Урок "Устаревшие слова" в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок разбаботан для 6 класса по рекомендации Ладыженской Т.А. В его основе не только базисные знания по теме, но и углубление материала, предпологается выход на этимологию, словообразование, морфемику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Устаревшие слова
(урок – закрепление)»
Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии
Учитель: Назаренкова М.А.
Урок по программе «Русский язык, 6 класс по учебнику «Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. / Ладыженская Т.А., Баранов М. Т и др. – М.: Просвещение, 2013».
Класс: 6Б класс.
Дата: 08. 10.2014
Тема «Устаревшие слова»
Тип урока: урок-закрепление
Цели и задачи:
- совершенствование умения различать группы слов в тексте (архаизмы, историзмы, неологизмы);
- расширить представление о научной картине мира;
- отработать навыки синтаксического разбора;
- формирование навыка взаимопроверки;
- развитие речи: умение формулировать вопросы, давать четкие определения;
- создание положительного фона на уроке.
Этап | Время | Действие учителя | Предполагаемые действия учеников | Что формируется? Для чего? |
Постановка темы, задач, психологическая подготовка | 3 минуты | Поздороваться, предложить сесть ученикам, написать на доске тему урока. | Поздороваться, приготовиться к уроку, написать в тетрадях число и тему. | Создать рабочую обстановку, установить контакт с аудиторией. Создать положительный фон для работы. |
Повтор пройденного материала (средний уровень) | 7 минут | Проверка домашнего задания. Опрос проходит в следующей форме: 3 ученика вызываются к доске, остальные задают им вопросы по теме «Лексика». Оценить знания отвечающих и тех, кто наиболее активно задавал вопросы. «Вам на дом было задано посмотреть упражнение 78, а именно, найти и выписать 4-5 слов с пометой «устаревшее». Петя, прочитай, пожалуйста, из своих слов сначала историзмы. В какую эпоху могли употребляться эти слова? (это вопрос возможен, если там идет речь о царской России или о советском периоде) Катя, прочитай примеры архаизмов, найди синоним к каждому (кстати, Саша (я бы обратилась к ученику, который задавал вопросы, но мало, чтоб в конце урока оценить его работу), ты можешь напомнить, что такое «синоним»?) | Предполагаемые вопросы: Что такое «лексика»? Что такое «лексическое значение»? Что такое «многозначность»? Приведите пример многозначного слова. В каких словарях мы можем уточнить значение слов? Что такое «заимствования»? Приведите пример. Какие слова являются «устаревшими»? Приведите пример. Что такое «историзмы»? Чем они отличаются от «архаизмов»? Приведите пример. Как в словарях отмечают, что слова устаревшие? Что такое «неологизмы»? Ученики читают слова, поясняют их, раскрывают их значение. | Узнать уровень освоения знаний по теме, повторить материал, закрепить. Формирование навыка взаимопроверки. Развитие речи: умение формулировать вопросы и давать четкие определения. |
Повтор изученного материала (сложный уровень) | 17 минут | Сейчас мы уже на примере посмотрим, сколько можно найти устаревших слов в 4 строчках. Витя, прошу к доске. Итак, великий и любимый нами А.С.Пушкин, отрывок из стихотворения «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Какие это группы слов: архаизмы или историзмы? Разберем это предложение синтаксически, подчеркнем основу. Простое это предложение или сложное? Молодец, Витя, садись (+оценка). Давайте подумаем, зачем автор использует столько устаревших слов? Где мы можем их увидеть? Какую роль они играют? | Витя пишет на доске, остальные в тетради. «Виждь», «внемли», «глагол». «Смотреть и видеть, осмысливать» (предполагаю, понадобиться помощь учителя в пояснении), «слушай и осмысливай», «словом». Предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые «восстань», «виждь», «внемли», «исполнись», жги», выражены глаголом. Предложение простое, осложненное. Есть обращение «пророк». Встречаем мы устаревшие слова в текстах художественной литературы, где авторы используют их для описания исторической эпохи, возвышенности звучания, более эмоционального описания. | Закрепить лексические единицы, расширить кругозор, научную картину мира, отработать навыки синтаксического разбора. Формирования навыка взаимопроверки. Формирование речи, четкого объяснения. |
Повтор изученного материала. Кроссворд. Изучение новых слов (словарные слова) | 12 минут | «Чтоб немного отдохнуть, давайте разгадаем кроссворд (нарисован на доске). Тут есть и архаизмы, и историзмы, и неологизмы. Помните, что работа на уроке оценивается. Итак, 1. Актер на комических ролях. Еще есть такой театр «Приют…» Что это у нас: архаизм, историзм, неологизм? 1-по вертикали: старинные воинские доспехи в виде рубашки из колец. Это у нас…? 2.Подруга молодого человека, с которым она встречается, поддерживает тесные отношения. Какое это слово? Что можно еще про него сказать, с какого языка оно заимствованно? 3. Древнее слово «можно»? Оно у нас сохранилось с отрицательной частицей. 4. Военный в царской армии на букву «г». 5. Назойливый журналист-фотограф, проникающий в частную жизнь знаменитостей. 6. Часть государства в царствование Ивана Грозного, находившаяся в непосредственном управлении царя, да и само правление этого времени. 7. Устаревшее название пальца. Какое однокоренное слово (с точки зрения его истории) осталось в современном языке? 8. Древний нацарапанный рисунок на стенах зданий, сосудах или рисунок на стенах зданий, выполненные углем, мелом, красками, или стиль молодежной моды: одежда, украшенная печатными рисунками. Сколько значений я имеет это слово (я их всех перечислила)? В каких значениях это слово можно отнести к неологизмам. Уверенна, в словах «комедиант», «папарацци» и «граффити» вы бы совершили ошибки, так что давайте запишем их словарик и выучим их к следующему занятию, дома выпишите значения слов из словарей. | 1. «Комедиант». Архаизм, потому что можно подобрать синоним «актер», «комик». 1-по вертикали: «Кольчуга». Это историзм, т.к. слово ушло из нашего обихода вместе с предметом, которым оно обозначает. 2. «Герлфренд». Неологизм, с английского. 3. «Льзя». Это архаизм, т.к. уже в задании синоним «можно». 4. «Гусар». Это историзм. 5. «Папарацци» Это неологизм. 6. «Опричнина», историзм. 7. «Перст». Это архаизм. «Наперсток». 8. «Граффити». 3 значения, но только во 2-м и в 3-м — неологизмы. | Закрепление материала, отработка навыков. Развитие речи в виде подбора синонимов и точного пояснения своего выбора (это архаизм, так как…). Расширение научной картины мира (орфография). |
Подведение итогов. | 5 минут | Итак, мы сегодня весь урок занимались посторенние пройденного материала, если есть вопросы — задавайте! Мы постарались отработать умение быстро и «безболезненно» находить устаревшие слова и неологизмы. Кроме того, в словарике появились слова «комедиант», «граффити» и «папарацци», правильно? У всех записано? Их написание мы тоже учим. Ну а письменно мы делаем упражнение 81: придумываем заглавие, списываем (обратите внимание! списываем весь текст!), смотри в словаре значение всех неизвестных слов, выделяем устаревшие. И обратите внимание на цифру «1» у слова «свою», т.е. делаем и фонетический разбор. Все молодцы. Отметим работу Саши, Даши, Паши, которые, по-моему, заслужили «5», согласны? Все остальным следует быть более активными, но я в целом очень довольна. Можно подойти с дневниками. | Записывают домашнее задание, подходят с дневниками. | Поощрение, создание положительного фона, домашнее задание для повторения и и закрепления материала (с использованием дополнительной литературы, словаре — не особо сложное). |
К | о | м | е | д | и | а | н | т | ||||
О | ||||||||||||
г | е | р | Л | ф | р | е | н | д | ||||
л | Ь | з | я | |||||||||
Ч | о | г | ||||||||||
У | п | е | р | с | т | |||||||
Г | у | с | а | р | а | |||||||
А | и | ф | ||||||||||
ч | ф | |||||||||||
н | и | |||||||||||
п | а | п | а | Р | а | ц | ц | и | т | |||
н | и | |||||||||||
а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса
Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация познакомит с авторами словарей и историей их соз...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова"
Конспект урока и презентация....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...