Рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
В работе даны практические советы по практической подготовке учащихся к написанию итогового сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по написанию итогового сочинения | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации к написанию итогового сочинения
Работа по подготовке обучающихся 11 класса к написанию итогового сочинения требует больших усилий. Это очень сложный и кропотливый труд учителя, в первую очередь. Для того чтобы он не пропал даром, а вылился в успешную сдачу этого экзамена, необходимо иметь чёткое представление о том, как организовать процесс подготовки обучающихся. Итак, прекращаем переживать по поводу предстоящих сложностей и составляем план наших дальнейших действий!
План последовательной работы по подготовке к итоговому сочинению:
№ | Мероприятие | Сроки | С кем? |
1 | Изучение официальных документов по организации и проведению итогового сочинения | 1 неделя сентября | Работа предметника |
2 | Изучение тематических направлений сочинений и критериев его оценивания | 1 неделя сентября | Работа предметника |
3 | Прохождение КПК, участие в работе различных обучающих семинаров | В течение года перед сочинением | Работа предметника |
4 | Участие в работе РМО учителей русского языка по вопросам итогового сочинения | В течение года | Работа предметника |
5 | Создание перечня материалов по подготовке к итоговому сочинению | 1 неделя сентября | Работа предметника |
6 | Изучение материалов по подготовке к итоговому сочинению | 1 неделя сентября | Работа предметника |
7 | Подготовка информационного стенда «Итоговое сочинение» для обучающихся и их родителей | 1 неделя сентября | Работа предметника |
8 | Информирование и консультирование по вопросам итогового сочинения в рамках родительского собрания | 1 неделя сентября | Работа с родителями |
9 | Составление рабочей программы и тематического планирования с учётом подготовки к итоговому сочинению | Август, 1 неделя сентября | Работа предметника |
10 | Информирование по организации и проведению итогового сочинения | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
11 | Ознакомление с критериями оценивания сочинения, в т.ч. и с таблицей перевода баллов( для поступления в вуз) | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
12 | Ознакомление с направлениями сочинений и возможными формулировками тем | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
13 | Ознакомление с бланками, используемыми на экзамене | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
14 | Рекомендации по подбору материала к сочинениям в сети Интернет | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
15 | Составление алгоритма действий ученика при работе над сочинением(раздаём памятки и придерживаемся их) | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
16 | Работа по каждому из направлений по схеме:направление-работа с понятием-возможные темы-тезисы-цитатный материал-подбор аргументов-список книг для чтения или повторения текстов-план сочинения-сочинение | 1-2 четверти | Работа с обучающимися |
17 | Создание общей схемы ( плана)сочинения(обязательные части) | 1 неделя сентября | Работа с обучающимися |
18 | Индивидуальная работа по анализу каждого сочинения | 1-2 четверти | Работа с обучающимися |
19 | Проведение тренировочного внутришкольного экзамена | 2 четверть | Работа с обучающимися |
20 | Мониторинг успеваемости при написании тренировочных сочинений | СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА | Работа предметника |
21 | Ознакомление с результатами тренировочных сочинений | СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА | Работа с родителями и обучающимися |
22 | Проведение групповых и индивидуальных консультаций | 1-2 четверти |
Реализуем свой план на уроках, факультативах и консультациях в 10 и 11 классах. Принцип работы одинаков. Облегчением в подготовке к сочинению будет служить работа, проделанная нами в 10 классе. Если всё, что сказано выше, уже было сделано в 10 классе, то в 11 классе мы повторим изученное, закрепим навыки, работая уже над направлениями текущего года. Конечно, было бы очень хорошо, если бы об этих направлениях мы знали уже и в 10 классе. НО…
Образец тематического планирования по литературе на 1-2 четверти 2015-2016 учебного года
Введение (1+0) | ||||
1 | Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. | 1 | 2.09 | |
Итоговое сочинение по литературе(4+0) | ||||
2 | Итоговое сочинение по литературе. Особенности подготовки и проведения экзамена | 1 | 4 | |
3. | Особенности формулировки тем и оценки сочинения по литературе | 1 | 5 | |
4. | Итоговое сочинение. Особенности заполнения бланков | 1 | 8 | |
5. | Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.Комментарии. | 1 | 9 | |
Русская литература начала 20 века (91 + 18) | ||||
ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА | ||||
6 | И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. | 1 | 11 | |
7 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | 12 | |
8 | Рассказы И.А. Бунина о любви. | 1 | 15 | |
9 | РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь» | 1 | 16 | |
10 | РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь» | 1 | 18 | |
ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА | ||||
11 | А.И. Куприн . Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | 1 | 19 | |
12 | Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» | 1 | 22 | |
13 | РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь» | 1 | 23 | |
14 | РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь» | 1 | 25 | |
ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО | ||||
15 | М. Горький. Очерк жизни и творчества | 1 | 26 | |
16 | Романтические рассказы М. Горького | 1 | 29 | |
17 | Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» | 1 | 30 | |
18 | Роль Луки в драме «На дне» | 1 | 2.10 | |
19 | Вопрос о правде в драме Горького «На дне» | 1 | 3 | |
20 | Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы. | 1 | 6 | |
21 | Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь» | 1 | 7 | |
22 | Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Путь» | 1 | 9 | |
ТВОРЧЕСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА | ||||
23 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева | 1 | 10 | |
24 | Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева. | 1 | 13.10 | |
25 | РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Дом» | 1 | 14 | |
26 | РР Написание сочинения по тематическому направлению «Дом» | 1 | 16 | |
27 | Серебряный век : имена | 1 | 17 | |
28 | Поэзия В.Я .Брюсова | 1 | 20 | |
29 | Самый непрочитанный поэт (жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева) | 1 | 21 | |
30 | «Поэзия как волшебство »в творчестве К.Д. Бальмонта | 1 | 23 | |
31 | Путешествие за « золотым руном» Андрея Белого | 1 | 24 | |
32 | РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Год литературы» | 1 | 27 | |
33 | РР Написание сочинения по тематическому направлению «Год литературы» | 1 | 28 | |
34 | Футуризм. | 1 | 30 | |
35 | «Эгофутуризм »Игоря Северянина | 1 | 6.11 | |
36 | Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время» | 1 | 7 | |
37 | Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Время» | 1 | 10 | |
ТВОРЧЕСТВО А.А.БЛОКА | ||||
38 | А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. | 1 | 11 | |
39 | Стихотворение Блока « Незнакомка» | 1 | 13 | |
40 | Тема Родины в творчестве Блока. | 1 | 14 | |
41 | Поэма Блока «Двенадцать»-книга бесстрашной искренности. | 1 | 17 | |
42 | РР Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года | 1 | 18 | |
43 | РР Написание сочинения по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года | 1 | 20 | |
ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ | ||||
44 | Ступени биографии и ранняя лирика А.А. Ахматовой | 1 | 21 | |
45 | «Царственное слово» А.А. Ахматовой | 1 | 24 | |
46 | Поэма А. Ахматовой «Реквием» | 1 | 25 | |
47 | РР Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года | 1 | 27 | |
48 | РР Написание сочинения по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года | 1 | 28 |
Памятка для ученика
Дорогой друг!При написании сочинения всегда помни о следующем:
- объем сочинения должен быть выдержан(оптимальный объём-300-350 слов);
-суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
- почерк должен быть разборчивым;
- соблюдай поля;
- на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
- выбрав тему, конспективно запиши все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков и т.д.;
-при написании черновика только подчёркивать то, что вызывает вопросы и не останавливаться на этом, чтобы не потерять мысль;
- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
- удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);
- нумеровать страницы черновика;
- строго придерживаться избранной темы( особо помни о ключевых словах темы);
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
-ключевые слова должны звучать;
- не сбиваться на пересказ текста;
- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);
- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
- не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы, при этом обязательно подумай о «связках» между частями сочинения;
- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик.
СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ! Для этого используй:
-средства выразительности(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…);
- удобно пользоваться приемами риторики (риторические вопросы, восклицания, обращения);
-вопросно-ответную форму( ставить вопросы, приводить разные варианты ответов);
- привлекать материал из других произведений или противоположные примеры из одного и того же произведения, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:
- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий
- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов
-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .
Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.
Заключение должно содержать вывод из сказанного с обязательным обращением к авторам, героям и ключевым слова темы.
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее!
Желаю успеха всем педагогам и ученикам! Терпения Вам и удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения
Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Методические рекомендации к итоговому сочинению по литературе 2016-2017 учебный год...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...
«Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к написанию итогового сочинения» Класс 10 Уровень базовый
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе....