Технологическая карта урока "Правописание корня с чередованием ЛАГ - ЛОЖ"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корня с чередованием ЛАГ - ЛОЖ" с применением проблемно-диалоговой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Буквы А-О в корне -ЛАГ---ЛОЖ-.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология проблемно-диалогового обучения.
Решаемые проблемы: при каких условиях пишутся буквы А-О в корне –лаг- - -лож-?
Основные цели:
формирование представления об условиях написания О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-,
развитие умения находить слова с изученной орфограммой на письме и предвидеть их на слух, правильно писать, разграничивать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением и с чередующимися гласными.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||
Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные | ||
Научиться дифференцировать понятие язык и речь. Определять коммуникативную функцию языка. | Слушать и слышать друг друга, точно и полно выражать свои мысли. Развивать монологическую речь. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Саморегуляция в случае затруднения. | Объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Формирование мотивации к изучению нового материала. |
Знать: условия правописания гласных в корне с чередованием – лаг- – -лож-.
Уметь: находить слова с изученной орфограммой на письме и предвидеть их на слух, правильно писать, разграничивать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением и с чередующимися гласными.
Техническое обеспечение: видеопроектор, интерактивный дидактический материал.
Этапы урока | Цель | УДД | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
I. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Самоопределение. Планирование учебного сотрудничества. | Выбор смайликов и демонстрация своего настроения. | Беседа: - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Спасибо! -Надеюсь, наше сотрудничество будет продуктивным! - Удачи! На столах лежат оценочные листы. Фиксируйте, пожалуйста, в них все ваши правильные ответы. Начинаем работу. |
II. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Анализ объектов с целью выделения признаков; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения Развитие монологической речи. | Анализ предложения. Низкое солнце спряталось за далёким горизонтом, и холодная тёмная ночь предлагает нам сказочные картины. Повторение ранее изученных орфограмм, пунктуации, фонетики, лексики. Транскрипция. Орфографический разбор. | Беседа. -На доске написано предложение. -О чём говорится в предложении? - Какие изобразительные средства использовал автор для создания образа ночи? -Объясните знаки препинания. -Затранскрибируйте выделенные слова. -Подчеркните те буквы, написание которых не совпадает с произношением. -Сравните с правильным вариантом. (На доске ответы) Посчитайте свои ошибки. Оцените свою работу. -Как мы поступаем, если правописание и произношение расходятся. -Объясним орфограммы. |
III. Постановка учебной задачи. | Определение учебной задачи. Мотивация и целеполагание. | Построение цепочек рассуждений. Точное выражение своих мыслей. Аргументация своего мнения. Учёт разных мнений. Самостоятельное выдение и формулировка познавательной цели. | Наблюдение. Беседа. Формулирование темы урока. | -Найдите слова с безударными гласными в корне. Объясните правописание. -Какое слово не можем объяснить? Что у нас не получается? -Посмотрите на доску. Среди данных слов есть и наше слово. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать. -Попробуйте объяснить правописание корня в этих словах. -Можно ли подобрать проверочное слово? - Следовательно, на какой вопрос мы должны будем ответить на уроке? -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. |
IV. «Открытие нового знания» . | Формирование ориентировочной основы действий. | Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение. Развитие монологической речи. | Наблюдение. Формулирование правила (ответ на вопрос урока). Составление алгоритма действий. | -На какие два столбика можно разделить слова? Разделите. _ От какого условия зависит написание гласной в корне. -Сформулируйте правило. -Сравните с правилом учебника. -Строим алгоритм. Определите шаги, которые надо сделать, чтобы правильно написать слова? (1.Выделить корень лаг-лож 2.Посмотреть буквы г-ж или суф.А. ) Так выделяется орфограмма.
|
V . Первичное закрепление | Формирования орфографической зоркости. Работа с опознаватель -ными признаками орфограммы. | Построение цепочек рассуждений. Развитие монологической речи. Поиск и выделение необходимой информации. Саморегуляция в случае затруднения. | Комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. (Списать слова с доски в тетрадь. Обозначить орфограммы в словах. ) | -Комментированное списывание: Изложить, положить, изложение выложить, излагать, заложить приложить, прилагательное, наложить. ( Кто не ошибся пусть поставит себе отметку ) -Ещё раз перечитаем правило, расскажем соседу. Сосед ставит отметку в оценочный листок). |
V I . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Формирование орфографического навыка. Работа с выборочными признаками орфограммы. | Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; | Выполнение пробного учебного действия. № 449 учебника. Вставить пропущенные буквы. Каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». | Самостоятельная работа учащихся. № 449 учебника. Вставить пропущенные буквы. |
Физкульминутка. | ||||
V I I . Тренировочные упражнения. | Отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. Введение правила в систему других правил. | Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение. Развитие монологической речи; | Различение разных видов орфограмм. Игра. Найдите лишнее слово: Распределит. диктант. Три колонки: 1)безуд.гл.,пров.уд. 2)безуд.гл.,непров 3)безуд.гл. вкорнях с чередов. Самопроверка по доске. Самооценка. Беседа. Работа со словарными словами. Хором проговорить по слогам. Записать в словарик. Использование интерактивного дидактического материала для 5 класса. Издательство «Планета». | Игра. Найдите лишнее слово: Все ли слова однокоренные? Прилагательное, наслаждение, полагать; Сложный, переложить, изложение;Наложить, положение, ложный; - Употребляется ли корень -лож- без приставки. Правильно. Это связанный корень. Без приставки не употребляется. Надо правильно уметь образовывать с ним слова. Положить. Положу. -На доске слова. Распределите их по видам орфограмм. Карточки с таблицей есть у вас на партах. Выложить, наслаждение, корзина, конфета, далёкий, прилагать, шоколад, изложение, орехи, выделить; -На какие орфограммы даны слова? -Какие правила знали раньше, какое узнали сегодня. Ещё раз сформулируйте его. -Какие словарные слова встретились? Проговорим хором. Запишем в словарик. |
V I I I. Контроль | Проверить степень сформирован. орфографического навыка. | Диктант. Взаимопроверка. | Диктант. Я положила в корзину конфеты, шоколад, орехи. Сладкое полагается есть после обеда. | |
IX. Рефлексия деятельности | Повести итоги урока. | Формировать навык самооценки, умение точно выражать свои мысли, аргументировать свои выводы. | Оценка своей деятельности и деятельности своих одноклассников, | -Посчитайте свои баллы. Поставьте себе оценку за урок. -Чему научились на уроке? (Правило ещё раз расскажите.) Трудно или легко было работать? Покажите смайлики. С каким настроением уходите с урока? Нужно ли нам это для жизни вне школы? |
Формирование мотивации к изучению нового материала. | Демонстрация безграмотного отрывка из контакта. № 2 Алена Стриж, @e-mail (Львов) 28.11.2013 06:21 Мне очень понравился фильм и актери с актерами.они оченьмилие.мине тоже випала огромная честь сняца в фильме про каторийЯ мечтать могла толькавосне хоть и масовке.но всёровно спасиба. -Что будет, если каждый будет писать, как он хочет? (Мы не будем понимать друг друга.) | |||
Домашнее задание. | Творческое задание. Освоение новых знаний на уровне реальной жизни. | Развитие навыков письменной речи. | №450. Описать рисунок, употребляя глаголы с корнем –ЛОЖ- - -ЛАГ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"
Технологическая карта урока русского языка с приложением....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...
Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»
Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...
Технологическая карта "Правописание корней -лаг- - -лож-" в 5 классе.
Технологическая карта "Правописание корней -лаг- - -лож-" в 5 классе....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...