"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа". 5-й класс

Рожкова Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:  

- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме  и их практического применения.

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

-Начнем урок с повторения проеденного материала.

- Какой раздел науки о языке изучает части речи?

В русском языке имена существительные имеют два непостоянных признака. Назовите их. (Падеж и число).

Эти признаки определяются по окончанию слова в контексте.

Например:

ВазА- единственное число

вазЫ -множественное число.

Из этого можно сделать вывод,  что нет непостоянных признаков у тех слов, которые не имеют окончаний:

Например:

Кофе, кино, кафе, метро (выделить основу)

Это неизменяемые существительные, которые не имеют окончаний,  значит - не имеет падеж и число.

Но большинство существительных способны изменяться по числам. Это значит, что одно и тоже слово может быть употреблено и форме единственного и форме множественного числа.

Кто сможет привести примеры слов, где одно и тоже слово может быть употреблено в единственном и во множественном числе.

-Что указывает на число в твоем примере? (Окончание).

Но есть существительные, которые образует форму множественного числа от другой основы.

Например:

Ребёнок -единственное число

Дети- множественное число

Человек- единственное число

Люди- множественное число.

Эти существительные имеют форму множественного числа, но образуют эту форму от другой основы.

 Задание на внимание и развитие памяти.

Учитель демонстрирует ученикам предметы:

Ручка, карандаш,  очки, ластик, линейка, ножницы, телефон.

– Посмотрите на эти предметы, запишите названия предметов.
– Слова какой части речи вы записали?

Докажите.

-Назовите постоянные признаки имени существительного.

-Какой постоянный морфологический признак объединяет данные существительные? (Все существительные неодушевленные, нарицательное.)

-А теперь сгруппируйте эти слова по роду и по склонению.

Ручка, линейка- 1 скл., ж.р.

Карандаш, ластик, телефон- 2 скл., м. р.

-Какие существительные не попали ни в одну группу?

-Почему так произошло?

 –Какой вывод можно сделать?

(Есть имена существительные, у которых нельзя определить род и скл.).

-Какое число имеют эти существительные?

-Попробуйте поставить их в единственное число?

-И этот морфологический признак не имеют эти существительные?

-Вывод?

Среди имен существительных есть такие, которые имеют только форму множественного числа и не имеет формы единственного числа.

2. Усвоение нового материала.

Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока?

Запишите тему урока: существительные,  которые имеют форму только множественного числа.

–  На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

Учащиеся формулируют цели урока.

(Что обозначают данные существительные?)

Сегодня на уроке мы должны научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа.

-Существительные, которые имеют форму множественного числа делятся на группы, по которым их можно запомнить.

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Работа в парах.

(у вас на столах таблица-подсказка).

Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать по п группам, которые представлены в таблице-подсказке.

Брюки,  жмурки, сумерки, опилки, ножницы, Афины, весы, дрожжи, выборы,  чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни, Альпы,  переговоры, качели, салки,  косервы, сутки, Карпаты, прятки, плоскогубцы.

(Слайд )

Стадия осмысления.

- Итак, что у вас получилось? Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Вот такая таблица у нас получилась.

(Слайд )

Запишите ее в тетрадь.

Существительные, которые имеют форму множественного числа делятся на группы, по которым их можно запомнить.

Парные предметы.

Орудие труда, инструментов.

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Имена собственные

Брюки,

Ножницы,

Весы,

Ворота,

Плоскогубцы.

Прятки,

Жмурки,

салки,

переговоры.

Дрожжи,

Чернила,

Опилки,

Консервы.

Сумерки,

Каникулы,

Будни,

Сутки.

Афины,

Альпы,

Карпаты.

-Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.

Запишем это в тетрадь.

Теоретические  сведения.

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.

(Слайд )

3. Закрепление материала.

Задание 1

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа, запишите их через тире.

Праздник-будни

Встреча-проводы

Рассвет-Сумерки

Задание 2

Работа с текстом.

(слайд)

Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1-джинсы

2- очки

3-каникулы

Задание 3

-У вас на партах лежат тексты.

Спишите и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов : кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Объясните постановку заков препинания.

4. Рефлексия

Расскажите про существительные, которые имеют форму только множественного числа.

(Число это не постоянный признак имени существительного но есть существительное которые имеют только форму множественного числа они делятся на группы по которым их нужно запомнить….)

-Давайте немного отдохнем и поиграем.

-Вы любите отгадывать загадки?

-Немного поиграем. Я раздаю загадки, а вы будете их отгадывать.

-Внимание! Отгадки должны соответствовать теме урока.

-Назовите тему.

(Учитель раздает загадки)

-А теперь попробуйте сами загадать загадку, использовав в отгадке имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.

Два конца два кольца, посередине гвоздик? (ножницы)

Всегда ходят, а с места не сходят? (часы)

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

Зубастые,  а не кусаются? (грабли)

-А теперь попробуйте сами загадать загадку, использовав в отгадке имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.

Задание 4

(слайд)

Выпишите из списка слова одной тематической группы.

1-й ряд выпишет слова, которые мы можем найти на кухне,

2-й ряд – в шкафу,

3-й ряд – в мастерской.

Это должны быть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Слова для справок:

Весы, бигуди, консервы, отруби, опилки, сухофрукты, духи, спагетти, брюки, бусы, колготы, сани, пельмени, лосины, очки, плавки, вилы, хлопья, грабли,  клещи, отруби, ножницы, макароны, плоскогубцы,  чернила, дрожжи, штаны.

Ответ:

На кухне: весы, дрожжи, консервы, макароны, отруби, пельмени, сухофрукты, спагетти, хлопья.

В шкафу: бигуди, брюки, бусы, духи, колготы, лосины, очки, плавки,,штаны.

В мастерской:  вилы, грабли,  клещи, ножницы, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

Составьте предложение с прямой речью, употребив существительные из этого задания.

Составьте схему.

Задание 5.

Творческое задание.

Составьте занимательную историю «Как ножницы и брюки пытались приобрести единственное число?» (вариант: хотели подружиться с единственным числом). Что из этого могло получиться?

Упражнение 510

5. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали о категории числа имён существительных?

Домашнее задание: подготовить сообщение о имени существительном. Упражнение 512.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....