Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rus_7v_2018-2019.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018года,

протокол № 1

Утверждена

приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «28» августа 2018 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

ДЛЯ 7 «В» КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Бакай О.В.

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

  28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;
  • Приказ Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Место учебного предмета «Русский язык» в   учебном   плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 7 классе в количестве 4-х часов в неделю (136 часов). С целью повышения уровня грамотности учащихся из части, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час – 5 часов в неделю (170 часов).

Количество учебных часов

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018году», Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017г.  № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016 – 2017 учебном году», Приказом      от 21.05.2018 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа  рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34 рабочие недели).

Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы

  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
  • Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2012. - 108 с.
  • Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
  • Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2012.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс.  Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
  • Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
  • Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article. 
  • Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
  • Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
  • Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
  • Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
  • Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

 чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап  - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;  
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

1

Введение.

8

2

2

Морфология. Система частей речи в русском языке.

1

3

Причастие

29

1

4

4

Деепричастие

14

1

2

5

Наречие

25

1

5

6

Предлог

12

2

7

Союз

17

1

2

8

Частица

11

2

9

Междометие

3

1

10

Повторение

6

2

11

Уроки обобщающего повторения

13

Всего

170

7

19

  1. Введение (8 часов; из них 2 часа – Р.Р.)
  • Русский язык в современном мире
  • Речь. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка.
  • Текст

  1. Морфология
  • Система частей речи в русском языке (1 час)
  • Причастие  (29 часов; из них 4 часа – Р.Р. и 1 час – К.Р.)

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия.

Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

Сжатое и подробное изложение. Создание текста–описания. Работа с информацией, представленной в разном виде.

  • Деепричастие (14 часов; из них 2 часа – Р.Р. и 1 час – К.Р.)

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Сочинение-описание по картине. Рассуждение и его виды. Создание текста-рассуждения.

  • Наречие  (25 часов; из них 5 часов – Р.Р. и 1 час – К.р.)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Речевая характеристика героя. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Изложение текста с описанием действий.

  • Предлог  (12 часов; из них 2 часа – Р.Р.)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ от своего имени на основе увиденного, прочитанного, услышанного.

  • Союз  (17 часов; из них 2 часа – Р.Р. и 1 час – К.р.)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему; его языковые особенности.

  • Частица  (11 часов; из них 2 часа – Р.Р.)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Сочинение-рассуждение и его особенности.

  • Междометие. Звукоподражательные слова (2 часа)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

  1. Повторение и систематизация пройденного (6 часов; из них 2 часа – К.р.)
  2. Уроки обобщающего повторения (10 часов)

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Содержание данной программы направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Тематическое планирование

№ урока п/п

Тема урока

Практика

Контроль

Введение (8 часов; 6ч + 2ч. Р.Р.)

1.

Русский язык в современном мире

Составление таблицы

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

2.

Речь. Речевое общение

Работа с текстом

Работа с текстом

3.

Речевой этикет

Работа с текстом

Работа с текстом

4.

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «Зачем нам нужен речевой этикет?

Сбор рабочих материалов, составление плана сочинения-рассуждения

Составление плана, сбор рабочих материалов к сочинению

5.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нам нужен речевой этикет?

Написание сочинения

Сочинение

6.

Функциональные разновидности языка

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

7.

Текст. Его основная и дополнительная информация.

Работа с текстом

Работа с текстом

8.

Текст. Его основная и дополнительная информация

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа с текстом

                                                                                              ПРИЧАСТИЕ (29 час, из них 2ч.-Р.Р.,1 час –К.Р.)

9.

Система частей речи в русском языке

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

10.

Понятие о причастии

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Составление плана, сбор рабочих материалов к сочинению

11.

Понятие о причастии

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

12

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Работа в парах. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

13

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

14

Причастный оборот

Работа в парах

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

15

Причастный оборот

Работа с текстом

16

Причастный оборот

17

Причастный оборот

18

Действительные и страдательные  причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

19.

Р.Р. Сжатое изложение

Работа с исходным текстом и приёмами сжатия текста.

Изложение

20.

Полные и краткие формы причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

21.

Полные и краткие формы причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

22

Причастия настоящего и прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

23

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Работа в парах. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

24

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

25

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

26

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

27

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде

Анализ текста

Работа с текстом

28

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде

Анализ текста

Работа с текстом

29

Правописание гласных перед Н  и НН в полных и кратких страдательных причастиях

Работа в группах

Работа в группах

30

Правописание гласных перед Н  и НН в полных и кратких страдательных причастиях

Работа в парах. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

31

Правописание  Н  и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

32

Правописание  Н  и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

33

Морфологический разбор причастий

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

34

Правописание  НЕ с причастиями

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

35

Правописание  НЕ с причастиями

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

36

Правописание  НЕ с причастиями

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

37

Р.Р. Изложение

Работа с исходным текстом и приёмами сжатия текста

Изложение

38

Буквы Е Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

39

Повторение темы «Причастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Тест

40

Повторение темы «Причастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

41

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Контрольный диктант

42

Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие»

Анализ допущенных ошибок

Работа над ошибками

Деепричастие (14 часов; из них 2ч. – Р.Р., 1ч. – К.р.)

43

Понятие о деепричастии

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

44

Деепричастный оборот

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

45

Деепричастный оборот

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

46

Деепричастный оборот

47

Деепричастный оборот

48

Р.Р. Тезисный план текста

Анализ текста

49

Правописание НЕ с деепричастиями

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

51

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

52

Р.Р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».

Сочинение-описание

Сочинение-описание

53

Рассуждение и его виды

Анализ текста

Анализ текста

54

Морфологический разбор деепричастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

55

Повторение темы «Деепричастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Самостоятельная работа

56

Повторение темы «Деепричастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

57

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Контрольная работа

58

Анализ контрольной работы по теме «Деепричастие»

Анализ допущенных ошибок

Работа над ошибками

Наречие (25 часов; из них 5ч. – Р.Р., 1ч. – К.р.)

59

Наречие как часть речи

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

60

Наречие как часть речи

Работа в парах

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

61

Разряды наречий по значению

Работа в группах

62

Р.Р. Сжатое изложение

Изложение

Изложение

63

Степени сравнения наречий

Работа в группах

64

Р.Р. Сочинение-рассуждение

Сочинение

Сочинение

65

Степени сравнения наречий

Работа в группах

67

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

68

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

Самостоятельная работа

69

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

70

Морфологический разбор наречия

Работа в группах

71

Н  и НН в наречиях на   -о  -е

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

72

Н  и НН в наречиях на   -о  -е

Работа в парах

73

Буквы  О-Е  после шипящих на конце наречий

Работа в группах

74

Буквы  О-Е  после шипящих на конце наречий

75

Буквы О-А на конце наречий

Работа в парах

76

Буквы О-А на конце наречий

77

Дефис между частями слова в наречиях

Самостоятельная работа

78

Дефис между частями слова в наречиях

79

Р.Р.  Подробное изложение

Изложение

Изложение

80

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

81

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Работа с текстом

Работа в группах

83

Ь после шипящих на конце наречий

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

84

Ь после шипящих на конце наречий

85

Р.Р. Речевая характеристика героя

Анализ текста

Работа в парах

86

Р.Р. Речевая характеристика героя

Работа с текстом

87

Повторение темы «Наречие»

Работа в парах

88

Повторение темы «Наречие»

89

Контрольная работа по теме «Наречие»

Контрольная работа

Контрольная работа

90

Анализ контрольной работы по теме «Наречие». Предлог как часть речи

Анализ допущенных ошибок

Работа над ошибками

Предлог (12 часов; из них 2ч. – Р.Р.)

91

Предлог как часть речи

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

92

Предлоги производные и непроизводные

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

93

Предлоги производные и непроизводные

Работа в парах

94

Предлоги производные и непроизводные

95

Р.Р. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима».

Сочинение

Сочинение

96

Р.Р. Сочинение на одну из тем: «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима».

Сочинение

Сочинение

97

Предлоги простые и составные

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

98

Правописание предлогов

Работа в парах

99

Правописание предлогов

Работа в группах

100

Правописание предлогов

101

Правописание предлогов

102

Употребление предлогов в речи

Анализ текста

Работа в парах

103

Употребление предлогов в речи

Анализ текста

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

104

Морфологический разбор предлога

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

105

Повторение темы «Предлог»

Проверочная работа

106

Повторение темы «Предлог»

Союз (17 часов; из них 2ч. – Р.Р., 1ч. – К.р.)

107

Союз как часть речи

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

108

Разряды союзов

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

109

Разряды союзов

110

Сочинительные союзы

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

111

Сочинительные союзы

112

Сочинительные союзы

113

Подчинительные союзы

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

114

Подчинительные союзы

Самостоятельная работа

115

Подчинительные союзы

116

Правописание союзов

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

117

Правописание союзов

118

Правописание союзов

119

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению

Анализ текста

Сочинение

120

Р.Р. Сочинение-рассуждение

Сочинение

Сочинение

121

Союзы и союзные слова

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

122

Союзы и союзные слова

123

Союзы и союзные слова

124

Союзы в простых и сложных предложениях

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

125

Союзы в простых и сложных предложениях

Самостоятельная работа

126

Союзы в простых и сложных предложениях

127

Морфологический разбор союза

Работа в группах

128

Повторение темы «Союз»

Работа в группах

129

Повторение темы «Союз»

130

Контрольная работа по темам «Союз» и «Предлог»

Контрольная работа

131

Анализ контрольной работы по темам «Союз» и «Предлог». Частица как часть речи

Анализ допущенных ошибок

Работа над ошибками

Частица (11 часов; из них 2ч. – Р.Р.)

132

Частица как часть речи

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

133

Разряды частиц

134

Разряды частиц

Работа с текстом

Работа в группах

135

Разряды частиц

136

Правописание частиц

137

Правописание частиц

138

Правописание частицы НЕ

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

139

Правописание частицы НЕ

Самостоятельная работа

140

Правописание частицы НЕ

141

Разграничение частиц НЕ и НИ

Работа в группах

142

Разграничение частиц НЕ и НИ

Работа в группах

143

Разграничение частиц НЕ и НИ

144

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Моя малая родина».

Сочинение

Сочинение

145

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Моя малая родина».

Сочинение

Сочинение

146

Повторение темы «Частица»

Проверочная работа

147

Повторение темы «Частица»

Междометия (4 часа; из них 1ч. – К.р.)

148

Междометие

Работа в группах

149

Междометие

Работа в группах

150

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Контрольная работа

151

Анализ контрольной работы по теме «Служебные части речи»

Работа над ошибками

Повторение (6 часов; из них 2ч. – К.р.)

152

Повторение по теме «Система частей речи в русском языке»

Работа в группах

153

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

154

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Работа в группах

155

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

156

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

157

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

Обобщающее повторение (13 часов)

158

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

159

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

160

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

161

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

162

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

163

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

164

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

165

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

166

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

167

Обобщающее повторение по теме «Союз»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Выполнение упражнений, пересказ статьи учебника  по плану

168

Обобщающее повторение по теме «Предлог»

Работа в группах

Работа в группах

169

Обобщающее повторение по теме «Частица»

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

Работа в группах

170

Итоговый урок. Обобщение изученного за год.


Поурочно-тематическое планирование

№ урока п/п

                Дата

Тема урока

План

факт

1.

Русский язык в современном мире

2.

Речь. Речевое общение

3.

Речевой этикет

4.

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «Зачем нам нужен речевой этикет?

5.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нам нужен речевой этикет?

6.

Функциональные разновидности языка

7.

Текст. Его основная и дополнительная информация.

8.

Текст. Его основная и дополнительная информация

9.

Система частей речи в русском языке

10.

Понятие о причастии

11.

Понятие о причастии

12

Признаки глагола и прилагательного у причастия

13

Признаки глагола и прилагательного у причастия

14

Причастный оборот

15

Причастный оборот

16

Причастный оборот

17

Причастный оборот

18

Действительные и страдательные  причастия

19.

Р.Р. Сжатое изложение

20.

Полные и краткие формы причастия

21.

Полные и краткие формы причастия

22

Причастия настоящего и прошедшего времени

23

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

24

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

25

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

26

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

27

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде

28

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде

29

Правописание гласных перед Н  и НН в полных и кратких страдательных причастиях

30

Правописание гласных перед Н  и НН в полных и кратких страдательных причастиях

31

Правописание  Н  и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

32

Правописание  Н  и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

33

Морфологический разбор причастий

34

Правописание  НЕ с причастиями

35

Правописание  НЕ с причастиями

36

Правописание  НЕ с причастиями

37

Р.Р. Изложение

38

Буквы Е Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

39

Повторение темы «Причастие»

40

Повторение темы «Причастие»

41

Контрольный диктант по теме «Причастие»

42

Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие»

43

Понятие о деепричастии

44

Деепричастный оборот

45

Деепричастный оборот

46

Деепричастный оборот

47

Деепричастный оборот

48

Р.Р. Тезисный план текста

49

Правописание НЕ с деепричастиями

50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

51

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

52

Р.Р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».

53

Рассуждение и его виды

54

Морфологический разбор деепричастия

55

Повторение темы «Деепричастие»

56

Повторение темы «Деепричастие»

57

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

58

Анализ контрольной работы по теме «Деепричастие»

59

Наречие как часть речи

60

Наречие как часть речи

61

Разряды наречий по значению

62

Р.Р. Сжатое изложение

63

Степени сравнения наречий

64

Р.Р. Сочинение-рассуждение

65

Степени сравнения наречий

67

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

68

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

69

Слитное и раздельное написание  НЕ  с наречиями на –о  -е

70

Морфологический разбор наречия

71

Н  и НН в наречиях на   -о  -е

72

Н  и НН в наречиях на   -о  -е

73

Буквы  О-Е  после шипящих на конце наречий

74

Буквы  О-Е  после шипящих на конце наречий

75

Буквы О-А на конце наречий

76

Буквы О-А на конце наречий

77

Дефис между частями слова в наречиях

78

Дефис между частями слова в наречиях

79

Р.Р.  Подробное изложение

80

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

81

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

83

Ь после шипящих на конце наречий

84

Ь после шипящих на конце наречий

85

Р.Р. Речевая характеристика героя

86

Р.Р. Речевая характеристика героя

87

Повторение темы «Наречие»

88

Повторение темы «Наречие»

89

Контрольная работа по теме «Наречие»

90

Анализ контрольной работы по теме «Наречие». Предлог как часть речи

91

Предлог как часть речи

92

Предлоги производные и непроизводные

93

Предлоги производные и непроизводные

94

Предлоги производные и непроизводные

95

Р.Р. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима».

96

Р.Р. Сочинение на одну из тем: «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима».

97

Предлоги простые и составные

98

Правописание предлогов

99

Правописание предлогов

100

Правописание предлогов

101

Правописание предлогов

102

Употребление предлогов в речи

103

Употребление предлогов в речи

104

Морфологический разбор предлога

105

Повторение темы «Предлог»

106

Повторение темы «Предлог»

107

Союз как часть речи

108

Разряды союзов

109

Разряды союзов

110

Сочинительные союзы

111

Сочинительные союзы

112

Сочинительные союзы

113

Подчинительные союзы

114

Подчинительные союзы

115

Подчинительные союзы

116

Правописание союзов

117

Правописание союзов

118

Правописание союзов

119

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению

120

Р.Р. Сочинение-рассуждение

121

Союзы и союзные слова

122

Союзы и союзные слова

123

Союзы и союзные слова

124

Союзы в простых и сложных предложениях

125

Союзы в простых и сложных предложениях

126

Союзы в простых и сложных предложениях

127

Морфологический разбор союза

128

Повторение темы «Союз»

129

Повторение темы «Союз»

130

Контрольная работа по темам «Союз» и «Предлог»

131

Анализ контрольной работы по темам «Союз» и «Предлог». Частица как часть речи

132

Частица как часть речи

133

Разряды частиц

134

Разряды частиц

135

Разряды частиц

136

Правописание частиц

137

Правописание частиц

138

Правописание частицы НЕ

139

Правописание частицы НЕ

140

Правописание частицы НЕ

141

Разграничение частиц НЕ и НИ

142

Разграничение частиц НЕ и НИ

143

Разграничение частиц НЕ и НИ

144

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Моя малая родина».

145

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Моя малая родина».

146

Повторение темы «Частица»

147

Повторение темы «Частица»

148

Междометие

149

Междометие

150

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

151

Анализ контрольной работы по теме «Служебные части речи»

152

Повторение по теме «Система частей речи в русском языке»

153

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

154

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

155

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

156

Итоговая контрольная работа

157

Итоговая контрольная работа

158

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

159

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

160

Обобщающее повторение по теме «Причастие»

161

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

162

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

163

Обобщающее повторение по теме «Деепричастие»

164

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

165

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

166

Обобщающее повторение по теме «Наречие»

167

Обобщающее повторение по теме «Союз»

168

Обобщающее повторение по теме «Предлог»

169

Обобщающее повторение по теме «Частица»

170

Итоговый урок. Обобщение изученного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...