Технологическая карта урока "Правописание корня с чередованием ЛАГ - ЛОЖ"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Пигулева Галина Владимировна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корня с чередованием ЛАГ - ЛОЖ" с применением проблемно-диалоговой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Буквы  А-О  в корне  -ЛАГ---ЛОЖ-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология проблемно-диалогового обучения.

Решаемые проблемы: при каких условиях пишутся буквы А-О в корне –лаг- - -лож-?

Основные цели:

формирование представления об условиях  написания О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-,

развитие умения находить слова с  изученной орфограммой на письме и предвидеть их на слух, правильно писать, разграничивать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением  и с чередующимися гласными.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Научиться дифференцировать понятие язык и речь. Определять коммуникативную функцию языка.

Слушать и слышать друг друга, точно и полно выражать свои мысли.

Развивать монологическую речь.

Самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Саморегуляция в случае затруднения.

Объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Формирование мотивации к изучению нового материала.

Знать: условия правописания гласных в корне с чередованием – лаг- – -лож-.

Уметь: находить слова с  изученной орфограммой на письме и предвидеть их на слух, правильно писать, разграничивать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением  и с чередующимися гласными.

Техническое обеспечение: видеопроектор, интерактивный дидактический материал.

Этапы урока

Цель

УДД

Деятельность ученика

Деятельность учителя

 I. Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Самоопределение.

Планирование учебного сотрудничества.

Выбор смайликов и демонстрация  своего  настроения.

Беседа:

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо!

-Надеюсь, наше сотрудничество будет продуктивным!

- Удачи! На столах лежат оценочные листы. Фиксируйте, пожалуйста, в них все ваши правильные ответы. Начинаем работу.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Анализ объектов с целью выделения признаков; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

Развитие монологической речи.

Анализ предложения.

Низкое солнце спряталось за  далёким горизонтом, и холодная тёмная ночь  предлагает  нам сказочные картины.    

Повторение ранее изученных орфограмм, пунктуации, фонетики, лексики.

Транскрипция. Орфографический разбор.

Беседа.

-На доске написано предложение.

-О чём говорится в предложении?

- Какие изобразительные средства использовал автор для создания образа  ночи?

-Объясните знаки препинания.                                                                                              

-Затранскрибируйте выделенные слова.

-Подчеркните те буквы, написание которых не совпадает с произношением.

-Сравните с правильным вариантом. (На доске ответы) Посчитайте свои ошибки. Оцените свою работу.

-Как мы поступаем, если правописание и произношение расходятся.

-Объясним орфограммы.

III. Постановка учебной задачи.

Определение учебной задачи. Мотивация и целеполагание.

Построение цепочек рассуждений.

Точное выражение своих мыслей. Аргументация своего мнения. Учёт разных мнений. 

Самостоятельное выдение и формулировка  познавательной цели.

Наблюдение. Беседа.

Формулирование темы урока.

-Найдите слова с безударными гласными в корне. Объясните правописание.

-Какое слово  не можем объяснить? Что у нас не получается?

-Посмотрите на доску. Среди  данных слов есть и наше слово. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

-Попробуйте объяснить правописание корня в этих словах.

-Можно ли подобрать проверочное слово?

- Следовательно, на какой вопрос мы должны будем ответить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

IV. «Открытие нового знания» .

Формирование ориентировочной основы действий.

Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.

Развитие монологической речи.

Наблюдение. Формулирование правила (ответ на вопрос урока).

Составление алгоритма действий.

-На какие два столбика можно разделить слова? Разделите.

_ От какого условия зависит написание гласной в корне.

-Сформулируйте правило.

-Сравните с правилом учебника.

-Строим алгоритм. Определите шаги, которые надо сделать, чтобы правильно написать слова?

(1.Выделить корень лаг-лож

2.Посмотреть буквы г-ж или суф.А. ) Так выделяется орфограмма.

 

V . Первичное закрепление

Формирования орфографической  зоркости. Работа с опознаватель -ными признаками орфограммы.

Построение цепочек рассуждений.

Развитие монологической речи.

Поиск и выделение необходимой информации.

Саморегуляция в случае затруднения.

Комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.  (Списать слова с  доски  в тетрадь. Обозначить орфограммы в словах. )

-Комментированное списывание: Изложить, положить, изложение

выложить, излагать, заложить

приложить, прилагательное, наложить. ( Кто не ошибся пусть поставит себе отметку )

-Ещё раз перечитаем правило, расскажем соседу. Сосед ставит отметку в оценочный  листок).

V I . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование орфографического навыка. Работа с выборочными признаками орфограммы.

Фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения;

Выполнение пробного учебного действия. №  449 учебника.

Вставить пропущенные буквы.

Каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Самостоятельная работа учащихся.

№  449 учебника.

Вставить пропущенные буквы.

Физкульминутка.

V I I .

Тренировочные упражнения.

Отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Введение правила в систему других правил.

Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.

Развитие монологической речи;

Различение разных видов орфограмм.

Игра. Найдите лишнее слово:  

Распределит. диктант.

Три колонки:

1)безуд.гл.,пров.уд.

2)безуд.гл.,непров

3)безуд.гл. вкорнях с чередов.

Самопроверка по доске. Самооценка.

Беседа.

Работа со словарными словами.

Хором проговорить по слогам. Записать в словарик.

Использование интерактивного дидактического материала для 5 класса. Издательство «Планета».

Игра. Найдите лишнее слово: Все ли слова однокоренные? Прилагательное, наслаждение, полагать; Сложный, переложить, изложение;Наложить, положение,  ложный;

- Употребляется ли корень -лож- без приставки. Правильно. Это связанный корень. Без приставки не употребляется. Надо правильно уметь образовывать с ним слова.

Положить. Положу.

-На доске слова. Распределите их по видам орфограмм. Карточки с таблицей есть у вас на партах.

Выложить, наслаждение, корзина, конфета, далёкий, прилагать, шоколад, изложение, орехи, выделить;

-На какие орфограммы даны слова?

-Какие правила знали раньше, какое узнали сегодня. Ещё раз сформулируйте его.

-Какие словарные слова встретились? Проговорим хором.

Запишем в словарик.

V I I I. Контроль

Проверить степень сформирован. орфографического навыка.

Диктант.

Взаимопроверка.

Диктант.

Я положила в корзину конфеты, шоколад, орехи. Сладкое полагается есть после обеда.

IX. Рефлексия деятельности

Повести итоги урока.

Формировать навык самооценки, умение точно выражать свои мысли, аргументировать свои выводы.

Оценка своей деятельности и деятельности своих одноклассников,

-Посчитайте свои баллы. Поставьте себе оценку за урок.

-Чему научились на уроке? (Правило ещё раз расскажите.) Трудно или легко было работать? Покажите смайлики. С каким настроением уходите с урока? Нужно ли нам это для жизни вне школы?

Формирование мотивации к изучению нового материала.

Демонстрация безграмотного отрывка из контакта.

№ 2   Алена Стриж,  @e-mail  (Львов)  28.11.2013 06:21

Мне очень понравился фильм и актери с актерами.они оченьмилие.мине тоже випала огромная честь сняца в фильме про каторийЯ мечтать могла толькавосне хоть и масовке.но всёровно спасиба.

-Что будет, если каждый будет писать, как он хочет? (Мы не будем понимать друг друга.)

Домашнее задание.

Творческое задание.

Освоение новых знаний на уровне реальной жизни.

Развитие навыков письменной речи.

№450. Описать рисунок, употребляя глаголы с корнем         –ЛОЖ- - -ЛАГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»

Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...

Технологическая карта "Правописание корней -лаг- - -лож-" в 5 классе.

Технологическая карта "Правописание корней -лаг- - -лож-" в 5 классе....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...