Урок русского языка в 5 классе "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок соответствует требованием ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 56.87 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_usloviyah_fgos.docx | 24.77 КБ |
4ktnzcwhp4teyzya0vvefroqmygulidozaabx7sw.zip | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы урока 1. Мотивация Используемый прием – работа с текстом. 2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Используемый приём – беседа. 3. Планирование учебной деятельности. Используемый прием – «Поезд». 4. Решение учебной задачи. Кейс-метод, моделирование. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Представление мини–проектов, их обсуждение. 6. Рефлексия: взаимооценивание , самооценка. Рейтинг участия в работе группы, приём незаконченного предложения 7. Организация дифференцированного домашнего задания. Лингвистическая сказка, ПОПС-формула , задание репродуктивного характера.
1. Мотивация Чтение лингвистической сказки Ф. Кривина. Озаглавливание текста сказки. Определение темы урока на основе предложенных заголовков.
2. 2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи Определение зон знания и незнания (проблем в изучении материала). Постановка целей на основе обозначенных учащимися проблем. Выделение главной цели.
3. Планирование учебной деятельности Инструкция по планированию работы в группах. Составление маршрута действий на основе приёма «Поезд». Представление собственного маршрута учащимся класса.
4. Решение учебной задачи Поиск необходимой информации в учебнике с ипользованием Кейс-метода. Создание модели правила о беглых гласных.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Презентация моделей правила представителями групп. Общее обсуждение проектов.
6. Рефлексия Взаимооценивание через заполнение рейтинговой таблицы степени участия каждого учащегося в работе группы. Самооценка (приём незаконченного предложения).
7. Организация дифференцированного домашнего задания. Выбор учащимися домашнего задания: 1) написать мини-историю (сказку) о приключении беглой гласной О (макс. 15 б), 2) составить ПОПС-формулу на основе изученного материала § 14 (макс. 10 б) или 3) выполнить упр. 109 (макс. 5 б).
Оценивание работы учащихся по теме урока Отметка за урок будет выставлена с учётом суммы баллов за работу в группе и выполнение домашнего задания: 3б – 7б = «3» 8б – 12б = «4» 13б – 17б = «5»
Литература Кривин Ф. Д. Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола: Повесть, рассказы, сказки / [Авт. вступ. слова Л. С. Ленч; Худож . А. Ю. Гойда ]. -Ужгород: Карпати , 1981. - 256 с. учебник Русский язык:5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/под ред. А.Д. Шмелева. – М.:Вентана-Граф , 2013. – 304 с. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват . организаций. - М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
Рефлексия Было легко: 1) найти текст для мотивации, 2) составление дифференцированного домашнего задания, 3) представить результат урока. Было трудно: 1) работа над активным целеполаганием на уроке, 2) работа по организации планирования учащимися своей деятельности.
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема урока: Беглые гласные
Место урока в системе уроков по данной теме: Глава 3 «Как язык служит для общения». Раздел «Правописание».
Цель деятельности учителя: организовать работу по формированию у учащихся представления о беглых гласных.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают, какие гласные в русском языке могут быть беглыми;
- в каких морфемах и при каких условиях это явление происходит.
Метапредметные:
- познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; создают модель правила о беглых гласных.
- регулятивные: планируют пути достижения цели;
- коммуникативные: отображают в речи содержание модели правила; оценивают работу одноклассников.
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Методы и приемы работы на уроке: беседа, «Паровозик», кейс – метод, моделирование результата.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная
Оборудование, наглядность: мультимедийный проектор, компьютер, экран проекционный (либо интерактивная доска); презентация; ватманы; маркеры; учебник русского языка.
Ход урока:
Учащиеся заранее разделены на группы по 3-4 человека.
1. Мотивация.
На столе у каждой группы находится напечатанный текст Феликса Кривина «Живое слово» (без названия).
Задание: Прослушайте внимательно текст Ф. Кривина.
(Читает ученица с хорошей дикцией).
***
Вызвали Е из алфавита.
- Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
— А в какое слово меня посылают?
— Слово хорошее: ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Вы там будете единственным гласным, так что решающий голос будет ваш. Главное — хорошо организовать работу.
В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, совсем как в алфавите. Оно уже начинает обдумывать новую тему: «Некоторые проблемы второго места как места, находящегося…»
И в это время слово начинают склонять.
Вот тебе и живое слово. В алфавите-то нас не склоняли. А здесь: ДЕНЬ… ДНЯ… ДНЮ…
Куда девалось Е?
Нет его, сбежало. Испугалось косвенного падежа. Из слова ДЕНЬ подалось в слово ПЕНЬ. ПЕНЬ, по крайней мере, прочно стоит на месте.
Стоит беглое Е в слове ПЕНЬ, размышляет о проблемах второго места. Того же второго места — даже тему менять не пришлось.
И тут слово ПЕНЬ начинают склонять: ПЕНЬ… ПНЯ… ПНЮ…
Куда опять Е подевалось?
Здесь его не ищите, оно уже далеко. Наконец-то оно нашло себе подходящее слово. Хотя и живое, но спокойное. Тихое, безмятежное, совсем как неживое. И склоняется оно, стараясь не менять окончания: ЛЕНЬ… ЛЕНИ… ЛЕНИ… ЛЕНЬ…
Бог с ними, с этими проблемами — шестого места между пятым и седьмым, второго — между первым и третьим, и вообще со всеми проблемами, которые делают неживое слово живым, подвергая эту жизнь постоянной опасности. Пусть будет меньше жизни, но зато меньше опасности… ЛЕНЬ… ЛЕНИ… ЛЕНИ… ЛЕНЬ…
А дальше? Что дальше? Почему прекратили склонение?..
Задремало в слове умиротворенное Е…
Беседа:
Вопрос: О чем он?
Задание: Озаглавьте текст. Заголовок текста будет темой нашего урока.
(Учитель записывает на доске все варианты, предложив внести корректировку: изменить единственное число на множественное:
«Путешествующая Е» на «Путешествующие гласные».
«Убегающая Е» на «Убегающие гласные».
«Исчезающая Е» на «Исчезающие гласные».)
Учитель предлагает учащимся подумать: Почему предложена корректировка?
2. Актуализация.
Беседа:
Вопрос: Что вы можете сказать по этой теме? Что вам уже известно?
Вопрос: Какие проблемы, вам кажется, могут возникнуть в работе по данной теме?
Вопрос: Какую цель вы можете поставить, исходя из каждой обозначенной проблемы? Сформулируйте её.
(Учитель записывает на доске все цели, предложенные учениками.)
Вопрос: Какая из них главная, приоритетная?
3. Планирование учебной деятельности.
Слово учителя. Для достижения цели урока вам необходимо составить план. На слайде изображён поезд. Наша задача – запустить паровоз. Поедет он только при одном условии, если мы создадим правило о беглых гласных в виде кластера, рисунка, таблицы, алгоритма, стихотворения, диаманты. Каждый вагон – это этап вашей работы.
На слайде предлагаются этапы:
1) Лингвистическая кладовая, стр.193
2) Упр.107
3) Таблица для наблюдения, стр 192
4) Правило, стр. 192
5) Упр. 111.
Условие: в течение 2-3 минут вам нужно из 5 предложенных этапов выбрать 4, договорившись между собой, в какой последовательности вы будете работать и почему. Через указанное время представитель группы, которого вы сами определите, объяснит, почему именно эти этапы выбрали и почему именно эту последовательность определили.
(На столах у детей лежат листы с изображением поезда. Нужно указать в окне каждого вагона название этапа работы).
(Представитель от группы прикрепляет на доску лист с изображением паровозика и объясняет решение своей группы. После презентации планов листы возвращаются для работы групп.)
4. Решение учебной задачи.
(Учащиеся в группах изучают предложенные материалы учебника, договариваются о форме модели правила о беглых гласных, создают её, выбрав сообща представителя от группы для защиты мини-проекта)
(Каждая группа защищает свой мини-проект.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Презентация мини-проектов.
После защиты каждого проекта учитель спрашивает учащихся класса: «Поедет ли паровоз у этой группы? Почему?»
Предположение учащихся подтверждается нажатием учителем кнопки, регулирующей движение состава (видеоролик движущегося поезда).
6. Рефлексия.
Взаимопроверка. По окончании работы каждая группа заполняет таблицу степени участия каждого в решении учебной задачи по критериям: работал активно (2 балла), работал от случая к случаю (1 балл), не работал (0 баллов).
Фамилия, имя участника группы | Работал активно - 2б | Работал от случая к случаю – 1б | Не работал – 0б |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Самооценка. Учащиеся проводят индивидуальную рефлексию по заданному началу на отдельных листах (приём незаконченного предложения), которые сдаются учителю для анализа и планирования работы на следующий урок:
У меня получилось…
Я научился…
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
7. Организация дифференцированного домашнего задания:
1) написать мини-историю (сказку) о приключении беглой гласной О (макс.15 б),
2) составить ПОПС-формулу на основе изученного материала § 14 (макс. 10 б) или
3) выполнить упр. 109 (макс. 5 б).
Отметка за урок будет выставлена с учётом суммы баллов за работу в группе и выполнение домашнего задания: 3б – 7б = «3»
8б – 12б = «4»
13б – 17б = «5»
Образовательные ресурсы:
Кривин Ф. Д. Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола: Повесть, рассказы, сказки / [Авт. вступ. слова Л. С. Ленч; Худож. А. Ю. Гойда]. -Ужгород: Карпати, 1981. - 256 с.
Учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".
Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами....
Конспект урока русского языка на тему : «Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«.
laquo;Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«....