Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок развития речи в 5 классе
Тема. Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».
Цели:
- Знать:
- о сочинении-описании животного как типе речи;
- понятия, «что такое текст, тема текста, основная мысль»;
- о роли прилагательных в описании;
- Уметь:
- создавать самостоятельно творческую работу (описание животного) в свободной форме, применяя полученные ранее знания;
- сотрудничать в ходе индивидуальной, коллективной, групповой работы;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в работе через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока;
- формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию;
- творческую инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
Тема. Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».
Цели:
- Знать:
- о сочинении-описании животного как типе речи;
- понятия, «что такое текст, тема текста, основная мысль»;
- о роли прилагательных в описании;
- Уметь:
- создавать самостоятельно творческую работу (описание животного) в свободной форме, применяя полученные ранее знания;
- сотрудничать в ходе индивидуальной, коллективной, групповой работы;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в работе через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока;
- формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию;
- творческую инициативность.
Ход урока.
I. Организационный момент. Учитель.
- Поприветствуйте сегодня друг друга , скажите добрые слова.
- Откройте тетради и запишите число.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
- Пересказ текста с использованием приема «Продолжи текст».
(Работает 5 человек, называют по 3 предложения)
Задача: Рассказать текст, не нарушая последовательности и точности материала.
- Дополнительный вопрос отвечающим :
- Назовите ваши заголовки к тексту. Мотивируйте свой выбор.
- Обращение к классу:
- Оцените ответы товарищей, обосновывая поставленные отметки.
III. Постановка учебной задачи. Мотивация и актуализация знаний.
(На экране предложения в обрамлении фотографиями домашних животных)
1. У него хвост пополам белый, пополам черный.
2. Муму , как всегда, ела культурно, едва касаясь носиком тарелки.
3. У нас живет кошка Мурка. Я дала ей это имя, потому что она мурчит.
Задание: Проанализируйте записанные предложения.
Замените неправильно употребленные слова другими, выражающими необходимый смысл.
- Запишите исправленные предложения.
- Подумайте, может ли этот демонстрационный материал помочь нам в определении темы сегодняшнего урока?
- Почему?
Обобщение учителя.
Вы правы. Сегодня урок развития речи, продолжающий цикл творческих работ о животных.
- Обратимся к упр. 587 учебника.
- Какая задача стоит перед вами?
(Написание конкурсного сочинения о животном)
IV. Повторение изученного. Работа с таблицей.
Учитель:- Прежде чем приступить к выполнению нового задания, обобщите имеющийся опыт написания сочинения о животном.
- Отрывается таблица (к концу работы имеет следующий вид).
Умеем… (с опорой на параграф 103.) | Научимся … (наши предположения; с опорой на задание у. 587) |
1) включать описание животного в повествование; 2) писать изложение по данному тексту; 3) озаглавливать тексты данного типа; 4) устно воспроизводить материал о животном. | 1) описывать известное животное; 2) собирать рабочие материалы для описания своего животного; 3) наблюдать за его повадками; 4) подбирать интересный заголовок к сочинению. |
(Запись в тетрадях по вариантам. Учащиеся I варианта заполняет левую часть таблицы; второго – правую)
- Выслушиваются ответы. Одобрительный отзыв учителя.
V.Работа над новым материалом.
Учитель: - Подумайте и скажите, вы будете писать сочинение–описание или сочинение-рассказ? (Выбирается правильный вариант: сочинение-описание)
- Аргументируйте свой выбор.
- Чем эти виды сочинения отличаются?
- Без какого типа речи в этой работе не обойтись? (Без повествования)
- Сделайте общий вывод по вопросно-ответной беседе.
(Наша работа будет представлять собой сочинение- описание с элементами повествования , потому что нельзя описать животное, не говоря о его повадках. Но главной задачей все-таки является описание животного. Сочинение-рассказ - это повествование, а описание животного будет выступать дополнительным элементом. )
Учитель: - Важно понимать, зачем мы пишем то или иное сочинение. В связи с этим хотелось бы привести слова Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.»
-Я считаю: эти слова помогут вам в работе.
VI. Проверка понимания изученного.
Учитель: В качестве образца мы используем сочинение вашего сверстника «Малыш» , взятое из пособия Ладыженской Т.А, автора учебника русского языка.
(Дается распечатка сочинения)
Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста. Шерсть у нее снежно-белая, завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка. Даже длинные уши, коротенький хвостик совсем теряется в ней. Шерсть между ушек приходится закалывать брошкой, чтобы не лезла в глаза. Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик, выразительные глаза, большие и теплые. Ножки у малыша коротенькие, маленькие. Во время бега он забавно семенит ими. Если малыш увидит яркую бумажку, то встает на задние лапки и, глядя на вас, просит ее. Не дашь: отвернется и недовольно зарычит. Так показывает свой характер. Любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам. Становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться. Его нельзя вытащить из воды. Он барахтается и визжит. Но не любит причесываться, может быть, ему больно. Охотно идет гулять. Стоит показать поводок, и он бежит к двери. Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре. Начинает лаять и царапать дверь.
VII.Физкультминутка.
Учитель: Поскольку у нас сегодня разговор о животных, попробуем выполнить несколько движений, характерных для них. (Физкультминутку проводит подготовленный ученик.)
VIII. Исследовательская работа. На листочках даются задания.
1 группа.
Определить тему, стиль сочинения, указать его признаки (описание собаки; художественный стиль; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, сравнений …)
2 группа.
Создание модели последовательного описания собаки. (Представление животного – описание внешнего вида – характера – повадок – любимых занятий животного.)
3 группа.
Составить деловое описание Малыша. (Объявление о пропаже животного). Сделать вывод о том, чем отличается деловое описание животного от художественного.)
4 группа.
Составить мини-словарик названия животного . Дополнить его своими словами. (У Ладыженской: Малыш болонка, он, собака, она . Примеры детей: питомец, любимец…)
5 группа.
Определить, как автор избежал повторов в тексте и остановил внимание на самом главном. (Тщательный отбор лексических и синтаксических средств ( простые, односоставные предложения…)
IX. Закрепление полученных знаний.
- Отчет групп.
- Игра «Перестрелка». ( Цель - выявить умение слышать и слушать своих товарищей . (Каждая группа готовит по1-2 вопроса .)
(Например, вопрос 3 группы остальным :
- Чем отличается деловое описание животного от художественного?
Вопрос 5 группы: - Какие бы вы предложили способы устранения повторов в сочинениях? и т.д.
X. Обобщение изученного.
Чтение учащимся отрывка из стихотворения С.А. Есенина «Собаке Качалова»
Учитель: Наверное, в нашей литературе нет такого поэта, который смог бы рассказать нам более пронзительно о животных, как это сделал Есенин. Он искренне любил их, считал своими «братьями меньшими.»
-Подумайте, почему это стихотворение прочитано на уроке?
-Какое отношение оно имеет к нашей теме? (Выслушиваются мнения учащихся.)
Учитель. Стихотворение посвящено собаке знаменитого артиста. Не видя животного, мы верим ,что «пес дьявольски красив» и умен ,что ему ,а не человеку можно доверить личное, тайное .И строки стихотворения заставля- ют задуматься о многом и увидеть в животном настоящего друга .Такова магия есенинского слова. Учитесь у мастеров пера находить такие выражения, чтобы они трогали душу.
- Вернемся к теме сочинения (у.587) . Прочитайте первую строчку.
- Как вы думаете, какие слова в ней главные? («для конкурса», «любимое»)
Учитель: Ваша задача не только подробно и ярко описать животное, но и рассказать о нем так, чтобы чувствовалось ваша любовь к питомцу. Чтобы новая работа отличалась от написанных ранее. Чем? Подумайте. Ведь сочинение конкурсное . А значит, особенное.
-Попробуйте вывести формулу новой работы.
Результат обсуждения вопроса :
-индивидуальный подход к композиции сочинения ,
- тщательный отбор лексики,
-конструирование простых, односоставных предложений,
- привнесение в работу «дыхания любви».
XI. Домашнее задание. Написать сочинение (упр.587).
-Ребята, не бойтесь, творите, пробуйте. И все получится.
А еще вдумайтесь в слова М.А. Рыбниковой: «Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: «Мало ли что ты видел все это и вчера, и в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».
XI. Подведение итогов занятия.
– Чему научились на уроке.
XII. Рефлексия. Напишите мне СМС с вашим мнением об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок подготовки к написанию домашнего сочинения "В чём Н.А.Некрасов видит сущность духовного рабства?"
Отработка написания итогового сочинения...
Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения
Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
Рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения
В работе даны практические советы по практической подготовке учащихся к написанию итогового сочинения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Методические рекомендации к итоговому сочинению по литературе 2016-2017 учебный год...
СОЧИНЕНИЕ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»
СОЧИНЕНИЕ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...