Разработка урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « СОШ №5 с. Нижнее Казанище»
Открытый урок
по русскому языку
«Имя существительное как часть речи»
5 класс
Провела: Шугаибова А.Д.
2018 г.
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
УМК под ред. Т. А. Ладыженской
Место в учебном плане: Вводный урок в теме «Имя существительное»
Класс: 5
Учитель: Шугаибова А. Д.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель: Повторение изученного в начальной школе.
Задачи:
- Систематизировать изученное о существительном.
- Развивать коммуникативные умения.
- Развивать умения анализировать, делать вывод, проводить рефлексию.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание ответственности за произнесённое.
- Метапредметные: способность строить рассуждение.
- Предметные: умение определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль.
Тип урока: Урок повторения предметных 3УНов.
Формы проведения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология: проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Технические средства: компьютер, проектор.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал.
Ход урока
№ | Этапы урока | Слайд | |
1. | Организационный момент. | ||
2. | Самоопределение к деятельности. -Предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию. Я возьму на себя роль экскурсовода. Сегодня мы начинаем новую тему. Путь наш будет долгим. Но, как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно только тогда, когда идёшь. Узнать можно только тогда, когда учишься. Эти слова мы возьмём в качестве девиза нашей работы. | (Слайд1) | |
3. | Актуализация знаний -Итак, мы отправляемся в страну, название которой – Морфология. Откройте учебники и прочитайте определение понятия Морфология. -А что нужно знать, чтобы не заблудиться в пути и идти в правильном направлении? (маршрут). Каждый из вас получил маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! -Запишите число. | (Слайд 2) | |
4. | Постановка учебной задачи. -Поиграем в игру «Угадай словечко». Я называю вам лексическое значение слова, а вы пишете ответ (слово). Все наши сегодняшние слова будут на тему путешествия. 1. Что такое коробка с ручкой на колёсиках для перевозки вещей? (чемодан) 2. Это слово в переводе с немецкого означает «мешок, который можно носить за плечами на спине (рюкзак) 3.Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (вокзал) 4. Заранее намеченный путь следования (маршрут) 5. Вещи, упакованные для отправления транспортом (багаж) 6. Состав вагонов с локомотивом (поезд) 7. Памятный подарок, привозимый из путешествия (сувенир) - У вас должны были получиться слова: чемодан, рюкзак, вокзал, маршрут, багаж, поезд, сувенир. – Задайте словам вопросы и надпишите над словами. - На какой вопрос отвечают слова? - Что общего в этих словах с точки зрения морфологии? (это имена существительные) - Кто догадался, какова будет тема нашего урока? - Давайте запишем тему урока - А что вы знаете, что вы помните об имени сущ.? (Вопросы, значение. Изменяется по числам, по падежам. Имеет род, склонение. Бывают собственные и нарицательные, одуш. и неодуш.) - Об имени существительном вы знаете с начальной школы. А как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Определим цели урока. (Повторение изученного об имени существительном. Вспомнить признаки и составить афоризм, по которому мы дадим определение этой части речи) | (Слайд 3) (Слайд 4) | |
5 | Решение учебной задачи. 1. Станция «Опознавательная» -Итак, ребята, первая станция. Перед вами картина. Ваша задача составить 3 предложения на тему «Путешествия». Подчеркните существительные. - А что вы скажете , слова гуманность , милосердие , сострадание – это тоже предметы ? (нет) . Но они отвечают на вопрос что? Почему же так происходит? Дело в том, что в лингвистике слово предмет имеет широкое значение. Это – названия предметов, вещей, веществ, лиц, явлений, событий, и даже качеств. И в связи с этим, сущ. Можно разделить на большие группы. Чтобы выяснить, что может называть имя существительное, мы выполним задание и поработаем в группах. (проверить, оценить) 2. Станция « Теоретическая » Т. М. Работа по учебнику . стр . 46.(чтение) Упражнение 478 (чтение, оценивание) | (Слайд 5) (Слайд 6) (Слайд 7) | |
6 | Динамическая пауза – Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? – руки вперёд. Если встретили другие части речи, то надо присесть. (Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость). | ||
- Найдите лишнее слово. 1. Автомобиль, лодка, автобус. (род.) 2. путник, дорога, отпуск. (одуш.) 3. Москва, город, Россия. (собств.) 4. рельсы, деревни, страна (число) - Назовите постоянные признаки. (род, одуш., собств.) - Непостоянные признаки. (число, падеж) - Какой морфологический признак мы ещё не вспомнили? Повторим название падежей и падежных вопросов. Работа по карточке. (проверка, оценивание)
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Сосна- это хвойное дерево. Из –за редких деревьев виднелись дома. Наш дом из дерева. (на доске)(проверить, оценить) - Какова синтаксическая роль имени существительного? Чем может являться сущ. в предложении? | (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10) (Слайд 11) (Слайд 12) | ||
7 | Включение знаний в систему - Вспомните всё, что мы сегодня говорили о существительном. Помогите мне составить алгоритм, по которому легко можно воспроизвести всё известное о существительном. (Составление алгоритма) - Расскажите по составленному алгоритму о существительном как о части речи.
Тестовые задания по вариантам. (проверить, оценить) | (Слайд 13) (Слайд 14) | |
8 | Рефлексия - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам её достигнуть? - Что на уроке у вас получилось хорошо, а что не очень? | (Слайд 15) | |
9 | Подведение итогов урока. Д/р 1 Упражнение № 481 , стр. 47 2 Упражнение № 479 , стр. 47. | (Слайд 16) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...