Программа внеурочного курса «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» для учащихся 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Куянова Анетта Захариевна

ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученных знаний на практике, особенно – в письменных работах разных видов. Одна из причин этого – долгая выработка у ребят навыка орфографического и пунктуационного видения и чутья. Курс «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» направлен на преодоление трудностей, возникающих у учащихся при соединении теоретических знаний и практической деятельности, и на повышение грамотности школьников.

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч.: учебник  для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС)  и реализуют его основные идеи:

  • утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом;
  • ориентация на планируемые результаты обучения;
  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и активно в ней функционировать;
  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 40

Рассмотрено

на заседании предметного направления

____________________________________

Протокол № ____ от «___» _______ 2015 г.

Куратор предметного направления

Е.Ф. Перерва

«Утверждено»

Директор

____________________________________

Т. П. Мишуровская

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Д.Б.Васейко

ФГОС ООО

Программа внеурочного курса

«Развитие орфографической и пунктуационной зоркости»

для учащихся 6 класса

Автор:

Куянова Анетта Захариевна

Калининград,

2015


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г.,сайт:http://standart.edu.ru);
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
  • Примерная программа по русскому языку для основной школы, 2012 год
  • Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.

Цели изучения русского (родного) языка в школе:

1.

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  •  осознание эстетической ценности родного языка;

2.

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;  проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3.

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют  универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык —

  • это родной язык русского народа;
  • государственный язык Российской Федерации;
  • средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

  • основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;
  • средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

  • неразрывно связан со всеми школьными предметами,
  • влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • освоения основных норм русского литературного языка;
  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  
  • формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

  • овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

  • определять цели коммуникации,
  •  оценивать речевую ситуацию,
  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,  
  •  быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученных знаний на практике, особенно – в письменных работах разных видов. Одна из причин этого – долгая выработка у ребят навыка орфографического и пунктуационного видения и чутья. Курс «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» направлен на преодоление трудностей, возникающих у учащихся при соединении теоретических знаний и практической деятельности, и на повышение грамотности школьников.

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч.: учебник  для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС)  и реализуют его основные идеи:

  • утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом;
  • ориентация на планируемые результаты обучения;
  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и активно в ней функционировать;
  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Результаты изучения предмета «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
      2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
      3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются следующие умения и навыки:

  • по фонетике и графике: правильно артикулировать звуки; слышать и различать звуки, характеризовать звуки; пользоваться алфавитом при работе со словарями; различать сильную и слабую позицию звуков; различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);
  • по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе     слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём
  • по морфемике и словообразованию: различать  варианты морфем; определять в вариантных морфемах  чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова  с вариантами морфем  к указанным словам; изменять и образовывать слова, формы одного и того же слова; знать о чередовании гласных и согласных  в морфемах, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; уметь опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать  слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам; проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях); опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными; различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе); разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.
  • по лексикологии и фразеологии: объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; уметь пользоваться  толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей; подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях; объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь; определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам; различать прямое и переносное значение слова; раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
  • по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонений и другие; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
  • по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях); различать простые  и  сложные  предложения (в изученных случаях); различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;
  • по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; различать сильную и слабую позицию звуков; опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы; пользоваться орфографическим словарём; знать способы поверки правильности написания   слов.
  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения, соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, разделять запятой части сложного предложения, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге, ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
  • по текстоведению и развитию речи: уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы); понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тексте; различать повествование, описание и рассуждение; применять различные типы речи при составлении высказывания , объяснять тексты речи; создавать план текста; знать структуру текста типа повествование, роль описания в художественном повествовании, способы включения описания в повествование; уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; выразительно читать и пересказывать текст; писать изложение, изложение с элементами сочинения, сочинения по картине, по личным наблюдениям; раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения; находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции 
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций 
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции 

Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.

Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

-повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;

-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.

Формирование универсальных учебных действий

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. 

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

  • владение всеми видами речевой деятельности,
  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные :

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 6 класса научится:

  •  подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  •  соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  •  правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  •  осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  •  выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  •  соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности   и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных  способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

 Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях.

Учебно-методическое обеспечение предмета «Русский язык» в 6 классе

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
  2. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2010
  3. УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях. М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
  2. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
  3. Васильевых В. Н. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2008
  4. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
  5. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  6. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
  7. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
  9. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
  10. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
  11. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
  12. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  13. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
  14. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
  15. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
  16. Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
  17. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008
  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
  4. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
  5. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
  8. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
  9. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
  10. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
  11. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
  12. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2005.
  13. Львова С. И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
  14. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
  15. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
  16. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.

Школьные словари русского языка

  1. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
  3. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
  4. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
  5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
  6. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
  7. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  1. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  2. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
  3. Панов Б. Т., Текучеев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
  4. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
  5. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
  6. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
  7. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
  9. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) .Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Интернет-ресурсы

для учащихся:

Словари:

  • Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru
  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

для учителя:

Справочно-информационные ресурсы:

Материально-техническое обеспечение курса:

Библиотечный фонд:

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Роговик Т.Н. Русский язык. 6 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
  • Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
  • Уроки русского языка. Пособие для учителя. 6 класс./И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.

Печатные пособия:

  •  Таблицы, схемы
  • Раздаточный материал
  • Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
  • Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.).

Технические средства:

  • Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
  • Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
  • Видеофильмы, аудиозаписи.


Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Стр.

учебника

УУД

Формы контроля

Основные понятия

Дата

Фонетика. Словообразование. Лексика. Орфография. (5 часов)

1

Звуки и буквы.

Произношение и написание.

Корни-омонимы

Слова- омофоны Гласные ударные и безударные.

Словарные слова

1

Звуки глухие и звонкие

Звуки твёрдые и мягкие

Оглушение

Озвончение

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.

Корни-омонимы

Слова- омофоны Гласные ударные и безударные.

Словарные слова.

Безударная гласная в корне.

Уметь различать глухие и звонкие согласные

Видеть процессы оглушения, озвончения

Применять правила проверки для грамотного написания слова.

Уметь различать слова с омонимичными корнями

Правильно подбирать проверочное слова, в зависимости от лексического значения корня

Помнить словарные слова.

Правильно подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной в корне..

Словарный диктант

Звуки глухие и звонкие

Звуки твёрдые и мягкие

Оглушение

Озвончение

Непроизносимые согласные в корне. Корни-омонимы

Слова- омофоны Гласные ударные и безударные.

Словарные слова

2

. Правописание приставок

1

 Правописание приставок.

Виды приставок

Алгоритм действий

Знать виды приставок и уметь пользоваться нужным алгоритмом (правилом).

Распределительный диктант

. Приставка

3

Чередующиеся гласные в корне

1

-ЛАГ/ ЛОЖ-

РАСТ/РАЩ/РОС

КОС/КАС

БЕР/БИР
ДЕР/ДИР
ТЕР/ТИР

ПЕР/ПИР

СТЕЛ/СТИЛ

БЛЕСИ/БЛИСТ

МЕР/МИР

ЧЕТ/ЧИТ

Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом.

Выборочный диктант

Чередующиеся гласные в корне

4

Чередующиеся гласные в корне

1

ТВОР/ТВАР

КЛОН/КЛАН

ГОР/ГАР ПЛОВ/ПЛАВ

ЗОР/ЗАР

Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом.

Выборочный диктант

Чередующиеся гласные в корне

5

Чередующиеся гласные в корне

1

РАВН/РОВН

МАК/МОК

Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом.

Выборочный диктант

Чередующиеся гласные в корне

Синтаксис и пунктуация.(5 часов)

6

Предложение простое и сложное.

1

Предложение простое и сложное.

Понимать разницу между простым  и сложным предложением

Видеть границы частей сложного предложения

Ставить нужный знак пунктуации

Предложение простое и сложное.

7

Предложение простое, осложнённое однородными членами Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом.

1

Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом.

Знать однородные члены предложения

 Видеть обобщающее слово при них

Применять нужное правило пунктуации

Однородные члены предложения Обобщающее слово

108

Предложение простое, осложнённое вводным словом. Предложение простое,

осложнённое обращением.

Предложение простое,

осложнённое сравнительным оборотом

1

Предложение простое, осложнённое вводным словом. Предложение простое,

осложнённое обращением. Предложение простое,

осложнённое сравнительным оборотом

Узнавать вводные слова и предложения в предложении.

Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи.

Узнавать обращение в речи и на письме

Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи. Узнавать сравнительный оборот

 в речи и на письме

Правильно выделять на письме запятыми и интонационно в речи.

Вводное слово

Вводное предложение

Предложение простое, осложнённое вводным словом. Обращение

Предложение простое,

осложнённое обращением.

Предложение простое,

осложнённое сравнительным оборотом

9

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Тире между подлежащим и сказуемым

Видеть грамматическую основу предложения

Выработать навык постановки тире между главными членами – существительными.

Тире между подлежащим и сказуемым

10

Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное.

1

Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное.

Видеть грамматическую основу в сложном предложении

Видеть границы частей сложного предложения

Различать ССП и БСП

Правильно ставить пунктуационные знаки

Сложное предложение. Предложение союзное и бессоюзное.

Грамматическая основа

Союз

Словообразование. Морфология. Орфография.(6 часов)

11

Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих

1

Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих

Быстро определять морфемы и применять алгоритм.

Различать части речи

Применять алгоритм действий

Цифровой диктант Распределительный диктант

Разделительные знаки Грамматическая форма слова

Показатель мягкости

12

Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

1

Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

Знать падежи

Выработать навык правильного написания падежного окончания Знать падежи

Помнить особенности склонения существительных этой группы

Выработать навык правильного написания падежного окончания.

Склонение существительных

Падеж

13

Правописание окончаний глаголов

1

Правописание окончаний глаголов

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола и правильно писать гласную в окончании.

Самостоятельная работа

Спряжение глагола

Лицо глагола

Вид глагола

14

О-Ё-Е после шипящих и Ц

И-Ы после Ц

1

О-Ё-Е после шипящих и Ц

Слова-исключения И-Ы после Ц

Слова-исключения

Знать правило написания О-Ё-Е после шипящих и Ц

Видеть морфему, в которой находится орфограмма

Пользоваться правилом

Помнить слова-исключения

Знать правило написания И-Ы после Ц

Видеть морфему, в которой находится орфограмма

Пользоваться правилом

Помнить слова-исключения

Словарный диктант

Корень

Суффикс

Окончание

15

Словообразование имён существительных

1

Словообразование имён существительных

Знать способы образования существительных.

Знать правописание морфем

Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку

Практическая работа

Словообразование

Словообразовательная пара

Словообразовательная цепочка

Словообразовательная модель

16

Правописание сложных имён существительных

1

Правописание сложных имён существительных

Знать правила написания сложных имён существительных и уметь его применять

Словарный диктант

Сложное слово

Словообразование

Соединительная гласная

Синтаксис и пунктуация (2 часа)

17

Сложное союзное предложение.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

1

Сложное союзное предложение.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Видеть грамматическую основу в сложном предложении

Видеть границы частей сложного предложения

Различать ССП и СПП

Правильно ставить пунктуационные знаки

Пунктуационный разбор предложений

Сложное предложение.

Грамматическая основа

Союз подчинительный и союз сочинительный

18

Сложное союзное предложение.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

1

Сложное союзное предложение.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Видеть грамматическую основу в сложном предложении

Видеть границы частей сложного предложения

Различать ССП и СПП

Правильно ставить пунктуационные знаки

Графическое обозначение пунктуации

Сложное предложение.

Грамматическая основа

Союз подчинительный и союз сочинительный

Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис(10часов)

19

Словообразование имён прилагательных

1

Словообразование имён прилагательных

Знать способы образования прилагательных.

Знать правописание морфем

Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку

Практическая работа

Словообразование

Морфема

Словообразовательная пара

Словообразовательная цепочка

20

Правописание сложных имён прилагательных

1

Правописание сложных имён прилагательных

Знать правила написания сложных имён прилагательных и уметь его применять

Словарный диктант

Сложное слово

Словообразование

Соединительная гласная

21

Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

1

Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

Знать правила написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных, и уметь его применять

Распределительный диктант

Тест

Суффикс

Словобразование

22

Правописание НЕ с именем прилагательным

1

Правописание НЕ с именем прилагательным

Знать правила написания НЕ с именами прилагательными и уметь его применять

Практическая работа

Части речи

Частица

приставка

23

Словообразование глагола

1

Словообразование глагола

Знать способы образования глаголов.

Знать правописание морфем

Уметь правильно определять словообразовательную пару и словообразовательную цепочку

Практическая работа

Тест

Словообразование

Морфема

Словообразовательная пара

Словообразовательная цепочка

24

Правописание суффиксов глаголов

Правописание суффиксов глаголов

Знать суффиксы глаголов и правила их написания

Уметь пользоваться правилом

Самостоятельная работа

Суффикс

25

Правописание НЕ с разными частями речи

1

Правописание НЕ с разными частями речи

Знать правило написания НЕ с разными частями речи

Выработать навык правильного написания слов.

Тест

Части речи

Частица

приставка

26

Предложения с прямой речью

1

Предложения с прямой речью

Различать слова автора и собственно прямую речь

Применять правило

Уметь правильно строить предложения с прямой речью

Практическая работа

Прямая речь

Слова автора

27

Предложения с косвенной речью.

Диалог

1

Предложения с косвенной речью.

Диалог

Знать разницу между прямой речью и косвенной и правильно оформлять их на письме и употреблять в устной речи

Уметь правильно строить диалог и правильно передавать чужую речь.

Самостоятельная работа

Прямая речь

Слова автора

Диалог

Косвенная речь

28

Пунктуация как система правил

1

Пунктуация как система правил

Уметь обобщать и систематизировать правила пунктуации

Практическая работа

Тест

Пунктуация

Запятая

Тире

Комплексная работа с орфограммами и пунктуацией (6 часов)

29

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

Видеть орфограммы в тексте без пропуска букв

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Самостоятельная работа

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация

30

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

Видеть орфограммы в тексте

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Самостоятельная работа

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация

31

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку

Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Диктант

Комплексная работа с текстом

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация

32

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме при пересказе и делать правильный выбор

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Мини-изложение

Комплексная работа с текстом

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация

33

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Мини-сочинение

Комплексная работа с текстом

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация

34

Комплексная работа с текстом

1

Комплексная работа с текстом

Анализ работы

На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку

Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме

Графически объяснять орфограммы и пунктуацию

Диктант

Комплексная работа с текстом

Орфограмма

Морфема

Морфология

Пунктуация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...

Программа внеурочного курса «Развитие орфографической и пунктуационной зоркости» для учащихся 5 класса

ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе. Но часто у учащихся возникают затруднения с применением полученн...

Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень)....

рабочая программа внеурочного курса по литературе "Теория и практика " для 11 класса основного среднего образования

рабочая программа по внеурочной деятельности. Содержит: пояснительную записку и КПТ....

Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...

Рабочая программа внеурочной деятельности Развитие функциональной грамотности обучающихся Модуль: Естественнонаучная грамотность Класс 5-9

При составлении данной программы использованы следующие нормативно- правовые документы и рекомендации:Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 д...