рабочая программа по русскому языку для СПО (НПО) по профессии "Мастер общестроительных работ"
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку для СПО (НПО) по профессии "Мастер общестроительных работ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_master_obshchrab_russkiy_yazyk.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Иркутск, 2012
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии начального профессионального образования (далее - НПО): «Мастер общестроительных работ» (270802.09)
Организация-разработчик: Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Разработчики:
Федорова Наталья Николаевна, преподаватель ОГОБУ СПО ИТТриС
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
© ОГОБУ СПО ИТТриС;
© Федорова Наталья Николаевна;
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО / профессии НПО: «Мастер общестроительных работ» (270802.09)
Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории; культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебных работ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
- «Русский язык в Российской Федерации», - «Культура речи. Нормы русского языка», - «Словари русского языка и сфера их использования», - «Видные ученые-лингвисты», - «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка», - «Проблемы экологии языка», - «Русский язык в современном мире», - «Язык и общество», - «Язык и культура», - «Язык и история народа», -« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю» | 8 |
| 8 |
| 5 |
| 5 |
| 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в IV семестре.
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. | Язык и общество. Русский язык в современном мире. | |||
Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | 1, 2 | |
Раздел 1. | Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст. | |||
Тема 1.1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Язык и речь. Основные требования к речи. | 2 | 2 | |
2 | Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности. Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности. | 2 | ||
3 | Публицистический стиль речи и художественный. Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования. | 2 | ||
Тема 1.2. Текст. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | 2 | 2 | |
2 | Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: лингвостилистический анализ текстов. | 10 | |||
Раздел 2. | Лексика и фразеология. | |||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | 2 | |
2 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас. | 2 | ||
3 | Фразеология. Отличие фразеологизма от слова. Лексические и фразеологические словари. Нормативное употребление слов и фразеологизмов. | 2 | ||
Выполнение диктанта | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка и защита рефератов. | 8 | |||
Раздел 3. | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | |||
Тема 3.1. | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение Основные нормы современного литературного произношения и ударения... | 2 | 2 | |
2 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных Употребление Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 2 | ||
3 | Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок. | 2 | ||
Выполнение диктанта | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблиц на предложенные правила | 2 | |||
Раздел 4. | Морфемика, словообразование, орфография. | |||
Тема 4.1. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования. | 2 | 2 | |
2 | Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов. Способы словообразования. Словообразовательный анализ. | 2 | ||
Решение тестовых заданий | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по изученным разделам русского языка. | 4 | |||
Раздел 5. | Морфология и орфография. | |||
Тема 5.1. Знаменательные части речи. | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | 2 | 2 | |
2 | Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | ||
3 | Имя прилагательное; правописание и употребление. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | ||
4 | Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений. Морфологический разбор имени числительного, морфологический разбор местоимения. Употребление числительных и местоимений в речи. | 2 | ||
5 | Грамматические признаки наречия. Правописание. Морфологический разбор наречий. Употребление наречия в речи. | 2 | ||
6 | Глагол, правописание НЕ с глаголами, правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | ||
7 | Причастие как особая форма глагола. Образование причастий, правописание суффиксов причастий. Причастный оборот. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. Слова категории состояния. Группы слов. Их функции в речи. | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблиц на предложенные правила | 3 | |||
Тема 5.2. Служебные части речи. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов. Правописание союзов. | 2 | 2 | |
2 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление и правописание междометий. | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по изученным разделам русского языка. | 4 | |||
Раздел 6. | Синтаксис и пунктуация. | |||
Тема 6.1. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. | 2 | 2 | |
2 | Простое предложение. Подлежащее и сказуемое. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 2 | ||
3 | Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | ||
4 | Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 2 | ||
5 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений, обособление приложений, обособление дополнений, обособление обстоятельств. | 2 | ||
6 | Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
7 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при диалоге, оформление цитат. | 2 | ||
Контрольная работа: диктант | 2 | |||
Тема 6.2. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 2 | 2 | |
2 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных заданий | 5 | |||
Всего: | 114 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу обучающихся, (30)
- рабочее место преподавателя, (1)
- рабочая доска,(1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Изд.: «Просвещение», 2008 г.
- Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.- Изд.: «Просвещение», 2004 г.
Дополнительные источники:
- А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
- «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
- А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
- Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
- Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
- «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.
Интернет-источники:
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
- Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
- Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru
- Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
- Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт Петербург) www.petrocollege.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Тест, оценка результатов внеаудиторной работы: рефераты. |
| Тест, оценка результатов внеаудиторной работы: презентации. |
| Контрольная работа. |
| Контрольная работа. |
| Тест, анализ текстов различных стилей |
| Диктант |
| Контрольная работа. |
| Оценка результатов внеаудиторной работы: анализ текстов различных стилей |
| Контрольная работа. |
| Диктант |
| Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Разработчики:
ОГОБУ СПО ИТТриС
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ОГОБУ СПО ИТТриС преподаватель Н.Н.Федорова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ООД.11 "География" 08.01.27 "Мастер общестроительных работ"
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, мн...