Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка.
статья по русскому языку
Доклад на тему "Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка" подготовлен для обобщения педагогического опыта на методическом объединении уителей гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_russkomu_yazyku.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка.
"Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику…(Л.Н.Толстой).
Национальным приоритетом России XXI века является развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества . В концепции «Российское образование - 2020» образование рассматривается как возрождение России и как успех личности. В настоящее время возрастает значимость творческой активности человека, его самостоятельности и ответственности во всех областях деятельности. Эти качества могут получить свое развитие в условиях такой системы образования, в центре которой - активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе.
Проблема развивающего обучения настолько актуальна в современном мире, что нет, наверное, ни одного учителя, который бы не задумывался о ней. Развивающее обучение призвано готовить обучающихся к взрослой жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни. При использовании системы развивающего обучения учебная деятельность школьника происходит в сотрудничестве с учителем, когда ученик не получает готовых знаний, а напрягает свои ум и волю. Даже при минимальном участии он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Такая работа позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям обучающегося. Она воспитывает у него веру в свои силы.
Система развивающего обучения известна издавна. Ее основоположниками считаются Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский.
Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение, как активно-деятельностный способ обучения, рассматривается в трудах Л.С. Выготского, в экспериментальных работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.
Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне.
Целью развивающего обучения является развитие личности, развитие мышления, творческих способностей, интереса к познанию, активности личности, углублённое изучение материала, умение применений знаний в новых условиях. При этом обучающиеся приобщаются к способам получения знаний, к методам научного познания, вовлечекаются в самостоятельную поисковую деятельность.
Достоинствами данной системы являются формирование способности к самообучению, развитие умения отстаивать своё мнение в споре. Она способствует развитию психических свойств личности. Однако следует учесть, что при использовании системы развивающего обучения затрата учебного времени гораздо больше. Ее использование требует от учителя высокого творческого потенциала для вовлечения учеников в самостоятельную деятельность и управление ею.
Задачи технологии развивающего обучения
- Развивать самостоятельность;
- Способствовать расширению кругозора обучающихся;
- Активизировать умственную деятельность обучающихся;
- Способствовать развитию ребёнка как личности;
- Плодотворно использовать особенности детей для полноценного развития речевых способностей обучающихся.
Структура развивающего урока
Деятельность преподавателя | Совместная деятельность | Деятельность ученика |
Создание проблемной ситуации | Принятие проблемной ситуации | |
Выявление проблемы исследования | ||
Управление поисковой деятельность | Самостоятельный поиск |
Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей (бинарные, или интегрированные уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями.
Немаловажную роль в методике развивающего обучения зачастую играют и отдельные, нестандартные, фрагменты уроков. Некоторые из них я хочу сейчас привести как примеры.
Задание
Из данных слов береза, в, у, женщина, тень, и, около, отдыхать, девочка, развесистая, маленькая составьте одно предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите, какими частями речи выражены члены предложения. О связи каких разделов языка позволяет говорить это упражнение? Выполнение этого задания помогает учащимся установить связи между двумя разделами грамматики: морфологией и синтаксисом – и, в свою очередь, разграничить понятия “член предложения” и “часть речи”.
Задание
Как определить, какая перед вами часть речи, если запрещено задавать к слову вопрос?
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Это задание позволяет увидеть связь между морфемикой и морфологией, так как именно морфемный состав слов в данном предложении позволяет узнать часть речи и как-то осознать смысл.
Задание
Определите лексическое значение слов. Ошеломить, понедельник.
Что вам помогло в определении значения слов?
В результате выполнения этого задания дети видят связь морфемики и лексики, так как знание морфемного состава слова позволяет более глубоко осознавать лексическое значение слов.
Задание
Прочитайте письмо мальчика своему брату. Дорогой Петя. Сейчас я дома один. Мама пошла поласкать белье. Мне надоело дома седеть. Я скоро пойду на лук. Там будит военная игра. У меня спрятан кот. Приду домой вечером. Мама на объеденной скатерти оставит мне ужин и приготовит пастель. Я улягусь и буду спать. Коля.
Помогите Коле исправить ошибки. Почему мальчик допустил их?
Это задание позволяет увидеть связи между орфографией, лексикой, фонетикой и графикой.
Можно организовать работу с имеющимся в учебнике по русскому языку упражнением, изменив или дополнив задание к нему. Так, к объёмному упражнению даю задание, представляющее комплексный анализ текста и позволяющее построить работу по подготовке к экзамену.
- на понимание текста
- по фонетике
- по орфографии
- по морфемике
- по морфологии
- по синтаксису и пунктуации
Обучающиеся самостоятельно нумеруют предложения текста, затем получают задания.
1.Пр..пала совесть. 2.(По)старому т..лпились люди на улицах и в т..атрах; (по)старому су..тились и ловили (на)лету куски, и (не, ни)кто (не, ни)догад..вался, что чего(то) вдруг стало (не)дост..вать и что в общем жизне(н, нн)ом оркестре перестала играть какая(то) дудка. 3.Многие нач..ли даже чувствовать себя б..дрее и свободнее.4. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пр..смыкаться, обманывать, наушничать и кл..ветать. 5.Всякую бол..сть вдруг как рукой сняло; люди (не)шли, а как(будто) неслись; (не, ни)чего (не, ни)ог..рчало их, (не, ни)чего (не, ни)заставляло задума..ся: и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки,— им, счастливцам, (не, ни)заметившим пропажи совести.
6.Совесть пропала вдруг... почти мгнове(н, нн)о! 7.Ещё вчера эта надоедливая пр..живалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждё(н, нн)ому воображению, и вдруг... ничего! 8.И..чезли досадные признаки, а вместе с ними ул..глась и та нравстве(н, нн)ая смута, которую приводила за собой обл..чительница — совесть... 9.Люди ост..рвенились; пошли грабежи и разбои, нач..лось вообще ра(з, зз)орение. 10.А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерза(н, нн)ая, оплёва(н, нн)ая, затопта(н, нн)ая ногами пешеходов. 11Всякий швырял её, как (не)годную ветошь, (по)дальше от себя...
- Озаглавьте текст.
- Из предложения 3 выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Из предложения 8 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от следующего согласного .
- Из предложения 10 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, 2 суффиксов и окончания .
- Из предложения 7 выпишите словосочетания со связью согласование.
- Из предложения 2 выпишите грамматические основы.
Проверяя выполнение задания, обучающиеся оценивают каждое правильно выполненное задание баллом и подсчитывают общий итог. Причём, проверку можно осуществить с помощью одного из сильных учеников (оценку за его работу ставлю в журнал). Данный вид работы интересен учащимся, поскольку имеет соревновательный характер, и полезен учителю для быстрого комплексного повторения ранее изученных тем.
В последнее время популярное приобретает такое задание как синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Популярны задания «корректор». Обучающиеся учатся видеть ошибки и работать над их исправлением. Например, Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.
1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)
2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.
3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли.
Подготовила: Учитель русского языка и литературы
ГКУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
при ФКУ «ИК№6» УФСИН России по Брянской области
Портная Светлана Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"
Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать при подготовке к интедллектуальным ма...
Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"
Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"
Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества. Также в ней описаны фрагменты некото...
Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Из опыта работы учителя английского языкаГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет). «Использование элементов технологии проблемно...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...
Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"
Доклад "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...