Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_baza.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы 28 августа 2018 года, протокол № 1 | Утверждена приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга от «28» августа 2018г. № 47 |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Бакай О.В.
|
Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга
28 августа 2018 года, протокол № 1
Пояснительная записка
Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.2016 года);
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Распоряжение Комитета по образованию N 838-р от 14.03.2017 «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
- Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
- Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 10 классе — 68ч.
Количество учебных часов
В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году», распоряжением Комитета по образованию N 838-р от 14.03.2018. «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 – 2019 учебном году», Приказом 260 от 31.05.2018 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочие недели).
Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 10-11 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2009.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2004
- Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций/ Под редакцией Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура искусства речи. Современная риторика. Ростов Н/Д: «Феникс», 1999.
- Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 1978.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2017. – М: Федеральный центр тестирования, 2016.
- ЕГЭ-2017. Русский язык: Актив-тренинг: выполнение заданй А,В,С / под ред. И.П.Цыбулько. М: Национальное образование, 2016.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов на/Д: Легион, 2016
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: курс интенсивной подгтовки. - Ростов на/Д: Легион, 2016
- Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.
- Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
- Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
- Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
- Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
- Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 10 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 10 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, её функций;
- основные аспекты культуры речи;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1- погружение в проблему | Формулирует:
| Осуществляют:
|
2 - организация деятельности | Предлагает:
| Осуществляют:
|
3- осуществление деятельности | Не участвует, но:
| Работают активно и самостоятельно:
|
4- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет:
Оценивает
| Демонстрируют:
Осуществляют
|
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Сказка;
- Справочник;
- Словарь;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Сборник сочинений;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника
Используемые формы и виды контроля
Формы контроля:
- вводный;
- текущий;
- индивидуальный;
- тематический;
- итоговый;
- административный.
Виды контроля:
- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- беседа;
- диктант: словарный, контрольный, выборочный, объяснительный, предупредительный, комментируемый;
- проверочная, самостоятельная работа;
- тестирование (в т. ч. компьютерное);
- творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
- нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина и др.);
- исследовательская, проектная работа;
- презентация.
Содержание курса
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи | |
1 | Обобщающее повторение | 5 | ||
2 | Фонетика, орфоэпия, орфография | 5 | 2 | 2 |
3 | Лексика и фразеология | 7 | 1 | |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | ||
5 | Морфология и орфография | 13 | 1 | 1 |
6 | Синтаксис и пунктуация | 9 | ||
6 | Речь, функциональные стили речи | 17 | ||
7 | Обобщение изученного | 8 | 3 | |
Всего | 68 |
Общие сведения о языке (5 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (5 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (7 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного. Понятие морфемы. Виды морфем. Правописание слов с чередующимися гласными.
Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (13 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5 - 9 классах.
Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация (9 ч)
Принципы русской пунктуации.
Типы и виды словосочетаний.
Прстое предложение
Осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Прямая и косвенная речь.
Авторская пунктуация.
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
Анализ контрольной работы.
Речь, функциональные стили речи (17 ч)
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат.
Способы и средства связи между частями текста.
Типы речи. Язык и речь. Основные требования к речи. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Контрольная работа в формате ЕГЭ
Обобщение изученного. (10 ч)
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Содержание данной программы направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Поурочно-тематическое планирование 10 русский язык
№ урока | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
Общие сведения о языке. Роль языка в обществе. | |||
История развития русского языка. | |||
Место и назначение русского языка в современном мире | |||
Стилистические функции устаревших форм слова | |||
Культура речи. | |||
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Орфографии. | |||
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | |||
Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. | |||
Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. | |||
Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». | |||
Лексика и Фразеология. Сферы употребления русской лексики | |||
Исконно русская и заимствованная лексика. | |||
Русская фразеология | |||
Словари русского языка | |||
Самостоятельная работа. | |||
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | |||
Анализ контрольной работы. | |||
Морфемика и словообразование. Повторение. Морфемика и словообразование | |||
Способы словообразования. | |||
Выразительные словообразовательные средства. | |||
Выразительные словообразовательные средства. | |||
Морфология и орфография. Обобщение по теме «Части речи» | |||
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | |||
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | |||
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. | |||
Правописание частиц не и ни. | |||
Различение частиц не и ни. | |||
Правописание наречий. | |||
Мягкий знак на конце слов после шипящих. | |||
Правописание глаголов. | |||
Правописание причастий | |||
Слитное, раздельное и дефисное написания | |||
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | |||
Анализ контрольной работы. | |||
Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. | |||
Типы и виды словосочетаний. | |||
Простое предложение | |||
Осложнённое предложение. | |||
Сложное предложение. | |||
Прямая и косвенная речь. | |||
Авторская пунктуация. | |||
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | |||
Анализ контрольной работы. | |||
Речь, функциональные стили речи. Текст. | |||
Способы и средства связи между частями текста. | |||
Абзац. | |||
Типы речи. Повествование. | |||
Описание | |||
Рассуждение | |||
Речеведческий анализ текста. | |||
Виды сокращений текста. | |||
Конспект. Тематический конспект. | |||
Реферат | |||
Научный стиль речи. | |||
Научный стиль речи. | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | |||
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Обобщающее повторение | |||
Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...