Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_b_russkiy.docx | 62.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы 28 августа 2018 года, протокол № 1 | Утверждена Приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга от «28» августа 2018 г. № 47 |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
ДЛЯ 9 «Б»КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель О.В.Бакай
|
Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга
28 августа 2018 года, протокол № 1
Пояснительная записка к рабочей программе
по русскому языку
Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2017 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
- Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
- Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 9 классе — 68 ч.
Количество учебных часов
В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году», Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 г. № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017 – 2018 учебном году», Приказом 260 от 21.05.2017 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2017-2018 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочие недели).
Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения) «Русский язык 5-9 классы», 2 издание, Москва: «Просвещение».
2. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2015.
3. Учебник «Русский язык 9 класс» под редакцией Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2015г.
4. Русский язык. Рабочая тетрадь 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Москва «Просвещение», 2016г.
5. Поурочные разработки 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина, М.: «Просвещение», 2016.
6. Русский язык 9 класс.Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. Ааторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева, М., «Просвещение», 2016
7. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. М. Просвещение, 2010г.
8. ОГЭ. Типовые и тестовые задания 9 класс, Авторы: Г.Т.Егораева, М., «Экзамен», 2016
9. ОГЭ Практикум, Задания 2-5,6-14. Авторы: Т.Н.Назарова, Е.Н Скрипка, М., «Экзамен», 2016
10.. Таблицы по русскому языку по всем разделам.
11. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
12. Мультимедийный проектор, экран для презентаций.
- Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309
- Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
- Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
- Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
- Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Предполагаемые личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Предполагаемые УУД:
Речь и речевое общение
1) использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
2) использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
3) соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
4) оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
5) предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
6) выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
7) участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
8) понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их
Речевая деятельность
Аудирование
1) овладеть различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
2) понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
3) понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
1) понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
2) использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
3) передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
4) использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
5) отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
1) научиться создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
2) обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
3) извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
4) соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
1) создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
2) излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
3) соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
1) анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
2) осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
3) создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка:
1) владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистособенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
2) различать и анализировать тексты разных жанров,
3) создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
4) оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
5) исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
6) выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
7) различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
8) создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
9) анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
10) выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
1) характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
2) определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
3) оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Синтаксис
1) опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
2) анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
3) употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
4) использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
5) применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
1) соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
2) объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
3) обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
4) извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Предполагаемые предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств
говорение и письмо:
• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1- погружение в проблему | Формулирует:
| Осуществляют:
|
2 - организация деятельности | Предлагает:
| Осуществляют:
|
3- осуществление деятельности | Не участвует, но:
| Работают активно и самостоятельно:
|
4- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет:
Оценивает
| Демонстрируют:
Осуществляют
|
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Сказка;
- Справочник;
- Словарь;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Сборник сочинений;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника
Используемые формы и виды контроля
Формы контроля:
- вводный;
- текущий;
- индивидуальный;
- тематический;
- итоговый;
- административный.
Виды контроля:
- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- беседа;
- диктант: словарный, контрольный, выборочный, объяснительный, предупредительный, комментируемый;
- проверочная, самостоятельная работа;
- тестирование (в т. ч. компьютерное);
- творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
- нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина и др.);
- исследовательская, проектная работа;
- презентация.
Содержание курса
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. Культура речи | 4 | 2 | |
Текст.Стили.Жанры. | 7 | 1 | 2 |
Чтение и его виды | 6 | 1 | 2 |
Сложное предложение | 5 | 1 | |
Сложносочиненное предложение | 10 | 1 | |
Сложноподчиненное предложение | 21 | 1 | |
Бессоюзное сложное предложение | 8 | ||
Сложное предложение с разными видами связи | 5 | 1 | 1 |
Повторение. | 2 |
Вводный урок о русском языке. Русский язык - развивающееся явление. (4 часа)
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества
Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,
уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
Текст, стили, жанры (7часов)
Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование.
Функциональные разновидности современного русского языка. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, цитаты и способы цитирования.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
Чтение и его виды. (6 часов)
Сложное предложение (5 часов)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
Сложносочиненное предложение (10 часов)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
Сложноподчинённое предложение (21 час)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
Сложное бессоюзное предложение (8 часов)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (5 часов)
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .
Повторение(2 часа)
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельностиучащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ-ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Практика | Формы контроля |
Раздел программы +количество часов | |||
Ведение. 17 часов | |||
1. | Русский язык как развивающееся явление Знакомство с учебником. Понятие о культуре речи. Понятие о языке как развивающемся явлении | Работа с текстом учебника, работа с крылатыми выражениями, пословицами афоризмами | Умение сформулировать учебную(-ые) задачу(-и) и обобщить информацию урока. Соотнесение схемы и таблицы «Качества речевой культуры» (самостоятельно, в парах, в группах или совместно с учителем) и рассказ по ней. Монологическая и диалогическая речь. |
2. | Русский язык как развивающееся явление | Работа с текстом учебника, | Монологическая и диалогическая речь. |
3. | РР Аудирование и чтение Структура текста сочинения-рассуждения. Проблема текста, тезис, аргументы, авторская и собственная позиция. Способы сжатия текста | Составление плана (простого, сложного, тезисного | План |
4. | РР Аудирование и чтение | Составление плана (простого, сложного, тезисного | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
5. | Официально-деловой стиль Основные признаки текста. Тема, коммуникативная задача, основная мысль, ключевые слова, микротемы текста. Тип, стиль жанр текста. Нормы построения текста. Информационная переработка. | Работа с текстом, составление устного рассказа по материалам таблицы | Официально-деловые тексты разных жанров |
6. | Русский язык-язык русской художественной литературы Орфографический тренинг, анализ языкового материала, поиск информации, чтение и осмысление текста, разноаспектный анализ | Работа с упр. учебника, работа с дидактическим материалом | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
7. | Русский язык-язык русской художественной литературы | Работа с упр. учебника, работа с дидактическим материалом | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
8. | Контрольная работа по стилистике Урок контроля знаний и умений | Индивидуальная самостоятельная работа над заданиями по теме | Сопоставительный анализ двух текстов |
9. | Контрольная работа по стилистике | Индивидуальная самостоятельная работа над заданиями по теме | Сопоставительный анализ двух текстов |
10. | РР Аудирование и чтение Работа над фрагментом текста Б. Васильева «Летят мои кони», аудирование, лексическая работа со словарями | Лексическая работа со словарями | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность |
11. | РР Аудирование и чтение | Написание изложения по тексту | Изложение |
12. | Чтение и его виды Анализ языкового материала, работа с текстом упр., разноаспектный анализ текста | Выводы на основе сделанных наблюдений, прогнозирование содержания темы по заголовку | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность |
13. | Чтение и его виды | Систематизация знаний о видах чтения | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность |
14. | РР Сочинение-рассуждение | Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации собственного мнения. Создание текста с учётом коммуникативной задачи. | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного текста |
15. | РР Сочинение-рассуждение | ||
16. | Контрольный диктант Урок контроля знаний и умений | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
17. | Контрольный диктант. Работа над ошибками | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
Сложное предложение 5 часов | |||
18. | Понятие о сложном предложении Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Определение коммуникативной функции предложений. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания | Группировка сложных предложений по заданным признакам | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
19. | Классификация типов сложных предложений Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Определение коммуникативной функции предложений. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. | Группировка сложных предложений по заданным признакам | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
20. | Понятие о сложносочиненном предложении Актуализация знаний о строении сложного предложения, разрядах, союзов. Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. | Работа с предложениями, составление схем СП, работа с учебником
| Памятка
|
21. | Строение сложносочиненного предложения Развитие умений понимать смысловые отношения между частями СП | Работа с предложениями, составление схем СП, работа с учебнико | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
22. | РР Сжатое изложение | Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации собственного мнения. Создание текста с учётом коммуникативной задачи. | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного текста |
Сложносочиненное предложение. 10 часов | |||
23. | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения Анализ языкового материала, составление схем и таблиц с использованием заданной информации. Развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП | Работа с учебником | Схемы Орфографическая и пунктуационная грамотность |
24. | Виды сложносочиненных предложений | Работа с учебником | Таблицы Орфографическая и пунктуационная грамотность |
25. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении Актуализация знаний о постановке запятой в простом и сложном предложении. Анализ языкового материала. Выводы на основе наблюдений. Составление предложений заданной структуры с объяснением пунктуации. Определение темы по данным фрагментам | Работа с учебником | Таблицы Орфографическая и пунктуационная грамотность |
26. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
27. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Работа с учебником | Таблицы Орфографическая и пунктуационная грамотность |
28. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Работа в парах по составлению пунктуационной задачи. Разноаспектный анализ текста. | Работа с учебником, анализ образца | Схемы |
29. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | Работа в парах | Разборы предложений
|
30. | Повтор темы "Сложносочиненное предложение Работа с материалом параграфа, сопоставление двух текстов, разноаспектный анализ текстов | Составление таблицы в процессе анализа текстов. Формулировка главной мысли каждого текста | Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
31. | Контрольная работа | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
32. | Работа над ошибками | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру ССП |
Сложноподчиненное предложение. 21 час | |||
33. | Понятие о сложноподчиненном предложении Развитие орфографической зоркости, анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, работа с СПП, решение лингвистических задач. | Работа с учебником, составление схем | Орфографическая и пунктуационная грамотность, словарный диктант |
34. | Союзы и союзные слова | Работа с учебником, | Схема. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
35. | Союзы и союзные слова Графический диктант, работа со средствами связи СПП, формирование умений разграничивать союзы и союзные слова, анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, разноаспектный анализ текста. | составление схем | Схема. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
36. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Составление таблиц | Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
37. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Составление таблиц | Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
38. | Классификация сложноподчиненных предложений Формирование умения распознавать и разграничивать виды СПП с разными видами придаточной части. Моделирование СПП разных видов | Составление таблиц. Работ с учебником, работа с пословицами, текстом | Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
39. | Классификация сложноподчиненных предложений | Составление таблиц. Работ с учебником, работа с пословицами, текстом | Таблица. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
40. | Сложноподчиненные с придаточным определительным Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными определительными, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения | Работа с учебником, текстами | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
41. | Сложноподчиненные с придаточным определительным | Проверочная работа | Проверочная работа |
42. | Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными изъяснительными, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения | Работа с учебником, текстами | Орфографическая и пунктуационная грамотность, схемы |
43. | Сложноподчиненные с изъяснительным придаточным | Сочинение-миниатюра в жанре экскурсионного сообщения | Миниатюра |
44. | Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными обстоятельственными и придаточными времени, классификация предложений, исправление нарушений построения предложения. | Работа с учебником, текстами | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
45. | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Анализ сложных случаев пунктуации при составных союзах | Подготовка к сочинению на заданную тему | План сочинения |
46. | Сложноподчиненные предложения с придаточными места Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными места, классификация предложений, графический диктант | Работа с учебником, текстами | Графический диктант. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
47. | Сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели и следствия Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными цели, причины и следствия, классификация предложений. | Работа с учебником, текстами. Работа со словарями. Проверочная работа | Проверочная работа |
48. | Сложноподчиненные предложения с придаточным условия, уступки Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными условия, уступки, классификация предложений. | Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений, наблюдение за стилистической окраской союзов | Проверочная работа |
49. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений, распознавание СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные классификация предложений. Подготовка монологического высказывания | Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений. Работа с интернет-ресурсами | Графический диктант. Орфографическая и пунктуационная грамотность |
50. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Словарный диктант. Углубление знаний о видах подчинительной связи в СПП с двумя или более придаточными, пунктуация на стыке союзов, разноаспектный анализ текста. | Работа с учебником, текстами. Моделирование предложений. | Словарный диктант |
51. | Синтаксический разбор сложного предложения Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора СПП. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу | Работа с учебником, текстами. Схема, план разбора | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
52. | Повторение темы "Сложноподчиненное предложение" Работа с материалом параграфа, разноаспектный анализ текста | Различные приемы работы с информацией текста. | Орфографическая и пунктуационная грамотность. Схемы |
53. | Контрольный диктант | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
Бессоюзное сложное предложение. 8 часов | |||
54. | Понятие о бессоюзном сложном предложении Развитие орфографической зоркости. Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. Определение смысловых отношений между частями СБП. Моделирование и употребление в речи синтаксических синонимов. Речеведческий анализ текста. | Работа с учебником, работа с высказыванием В.Г.Белинского, подготовка к домашнему сочинению | Словарный диктант |
55. | Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. Углубление знаний о видах смысловых отношений между частями СБП и пунктуации в СБП | Работа с таблицей, схемой | Таблица |
56. | Виды бессоюзных сложных предложений | Проверочная работа | Проверочная работа |
57. | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Определение смысловых отношений между частями СБП разных видов. Разноаспектный анализ текста. | Работа с схемами предложений, анализ текста | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
58. | Бессоюзное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Анализ языкового материала, выводы на основе наблюдений. Возможность замены СБП синтаксическим синонимом. Работа с информацией разных видов, Систематизация знаний об употреблении двоеточия в предложениях разных видов | Работа с учебником, схемами | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
59. | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Работа с учебником. Подбор эпиграфа к заданному тексту. План развернутого пересказа | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
60. | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора БСП. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу. | Работа с учебником, текстами. Схема, план разбора | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
61. | Повторение темы "Бессоюзные сложные предложения" Работа с материалом параграфа, разноаспектный анализ текста | Различные приемы работы с информацией текста | Орфографическая и пунктуационная грамотность. Схемы. |
Сложное предложение с разными видами связи 5 часов | |||
62. | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи Орфографическая зоркость. Углубление знаний о строении сложных предложений с разными видами связи. | Словарный диктант. Работа с учебником | Словарный диктант |
63. | РР Сочинение-рассуждение | Определение проблемы текста, подбор примеров для аргументации | Орфографическая и пунктуационная, речевая грамотность созданного текста |
64. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи Актуализация знаний о порядке синтаксического разбора сложного предложения. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора. Моделирование предложений по данному началу | Работа с учебником, текстами. Схема, план разбора. Составление анкеты | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
65. | Контрольная работа | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
66. | Работа над ошибками | Индивидуальная самостоятельная работа по теме | Орфографическая и пунктуационная грамотность |
Повторение 2 часа | |||
67. | Повторение и систематизация изученного. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему | Работа с материалами www.fipi.ru | |
68. | Повторение и систематизация изученного. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему | Работа с материалами www.fipi.ru | |
ИТОГО 68 часов |
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление | ||
2. | Русский язык как развивающееся явление | ||
3. | РР Аудирование и чтение | ||
4. | РР Аудирование и чтение | ||
5. | Официально-деловой стиль | ||
6. | Русский язык-язык русской художественной литературы | ||
7. | Русский язык-язык русской художественной литературы | ||
8. | Контрольная работа по стилистике | ||
9. | Контрольная работа по стилистике | ||
10. | РР Аудирование и чтение | ||
11. | РР Аудирование и чтение | ||
12. | Чтение и его виды | ||
13. | Чтение и его виды | ||
14. | РР Сочинение-рассуждение | ||
15. | РР Сочинение-рассуждение | ||
16. |
Контрольный диктант | ||
17. | Контрольный диктант. Работа над ошибками | ||
18. | Понятие о сложном предложении | ||
19. | Классификация типов сложных предложений | ||
20. | Понятие о сложносочиненном предложении | ||
21. | Строение сложносочиненного предложения | ||
22. | Сжатое изложение | ||
23. | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения | ||
24. | Виды сложносочиненных предложений | ||
25. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
26. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
27. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | ||
28. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | ||
29. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | ||
30. | Повтор темы "Сложносочиненное предложение | ||
31. | Контрольная работа | ||
32. | Работа над ошибками | ||
33. | Понятие о сложноподчиненном предложении | ||
34. | Союзы и союзные слова | ||
35. | Союзы и союзные слова | ||
36. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ||
37. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ||
38. | Классификация сложноподчиненных предложений | ||
39. | Классификация сложноподчиненных предложений | ||
40. | Сложноподчиненные с придаточным определительным | ||
41. | Сложноподчиненные с придаточным определительным | ||
42. | Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным | ||
43. | Сложноподчиненные с придаточным изъяснительным | ||
44. | Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными | ||
45. | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | ||
46. | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | ||
47. | Сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели и следствия | ||
48. | Сложноподчиненные предложения с придаточным условия, уступки | ||
49. 50. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительные | ||
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | |||
51. | Синтаксический разбор сложного предложения | ||
52. | Повторение темы "Сложноподчиненное предложение" | ||
53. | Контрольный работа | ||
54. | Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
55. | Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения | ||
56. | Виды бессоюзных сложных предложений | ||
57. | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | ||
58. | Бессоюзное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | ||
59. | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении. | ||
60. | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | ||
61. | Повторение темы "Бессоюзные сложные предложения" | ||
62. | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | ||
63. | РР Сочинение-рассуждение | ||
64. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи | ||
65. | Контрольная работа | ||
66. | Работа над ошибками | ||
67. | Повторение и систематизация изученного | ||
68. | Повторение и систематизация изученного. Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...