Стилистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Попова Любовь Юрьевна

Преподавание стилистики в школе решает две главные взаимосвязанные задачи.

Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей, глубоко и верно понимающих собеседника, оратора, печатное слово. Вторая главная задача связана с необходимостью научить школьников свободно пользоваться русским языком, воспитать граждан – подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии отличного знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики. Поэтому данный урок отличается своей практической направленностью, то есть непосредственной связью с обучением у учащихся умениям читать, говорить, писать наилучшим образом, составлять собственные тексты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilisticheskiy_analiz_teksta.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:   Урок-закрепление  «Стилистический анализ текста». 10 класс.

Форма проведения: деловая игра

Цели:    1.  Обучения: закрепление ранее изученного материала и совершенствование знаний по теме «Стилистический анализ текста», систематизация знаний; работа над понятиями: текст, составляющие текста, тема, основная мысль текста, стили и типы речи, экстралингвистические и языковые черты стилей и типов речи; структура и языковое оформление сочинения по прочитанному тексту, рецензии на основе стилистического анализа текста;

                  2. Развития: развитие навыков аналитической работы с текстом, редактирования, устной и письменной речи учащихся, развитие творческого воображения, логики, мышления, интереса к изучению русского языка;

                  3. Воспитания: воспитание  любви к русскому языку; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы, создание ситуации успеха   и  условий для проявления учащимися самостоятельности, инициативы, работа над самооценкой.

Цель деловой игры: дать представление о практическом применении знаний по стилистике в школьном курсе  русского языка; научить ценить слово, правильно пользоваться им; развивать коммуникативные способности учащихся.

Методы и приемы обучения: комбинированный – сообщение учителя, деловая игра, беседа, блиц-опрос,  самостоятельная работа, творческие задания по теме занятия, работа с тестами ЕГЭ, таблицами, выступления учащихся, презентация…

Оборудование: магнитофон, компьютер

Таблицы:  «Стилистический анализ текста», «Как определить тип и стиль речи», «Виды речевых ошибок в речи учащихся»

Ход занятия:   1. Организационный момент                     3 минуты

                          2. Систематизация знаний по теме         40 минут

                          3.  Подведение итогов                                2  минут

  1. Организационный момент.

                             

                                                         С русским языком можно творить чудеса. Нет

                                                         Ничего такого в жизни и в нашем сознании, что

                                                         Нельзя было бы передать  русским словом.    

                                                         Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру

                                                        Света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое

                                                        Громыхание грозы, детский шепот и шорох

                                                        Морского гравия. Нет таких звуков, красок,

                                                        Образов и мыслей – сложных и простых, -

                                                        Для которых не нашлось бы в нашем языке

                                                        Точного выражения.

                                                                               

                                                                                                              К.Г.Паустовский

Слово учителя:

- Здравствуйте, очень приятно видеть вас сегодня на  уроке (тема занятия – «Стилистический анализ текста»). Надеюсь, что полученные знания вам обязательно пригодятся не только для того, чтобы сдать успешно экзамен по русскому языку, но и для того, чтобы вы умели правильно и красиво говорить, пользуясь разнообразными средствами языка.   Эпиграфом к нашему занятию я взяла прекрасные  слова классика русской литературы   К.Г.Паустовского. (Чтение эпиграфов, показ слайдов презентации). В подтверждение мысли   о необходимости изучать  возможности языка я  бы хотела рассказать легенду о языке.

        Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить все самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

        Против такого объяснения никто не смог возразить.

        В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что может быть на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

        Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.

Вопрос к ребятам: почему Эзопу, рабу Ксанфа, не смогли возразить ни гости, ни сам Ксанф? (Эзоп умело пользуется языком, речь его убедительна, словарный запас велик).

Вывод: поэтому очень важно изучать родной язык,  владеть знаниями, использовать разнообразные средства языка с целью обогащения своего словарного запаса. Насколько глубоко вы способны проникнуть в  тайны текста, слова, насколько  прочно вы  владеете знаниями в такой области русского  языка, как стилистика, мы наглядно убедимся  на нашем занятии.

  1. Систематизация знаний по теме.

1. 1) Лингвистическая разминка из раздела «Говори правильно» (слова написаны на карточках, учитель показывает, ребята отвечают)

Расставьте ударения в словах, произнесите:

Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, столяр, начал, начала, красивее, пуловер, танцовщица, украинский,  феномен, щавель, хвоя, эксперт, договор облегчить, ржаветь, позвонит.

  1. Занимательная лингвистика

     Вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными выражениями)   к следующим понятиям:

1) Петербург, 2) Киев. 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок, 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек.

(1) Северная Пальмира, Северная Венеция, 2) мать городов русских, 3) весна жизни, 4) закат дней, 5) очутиться в объятиях Морфея, 6) уйти в мир иной, отправиться к праотцам, 7) появиться на свет Божий, 8) белое золото, 9) корень жизни, 10) черное золото, 11) царь зверей, 12) жители страны восходящего солнца, 13) сын Адама, 14) дочь Евы, 15) царь природы, венец творения).

2. Слово учителя:

-Вот мы и готовы к большой и интересной работе по теме занятия «Стилистический анализ текста». Систематизацию знаний мы проведем в форме деловой игры «Редакция», тем самым сможем показать актуальность и важность данной темы.

        Представьте, что вы студенты 5 курса факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, а я – главный редактор престижной столичной газеты «Стилист». Я рада приветствовать вас сегодня в редакции нашей газеты. Газета «Стилист» открыла некоторые вакантные должности: заведующий отделом научной информации, сотрудник литературного отдела, корректор, штатные корреспонденты (3 человека). В газете работают следующие отделы:

  • Отдел научной информации
  • Литературный отдел
  • Отдел писем
  • Отдел рекламы

Рубрики:

  • «Нарочно не придумаешь»
  • «Постигаем тайны стилистики»
  • «В творческой мастерской»
  • « Это полезно  знать»

Таким образом, чтобы в нашу газету пришли люди грамотные, компетентные, коммуникабельные, творческие, каждый отдел предлагает вам ряд  интересных заданий. Те, кто ярко проявит себя, может считать себя  сотрудником газеты «Стилист». Успехов вам!

(Ребята сидят по группам,  которых три;  в каждой группе есть ученик-консультант, назначенный заранее учителем, который должен направлять деятельность группы, фиксировать результаты работы каждого члена  команды в контрольный листок. По итогам работы консультанта в конце занятия в  каждой группе выявятся активные ученики, они и будут «сотрудниками» газеты «Стилист». Работа с консультантами проводится заранее. Группы формируются также  заранее и по желанию ребят.  Задания находятся в конвертах).

        Прежде чем предложить вам первое задание отдела научной информации (из рубрики «Постигаем тайны стилистики»), мне бы хотелось обратить ваше внимание на необходимость повторения некоторых стилистических понятий: стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста, как определить стиль и тип речи. Очень важно знать, для чего же нужно изучать данную тему. (Стилистический анализ текста лежит в основе задания уровня С ЕГЭ, в основе сочинения-рецензии, помогает более глубоко проанализировать возможности языка, идет работа по профилактике ошибок в устной и письменной речи учащихся).

          (Компьютерная презентация по теме «Стилистический анализ текста» до плана сочинения по прочитанному тексту).

Наша задача – в конце повторения произвести стилистический анализ  текста, предоставить образец сочинения по данному прочитанному тексту и сочинение-рецензию на этот же текст с использованием знаний по теме занятия.

Вскрываем конверт с первым заданием (фрагмент ЕГЭ). Задание предложено отделом научной информации ( рубрика  «Постигаем тайны стилистики»).

-Прочитайте предложения А, Б, В и Г. Постройте из этих предложений текст, определите способ и средства связи в предложениях, определите тему текста.

 

 А.  По-моему, эта сказка, могла бы быть написана о Фридрихе Шиллере.

 Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы белыми душистыми цветами.

В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.

Г. «Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему прикасался».

         ОТВЕТ: Б, В, А, Г.  (1-2 предложения  - связь цепная, лесич. повтор – куст);

                                          (3-4 предложения – связь цепная, (местоимение – средство связи).

                                         Тема текста – дар Шиллера.

Задание №2. Определите стиль текста, тип речи на всех уровнях языка, тему, идею текста. Возможно использование памятки «Как определить стиль и тип речи».

 (Работа проводится по группам, в течение 4-5 минут необходимо с заданием справиться и предоставить свой вариант ответа, консультант направляет деятельность группы, назначает выступающего).

1 группа – текст  художественного стиля  типа описание (И.А.Бунин. Антоновские яблоки).

2 группа – текст публицистического стиля типа рассуждение (Д.С.Лихачев. Сады и парки).

3 группа -  текст художественный типа повествование с элементами описания (Ю.Коваль. Листобой).

ТЕКСТЫ

1. Крепостного права я не знал и не видел, но помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его. Въедешь во двор и сразу ощущаешь, что тут оно еще вполне живо. Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березами и лозинами. Надворных построек – невысоких, но домовитых – множество, и все они точно слиты из темных дубовых бревен под соломенными крышами. Выделяется величиной или, лучше сказать, длиной только почерневшая людская, из которой выглядывают последние могикане дворянского сословия – какие-то ветхие старики и старухи, дряхлый повар в отставке, похожий на Дон-Кихота. Все они, когда въезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются. Седой кучер, направляющийся от каретного сарая взять лошадь, еще у сарая снимает шапку и по всему двору идет с обнаженной головой. Он у тетки ездил форейтором, а теперь возит ее к обедне, - зимой в  возке, а летом в крепкой, окованной железом тележке, вроде тех, на которых ездят попы.  Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, -  так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний  фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами  с перламутровыми от дождя и солнца стеклами.  

                                                                        (И.А.Бунин.  Антоновские яблоки).

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Тип речи – описание.

Стиль – художественный.

Тема: конец усадебного мира.

Идея: разрушение устойчивого уклада жизни обостряет чувство времени, превращает прошлое в эстетическую ценность.

Композиция: основана на развитии одного центрального образа – образа усадьбы, усадебного уклада жизни, невозвратно уходящего в прошлое. Последовательно предстают глазу общий вид усадьбы, надворные постройки, дворовые, доживающие здесь свой век, сад; дом, являющийся средоточием привычного уклада помещичьей жизни,  завершает описание. Все подробности конкретизируют наглядно начальную мысль.  

Изобразительно-выразительные средства:  1) эпитеты (усадьба – «небольшая, но вся старая, прочная», березы и лозины «столетние», бревна «темные», надворные постройки «невысокие, но домовитые», «почерневшая» людская, «ветхие» старики и старухи, «дряхлый»  повар, крыша «необыкновенно высокая и толстая, почерневшая и затвердевшая от времени», передний фасад «живой»…),  2) олицетворения ( сад «стоял, глядел», ветки лип « обнимали его», фасад «глядит из-под огромной шапки впадинами глаз»),  3) сравнения (фасад «точно старое лицо», повар, «похожий на Дон-Кихота»)…

Стилистические фигуры: инверсия   (Выделяется величиной или, лучше сказать, длиной только почерневшая людская…).

Лексика: преимущественно нейтральная; слова, имеющие помету устар. – форейтор.

Морфология: 1) использование вариативных падежных форм сущ. (веку не будет); 2) много прилагательных; 3) употребление глаголов в форме прошедшего времени (не знал, не видел, чувствовал…); глаголы в форме настоящего времени в значении прошедшего (выделяется, выглядывают, кланяется…); глаголы в форме 2 лица ед.числа создают эффект присутствия читателя при событиях (въедешь, ощущаешь…).

Синтаксис: 1) однородные члены предложения (старая, прочная, окруженная…, старики и старухи, дряхлый повар…); 2) обратный порядок слов (Крепостного права я не знал и не видел); 3) односоставные определенно-личные предложения (Въедешь во двор и сразу ощущаешь…); 4) неполное предложение ( …а дом – крышей); 5) вводное словосочетание (лучше сказать).

Связь между предложениями цепная. Средства связи: местоимения (крепостное право – оно; последние могикане дворового сословия – все они; седой кучер – он; сад – он; дом – его фасад).

2.         Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего «очеловечивает» природу в парках и садах, что составляет их суть и специфику. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» - так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений.

          Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, «театру», представлению, декорации, и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое, хотя бы в своих частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать зрительный образ парка или сада – таким, каким его видели в тот или иной момент жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: «Таким он выглядел»; второе свидетельствует: «Это тот самый, он был, может быть, не таким, но это доподлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры». Второе отношение терпимее к первому, чем первое ко второму. Первое отношение к прошлому требует вырубить в аллее все старые деревья и насадить новые: «Так аллея выглядела». Второе отношение сложнее: сохранять все старые деревья, продлить им жизнь, и посадить к ним на места погибших молодые. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: «Это та самая аллея. Вот они, старожилы.

 

                                                                                (Д.С.Лихачев. Сады и парки).

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Тип речи: - рассуждение.

Стиль – публицистический.

Тема: связь времен.

Идея: при реставрации памятников прошлого предпочтительнее сохранение, а не воссоздание заново их внешнего облика.

Композиция: основная  мысль выражена в первом абзаце, последующие рассуждения поясняют ее; основная мысль текста строится на сопоставлении двух тематических образов, при этом авторская позиция остается главенствующей.

Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты (липы «старые, дуплистые»),

2) метафоры (прошлое – «театр, представление, декорация, документ»), 3) олицетворение (живут все эпохи).

Стилистические фигуры: 1) параллелизм (Первое отношение стремится воспроизвести прошлое,… Второе стремится сохранить прошлое… Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать зрительный образ парка или сада… Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность); 2) антитеза (первое отношение – второе).

Лексика: 1) общеупотребительная, иногда книжная (ассоциации, суть, специфика, временная перспектива…); 2) лексический повтор слова (сохранить, сохранять); 3) антонимы ( первое -  второе…); 4) синонимы (воспроизвести, возродить, воссоздать…); 5) повторы (те – то, первый, второй…).

Морфология: отвлеченные имена сущ. (воспоминания, ассоциации, специфика, театр…); глаголы в форме настоящего времени («очеловечивает», открывается…).

Синтаксис: 1) однородные члены предложения ( сохранить…деревья, продлить им жизнь и посадить…); 2) однородные придаточные (…то, что больше всего «очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и специфику); 3) бессоюзные предложения, в которых последующие предложения раскрывают содержание предыдущего.

Связь в тексте: сочетание цепной и параллельной. Средства связи: повтор (…в парках и садах – парки); местоимения (парки -  в них). Пример параллельной связи: Первое отношение стремится…-Второе стремится…

3.         Ночью задул листобой – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.

        Листобой завыл в печной трубе, зашевелил на крыше осиновую щепу, дул, трепал деревья, и слышно было, как покорно зашелестели они, сбрасывая листья.

        Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.

        К утру эта береза была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи листобоя, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

        Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей.

                                                                           (Ю.Коваль.  Листобой).

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Тип речи – повествование с элементами описания.

Стиль – художественный.

Тема: листобой – холодный октябрьский ветер.

Идея: смена времен года – закономерность природы.

Изобразительно-выразительные средства: 1) метафоры («береза была раскрыта настежь»,  «текли и текли холодные струи листобоя»);  2) олицетворения («листобой завывал», «ветер …прошел с севера»); 3) сравнения («провисая, как сеть, полная лещей»); 4) эпитеты («покорно шелестели», «строгим пауком-крестовиком»); 5) синекдоха (замена мн.ч.  ед. ч. «струи листобоя, четко обозначенные… битым порхающим листом»).

Стилистические фигуры: бессоюзие в рядах однородных членов («зазывал, шевелил, бил, трепал»…); инверсия, повторы («текли и текли холодные струи»).

Лексика: общеупотребительная лексика, диалектные слова (листобой), разговорные слова (прихваченной).

Морфология: обилие глаголов создает эффект действия, движения. Аллитерация.

Синтаксис: разнообразие в синтаксическом строе языка.

(Выступления учащихся по анализу текста).

Вскрываем второй конверт с заданием. Задание предложено литературным отделом (рубрика «В творческой мастерской»).

- Выполните творческое задание: перескажите хорошо знакомый текст сказки «Колобок» языком разных стилей. (Такую работу выполнили дома 2 ученицы – М.Галуза  и  Н. Сысоева,  которые зачитывают варианты сказки). М. Галуза – научный, официаль-деловой;  Н. Сысоева – публицистический, разговорный.

Слово редактора:

-Мы знаем, что работа журналиста нелегка, приходится много работать, причем работать напряженно и оперативно. Вы показали хорошие знания по стилистике, а теперь предстоит работа по редактированию текстов и  определению образных средств языка.

Вскрываем третий конверт с заданием. Задание предложено отделом писем (рубрика «Нарочно не придумаешь).

Задание 1 группе: прочитайте письмо в редакцию Васи Васечкина, отредактируйте 2 абзац, определите вид ошибки.

        Дорогая редакция! Мне бы очень хотелось, чтобы вы напечатали в вашей газете  мое сочинение по картине Яновской «Ждут» в одной из рубрик. Но, боюсь, текст требуется отредактировать. А как бы хотелось быть напечатанным. Заранее благодарю. Ниже прилагаю текст сочинения.

Текст сочинения                                                                             Анализ текста

1. Море, казавшееся  темно-сизым, даже

черным, постепенно становилось

бирюзовым. Накануне разыгравшийся

шторм был неожиданностью, так как погода,

царившая на этом побережье, не

предвещала ничего плохого.

        2. Но сейчас все изменилось.                        Вторая часть логически не связана  

Небо теперь представлялось хрусталь-                   с первой. Отсутствует описание шторма,

но-голубым куполом, по которому                          поэтому предложение с противительным

плыли лебеди-облака. Даже озорной ветерок         союзом здесь неуместно. (Лог.)

притих и больше не тревожил сонное                     Теперь – лишнее слово. (Ст.реч.)

величественное море. Но воздух все же                  Представлялось – неудачно, лучше

оставался влажным… Солнышко еще не                казалось. (Р.лекс).

успело высушить сухой вязкий песок.                    Лебеди-облака – штамп. (Р.стил.)

                                                                                     Два последних предложения объединены

                                                                                     причинно-следственными отношениями,

                                                                                      лучше объединить их в БСП.

(Работа по картине. Что изображено на картине Яновской «Ждут»? На картине О.Д.Яновской мы видим двух девочек, сестер, сидящих на перевернутой вверх килем лодке. Возможно, они пришли к море, чтобы встретить баркас отца, ушедший в море ночью. Может быть, они просто хотят встретить рыбаков, лодки которых должны вот-вот появиться на горизонте, или они беспокоятся о родных,  которые почему-то не возвратились в назначенный срок; может быть, их волнует судьба рыбаков, которые попали в разыгравшийся накануне шторм…)

Задание 2 группе: прослушайте интервью наших журналистов со студентом  из Китая, который ответил лишь на один вопрос: «Нравится ли вам русская природа?» Отредактируйте текст так, чтобы он состоял из пяти предложений, но нельзя искажать главную мысль  автора. Используйте образные средства языка.  (Текст звучит дважды, используем магнитофон).

ТЕКСТ     ИНТЕРВЬЮ

        Красиво и сухо летом в лесу. Я, канесна, люблю русский лес. В великай  русска литература о нем писаль многа, извесни русски поэт писал, што «Летом в лесу щекотно в носу». Я согласен с ним.  Нухать листик всем забавно и любовно. В русскам лесу мозна видеть многа русских животных. Например, мидведь, волк, белоки, заяс, корова, птица, песы и другие скот. В русскам лесу многа деревьев: елка, ель, сасна, береза, кусты, трава и другой расток. В лесу в реке и воде есть рыба. Русску рыпку славит поэзия в произведении «Бес труда не высунете рыпку испруда».

          О, я люблю русский лес!

Задание 3 группе:  прочитайте предложения, определите  образные средства языка (изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры).

  1. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский).  Гипербола
  2. «Вот охватывает ветер  стаи волн объятьем крепким» (М.Горький). Метафора
  3. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов). Литота
  4. Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

            Ты ликуешь, на миг не смолкая,

             Как дитя, без забот и без дум… (Н.А.Некрасов). Эпитет, сравнение

     5.    «И шел ты с женщиной – не отрекись. Я все заметила – не говори.

             Блондинка. Хрупкая. Ее костюм был черный. Английский». (Северянин).  

             Парцелляция

     6.    Звонкая тишина; горькая радость, молодой старик. Оксюморон

     7.    «Нет, я хотел…быть может, вы… я думал… (А.С.Пушкин). Умолчание

     8.    «Отколе, умная, бредешь ты, голова» (И.А.Крылов). Ирония

     9.    «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А.Блок). Именительный представления

    10.    «Газета зашевелилась»;  «веселый ветер заиграл»… Олицетворение

  (Проверка выполненных заданий).

Вскрываем 4 конверт с заданием. Задание предложено отделом рекламы (рубрика «Это полезно  знать)

Задание группам: произведите стилистический анализ предложенного текста, докажите, что изучение данной темы имеет для вас  практическую значимость.

                                                                      Текст

(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического  стиля  речи).

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

        Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине  личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку  - она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

        Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

        - Зачем?

        -А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

        Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?  

                                                                                                                           (В.Песков).

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В.ПЕСКОВА

  1. Текст обладает смысловым содержанием, несет информацию о поступке юноши, который убил дятла «просто так». Композиционно текст делится на части: экспозиция (описание осеннего леса); вступление (1предложение 2 абзаца); завязка и развитие действия (2-3 абзацы); кульминация («Грянул выстрел… упала птица», «Зачем?»… «А просто так»); развязка (4 абзац). Все части текста связаны общей темой, основной мыслью. 2. Тема текста  - отношение к природе; основная мысль – научить любить и беречь природу. Начало и конец текста между собой логически  связаны.
  2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом  средства связи -  текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его - птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи).
  3. Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность  речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко  проявляются на уровне  синтаксиса:
  • Обособленные члены предложения («любуясь работой», «темнеющую в поле»,  «с семи лет влюбленных в рогатки»);
  • Парное соединение однородных членов предложения в порядке нарастания экспрессии («пистолеты и двустволки,…беречь и любить,…скучен и неприветлив, радоваться и беречь»);
  • Вводные слова («к сожалению»);
  • Риторические вопросы («Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»);
  • Односоставные назывные предложения («Такая тишина»);
  • Простые предложения  (18 простых) в целях доступности содержания всем читателям;
  • Диалог  для выражения «открытой оценочности речи» («Зачем?» - «А просто так…»);
  • Средства поэтического синтаксиса: анафора («Кто… Кто… Кто…»), синтаксический параллелизм (4 последних предложения).

Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора.

4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени  («дятел работал, доставал, продолжал, упал…».  «Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его - птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица.

        Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?».         Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста.

5.  Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи повествования с элементами описания, рассуждения.

-Действительно, изучение данной темы очень важно в первую очередь для выполнения третьего уровня (С) сложности ЕГЭ, т.е. при создании сочинения по прочитанному тексту и рецензии на текст. (Показ фрагмента презентации «Сочинение по прочитанному тексту»). 

Ш. Подведение итогов.

-Итак, вы прекрасно справились с предложенными заданиями, подведем итоги: «Кто же из вас был наиболее активным сегодня, показал прочные знания в стилистике? С кем мы встретимся в нашей газете в скором будущем?» Предоставим слово нашим консультантам. Остальных прошу не огорчаться, мы всех приглашаем в нашу газету внештатными корреспондентами.

Вот и закончилась деловая игра. Что полезного вы, ребята, получили на этом  занятии и на занятиях элективного курса «Практическая стилистика»? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства  языка и стилистические фигуры). На наших занятиях мы познакомились с технологией выполнения теста ЕГЭ, методикой написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии. Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!

(Обращаем внимание на выставку книг).

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Стилистический разбор текста"(УМК Разумовской М.М.)

Конспект урока  и презентация по разделу "Речь"(7 класс) содержат материалы для повторения и обобщения изученного по теме "Стили речи" и обучения стилистическому разбору текста, включающему анали...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

Текст для стилистического анализа

Речь Митрополита Кирилла для стилистического анализа при изучении темы "Особенности публицистического стиля речи" в 7 классе....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах

На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...

Стилистический анализ текста.Урок 10 класс. Подготовка к ЕГЭ

Первые уроки у нас посвящены русскому языку: его истории, значению в мире, его роли в семье славянских языков и т.д. Поэтому я использую рассказ М.Зощенко "Кочерга": он позволяет на уроке ув...

Урок "Стилистический анализ текста"

Учащиеся узнают:-что такое стиль речи;-чем отличается художественный стиль речи от других стилей;-стилевые черты и способы их выражения;-изобразительно-выразительные средства художественного стиля.Уча...