Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения
элективный курс по литературе (10 класс)
Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 часов и основана на темах, предложенных одиннадцатиклассникам - выпускникам 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_podgotovke_k_napisaniyu_itogovogo_sochineniya.docx | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г. Улан – Удэ
МАОУ «СОШ №»19»
«Согласовано» Руководитель МО учителей русского языка и литературы ___________Аюшеева Д.Р. Протокол №___________ От____________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Данилова С.Г. Протокол №___________ От____________________ | «Согласовано» Директор __________Хамнуев В.И. Протокол №__________ От__________________ |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к написанию итогового сочинения»
Класс 10
Уровень базовый
Автор: Аюшеева Дарима Раднаевна,
учитель русского языка и литературы
категория высшая
г. Улан – Удэ, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2014 года выпускники школ РФ пишут итоговые выпускные сочинения по допуску к ЕГЭ. Начиная с 2015 года, приемные комиссии вузов будут принимать результаты итогового сочинения за курс средней школы как часть портфолио абитуриентов. С помощью сочинения проверяются и оцениваются коммуникативные умения и навыки учащихся:
- чтение (понимание, зрелость суждений при интерпретации текста);
- составление собственного высказывания;
- последовательное, логичное выражение мысли в письменной форме;
- свободное, осознанное употребление выразительных средств языка;
- владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.
В связи с этим для учащихся 10-ых классов введён элективный курс «Подготовка к написанию итогового сочинения»
Вся работа направлена, прежде всего, на получение качественных знаний, умений и навыков. По словам Красовской Светланы Игоревны, доктора филологических наук, профессора, будет достигнута основная цель написания выпускного сочинения: уйти от шаблонов и тестового мышления, научиться думать, также повысить интерес детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысли. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Задачи:
- формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения на основе литературных произведений, умения интерпретировать художественные факты и обосновывать собственную точку зрения, грамотно её излагать.
- формирование умения выявлять авторскую позицию, «самобытное нравственное отношение автора» к воссоздаваемой им художественной реальности.
(умение формулировать проблему произведения – один из важных навыков учащегося для написания итоговых сочинений)
Программа рассчитана на 16 часов / 1 час в неделю во втором полугодии в 10 классах. Программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
- Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
- Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Организация деятельности учащихся
Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.
В процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.
В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.
В основе практических занятий – мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста.
Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:
- психологические упражнения со словом;
- накопление словарного запаса, на основе которого создается текст;
- пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения на основе литературных произведений;
- умения интерпретировать художественные факты и обосновывать собственную точку зрения, грамотно её излагать;
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- умение владеть различными видами речевой деятельности,
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Содержание элективного курса
О введении итогового сочинения – материалы с сайта ФИПИ |
Требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки сочинеий. |
Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. |
Проблема и идея. |
Роды и жанры литературы |
Анализ эпоса. |
Анализ лирики. |
Анализ драмы. . |
Жанровое своеобразие сочинений. |
Особенности формулировок тем итогового сочинения |
«Недаром помнит вся Россия…» |
Вопросы, заданные человечеству войной |
Человек и природа в отечественной и мировой литературе |
Спор поколений: вместе и врозь |
Чем люди живы? |
Итоговый урок |
Методические пособия, медиаресурсы
- Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:
Школа – Пресс, 1995
- Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
- Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
- Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
- Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
- Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004
http://www.proshkolu.ru/user/ninsa/folder/914023/
http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege
Учебно-тематический план – 16 часов
Дата проведения | Тема | Тезисы |
1 | О введении итогового сочинения – материалы с сайта ФИПИ | В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604). |
2 | Требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки сочинений. | Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). |
3 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. | Типы сочинения – характеристика литературного героя, сравнительная характеристика, групповая характеристика, речевая характеристика персонажа, анализ эпизода, характеристика образа автора. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
4 | Проблема и идея. | Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. |
5 | Роды и жанры литературы | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. |
6 | Анализ эпоса. | Сюжет, система образов эпического произведения |
7 | Анализ лирики. | Лирический герой. Жанры лирики. Средства выразительности |
8 | Анализ драмы. . | Конфликт в драме. |
9 | Жанровое своеобразие сочинений. | Эссе, очерк, рецензия. Статья как жанры сочинений |
10 | Особенности формулировок тем итогового сочинения | Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме |
11 | «Недаром помнит вся Россия…» | Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. |
12 | Вопросы, заданные человечеству войной | Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
13 | Человек и природа в отечественной и мировой литературе | Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. |
14 | Спор поколений: вместе и врозь | Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
15 | Чем люди живы? | Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). |
16 | Итоговый урок | Редактирование собственных сочинений |
Приложения – выборочные уроки
Урок №1. Методические рекомендации к написанию
выпускного сочинения по литературе (11 класс).
При написании сочинения по литературе следует помнить:
- oб объеме сочинения: 4-5 страниц;
суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
- почерк должен быть разборчивым;
- соблюдать поля;
- писать желательно синей или фиолетовой пастой;
- на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
- удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);
- нумеровать страницы черновика;
- строго придерживаться избранной темы;
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
- не сбиваться на пересказ текста;
- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);
- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать
косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»:
«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,
- указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»),
заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного
героя» и т.п.;
- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные
варианты ответов;
- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким
образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:
- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий
- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов
-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .
Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Урок №2.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)
Урок №3.
Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.
Тип темы сочинения | Примеры тем | Что требуется | Возможные ошибки | Как избежать |
Характеристика одного литературного героя | В чём трагедия Печорина? Характеристика госпожи Простаковой. Страшен или смешон Митрофанушка? | Раскрыть идейную сущность образа, показать художественные средства его воплощения | Отсутствие литературоведческого анализа. | Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, интерьер, речевая характеристика |
Сравнительная характеристика двух героев | Кутузов и Наполеон. Чацкий и Молчалин. Онегин и Печорин. | Сопоставить героев параллельно | Последовательное сопоставление | Использование необходимых речевых конструкций, чёткое составление параллельного плана |
Групповая характеристика | «Толпа глупцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения | Отсутствие литературоведческого анализа | Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика |
Анализ литературного произведения | Стихотворение Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка) | Проанализировать произведение в единстве формы и содержания | Не анализируется форма, не проявляется самостоятельность мышления, излишнее наукообразие | Отталкиваясь от языковых средств, идти к содержанию. Меньше употреблять литературоведческих терминов |
Обобщающая характеристика | Эволюция типа «лишнего человека» в русской литературе 19 века. «Маленький человек» в русской литературе. | Подтемный анализ, разбор каждой подтемы в её идейно-художественном освещении | Рассматривание литературных типов не в хронологической последовательности, выбор несущественных признаков типа | Использовать последовательно-хронологический принцип членения материала. Обобщение делать на основе существенных признаков литературного образа |
Характеристика образа автора | Автор и герой в романе «Отцы и дети». Образ автора в поэме «Мёртвые души» | Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и человеку | Неверное или неполное раскрытие темы | Использовать понятие «образ автора» |
Характеристика лирического героя | Бунтующая личность в поэзии Лермонтова | На основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта | Отождествление лирического героя с автором, поэтом | Разобрать существо понятия «лирический герой» |
Сочинение о теме, проблематике, идее произведения | Кавказ в творчестве Лермонтова. Футлярная жизнь в рассказах Чехова | Разобрать идейно-художественное своеобразие литературного произведения, основных элементов его содержания и формы | Оперировать понятиями: тема, проблема, идея, художественный образ, конфликт, пафос, жанр, сюжет, композиция, портрет, пейзаж | |
Сочинение о жанре | «Сказки» Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры | Обнаружить «чувство жанра» | Неверно определяется жанр | Знать определение родов и видов литературы, уметь определять жанр произведения |
Сочинения о конфликте, сюжете и композиции | «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова. Композиция романа Лермонтова и её роль в раскрытии личности Печорина | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость | Путаница в элементах композиции и сюжета | Знать определение конфликта, составляющие сюжета и композиции |
Анализ эпизода | Чичиков у Собакевича. На батарее Раевского. Первый бал Наташи Ростовой | Проанализировать эпизод в единстве формы и содержания, изнутри и в связи со всем произведением | Не анализируется форма. Сбиваются на пересказ. Не намечены дальние связи | Отталкиваться от языковых средств. Ставить проблемные вопросы. Найти место эпизода в контексте произведения и в творчестве писателя |
Сочинения о языке персонажей и автора | Речевая характеристика Катерины. Особенность языка романа Тургенева «Отцы и дети» | Уметь через речь раскрыть характер персонажа или замысел автора | Нет выводов о характере персонажа или замысле автора | Знать о разных стилистических пластах, уметь анализировать речь |
Сочинение о пейзаже | Природа в романе Пушкина «Евгений Онегин». Образ русской природы в произведениях Есенина | Выразить свои впечатления от описания природы, показать, какая именно природа привлекает автора, как он её описывает. Раскрыть роль пейзажа в произведениях писателя | Сухость языка сочинения, анализ только содержания, не показана роль пейзажа в раскрытии авторского замысла | Выбрать лирический стиль сочинения, отталкиваться от языковых средств, найти место пейзажа в контексте |
Задания:
- Определите типы сочинений:
- Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта.
- Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- Исповедь как средство самохарактеристики героя в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»
- Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
- Обломов и Штольц
- «И один в поле воин, если он Чацкий» (И. А. Гончаров)
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А. С. Пушкин)
- Судьба поэта-пророка в России
- Евгений Онегин и Григорий Печорин – герои своего времени
- Юмор в произведениях Гоголя
- Автор и его герои (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
- Определите тип темы. Найдите в ней ключевое слово. Обозначьте задачи темы. «Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта. (По роману Пушкина «Евгений Онегин»)»
- Озаглавьте тему иначе, убрав цитирование.
- «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- «Мильон терзаний» Александра Чацкого
- «Чистейшей прелести чистейший образец»
- «Чувства добрые» в лирике Пушкина
- «Даль свободного романа»
Урок №10. Особенности формулировок тем итогового сочинения
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобрен Советом.
Комментарий 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Таким образом, в рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.
- На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? 2. Почему люди пишут стихи? 3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе. Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Урок №11. «Недаром помнит вся Россия…»
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Какими могут быть темы по этому направлению
- `Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...`
- Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
- `А что такое счастие?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`
- Имя Лермонтова на карте России
- `Лермонтов и Кавказ`, `Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...`, ` То сердце, где кровь кипела...`
- `...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...
- Я думал: жалкий человек
- Согласны ли вы с утверждением Печорина: ``Один из друзей всегда раб другого..` ?
- `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом
М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
10. Что в имени тебе моём?
11. `Большое видится на расстоянье`. Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова `Валерик`
Ещё 24 мая 2011 года был издан «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА».
А в текущем году мы всей страной, всей мировой общественностью обращаемся к творчеству великого человека.
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
«Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…»
К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова проводятся театральные фестивали, издаётся трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями.
Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Межвузовский конкурс экслибриса «Первые шаги – 2014» также посвящён 200-летию поэта. Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором смогут принять как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы.
Не случайно и то, что одно из направлений итогового сочинения посвящено юбилею поэта.
Безусловно, самое главное здесь – хорошее знание фактов жизни М. Ю. Лермонтова и его творчества. Поэтому имеет смысл вспомнить и биографию поэта, и произведения, которые мы изучали в школе. Даю ссылки, по которым вы можете освежить свои знания:
http://tvorilife.com/lermontov-mihail-yurevich-biografiya.html; http://www.mlermontov.ru/zizn_tvorchestvo (краткая биография поэта);
http://literature.do.am/publ/12-1-0-76 , http://www.pandia.ru/text/77/28/97450.php (Лермонтов и Кавказ)
http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/plm/plm-001-.htm (Имя Лермонтова на карте России) Сочинение
Счастье… Любовь… Кто из нас не задумывался над этими понятиями? Кто не мечтал встретить на своём пути большую любовь, обрести счастье? Любовь и счастье стали предметом размышления и самого великого Лермонтова, и главного героя его знаменитого романа «Герой нашего времени» Печорина. Лермонтов создает удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» в последние годы своей недолгой жизни (1838 – 1841), в нём рисует портрет своего современника, его мысли, чувства, искания.
Печорин размышляет о любви, вернее, о своей неспособности любить по-настоящему. На его жизненном пути встретились прекрасные женщины, достойные и счастья, и любви, но он приносит им лишь беду. Прекрасен образ черкешенки Бэлы. Гордая горянка, влюбившись, полностью растворяется в своём чувстве, любит искренне, беззаветно. Но её любовь обречена: добившись ответной любви, Печорин быстро охладел к девушке, ибо для него «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В конце повести Бэла погибает от руки Казбича, мне кажется, что для неё , как это страшно не звучит, это избавление: для неё будет трагедией осознание того, что Печорин не любит её, он не раба его, жить способна лишь ради любимого.
Урок №12. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Предполагаемые темы-проблемы:
1. «Победа без победителей».
- М.А.Шолохов «Донские рассказы»
М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.
Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.
Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.
2. Внутренняя «сохранность» человека на войне.
- М.А.Шолохов «Судьба человека».
Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.
- В.Л.Кондратьев «Сашка»
Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью.
3. Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.
- В.Быков «Сотников».
. Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги.
4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)
- Л.Н.Толстой «Война и мир».
Для Л.Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.
А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.
Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.
- В.Л.Кондратьев «Сашка»
Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.
- В. Быков «Одна ночь».
Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.
5. Дети и война
- Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир»)
Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне.
- А.Платонов «Маленький солдат»
Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А.Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…»
Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали.
- Т.Кудрявцева Детский дом. Лека»
О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ.
(этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»).
6. Правда войны
- Л.Н.Толстой «Война и мир»
Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.
7. Отношение государства к солдату-победителю
- В.Соловьев «По европейскому асфальту»
«В феврале сорок пятого нас примчали с севера в Польшу, с ходу выгрузили из составов, и мы, как были в валенках и шубах, двинулись по европейскому асфальту. Куда? В Берлин, конечно! Тогда все шли непременно в Берлин. Но почему такая спешка? Почему перед походом нас не успели даже накормить? И где же кожаная обувь и шинели? Неудобно же входить в «немецкий фэтер ланд» одетыми не по сезону! И мы проклинали интендантов. Об истинных причинах тогда еще никто не знал. О том, что армия союзников во Франции получила от немцев затрещину, взвыла о помощи и готова была задать лататы. Они, наши добрейшие союзники, чего-то сами не рассчитали, хотя у них было достаточно времени, чтобы продумать все и учесть. И вот мы, почти не отдохнувши после боев на северном фланге, с недопеченными ранами, подтянутыми животами спешим на выручку заморским молодцам, свеженьким, с иголочки одетым, у которых и жратвы, и оружия, и техники любой- навалом, но для серьезной драки все же чего-то недостает».
8. Мужество и незаметный героизм солдат на войне
- Виктор Некрасов «Вася Конаков»
В этом рассказе (ДЕМО ЕГЭ 2015) автор не изображает героических подвигов в сражениях, он считает, что именно в окопах решается исход битв. Вот что рассказывает командир роты, находившейся на участке обороны у самого подножия Мамаева кургана: «Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись… Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. А как атака… Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали… Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько. Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда…».
И становится понятна уверенность автора: «Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов».
9. Беда сегодняшнего мира - сепаратные войны
- «Слово о полку Игореве»
Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны.
Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле».
10. Война без прикрас (документальная литература)
- А. Адамович, Д.Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)
На большом фактическом материале — документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, — авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.
Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»
11. Женщина на войне
- С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)
Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.
12. Блокада Ленинграда
- Ф. Абрамов «Потомок Джима».
- Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова».
Урок №13. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Общие тезисы по теме:
Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».
Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть».
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.
- Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.
М.Пришвин «Кладовая солнца»
- В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
«Слово о полку Игореве»
- Природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
В.Астафьев «Царь-рыба»
- В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.
- Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»
- В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!
- Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"
«...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
В.Шукшин «Залетный»
- Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб»
- Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…
Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
Б.Ш. Окуджава «Мышка»
- Тема – «мы в ответе за тех, кого приручили».
Н.Д. Телешов «Белая цапля».
- Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.
Урок 14. «СПОР ПОКОЛЕНИЙ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ»
Допустим, что нам дана именно эта тема. Попытаемся следовать выработанному алгоритму и проанализируем её. Ключевое выражение здесь очевидно: «спор поколений».
Что такое спор? Это столкновение мнений по какому-либо вопросу между людьми или группами людей, занимающих противоположные позиции. Что мы понимаем под словом «поколение»? Это группа людей, близких по возрасту, сформировавшихся в один период времени и, как правило, имеющих сходные представления по основным вопросам бытия. В нашей формулировке говорится о «поколениях» во множественном числе, т. е. имеются в виду, как минимум, два разных поколения. Скорее всего, речь идёт о старшем и младшем, молодом поколении и об их разногласиях во взглядах на то, как следует жить. Это старая, как мир, проблема «отцов и детей», издавна разрабатываемая и хорошо представленная в литературе. В общих чертах суть её сводится к тому, что молодёжи не нравится старый порядок, уклад жизни старших. Она всегда недовольна сложившимся положением вещей и ищет способы переустройства его на других началах, максимально отбросив всё косное, устаревшее в её представлении и пытаясь внести нечто своё, новое, прогрессивное, более справедливое, лучшее. Это вполне закономерный процесс, который обеспечивает развитие общества. Но не всегда предлагаемое молодыми людьми новое является действительно лучшим. К тому же оно чаще всего воспринимается в штыки старшим «непродвинутым» поколением. Иногда новое так подаётся склонной к эпатажу молодёжью, что просто шокирует стариков и заставляет их отстаивать привычный образ жизни не только в горячих спорах, но даже и на дуэли. Так возникает конфликт поколений. Его преодоление не обходится без крайностей, но в результате вырабатывается представление о должных преобразованиях, которые действительно могут изменить устоявшийся порядок жизни и привести к лучшему её устройству.
Так или иначе эта тема присутствует почти во всех произведениях, изученных вами в школе. Но ярче всего конфликт «отцов и детей» отразился, конечно, в одноимённом романе И. С. Тургенева, в котором он является основным, сюжетообразующим, а также в пьесе «Гроза» А. Н. Островского и повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Хорошо представлена эта тема и в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В менее выраженной форме и более узкой трактовке мы обнаружим её в повестях «Дубровский» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, стихотворении «Дума» М. Ю. Лермонтова, пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина и др.
Но вернёмся к формулировке темы. В ней есть вторая часть: «вместе и врозь», которая уточняет и конкретизирует основное высказывание. Значит, речь пойдёт не только о том, в чём не сходятся представители разных поколений, но и о том, что их объединяет. Логично предположить, что главное объединяющее их начало — это семья, общие интересы, стремления и задачи членов одного рода. В этой связи сразу же вспоминается «Война и мир» Л. Н. Толстого, ведь «мысль семейная» — одна из основных скреп этого романа и заветная, излюбленная идея самого автора. Далее приходят на ум повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, роман «Обломов» И. А. Гончарова, стихотворение «…Вновь я посетил…» А. С. Пушкина. Помните: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»? Это произведение выводит нас на очень важную тему —глубокой, неразрывной связи поколений, которая не может осуществляться без принятия и усвоения опыта и знаний о жизни и мире наших предшественников, всего лучшего, выработанного ими в сфере культуры, искусства, социальных и нравственных идеалов, моральных принципов, духовных исканий. Именно преемственность наследия прошлых поколений обеспечивает устойчивое существование и развитие нации, народа, их своеобразие и характерные, типичные черты, выделяющие их из всех других наций и народов.
Отсюда следует и ещё один вывод: сама литература является надёжным средством передачи накопленного предшественниками жизненного и духовного опыта в особой, образной форме, сложившейся исторически. Она более всего приспособлена для этой цели и прочно закрепляет, цементирует связь всей цепи поколений, обеспечивая целостность и полноту представлений человечества о смыслах и целях его существования вообще.
Урок 15. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?»
Знаете, почему литература никогда не исчезнет, почему люди никогда не перестанут писать? Потому что есть у нас, людей, вечные открытые вопросы: зачем мы родились и живём на свете? Почему мы люди? что нас делает людьми? Чем мы живы? Вот такой парадокс — жизнь наша человеческая конечна, а поиск её смысла бесконечен. Размышления о ценностных ориентирах человека, о нравственном выборе, который человек делает ежедневно, — постоянный предмет напряжённого внимания литературы. Безоглядная смелость и глубина погружения в этико-нравственные и философские проблемы человеческого бытия всегда были знаком отечественной литературы.
Прочитайте внимательно заглавие раздела — «Чем люди живы?». Предположим, что это и есть тема вашего сочинения.
Шаг первый. Внимательно читаем и вдумываемся в неё.
Шаг второй. Выделяем в ней опорное слово или выражение, в котором нам видится главный смысл. В формулировке темы всего три слова. Как выбрать из них главное, опорное? Наш совет-подсказка: как правило (это касается не только формулировки темы, но и любого текста, особенно художественного), главным является то слово, которое стоит как будто не на своём месте в предложении или выбивается по стилю, смыслу, обманывает ваши ожидания, и вы как будто об него спотыкаетесь. Оно неудобно, как камушек в обуви, как ресница в глазу; оно — «третий лишний» в детской игре, только здесь парадоксальным образом лишний оказывается главным (а впрочем, он и в детской игре главный, согласитесь!). Ему и надо придать значение — помните об искусстве придавать значение?
Итак, «Чем люди живы?». Явно, к словам «живы» и «люди» придраться трудно. А вот с вопросительным местоимением «чем» что-то не так. Что? Оно — вопрос творительного па-дежа. Попробуем привычно подобрать к нему существительные: поливать (чем?) водой; рубить (чем?) топором, наполнена (чем?) молоком (радостью). Мы видим, что, как правило, с этим вопросом связаны слова, означающие орудие действия или содержимое чего-либо. И всё очень просто, но не в нашем случае, когда мы имеем дело с таким сложным действием как «жить». Попробуем подобрать к нему зависимые существительные, например: жить надеждой, жить любовью, творчеством, любимым делом, борьбой, ожиданием радости и т. д. Можно продумать и другой ряд, он тоже, наверное, возможен: жить жаждой торжества справедливости (она же мести?), удовлетворением амбиций, жаждой наживы, власти и т. д. И в том, и в другом ряду существительное здесь называет то, что составляет стимул жизни, её глубинный смысл, то, что даёт силы двигаться вперёд, её внутренний импульс.
Шаг третий. Попытаемся своими словами, коротко сформулировать тему. Например, «Что движет человеком?», «Ради чего стоит жить?», «Что помогает жить?», «Без чего человеку трудно жить или даже невозможно?». Здесь полезно было бы вспомнить первоисточник этой фразы — выражение «не одним хлебом живёт человек» 1.Источник его — Библия, точнее, Ветхий Завет. Моисей, успокаивая свой народ, утомлённый долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек». В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3—4), «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“».
Теперь мы понимаем, что в основе этого выражения —противопоставление пищи духовной и пищи телесной, духовного и материального. Символом одного становится Слово (мы можем вспомнить в связи с этим другие библейские формулы — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»; «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»; ещё одно имя Бога —Красота, оно же — Истина). Символом другого — хлеб. Вернёмся к своей теме. Теперь мы понимаем, что она — перифраз библейского выражения и кратко сформулировать её можно так: люди живы не хлебом единым, они живы любовью, красотой, истиной, надеждой, радостью.
Но всё это как-то абстрактно, пафосно и далеко от того, как у нас, в России, выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет в 1956 г. романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» мы чувствуем это, думаем и говорим об этом в повседнев-ной жизни. Чтобы получилось рассуждать на эту тему по-настоящему, надо развернуть её к себе, приблизить.
Шаг четвёртый. Обращаемся к теме, спрашивая себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». Ответ на эти вопросы будет исходным тезисом для нашего будущего сочинения. Может быть, ваши размышления пойдут по другому руслу — руслу сомнения, несогласия, скепсиса — такое тоже возможно. В этом нет ничего зазорного. Не бойтесь сомневаться в том, что кажется несомненным, — чаще всего открытия новых смыслов случаются на этом пути. Не бойтесь спорить с тем, что кажется неоспоримым. И уж тем более не бойтесь спорить с авторитетами, с авторитетным мнением авторитетных людей.
Шаг пятый. Попытаемся кратко ответить на эти вопросы несколькими предложениями. Например, так: Мне трудно ответить однозначно на вопрос «Чем люди живы?», потому что люди такие разные и так по-разному живут, и нуждаются в разном, и мечтают о разном. Но тем не менее придётся признать и то, что всё же есть что-то, что нас всех объединяет, то, что позволяет отнести нас к одному роду, делает нас людьми. Мы все умираем. Мы все боимся смерти, своей и своих близких. Но страх смерти, «основной инстинкт», знаком и животным. Мало того, он у них безусловен, и можно не сомневаться в том, как животное себя поведёт в минуту опасности. Другое дело человек. Он может добровольно отказаться от пищи, от привязанности и даже от самой жизни. Он умеет вести себя вопреки логике «основного инстинкта». Можно даже сказать, что лучшие человеческие поступки продиктованы отказом если не от себя, то от комфорта. И даже так: внутренний комфорт прямо пропорционален отказу от комфорта внешнего; радость не равна удовольствию; страсть не равна любви.
Или так:
Мне трудно ответить однозначно на вопрос «Чем люди живы?», потому что люди такие разные и так по-разному живут, и нуждаются в разном, и мечтают о разном. Может быть, как раз способность быть разными, вместе и по отдельности, способность меняться есть то, чем люди живы. То есть, люди живы тем, что способны меняться, способны падать и подыматься вновь, вместе с родными и близкими людьми и воскресать для новой жизни. Надежда, вера и любовь не дают человеку примириться со смертью.
Или так, как это получится сформулировать у вас.
Шаги шестой и седьмой. Вспоминаем примеры из литературных произведений, которые помогут нам доказать наши тезисы. Таких примеров действительно много. Но среди этого великого множества мы не найдём единственного однозначно правильного ответа на этот вопрос. Сейчас мы предложим ряд «литературных аргументов», из которых вам предстоит выбрать подходящие для доказательства исходных тезисов и расположить их в логической последовательности.
Начать можно опять же с библейского:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:56). По учению церкви во время литургической службы происходит превращение хлеба в тело Христово, а вина —в кровь. Этот библейский сюжет можно понять и так, что бывают в жизни моменты, когда хлеб перестаёт быть просто хлебом, грубой материальной пищей, а превращается в святой дар, в пищу духовную. И не только для принимающего, но и для дающего.
Урок №16. Итоговый урок. Выпускное сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...
программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...
«Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к написанию итогового сочинения» Класс 10 Уровень базовый
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...