 | Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 1 | 1, 2 | ||
8 | Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 1 | 1, 2 | ||
9 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 5 | 1, 2 | ||
10 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 1 | 2 | ||
11 | Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 1 | 1, 2 | ||
12 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 1 | 1, 2 | ||
13 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | 2 | ||
14 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 1 | 2 | ||
15 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | 1, 2 | ||
16 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 2 | ||
17 | Замена прямой речи косвенной. | 1 | 2 | ||
18 | Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. | 1 | 2 | |||
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. | 1 | 2 | |||
Сопоставление устной и письменной речи. | 1 | 2 | |||
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | 2 | |||
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. | 1 | 2 | |||
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. | 1 | 2 | |||
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. | 1 | 2 | |||
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | 2 | |||
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. | 1 | 2 | |||
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа. Создание презентации «Синтаксические фигуры (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение)». | 4 | 3 | |||
Повторение и обобщение изученного | 2 | 2 | |||
Всего: | 138 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 138 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
практические занятия | 47 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа (всего) | 14 |
в том числе: | |
Доклады, подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами, создание презентаций, составление словарей и др. | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
6.2. Тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение | 3 |
Язык и речь. Функциональные стили речи | 17 |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 12 |
Лексика и фразеология | 12 |
Морфемика, словообразование, орфография | 11 |
Морфология и орфография | 30 |
Синтаксис и пунктуация | 37 |
Повторение и обобщение изученного | 2 |
Итого | 124 |
6. 3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. |
Язык и речь. Функциональные стили речи | • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами на учебно-научную тему; • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию). |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись). |
Лексикология и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение). |
Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. |
Морфология и орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. |
Синтаксис и пунктуация | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
Результаты обучения (общие компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Реализация целей и задач программы предполагает формирование ключевых предметных компетенций: | |
Коммуникативная компетенция (формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности); | развернутый ответ на вопрос, создание устных и письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи, самостоятельная работа с текстами разных стилей, анализ текста, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций), практические занятия |
Лингвистическая (языковедческая) компетенция (предполагает систематизацию знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся); | создание устных и письменных высказываний, тестовые задания, устный опрос, работа со словарями, практические задания |
Культуроведческая компетенция (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения). | развернутый ответ на вопрос, диалог на уроке, практические задания, работа с текстом. |
Выпускник, получивший среднее профессиональное образование по профессии 43.01.09 Повар, кондитер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: | |
- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; | практические задания, развернутый ответ на вопрос др. |
- осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; | самостоятельная работа (в классе и дома), практические задания (создание устных и письменных высказываний, подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами, освоение видов переработки текста и др.), работа с электронными образовательными ресурсами, создание презентации |
- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; | составление связного высказывания |
- работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; | работа в малой группе, диалог на уроке |
- осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста; | составление связного высказывания на заданную тему, диалог на уроке |
- проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; | выступление во время дискуссии, беседа |
- содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | подбор текстов на экологическую тему, работа с текстом |
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; | работа с электронными образовательными ресурсами, создание презентации |
- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | составление различных видов документов (заявление, доверенность, расписка, автобиографии) |
- 7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методическая документация;
- учебная литература по предмету: учебники, словари разных типов, справочники, тексты разных типов и стилей речи;
- методические пособия для преподавателя;
- средства обучения для изучения тем: раздаточный материал (карточки-задания, задания для практических занятий и контрольных работ, «Диктанты с улыбкой», опорные схемы-конспекты), презентации.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер (ноутбук).
2. ЖК-телевизор.
3. DVD-проигрыватель.
4. Аудиовоспроизводящая аппаратура.
7.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
Дополнительные источники:
1. Водолазьская С. В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192 с.: ил.
2. Войлова К. А., Канафьева А. В. Русский язык: Тесты. 10 – 11 классы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.
3. Пилипенко Ж. В. Неделя русского языка и литературы в школе. 5 – 12 классы/Ж. В. Пилипенко, А. Д. Донина, А. А. Макаренко, А. В. Новик. – Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2008. – 160 с.
Справочники:
1. Русский язык: Краткий справочник школьника. 5 – 11 классы ⁄ К. А. Войлова, Е. В. Клобуков, В. В. Леденёва, П. А. Лекант; Под ред. П. А. Леканта. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.
2. Тельпуховская Ю. Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие для учащихся 5 – 11 кл. – Х.: Веста: Издательство «Ранок»,
2008. – 112 с.
Словари:
1. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008. – 864 с.: ил.
2. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Слитно, раздельно или через дефис? – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Михайлова О. А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.
5. Панов Б. Т., Текучева А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.
6. Соловьев Н. В. Орфографический словарь русского языка: ок. 130 000 слов: ок. 400 коммент./ ИЛИ РАН. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. - 1005, [3] с.
7. Фразеологический словарь русского языка для школьников./ Сост. Субботина Л. А. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 320 с.
8. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательский дом «Диалог», 2002. – 540 с.
Интернет – ресурсы:
1. Издательский дом «Первое сентября», издание «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eng. lseptember.ru/
2. Методики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. metodiki. ru
3. Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. ruscorpora. ru
4. Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Ucheba. Com
5. Официальный информационный портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.edu.ru/
6. Пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. posobie. ru
7. Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx
8. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vvww.openclass.ru
9. Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. it-n. ru/communities. asp
10. Словари. ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. slovari. ru/dictsearch
11. Справочная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. gramota. ru
12. Справочная служба русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. spravka. gramota. ru
13. Учебник грамоты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. gramota. ru/class/coach/tbgramota
14. Учебный портал по использованию ЭОР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. eor. it. ru/eor
15. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: uchportal. ru
16. Экзамены. Нормативные документы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. gramma. ru/EXM
17. Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. rus.1september. ru
18. Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. russkiyjazik. ru
19. Этимология и история русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. etymolog. ruslang. ru
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Критерии устного ответа по русскому языку
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
Отметка | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу |
«5» | 1) обучающихся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | обучающий дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | обучающийся обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин. |
3) языковое оформление ответа.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Критерии оценивания знаний обучающихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
3. Критерии и нормативы оценки диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся.
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
ОТМЕТКА | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
«1» | при большем количестве ошибок |
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1-2 ошибки |
«3» | 3-4 ошибки |
«2» | 5-6 ошибок |
«1» | более 6 ошибок |
Критерии пунктуационной грамотности.
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
- Ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);
- Ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
- Ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.
4. Критерии и нормативы оценки сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Объем сочинений должен быть примерно 4 – 5 тетрадные страницы. Объём сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за сочинение
отметка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Примечания
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
5. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Порядок проверки письменных работ преподавателем
Тетради, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у слабых обучающихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц преподавателем проверялись тетради всех обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для СПО (НПО) по профессии "Помощник машиниста"
рабочая программа по русскому языку по профессии "Помощник машиниста"...
рабочая программа по русскому языку для СПО (НПО) по профессии "Мастер общестроительных работ"
рабочая программа по русскому языку для СПО (НПО) по профессии "Мастер общестроительных работ"...
Рабочая учебная программа предмета "Русский язык" для профессии "Повар, кондитер"
Рабочая учебная программа предназначена для изучения русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по профессии "Повар, кондитер". Программа рассчитана на 78 часов: на перво...
Рабочая программу по дисциплине "География"по профессии 260807.01"Повар, кондитер"
Рабочая программа по предмету «География», представленная преподавателем А.Г. Асалхановой А.Г. Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО «БКТиС» составлена на основе Государственного стандарта среднего (полног...
Рабочая программа по английскому языку для профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа по английскому языку для профессии "Повар, кондитер"...
Рабочая программа по русскому языку для профессии Повар, кондитер 114 часов
Рабочая программа составлена по требованиям ФГОС для профессии СПО Повар, кондитер. Расчитана на 114 часов....
Рабочая программа по русскому языку по профессии "Повар, кондитер".
Рабочая программма по русскому языку по профессии "Повар ,кондитер" для СПО...