Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".
план-конспект урока на тему
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_tema_leksika._ustarevshie_slova._neologizmy.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
Цели:
- Сформировать практические знания об устаревших словах и неологизмах и их значении.
- Развивать словарный запас учащихся, умение формулировать определения слов.
- Воспитывать интерес к слову, умение рационально организовывать работу, действовать в команде, работать с источниками, отбирать материал.
Форма урока:
-коллективный мини-проект.
Оборудование и дидактический материал:
Ватман, канцелярские принадлежности, словари и справочники.
На доске или экране – технологическая карта проекта (сокращённый вариант).
Технологическая карта проекта
Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учащихся | Алгоритм деятельности учителя |
1. Поиско-исследовательский (краткая формулировка задачи) | Знакомство с целями и задачами: отобрать наиболее удачные слова, грамотно и красиво их сформулировать в задании, оформить. | Формулировка задач, руководство деятельностью учащихся. |
2. Технологический (планировка деятельности, распределение обязанностей) | Выбор формы кроссворда, совмещающего обе темы. Распределение обязанностей. | Помощь в выборе формы, корректировка. |
3. Практическая реализация проекта (подбор материалов, их согласование) | Самостоятельная работа по отбору слов, составление сетки кроссворда и формулировка заданий. | Консультация, стимулирование творческой активности учащихся. |
4. Внесение необходимых изменений | Отбор слов, уточнение формулировок, корректировка сетки. | Контроль, координация, корректировка и помощь в трудных вопросах. |
5. Заключительный этап (презентация проекта) | Представление проекта. Самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта. | Помощь в выводах, оценка, стимулирование к дальнейшей проектной деятельности. |
Ход урока.
- Этап 1-ый – поиско-исследовательский.
Учитель:
- На прошлом уроке мы познакомились с устаревшими и новыми словами. Напомните, что это за слова.
- также мы приводили примеры этих слов. Сегодня нам выполнить вполне практичное задание: изготовить кроссворд для стенда русского языка. Кроссворд должен соответствовать обеим темам, и устаревшим, и новым словам. Поэтому вы, пользуясь словарями и справочниками должны отобрать слова, затем подобрать к ним формулировки, начертить красивую сетку и всё это красочно и чётко оформить.
- Этап 2-ой – технологический.
Учитель:
- какие вы предлагаете варианты кроссворда? (Оптимальный: по горизонтали – устаревшие, по вертикали – неологизмы). Распределите, кто будет отбирать слова, кто готовить формулировки, а кто уже начнёт составлять сетку из подобранных слов.
(учащиеся делают первые наброски)
- Этап 3-ий – практическая реализация проекта.
Учащиеся самостоятельно подбирают слова, формулируют их в задании, размещают их в сетке.
Учитель помогает. Особенно помощь необходима в формулировке определения слов (оно должно быть кратким, но достаточным) и в размещении слов в сетке, так как опыта такой специфичной работы у детей ещё нет.
- Этап 4-ый – внесение необходимых изменений.
Проверка соотнесённости слов в задании и сетке, орфография. Оформление.
- Этап 5-ый – заключительный.
Работа вывешивается так, чтобы была видна всем.
- Как вы сами оцениваете наш кроссворд, что удалось? Что понравилось при работе над проектом, что хорошо получалось? А что в следующий раз можно сделать лучше, как удобнее организовать работу? (методика +/++). Кто считает, что внёс недостаточный вклад в работу команды, мог бы сделать больше? Что этому помешало?
Выполненная работа или вывешивается в уголок русского языка или оставляется на доработку (в неурочное время, но по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профофессионализмы". (Для профессии парикмахер.)
Тема урока - проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профессионализмы"(для профессии парикмахер) - обоснована тем, что необходимо в учебных заведениях СПО и НПО максимальн...
Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 10 класс.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 10 класс....
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...
Тест по русскому языку по теме "Лексика"
Данный тест позволяет проверить знания по теме "Лексика" у учащихся 6 класса...
Урок русского языка в 6 классе "Устаревшие слова"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"...
Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"
Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...
Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."
Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....