Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных траекторий (программ), так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся.
Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Данная рабочая программа составлена для учащихся 10-11 класса
Курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю за два года обучения. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов
«Решение пунктуационных задач»
2023-2024 учебный год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
__________________________________________________________
Рассмотрено на заседании | Согласовано: | |
ШМО учителей русского языка и литературы | ||
Протокол №4 от Руководитель ШМО | Заместитель директора | |
_________ В. К. Шамукаева | ________ | |
«_____»_____________2023 | «_____»_____________2023 |
Программа
курса по выбору
«Решение пунктуационных задач»
для учащихся 10-11 классов
(Модифицированная программа)
Составитель программы: | учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 Набиева Замина Айдын кызы |
Когалым, 2023г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………....3
- Основные формы и методы изучения курса………..…5
- Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов……..........................................................................5
- Учебно-тематический план …………………………..…6
- Содержание изучаемого курса …………………….……15
- Планируемые результаты………………………………..18
- Описание учебно-методического и материально-
технического обеспечения курса………………………..21
Пояснительная записка
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных траекторий (программ), так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся.
Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Данная рабочая программа составлена для учащихся 10-11 класса
Курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю за два года обучения. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Актуальность программы состоит в его нацеленности на практическую значимость для обучающихся их результатов, получаемых в ходе учебной деятельности.
Цель курса: развитие у учащихся умений и навыков решения задач по пунктуации
Задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- дифференцированная;
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированное обучение;
- тест - технологии;
- ИКТ;
- технология разноуровневого обучения;
- технология поэтапного формирования умственных действий.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументированно доказать собственную точку зрения;
-соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;
- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
#1059;читывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
#1059;читывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
#1059;читываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
- репродуктивные;
- творческие;
- подготовительные;
- поисковые;
- проверочные.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами:
- работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.
№ кол час | Тема урока | Виды и характеристика учебной деятельности | Дата | Примечания |
1. | О пунктуации. Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация? | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок. репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: составление связного ответа «Что такое пунктуация?» | ||
2-3 | Принципы русской пунктуации. Знаки препинания. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя,видеоурок. репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: составление связного ответа «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания» | ||
4-5. | Точка. Правила постановки точки. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя,видеоурок. репродуктивная: анализ текстов Д. Лихачева о языке. продуктивная творческая: составление текстов. | ||
6-7. | Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, презентация,видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений по схемам, составление таблицы «Вот она какая-точка с запятой» продуктивная творческая: Подготовить устное сообщение «Какое место точка с запятой занимает в системе знаков препинания?», тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
8-9. | Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, видеоурок. репродуктивная: объяснительный диктант продуктивная творческая: синтаксический, пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | ||
10-11 | Запятая между главными и придаточными предложениями. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. продуктивная творческая: составить схемы предложений, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
12-13 | Запятая между однородными членами предложения. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: дополнение предложений однородными членами, составление схем предложений продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя».Тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | ||
14-15 | Запятая между повторяющимися словами. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: дополнение предложений повторяющимися словами, составление схем предложений продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверь себя», тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
16-17 | Запятая при сравнительных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: отсутствие или наличие запятой перед союзом как, сравнительный оборот. продуктивная творческая: синтаксический и пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | ||
18-21 | Запятая при определительных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота, прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, приложение как разновидность определения продуктивная творческая: объяснительный, распределительный диктанты, составить план к теоретическому материалу, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
22-25 | Запятая при обстоятельствен-ных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, выделение одиночного деепричастия запятыми. продуктивная творческая: комментированный диктант, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | ||
26-27. | Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. продуктивная творческая: выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений, синтаксический разбор. | ||
28-29. | Запятые при вводных предложениях и вводных словах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: запись вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения),распределение на группы вводных конструкций по значению- вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них. продуктивная творческая: Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
30-31 | Запятые при обращении. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: обращение, знаки препинания при нем, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением, наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. продуктивная творческая: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няня». Объяснить постановку знаков препинания при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращения можно выразить свое отношение. Какие еще языковые средства (лексические, грамматические)могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. Написать письмо маме, бабушке. Использовать разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку. | ||
32-33. | Запятые при междометии. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях, запятые при междометиях. продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, где междометия выражали бы разные чувства. | ||
34-35 | Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение утвердительного слова да, отрицательного слова нет и вопросительного слова, что в предложениях, запятые при утвердительных, отрицательных и вопросительных слов. продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, с утвердительными, от-рицательными и во-просительными словами. | ||
36-39 | Двоеточие. Правила постановки двоеточия. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с обобщающими словами перед однородными членами, постановка двоеточия после обобщающего слова, конструирование бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения, постановка двоеточия в БСП. продуктивная творческая: графический диктант, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
40-43 | Тире. Правила постановки тире. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже, тире в неполном предложении, тире для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, тире в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. продуктивная творческая:взаимодиктант, составить и записать тезисный план теоретического материала, проиллюстрировать своими примерами. тренировочный тест в формате ЕГЭ | ||
44-45 | Знак вопросительный. Правила постановки Вопросительного знака. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с вопросительным знаком. продуктивная творческая: графический диктант. | ||
46-47 | Знак восклицательный. Правила постановки восклицательного знака. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с восклицательным знаком. продуктивная творческая: графический диктант. | ||
48-49 | Многоточие. Правила постановки Многоточия. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с многоточием. продуктивная творческая: графический диктант. | ||
50-51 | Скобки. Правила постановки скобок. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: разбор предложений со скобками, конструирование предложений. продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. | ||
52-53 | Кавычки. Правила Постановки кавычек. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: разбор предложений с кавычками, конструирование предложений. продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. Составить предложения, используя слова, употребляемые в кавычках | ||
54-59 | Знаки при прямой речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: разбор предложений с прямой речью, анализирование и конструирование предложений с прямой речью, замена прямой речи косвенной и наоборот, постановка знаков препинания при цитатах. продуктивная творческая: графический диктант, из высказываний сделать предложения с прямой речью( 1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-вариант: прямая речь после слов автора),замена прямой речи на косвенную и наоборот, цитирование. тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
60-61 | Авторские знаки препинания. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: конспектирование текстана лингвистическую тему, аналитическая работа с прозаическими поэтическими текстами. продуктивная творческая: работа по карточкам, анализ заданий предложенных в карточке, исследовать тексты М.И.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выписать примеры использования в них авторских знаков. | ||
62-65 | О сочетаниях знаков препинания. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: разбор предложений, анализирование и конструирование предложений, когда сочетаются несколько знаков препинания. продуктивная творческая: выборочный диктант, анализ текста. | ||
66-67 | Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ». | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,видеоурок. репродуктивная: выполнение тренировочных упражнений продуктивная творческая: тренировочный тест в формате ЕГЭ. | ||
68. | Зачетная тестовая работа. | Рецептивная: объяснение учителя. репродуктивная: самостоятельный разбор заданий. продуктивная творческая: выполнение контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ. |
Содержание курса
- Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.
что такое пунктуация, для чего служит пунктуация, что она способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей; принципы русской пунктуации, основные знаки препинания ;
- Знаки завершения и их роль. Точка. Знак восклицательный. Знак вопросительный. Многоточие. Правила постановки знаков.
Правила постановки знаков завершения; случаи постановки знаков завершения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
- Знаки разделения и принципы их расстановки.
- Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой.
правила постановки точки с запятой, сложные предложения, в которых ставится точка с запятой
Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное. Запятая между главными и придаточными предложениями.
правила постановки запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному, в каких случаях запятая не ставится.
- Запятая между однородными членами предложения.
признаки однородных членов, находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания.
Запятая между повторяющимися словами.
признаки одинаковых слов, повторяющихся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества, знаки препинания в предложениях с одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
- Выделительные знаки препинания
Запятая при сравнительных оборотах.
правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.
Запятая при определительных оборотах.
причастный оборот и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, правила постановки запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.
Запятая при обстоятельственных оборотах.
определение «деепричастный оборот»
Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.
уточняющие члены предложения и свойства, отличающие их от обособленных оборотов, запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.
Запятые при вводных предложениях и вводных словах. Запятые при обращении.
группы вводных конструкций по значению; иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения); роль вводных слов и обращения как средства выражения субъективной оценки высказывания.
Запятые при междометии.
интонационное и пунктуационное выделение междометий; значения междометий в художественных произведениях; использование междометий в собственной речи.
Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
интонационное и пунктуационное выделении утвердительных, отрицательных и вопросительных слов, значения междометий в художественных произведениях;
- Двоеточие. Правила постановки двоеточия.
обобщающее слово, условия постановки двоеточия между частями БСП, случаи постановки двоеточия, смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами; предложения, осложненные однородными членами.
- Тире. Правила постановки тире.
способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, условия постановки тире между частями БСП, случаи постановки тире, смысловые отношения в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
- Скобки. Правила постановки скобок.
Скобки, заключающие слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний, роль скобок в предложениях.
- Кавычки. Правила постановки кавычек. Знаки при прямой речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.
роль кавычек, условия постановки кавычек, знаков препинания при прямой и косвенной речи, цитировании
- Авторские знаки препинания
знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими, роль авторских знаков препинания в текстах.
- Решение пунктуационных задач
принципы русской пунктуации, функции знаков препинания, условия выбора определенных знаков препинания, синтаксическая структура предложения, смыслоразличительная роль знаков препинания, взаимосвязь смысла.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения основного общего образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Познавательные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия); использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;
- создавать тексты с опорой на произведения искусства, сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составлять тезисы, конспект, рецензию, реферат;
- распознавать виды сложных предложений; применять нормы постановки знаков препинания в ССП, СПП, БСП;
- распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
- распознавать прямую и косвенную речь; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании;
- проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Литература для учащихся
#1041;азжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация. Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2009., 108с
#1041;аранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 2010., 88с.
#1041;огданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012., 89с.
#1042;ласенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. - М..2002., 66с.
#1042;ласенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2001. 168с.
#1042;ойлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 -11 классы. - М., 2015., 74с.
#1042;оробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб., 2011., 79с.
#1043;ольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2016., 214с.
9.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы: – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015., 48с.
#1043;реков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2014.,176с.
#1044;ейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2012., 212с.
#1051;ьвова С.И. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы. /Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых. ФИПИ.-М.:, 2015., 194с.
#1052;ихайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах.- М., 2015.,56с.
#1055;остникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,2010., 127с.
#1056;озенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2015., 69с
#1057;хемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2014., 61с
#1064;анский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
#1064;кольный словарь иностранных слов / Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999.,259с.
#1069;нциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984.,340с.
Литература для учителя
#1040;рсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 2015., 87с
#1041;линов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 2010., 56с
#1041;езымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2013., 87с
#1042;алгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2014., 91с
#1042;алгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2015., 67с
#1042;алгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение. - М.,2016., 54с
#1043;олуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 2012., 63с
#1043;ольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. – Русское слово. 2015., 178с
#1043;ольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.- Русское слово. 2015., 75с
#1051;ьвова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.- Учитель. 2014., 46с
#1051;ьвова С.И.Работа со схемами и таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М.,2011., 54с
#1056;озентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М.,2006., 93с
#1057;борник. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. - М.,Просвещение,2014, 48с
#1057;олганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М., #1089;
#1058;каченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. - М., 2015., 75с
Электронные и цифровые пособия.
Рукописные памятники Древней Руси
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
Справочно-информационный портал Грамота.ру.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Функциональный стили речи (презентации) CD (электронное приложение к газете «Русский язык в школе» Изд. «Первое сентября» № 22/2010 г.)
Электронные пособия по русскому языку для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Решение текстовых задач" 10 класс (17 часов)
Рабочая программа элективного курса «Решение текстовых задач» (17 часов)...

Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка,. тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...

Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)
Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....
Программа курса по выбору «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ», 9 класс
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов различного уровня математической подготовки, интересующихся математикой и желающих расширить свои знания по предмету, а также познакомиться с новым клас...

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...

Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования з...