МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
проект по русскому языку на тему
Областной конкурс на лучший методический проект
«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областной конкурс на лучший методический проект
«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»
Авторы: Лысенко Елена Аркадьевна, МОУ СОШ № 100, учитель русского языка и литературы. Шайкина Гульсум Муктаровна, МОУ СОШ № 100, учитель русского языка и литературы. |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Волгоград – 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка, во внеурочной деятельности и в самостоятельной работе по предмету | 6 |
1.1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка | 6 |
1.2.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности по русскому языку ………………………………………………………….. | 10 |
1.3.Самостоятельная работа обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями как средство развития УУД ……………….. | 13 |
2.Место орфоэпических заданий в рабочей программе по русскому языку ………………………………………………………………………… | 16 |
Заключение………………………………………………………………….. | 18 |
Список литературы …………………………………………………………. | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальный заказ системе образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании»[1], государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Государственным образовательным стандартом основного общего образования»[2] предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также определяет пути повышения его качества. На основании вышеперечисленного, в Образовательной программе основного общего образования школы даются установки: «…В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия».
С одной стороны, среди специфических умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей. С другой стороны, у человека существуют потребности, привычки осознавать орфоэпические затруднения и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания, формирования культурного члена общества.
Формирование у школьников потребности обращаться к орфоэпическим словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач - это одно из требований ФГОС основного общего образования. Культура работы с орфоэпическим словарем является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.
Следует отметить, что в последние годы в практике преподавания русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо тем, что задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ. Однако, в школьной программе раздел «Орфоэпия» не выделен в отдельную тему для изучения. Слова, произношение которых обучающиеся должны запомнить, во многих учебниках русского языка выделены в рамочки на полях учебников. На практике часто учителя испытывают затруднения в том, каким образом включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было наиболее эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы воспринимались школьниками легко и прочно.
Проблема исследования: несмотря на имеющиеся фундаментальные исследования о применении работы со словарями на уроках русского языка, остается недостаточно проработанным вопрос об использовании орфоэпических словарей в качестве средства развития УУД у обучающихся 5-9 классов как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности по предмету, что необходимо для успешного перехода на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наблюдается дефицит инновационных образовательных практик по повышению языковой, лингвистической, культурологической и информационной культуры обучающихся.
Объект исследования - организация работы с орфоэпическими словарями.
Предмет исследования – организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету.
Цель проекта - разработать систему работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету, направленную на развитие универсальных учебных действий.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по теме проекта, изучить практику систематического использования орфоэпических словарей в урочной и внеурочной деятельности школьников, способствующей формированию универсальных способов действий.
- Описать систему работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету, направленную на развитие универсальных учебных действий.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, систематизация методического материала, анализ, синтез, обобщение опыта работы по теме, систематизация методического материала, описание.
Практическая значимость проекта определяется возможностью использовать данный опыт для организации работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету, направленной на развитие универсальных учебных действий в контексте требований ФГОС. Предложенные задания могут быть использованы в 5 – 9 классах на уроках русского языка в качестве как тренировочных, так и проверочных упражнений на владение орфоэпическими нормами.
Игровые приемы, упражнения, задания по орфоэпии классифицированы в соответствии с типами УУД, а также распределены по формам деятельности (работа на уроке, внеурочная деятельность по предмету, самостоятельная работа обучающихся).
1.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОРФОЭПИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ
1.1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка
Задание № 1. Расставьте ударения в словах. Найдите «третье лишнее». Затем поменяйтесь листочками для взаимопроверки. Оцените результат.
1) браковщик, часовщик, страховщик;
2) ведомостей, скатертей, мощностей;
3) каллиграфия, полиграфия, флюорография
4) айвовый, оптовый, сливовый;
Задание № 2. Тест по теме «Орфоэпические нормы» (I вариант)
1. В каком примере ударение падает на первый слог?
1) завидный 2) судно 3) звонит 4) деяние
2. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) облегчим
3. В каком слове верно указан ударный гласный?
1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш
4. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс
5. В каком слове ударение на первом слоге?
1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс
6. В каком слове верно указан ударный гласный?
1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш
7. В каком слове ударение на втором слоге?
1) прикус 2) принудить 3) сетчатый 4) пасквиль
8. В каком слове неверно указан ударный гласный?
1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть
9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
1) метонимия 2) нефтепровод 3) пуловер 4) закупорить
10. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) вандалы 2) вдовство 3) щавель 4) кашлянуть
11. В каком слове ударение на втором слоге?
1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис
Тест по теме «Орфоэпические нормы» (II вариант)
1. В каком слове ударение на первом слоге?
1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс
2. В каком слове ударение на первом слоге?
1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис
3. В каком слове верно указан ударный гласный?
1) крЕмень 2) мАркетинг 3) некролОг 4) цЕмент
4. В каком слове ударение на втором слоге?
1) прикус 2) принудить 3) сетчатый 4) пасквиль
5. В каком слове ударение на первом слоге?
1) досуг 2) поняв 3) созыв 4) гербовый
6. В каком слове неверно указан ударный гласный?
1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть
7. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) гастрономия 2) донельзя 3) досыта 4) кашлянуть
8. В каком слове верно указан ударный гласный?
1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш
9. В каком слове ударение падает на последний слог?
1) диспансер 2) догмат 3) плесневеть 4) раджа
10. В каком слове ударение на втором слоге?
1) диспансер 2) молох 3) украинский 4) премировать
11. В каком слове верно указан ударный гласный?
1) алкогОль 2) БлаговЕст 3) вечЕря 4) догмАт
Задание № 3. Криптограмма «Магический квадрат»
а | о | о | а |
а | о | а | а |
а | а | о | а |
а | о | о | а |
В тетради учащиеся строят сетку для магического квадрата на 16 клеток. Учитель диктует слова, а ученик вписывает только ударную гласную в соответствующую клетку. Затем одинаковые буквы соединяются, и получается какой-либо рисунок (в данном случае, буква И).
Слова для справок: БАловень, балОванный, баловствО, оторвалА, зАсветло, диалОг, анАтом,Атомный, акробАт, баловАть, каталОг, мАчтовый, запломбировАть, распрОдал, дремОта, нАскоро.
За 3-4 минуты учащиеся прорабатывают 16 слов – это неплохой результат и экономия времени.
Задание № 4. Игра «Верю – не верю»
К доске выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность ударения и сказать «Верю», если слово произносится правильно, или «Не верю», если слово произносится неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.
Хвоя, каталог, каучук, арбуз, отрочество, начать, жалюзи, договор, инфинитив, крапива, искра, торты, творог, каталог, договор, средства, облегчить, сантиметр, километр, вы правы, силосный, созвонимся, статуя, щавель.
Задание № 5. Расставьте ударение в словах:
Иерархия, каталог, красивее, баловать, иконопись, аутсайдер, августовский, еретик, жалюзи, премирование, языковая (колбаса), христианин, щавель, фетиш, форзац, углубить.
Задание № 6. Прочитайте приведенные слова с учетом нормы их произношения:
Детектив /дэтэ/ Свитер /тэ/
Горчичник /шн’/ Тире /рэ/
Булочник /шн/ Фонетика /нэ/
Сарделька /дэ/ Шоссе /сэ/
Задание № 7. Определите, в каком слове ударение поставлено неправильно?
- квартАл
- фОрзац
- сливОвый
- ворожеЯ
Задание № 8. В каком слове невозможна двоякая постановка ударения?
- заиндеветь
- творог
- знамение
- ходатайство
Задание № 9. В каком слове ударение падает на второй слог?
Принял, щавель, компас, полынья.
Задание № 10. Прочитайте текст вслух, соблюдая нормы литературного произношения.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
1.2.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности по русскому языку
Задание № 11.
В русском языке есть слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их помогут рифмующиеся слова. Прочитайте вслух и запомните эти слова (мнемонические пары).
Каталог — диалог — некролог. Договор — приговор — разговор. Облегчить — полечить. Шофёр — монтёр. Столяр — маляр. Звонит — говорит. Портфель — щавель. Документ — инструмент — медикамент. Средства для детства.
Задание № 12.
Найдите отступления от орфоэпической нормы, определите название текста.
[Сад’ит’ес’ да фастайт’е//жыл’и стар’иц’ок да старушка//стар’ик в’ажо не’водок//йон бойкой был в’азат’//йа пойду спуш’ч’ат’ н’евотка//поймал рыпку//ета рыб’инка говор’ит/под’и стар’ец’/фс’о буд’о//]
Задание № 13.
Прочитайте вслух, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.
Апокалипсис, лопочущий, созвониться, балованный, молодежь, таможня, ваяние, феномен, углубить, гарантировать, намерение, облегчить, диспансер разомкнутый, издавна, эксперт, христианин, закупорить, километр, псевдоним дремота.
Задание № 14.
Прочитай вслух правильно:
Завидно, загодя, звонит, кучеров, конфетти, договор (а, ы), дразнишь, догола, инженер(а, ы), бармен, выговоров, включена, баловница, береста, девичья фамилия.
Задание № 15.
В каком слове выделенный звук произносится мягко?
Депо, дебри, денди, депрессия.
Задание № 16.
Расставьте ударение в глаголах.
- премировать
- откупорить
- заплесневеть
- облегчить
Задание № 17.
Прочитайте вслух словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения. Проверьте по словарю.
Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.
Задание № 18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки, расставляя ударения.
1) Я — травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирИс)
2) Я — сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения;
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас – атлАс)
3) Мы — для пильщика подставка.
Мы — для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударение —
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(КОзлы — козлЫ)
1.3.Самостоятельная работа обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями как средство развития УУД
Задание № 19.
Подумайте, из каких языков пришли к нам слова? Какие особенности произношения об этом свидетельствуют?
Медальон, жалюзи, бульвар.
Фонетика, философия, графика.
Учащиеся должны объяснить: слова, пришедшие из французского языка, имеют ударение на последнем слоге. Слова, пришедшие из греческого языка, могут содержать звук [ф], кроме того, многие лингвистические термины имеют греческое происхождение.
Задание № 20.
Прочитайте правило орфоэпии. Подчеркните слова, которые подходят к этому правилу. Звонкие согласные звуки на конце слова произносим как глухие.
Дробь, праздновать, колядки, рассказ, поход.
Задание № 21.
Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.
Задание № 22. Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.
Самолетом правит … (летчик).
Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провел … (монтер).
В шахте трудится … (шахтер).
В жаркой кузнице – … (кузнец).
КТО ВСЕ ЗНАЕТ – МОЛОДЕЦ! (А. Шибаев)
Задание № 23.
Домашнее задание будет не совсем обычным. Вам надо будет не только расставить ударение, но еще и закрасить сектора так, чтобы получился рисунок. Удачи!
Ударение падает на А – красным;
ударение падает на О – зеленым;
ударение падает на Е – синим;
ударение падает на И – сиреневым.
Ответ:
2. МЕСТО ОРФОЭПИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ занятия п/п | Форма организации деятельности | Место в программе/в уроке | Задания | УУД |
1 | Урок | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. | Задание № 5 | регулятивные познавательные |
2 | Урок | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. | Задание № 4 | познавательные регулятивные коммуникативные |
3 | Урок | Текст как единица синтаксиса. | Задание № 10 | коммуникативные познавательные |
4 | Факультатив | В мире слов. | Задание № 12 | познавательные регулятивные |
5 | Самостоятельная работа | Общие сведения о языке. Русский язык как развивающееся явление. | Задание № 19 | коммуникативные личностные познавательные |
6 | Урок | Род имен существительных. Существительные общего роды. | Задание № 7, № 8, № 9 | познавательные |
7 | Урок | Предложение | Задание № 6 | познавательные коммуникативные |
8 | Урок | Синтаксис и культура речи | Задание № 2 | познавательные регулятивные |
9 | Факультатив | Орфоэпические нормы. | Задание № 11 | познавательные коммуникативные |
Задание № 13 | регулятивные познавательные | |||
Задание № 14 | коммуникативные познавательные | |||
Задание № 15 | познавательные | |||
10 | Самостоятельная работа | Имя существительное как часть речи | Задание № 20, № 21 | познавательные |
11 | Урок | Словообразование имен существительных. Образование существительных с помощью суффиксов. | Задание № 1 | познавательные регулятивные |
12 | Урок | Основные нормы литературного произношения. | Задание № 3 | познавательные регулятивные |
13 | Самостоятельная работа | Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | Задание № 22 | познавательные |
14 | Факультатив | Глагол как часть речи. | Задание № 16 | познавательные |
Задание № 17 | познавательные коммуникативные регулятивные | |||
15 | Самостоятельная работа | Основный курс русского языка. Понятие о литературном языке. | Задание № 23 | познавательные регулятивные личностные |
16 | Факультатив | Однозначные и многозначные. | Задание № 18 | познавательные |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Помимо вышеописанных заданий мы также даем учителям рекомендации, каким образом можно оптимизировать организацию работы обучающихся 5 – 9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка, во внеурочной, самостоятельной деятельности для развития у них предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
- стараться как можно чаще использовать орфоэпические задания на уроках русского языка во время орфоэпических минуток;
- найти слова в словаре и объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении его возможна;
- выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;
- провести систему уроков на тему «Орфоэпические словари – наши друзья», «Орфоэпические словари – сокровища русского языка»;
- предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать орфоэпические минутки, объяснить этимологию и произношение слова);
- объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
- провести игру «Составляем орфоэпический словарь»;
- написать аннотацию на орфоэпический словарь;
- охарактеризовать построение орфоэпической словарной статьи;
- составить орфоэпический кроссворд.
Мы рекомендуем учителям для реализации внеурочной деятельности по русскому языку организовать факультативные занятия или кружковую работу с обучающимися по теме « Орфоэпические нормы», включив в рабочие программы задания № 11, № 13, № 14, № 15 из данного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
- Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
- Виноградов В.В. Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 1949, 615 с.
- Государственная стратегия развития России до 2020 года// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] – Послед. обновление 04.04.2010.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ
- Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русском языку и литературе: 5-11 классы/ Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
- Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.
- Рощина Л.М., Яковлева М.П. А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3.-с. 105-107.
- Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АНСССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,1955. – 708 с.
- Стандарты второго поколения « Примерные программы по учебным предметам Русский язык 5-9 классы », - Просвещение, Москва 2011г.
- Стандарты второго поколения «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова 2-е издание, - Просвещение, Москва 2011г.
- Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897,
- Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
- www.fcpro.ru - официальный сайт ФЦПРО 2011-2015 г.г.
[1] Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка
В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...
Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.
Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д....
Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Презентация "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"...
Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения
Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...