Тема урока: «Устаревшие слова и неологизмы» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Устаревшие слова и неологизмы» 5 класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова и неологизмы»;
- выяснить причины появления слов и устаревания их в русском языке;
- совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
- выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке;
- Пополнять лексический запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova_i_neologizmy_5_klass.docx | 32.72 КБ |
naydite_i_podcherknite_ustarevshie_slova.docx | 15.63 КБ |
kamzol.docx | 14.41 КБ |
naydite_i_podcherknite_ustarevshie_slova.docx | 15.63 КБ |
fonarshchik.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Устаревшие слова и неологизмы» 5 класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова и неологизмы»;
- выяснить причины появления слов и устаревания их в русском языке;
- совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
- выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке;
- Пополнять лексический запас учащихся.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! День добрый, гости званые!
Вы, наверное, удивились, почему я так назвала вас, ведь так уже очень давно не обращаются к мальчикам и девочкам? Все потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, т.е. устарели.
И тема нашего урока – «Устаревшие слова и неологизмы».
У слова, как и у человека, своя судьба. Слово рождается, распространяется, приобретает дополнительные, переносные значения, а затем выходит из употребления. О судьбах слов, а также об устаревших словах и неологизмах вы узнаете из сегодняшнего урока.
1. Вступление
У слов в русском языке странная и порой непредсказуемая судьба. Одни слова живут долго, и их активно употребляют люди в своей речи. Другие быстро забываются, и мы совсем перестаем ими пользоваться при общении.
Вот как об этом процессе рождения и умирания слов образно сказал древнегреческий поэт Гораций: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие». (эпиграф)
Чтобы узнать больше об устаревших словах, мы с вами совершим путешествие в Минск конца 19 - нач. 20 века. Прежде чем отправляться в путешествие, вспомним
- Что называется лексическое значение слова? то, что слово обозначает
- Что такое синонимы (приведите примеры)? Слова близкие или полностью совпадающие по значению.
- Какие слова наз многозначными? которые имеют несколько лексических значений.
- как называются слова, которые пришли в русский язык из других?
- Какие признаки указывают на то, что слово заимствовано из другого языка? Первые а э ю ф, ц, дж, шт; двойные согл.,; две гласн. подряд,пю, бю, вю, кю.
Итак, мы готовы отправиться в путь. Выйдем пораньше. Только рассвело, на улице ещё мало народу. Смотрите, вон кто-то приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Это фонарщик. Утром он поменяет керосиновые лампы в фонаре, а вечером зажжёт их. Не очень-то светло на улицах от такого освещения, но старый фонарь и старый фонарщик честно несут свою службу.
А вот и старый городской транспорт — конка, двухэтажный вагончик с открытым верхом, а тянут этот вагончик лошади — где две, где одна. Хоть он и по рельсам движется, а очень медленно. А если конка сойдёт с рельсов? Не беда. Все пассажиры выйдут, а кучер, кондуктор и человек пять-шесть пассажиров раскачают её за подножки и поставят на место. Опять зазвенит колокольчик, конка дальше повезёт пассажиров.
Видите, мимо нас в форменных шинелях пробегают мальчишки. Спешат и девочки. Пойдёмте за ними, посмотрим, как учатся в старом Минске. Недалеко мужская гимназия, женская — в другой стороне. Заглянем в класс. Хорошо, здесь как раз урок русского языка. Послушайте, о чём спрашивает учитель мальчиков.
— Сколько букв в русском алфавите?
— Тридцать семь, господин учитель!
Вас не удивляет, ребята, что в русском алфавите оказалось 37 букв, а не 33, как теперь? Ведь до 1917 года существовали ещё «ять», «и десятеричное», «фита», «ижица».
Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдём в одну из них. За кассой торжественно восседает хозяин лавки — купец. Около первых покупателей суетятся приказчики (наёмные служащие купца).
А на улице всё больше народа. Городовой (полицейский, наблюдавший за порядком в городе) вытянулся в струнку, приветствуя проезжающего в карете начальника полиции — полицмейстера.
Спешит на работу холодный сапожник. Вот мимо нас пробежал какой-то паренёк с картонкой, а вон другой несёт ещё что-то. Почему они не учатся? а ничего удивительного. Прежде ребятишки бедняков, научившись кое-как читать и писать, часто шли работать в подмастерья, «мальчиками» в лавку, в парикмахерскую. Да-да, именно «мальчиками». Так назывался человек, обычно мальчик-подросток, который выполнял самую разную работу — подавал, приносил, относил, а делать всё нужно было быстро, вот и бегал он целый день. От старых времён у нас осталось только выражение «мальчик на побегушках».
И первая остановка в нашем путешествии называется «Слова из старого города».
Задание 1. Соберите разрезанные на 2 части определения устаревших слов и одно из определений запишите в тетрадь.
Фонарщик - городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий
Конка - вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу.
Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Господин - человек, по внешнему виду принадлежащий к дворянам (устаревшее).
Лавка - небольшой магазин, названный от лавки, на которой торговцы (лавочники) раскладывали свой товар
Приказчики - наёмные служащие купца
Городовой - полицейский, наблюдавший за порядком в городе
Полицмейстер- начальник полиции
Холодный сапожник - сапожник, не имевший постоянного рабочего места, а ремонтировавший обувь прямо на улице около клиента, снявшего обувь с ноги.
Учитель: Зайдем в дом по улице Захарьевской (ныне часть проспекта Независимости). Чего тут только нет: лапти, ступа, чугунок, коромысло, ухват, веретено. Что-то из этих предметов сохранилось и до нашего времени. Мы хоть и не пользуемся ими, но можем увидеть и даже потрогать.
рассмотреть и даже потрогать предметы из прошлого вы сможете на перемене
Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка
Ухват— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Ступа— сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта. В каком значении вы слышали это слово с самого детства (ступа бабы яги)
Вторая остановка «Гаджеты из прошлого».
Что такое гаджет? Устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Где мы сейчас мы можем встретить эти предметы и услышать их названия? Встречаются ли они в повседневной жизни? Совершенно верно, они ушли в историю и встречаются только в исторических книгах, музеях. Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, слова, которые полностью вышли из употребления, называются историзмами.
Молодцы.
Итак, продолжим наше путешествие. Вот навстречу нам идет настоящая русская красавица
Обратите внимание на праздничную одежду. Дети готовят сообщение
Кокошник - старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой. В «Словаре…» Даля значение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.
Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почетная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.
У нее такая яркая внешность, что вы должны запомнить, что щеки наши предки называли ланиты, шея - выя, глаза – очи, плечи – рамена, лоб – чело, уста – губы, палец – перст, правая рука – десница, а левая – шуйца.
Запишите по памяти в тетрадь пары слов, обозн. Части тела. У кого возн. трудности к учебнику с 95, упр 214. А теперь усложним задание: я наз. современное слово, а вы клеите на картину устаревшее их название. Как называются такие пары слов? СИНОНИМЫ
Устаревшее слово, которое в современной речи имеет синонимы, называется архаизмом.
Разноуровневое задание.
Уровень 4. Выписать из отрывка из художественного произведения устаревшие слова. Назвать автора и название произведения.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолъю и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Уровень 5. Распределить слова по колонкам: историзмы и архаизмы.
ланиты; выя; очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; длань – ладонь; десница – правая рука, отрок, злато, лепота, молвить; боярин, камзол, вече, алтын, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый.
Физкультминутка
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
И шуйцою помашите, а десницей потрясите. Молодцы!!!
Учитель: Теперь мы с вами перейдем к не менее увлекательным словам-малюткам, которые совсем недавно пришли в наш словарь. И следующая остановка в нашем путешествии называется «Слова –малютки. Неологизмы».
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. С начала 2000-ых годов в России и в других странах проводится конкурс по выбору «Слова года», так вот в 2014 году составители Оксфордского словаря английского языка выбрали словом 2014 новое слово «селфи», что обозначает фотографирование самого себя. Очень быстро оно распространилась по миру и сейчас, наверное, это слово прочно вошло в лексикон современной молодежи.
А бывает так, что у имеющихся слов нередко появляются новые значения, например, у слова окно - «вынужденный перерыв в чем-либо» , у слова «чайник» - «неопытный пользователь компьютера» , у слова морж ─ «любитель зимнего купания в реке (и др. водоемах)» .
Создатель новых слов – народ. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа, но известны новые слова, введенные в оборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; лилипут - Джон Свифт; слово детектив - Жюль Верн.
- Давайте пофантазируем. Если бы мы смогли попасть в будущее, ну скажем на 100 лет вперед, у нас были бы общие темы со сверстниками?
Спасибо. Очень интересные мысли. А я думаю, такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба, доброта, помощь, счастье, улыбка будут понятны во все времена. Надеюсь, вы со мной согласитесь.
Учитель: Вот мы и совершили короткое путешествие в старый Минск и даже заглянули в Минск будущего.
Рефлексия
А сейчас вернемся в настоящее.
- С какими терминами мы с вами познакомились на сегодняшнем уроке? Устаревшие слова и неологизмы?
- В чем отличие архаизмов и историзмов
- В каких произведениях чаще всего встречаются устаревшие слова? (исторических)
- А неологизмы? В научно-фантастических
Как вы заметили, у нас с самого начала урока стоит чемодан и ждет своего часа. А вдруг скоро изобретут машину времени, и мы с вами отравимся в путешествие в будущее. Какие устаревшие слова вы смогли бы без труда объяснить своим сверстникам их 22 века? Напишите их на цветных листочках и приклейте на чемоданчик. Здорово. Теперь мы смело можем сказать, что мы пополнили свой лексический запас.
Домашнее задание.
1.параграф 26
- Один день в 22 веке.
Предварительный просмотр:
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Предварительный просмотр:
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
кафтан, ланиты, глас – голос, ежели – если, длань – ладонь, десница – правая рука, отрок, лепота, молвить, боярин, очи – глаза, вече, алтын, дщерь – дочь, аршин, кольчуга, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый. выя, Азъ – я, злато.
Предварительный просмотр:
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Найдите и подчеркните устаревшие слова. Объясните значение любых двух. Вспомните название произведения и автора. Найдите ныне не употребляемую форму слова.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Предварительный просмотр:
Фонарщик
Конка
Купец
Господин
Лавка
Приказчики
Городовой
Полицмейстер
Холодный сапожник
городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий
вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу.
человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
человек, по внешнему виду принадлежащий к дворянам.
небольшой магазин, названный от лавки, на которой торговцы (лавочники) раскладывали свой товар
наёмные служащие купца
полицейский, наблюдавший за порядком в городе
начальник полиции
сапожник, не имевший постоянного рабочего места, а ремонтировавший обувь прямо на улице около клиента, снявшего обувь с ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеоурок по русскому языку в 6 классе по теме "Устаревшие слова и Неологизмы"
В ходе урока: -Учащиеся должны знать о причинах устаревание и появления новых слов в русском языке. -Учащиеся должны уметь пользоваться толковым словарем для определения зн...
Разминка к уроку "Устаревшие слова "в 6 классе
Разминка представляет собой 10 фрагментов,которые в начале урока предлагается рассмотреть ученикам.Затем они расставляют в таблице не по предложенным выше номерам номера фрагментов....
Урок "Устаревшие слова" в 6 классе
Урок разбаботан для 6 класса по рекомендации Ладыженской Т.А. В его основе не только базисные знания по теме, но и углубление материала, предпологается выход на этимологию, словообразование, морфемику...
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....
Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»
Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.Формирование универсальных учебны...
Статья устаревшие слова и неологизмы
Данную статью можно использовать на уроках русского языка в 6-8 классах для расширения знаний....
Устаревшие слова и неологизмы
Устаревшие слова и неологизмы...