Программа внеурочного курса «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» для учащихся 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученных знаний на практике, особенно – в письменных работах разных видов. Одна из причин этого – долгая выработка у ребят навыка орфографического и пунктуационного видения и чутья. Курс «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» направлен на преодоление трудностей, возникающих у учащихся при соединении теоретических знаний и практической деятельности, и на повышение грамотности школьников.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч.: учебник для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты обучения;
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 40
Рассмотрено на заседании предметного направления ____________________________________ Протокол № ____ от «___» _______ 2015 г. Куратор предметного направления Е.Ф. Перерва | «Утверждено» Директор ____________________________________ Т. П. Мишуровская |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Д.Б.Васейко |
ФГОС ООО
Программа внеурочного курса
«Развитие орфографической и пунктуационной зоркости»
для учащихся 6 класса
Автор:
Куянова Анетта Захариевна
Калининград,
2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г.,сайт:http://standart.edu.ru);
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
- Примерная программа по русскому языку для основной школы, 2012 год
- Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.
Цели изучения русского (родного) языка в школе:
1.
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
2.
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
3.
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский язык —
- это родной язык русского народа;
- государственный язык Российской Федерации;
- средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Русский (родной) язык является
- основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;
- средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
- неразрывно связан со всеми школьными предметами,
- влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
- овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- освоения основных норм русского литературного языка;
- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
- умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает
- осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
- понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
- способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Коммуникативная компетенция предполагает
- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется
в умении
- определять цели коммуникации,
- оценивать речевую ситуацию,
- учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
- выбирать адекватные стратегии коммуникации,
- быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученных знаний на практике, особенно – в письменных работах разных видов. Одна из причин этого – долгая выработка у ребят навыка орфографического и пунктуационного видения и чутья. Курс «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» направлен на преодоление трудностей, возникающих у учащихся при соединении теоретических знаний и практической деятельности, и на повышение грамотности школьников.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч.: учебник для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты обучения;
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются следующие умения и навыки:
- по фонетике и графике: правильно артикулировать звуки; слышать и различать звуки, характеризовать звуки; пользоваться алфавитом при работе со словарями; различать сильную и слабую позицию звуков; различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);
- по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём
- по морфемике и словообразованию: различать варианты морфем; определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам; изменять и образовывать слова, формы одного и того же слова; знать о чередовании гласных и согласных в морфемах, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; уметь опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам; проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях); опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными; различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе); разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.
- по лексикологии и фразеологии: объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей; подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях; объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь; определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам; различать прямое и переносное значение слова; раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
- по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонений и другие; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
- по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях); различать простые и сложные предложения (в изученных случаях); различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;
- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; различать сильную и слабую позицию звуков; опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы; пользоваться орфографическим словарём; знать способы поверки правильности написания слов.
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения, соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, разделять запятой части сложного предложения, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге, ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
- по текстоведению и развитию речи: уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы); понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тексте; различать повествование, описание и рассуждение; применять различные типы речи при составлении высказывания , объяснять тексты речи; создавать план текста; знать структуру текста типа повествование, роль описания в художественном повествовании, способы включения описания в повествование; уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; выразительно читать и пересказывать текст; писать изложение, изложение с элементами сочинения, сочинения по картине, по личным наблюдениям; раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения; находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.
Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
-повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.
Формирование универсальных учебных действий
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия
Коммуникативные :
- владение всеми видами речевой деятельности,
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).
Познавательные :
- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).
Регулятивные:
- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Ученик 6 класса научится:
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Учебно-методическое обеспечение предмета «Русский язык» в 6 классе
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2010
- УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях. М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
- Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
- Васильевых В. Н. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2008
- Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
- Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
- Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
- Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
- Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
- Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
- Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
- Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
- Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
- Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
- Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
- Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
- Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
- Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
- Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
- Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
- Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
- Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
- Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2005.
- Львова С. И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
- Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
- Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
- Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.
Школьные словари русского языка
- Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
- Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
- Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
- Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
- Панов Б. Т., Текучеев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
- Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
- Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
- Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) .Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Интернет-ресурсы
для учащихся:
Словари:
- Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru
- http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
- http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
- http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
- http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
- http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
- http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
для учителя:
Справочно-информационные ресурсы:
- http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
- http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
- http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
- http://www.edu.ru – образовательный портал
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Материально-техническое обеспечение курса:
Библиотечный фонд:
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Роговик Т.Н. Русский язык. 6 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
- Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
- Уроки русского языка. Пособие для учителя. 6 класс./И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.
Печатные пособия:
- Таблицы, схемы
- Раздаточный материал
- Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
- Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.).
Технические средства:
- Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
- Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
- Видеофильмы, аудиозаписи.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Стр. учебника | УУД | Формы контроля | Основные понятия | Дата | |
Фонетика. Словообразование. Лексика. Орфография. (5 часов) | |||||||||
1 | Звуки и буквы. Произношение и написание. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова | 1 | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Правописание непроизносимых согласных в корнях слов. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Безударная гласная в корне. | Уметь различать глухие и звонкие согласные Видеть процессы оглушения, озвончения Применять правила проверки для грамотного написания слова. Уметь различать слова с омонимичными корнями Правильно подбирать проверочное слова, в зависимости от лексического значения корня Помнить словарные слова. Правильно подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной в корне.. | Словарный диктант | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Непроизносимые согласные в корне. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова | |||
2 | . Правописание приставок | 1 | Правописание приставок. Виды приставок Алгоритм действий | Знать виды приставок и уметь пользоваться нужным алгоритмом (правилом). | Распределительный диктант | . Приставка | |||
3 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | -ЛАГ/ ЛОЖ- РАСТ/РАЩ/РОС КОС/КАС БЕР/БИР ПЕР/ПИР СТЕЛ/СТИЛ БЛЕСИ/БЛИСТ МЕР/МИР ЧЕТ/ЧИТ | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне | |||
4 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | ТВОР/ТВАР КЛОН/КЛАН ГОР/ГАР ПЛОВ/ПЛАВ ЗОР/ЗАР | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне | |||
5 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | РАВН/РОВН МАК/МОК | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне | |||
Синтаксис и пунктуация.(5 часов) | |||||||||
6 | Предложение простое и сложное. | 1 | Предложение простое и сложное. | Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации | Предложение простое и сложное. | ||||
7 | Предложение простое, осложнённое однородными членами Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. | 1 | Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. | Знать однородные члены предложения Видеть обобщающее слово при них Применять нужное правило пунктуации | Однородные члены предложения Обобщающее слово | ||||
108 | Предложение простое, осложнённое вводным словом. Предложение простое, осложнённое обращением. Предложение простое, осложнённое сравнительным оборотом | 1 | Предложение простое, осложнённое вводным словом. Предложение простое, осложнённое обращением. Предложение простое, осложнённое сравнительным оборотом | Узнавать вводные слова и предложения в предложении. Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи. Узнавать обращение в речи и на письме Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи. Узнавать сравнительный оборот в речи и на письме Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи. | Вводное слово Вводное предложение Предложение простое, осложнённое вводным словом. Обращение Предложение простое, осложнённое обращением. Предложение простое, осложнённое сравнительным оборотом | ||||
9 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым | Видеть грамматическую основу предложения Выработать навык постановки тире между главными членами – существительными. | Тире между подлежащим и сказуемым | ||||
10 | Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное. | 1 | Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное. | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и БСП Правильно ставить пунктуационные знаки | Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное. Грамматическая основа Союз | ||||
Словообразование. Морфология. Орфография.(6 часов) | |||||||||
11 | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих | 1 | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих | Быстро определять морфемы и применять алгоритм. Различать части речи Применять алгоритм действий | Цифровой диктант Распределительный диктант | Разделительные знаки Грамматическая форма слова Показатель мягкости | |||
12 | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | 1 | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | Знать падежи Выработать навык правильного написания падежного окончания Знать падежи Помнить особенности склонения существительных этой группы Выработать навык правильного написания падежного окончания. | Склонение существительных Падеж | ||||
13 | Правописание окончаний глаголов | 1 | Правописание окончаний глаголов | Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола и правильно писать гласную в окончании. | Самостоятельная работа | Спряжение глагола Лицо глагола Вид глагола | |||
14 | О-Ё-Е после шипящих и Ц И-Ы после Ц | 1 | О-Ё-Е после шипящих и Ц Слова-исключения И-Ы после Ц Слова-исключения | Знать правило написания О-Ё-Е после шипящих и Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения Знать правило написания И-Ы после Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения | Словарный диктант | Корень Суффикс Окончание | |||
15 | Словообразование имён существительных | 1 | Словообразование имён существительных | Знать способы образования существительных. Знать правописание морфем Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку | Практическая работа | Словообразование Словообразовательная пара Словообразовательная цепочка Словообразовательная модель | |||
16 | Правописание сложных имён существительных | 1 | Правописание сложных имён существительных | Знать правила написания сложных имён существительных и уметь его применять | Словарный диктант | Сложное слово Словообразование Соединительная гласная | |||
Синтаксис и пунктуация (2 часа) | |||||||||
17 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 1 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки | Пунктуационный разбор предложений | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный | |||
18 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 1 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки | Графическое обозначение пунктуации | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный | |||
Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис(10часов) | |||||||||
19 | Словообразование имён прилагательных | 1 | Словообразование имён прилагательных | Знать способы образования прилагательных. Знать правописание морфем Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку | Практическая работа | Словообразование Морфема Словообразовательная пара Словообразовательная цепочка | |||
20 | Правописание сложных имён прилагательных | 1 | Правописание сложных имён прилагательных | Знать правила написания сложных имён прилагательных и уметь его применять | Словарный диктант | Сложное слово Словообразование Соединительная гласная | |||
21 | Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 1 | Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | Знать правила написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных, и уметь его применять | Распределительный диктант Тест | Суффикс Словобразование | |||
22 | Правописание НЕ с именем прилагательным | 1 | Правописание НЕ с именем прилагательным | Знать правила написания НЕ с именами прилагательными и уметь его применять | Практическая работа | Части речи Частица приставка | |||
23 | Словообразование глагола | 1 | Словообразование глагола | Знать способы образования глаголов. Знать правописание морфем Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку | Практическая работа Тест | Словообразование Морфема Словообразовательная пара Словообразовательная цепочка | |||
24 | Правописание суффиксов глаголов | Правописание суффиксов глаголов | Знать суффиксы глаголов и правила их написания Уметь пользоваться правилом | Самостоятельная работа | Суффикс | ||||
25 | Правописание НЕ с разными частями речи | 1 | Правописание НЕ с разными частями речи | Знать правило написания НЕ с разными частями речи Выработать навык правильного написания слов. | Тест | Части речи Частица приставка | |||
26 | Предложения с прямой речью | 1 | Предложения с прямой речью | Различать слова автора и собственно прямую речь Применять правило Уметь правильно строить предложения с прямой речью | Практическая работа | Прямая речь Слова автора | |||
27 | Предложения с косвенной речью. Диалог | 1 | Предложения с косвенной речью. Диалог | Знать разницу между прямой речью и косвенной и правильно оформлять их на письме и употреблять в устной речи Уметь правильно строить диалог и правильно передавать чужую речь. | Самостоятельная работа | Прямая речь Слова автора Диалог Косвенная речь | |||
28 | Пунктуация как система правил | 1 | Пунктуация как система правил | Уметь обобщать и систематизировать правила пунктуации | Практическая работа Тест | Пунктуация Запятая Тире | |||
Комплексная работа с орфограммами и пунктуацией (6 часов) | |||||||||
29 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Видеть орфограммы в тексте без пропуска букв Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Самостоятельная работа | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
30 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Видеть орфограммы в тексте Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Самостоятельная работа | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
31 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
32 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме при пересказе и делать правильный выбор Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Мини-изложение Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
33 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Мини-сочинение Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
34 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...
Программа внеурочного курса «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» для учащихся 5 класса
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученн...
Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень)....
рабочая программа внеурочного курса по литературе "Теория и практика " для 11 класса основного среднего образования
рабочая программа по внеурочной деятельности. Содержит: пояснительную записку и КПТ....
Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...
Рабочая программа внеурочной деятельности Развитие функциональной грамотности обучающихся Модуль: Естественнонаучная грамотность Класс 5-9
При составлении данной программы использованы следующие нормативно- правовые документы и рекомендации:Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 д...