Имя числительное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Открытый урок в 9 классе по теме "Имя числительное как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ”Имя числительное как часть речи”.
Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:
- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;
- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Дружно встали, подтянулись,
Друг другу мило улыбнулись,
Посмотрели на меня.
Работать готовы?
- Да.
2. Повторение пройденного материала.
Какую часть речи мы с вами изучили?
-Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечают наречия?
Прочитайте предложение. Найдите в предложении наречие. (Слайд 1)
На небе ярко сверкали звезды.
Докажите свой выбор по схеме.
Слово -это наречие относится к глаголу….
отвечает на вопрос…?
обозначает….действия
неизменяемая часть речи
3. Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. А с какой, вы скажете сами, если внимательно послушаете стихотворение О.Высоцкой «Веселая грамматика»
Существительное – школа, (Слайд2)
Просыпается – глагол.
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
- О какой неизвестной нам части речи говорит автор стихотворения?
- Об имени числительном.
4.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об имени числительном.
Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (Слайд 3)
Открываем тетради , записываем число и тему урока.
5. Изучение нового материала.
1)Знакомство с количественными и порядковыми числительными.
- Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.
Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи – имя числительное.
Что делают числительные? Числительные считают. Они могут указывать количество предметов: (сколько?) три и могут считать предметы по порядку: (какой? который?) пятый.
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках.
- На каких уроках вы встречаетесь с числительными?
-На математике (это числа, и их количество)
-На истории (это обозначение дат, веков)
-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов)
– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?
(Нет)
Правильно.
-Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И на вопрос какой?
-Чем они отличаются и как называются вам поможет узнать ваш верный друг и помощник учебник.
2)Работа с учебником.
- Открывайте учебники на странице 173.
- Выполняем упр. 239, стр.173
- Чтение правила на стр.174
Работа с правилом по схеме (Слайд 4 )
3)Отгадайте загадки. Найдите в них числительные. (Слайд 4)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают мухам круг. (Паук.)
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)
Три глаза, как три приказа.
А красный – самый опасный. (Светофор.)
Четыре братца друг за другом бегут,
Все никак не догонят. (Колеса.)
6. Физминутка. (Слайд 5)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Имена числительные.
- Какие это числительные?
- Количественные.
- Почему? Как определили?
- Отвечают на вопрос сколько?
7. Закрепление нового материала.
1) Выборочный диктант.
Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только имена числительные.
В нашей семье пять человек. Сестра Марина учится в четвертом классе. Брату Саше исполнилось восемь лет. Он – ученик восьмого класса. Я учусь в девятом классе.
Вот уже два года мы живем в большом красивом доме. Наша квартира расположена на третьем этаже. Квартиру выделил завод, на котором пятнадцать лет работают родители.
2) Игра «Волшебники» (Слайд 6)
-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.
(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
3)Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас идет … урок.
(Устно зачитывают по предложению). Запишите рассказ в тетрадь.
4) Прочитай пословицы и поговорки. Найди в них имена числительные.
Одно дерево срубишь – десять посади. Первый в совете и первый в ответе. Скажешь слово, а прибавят десять. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Первый поклон богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям.
5) Самостоятельная работа.
Спиши. Подчеркни числительные.
Ване исполнилось семь лет. Саша перешел в седьмой класс. Эта книга стоит три рубля. В школе заканчивается третья четверть. Мать приходит с работы в пять часов. Строители заканчивают пятый этаж дома. У Иры четыре брата. Игорь занял четвертое место в соревновании по бегу.
8. Итог урока.
- С какой новой частью речи познакомились на уроке?
- С именем числительным.
- На какие вопросы отвечают имена числительные?
-
9.Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке при помощи имени числительного.
- Я доволен своей работой на уроке – цифра 5
- Я хорошо работал, но умею лучше – 4
- Работа не получилась, не доволен собой -3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....