Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)
рабочая программа (5 класс)

Авдеева Светлана Александровна

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа коррекционного курса58.61 КБ

Предварительный просмотр:

Авдеева С.А., педагог-психолог,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся

с ограниченными возможностями

здоровья» г. Мичуринска

Тамбовской области

Программа коррекционного курса

«Развитие познавательных процессов»

 групповые занятия 5-7 класс

на 2019-2020 учебный год

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1.  Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  5.  Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2019-2020 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 55 от 27.05.2018г.;
  6. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3  от   01.09.2014 г.        

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы обучающихся 5-7 классов. В данной программе много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям, предлагается в начале и конце года проводить психодиагностику и соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов обучающихся, успеваемости по учебным предметам.

Основной цель данной программы является: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
  • развитие пространственного восприятия;
  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой);
  • опосредованного запоминания
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие мышления;
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие понятийного мышления;
  • развитие воображения;
  1. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  2. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  3. Повышение мотивации к учебной деятельности.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Психологические игры
  • Уроки психологического развития
  • Уроки общения

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя:

- Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива.

- Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов обучающихся школы с ограниченными возможностями. Такая комплексная психолого–педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у обучающихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально – бытовая ориентировка, трудовое обучение.

Программа содержит три этапа:

  1. Этап психодиагностики (на начало)
  2. Этап практический (проведение коррекционных занятий).
  3. Этап психодиагностики (конец года)

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.

Предполагаемые результаты коррекции

познавательной деятельности

В 5-ом классе:

- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

- чувство единства, умение действовать согласованно;

- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

В 6-ом классе:

- сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий

В 7-ом классе:

- повышение уровня развития психических функций;

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

Системные психолого – педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка.

Психодиагностика познавательных процессов:

Внимание:

1) концентрация

2)устойчивость

3) переключение

4) распределение

5) объем

Память:

1) логическая и механическая памяти

2) зрительная память

3)словесно-логическая память

4)продуктивное запоминание

Мышление:

1)нагладно-действенное мышление

2)наглядно-образное мышление

3)словесно – логическое мышление

4)развитие мыслительных процессов

Оценочный критерии результатов обучающихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень –можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – обучающийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий обучающийся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – обучающийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень – обучающийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.

Результаты вносятся в протокол.

Структура коррекционных занятий

  1. Тема.
  2. Цели и задачи занятия.
  3. Оборудование.
  4. Игры и упражнения, используемые на занятии

План занятия:

  1. Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

  1. Основная часть.

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости от базы учреждения образования, количества учащихся школы и творческого потенциала педагогов).

Приложение

  1. Заключительная часть

Рефлексия.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с обучающимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для обучающихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у обучающихся школы с ограниченными возможностями.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Учебно-тематический план

№ п/п

Виды упражнений

Количество часов

5 кл

6 кл

7 кл

1

Диагностика на начало года

2

2

2

2

Общение

3

4

4

3

Развитие речи

4

-

3

4

Внимание

8

11

6

5

Память

10

8

5

6

Мышление

6

6

9

7

Ощущение и восприятие

-

2

2

8

Воля

-

-

2

9

Итоговая диагностика

2

2

2

Итого

35

35

35


Календарно-тематический план

5 КЛАСС

Тема урока

Количество часов

Виды занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Диагностика

1

Исследование школьной адаптации

Диагностика

1

Диагностика уровня воспитанности

2

Понимание контекстной речи.

1

«Расскажи о…», «Другими словами»

Чувства.

1

«Имена» чувств, «Зеркало»

Я и другие.

1

«Кто не против нас, тот с нами»

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам

1

«Воздушный шарик», «Удачная рыбалка»

Составление рассказа по сюжетным картинкам

1

«Находчивый мышонок», «Как ворона горох вырастила»

Составление рассказа по картине

1

Составление рассказа по картине «Семья»

Составление предложений из заданных слов

1

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить.

4

Устойчивость внимания.

1

«Графический диктант», «Вычеркни буквы»

Устойчивость внимания

1

«Что изменилось, что не изменилось», «Попади в кружок»

Переключение внимания.

1

«Подсчитай правильно», «Составь слова»

Переключение внимания

1

«Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

Распределение внимания.

1

«Запретная цифра», «Лучший счетчик»

Распределение внимания.

1

«Что это?», «Дети наоборот»

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

5

Зрительная память.

1

«Нарисуй по памяти», «Найди слова»

Зрительная память.

1

«Найди образец», «Зашифруй предложение»

Слуховая память

1

«Упражнения 10 слов»,  «Что какого цвета?»

Слуховая память

1

«Жук», «Выбор»

Словесно – логическая память.

1

«Запоминание несвязанных чисел», «Поиск ассоциаций»

Словесно – логическая память.

1

«Запоминание пар слов», «Определи понятия»

Продуктивность запоминания.

1

«Цепочка»

Продуктивность запоминания.

1

«Запоминание 10 слов», «Запоминание ключевых слов»

Полнота и точность представлений.

1

«Неделька», «Молчанка»

Полнота и точность представлений.

1

«Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?»

     

6

Развитие наглядно-действенного мышления

1

«Сложи фигуры»

Развитие наглядно-действенного мышления

1

«Игра с двумя обручами»

Развитие наглядно-образного мышления

1

«На что это похоже?», «Светофор»,

Развитие наглядно-образного мышления

1

«Составь фигуру», «Продолжи узор»

Развитие элементов логического мышления

1

«Анаграмма», «Раздели на группы»,

Развитие элементов логического мышления

1

«Подбери слова», «Найди закономерность»

7

Итоговая диагностика.

           1

Диагностика уровня воспитанности

     

Итоговая диагностика.

           1

Диагностика уровня воспитанности

     

6 «А» КЛАСС

Тематика

Количество часов

Виды занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Диагностика

1

Диагностика уровня воспитанности

Диагностика

1

Диагностика самооценки обучающихся

2

Язык жестов и движений (пантомимика).

1

«Ласковое имя», «Четыре стихии», «На что похоже?»

Язык эмоций и чувств.

1

  1. «Виды чувств», «Внутренняя бесконечность», «Что заставляет людей чувствовать…»

Мое настроение.

1

«Выбор настроения», «Раскрась свои чувства»

Деловое общение.

1

«Восточный базар»

3

Целостность восприятия.

1

«Подбери картинку», «Шумящие коробочки»

Восприятие времени и пространства.

1

«За одну минуту»

4

Устойчивость внимания.

1

«Узор», «Графический диктант»

Устойчивость внимания.

1

«Найди слова», «Подсчитай правильно»

Устойчивость внимания.

1

«Вычеркни буквы и слушай», «Двадцать палочек»

Переключение внимания.

1

«Кто больше», «Не пропусти профессию»

Переключение внимания.

1

«Лишний кубик», «Пишущая машинка»

Переключение внимания.

1

«Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

Распределение внимания.

1

«Запретная цифра», «Не пропусти профессию»

Распределение внимания.

1

«Графический диктант», «Сколько знаков?»

Распределение внимания.

1

«Фраза на одну букву», «Узор»

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

5

Полнота и точность представлений.

1

«Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?»

Развитие зрительной памяти.

1

«Запомни сочетания фигур», «Повтори цифры»

Развитие зрительной памяти

1

«Запомни и зарисуй», «Слова, начинающие с одной буквы»

Развитие слуховой памяти

1

«Запомни и зарисуй», «Повтори цифры»

Развитие слуховой памяти

1

«Снежный ком», «Нарисуй по описанию»

Продуктивность запоминания.

1

«Запоминание 10 слов», «Запоминание ключевых слов»

Продуктивность запоминания.

1

«Звери в состоянии невесомости»

Логическая память.

1

«Разноцветная лесенка», «Фигуры»

Логическая память.

1

«Рисуем схему», «Группировка слов»

6

Развитие словесно-логического мышления

1

«Подбери слова», «Найди общее слово»

Развитие словесно-логического мышления

1

«Необычное домино»

Развитие мыслительных операций

1

«Путешествия животных», «Слова-близнецы»

Развитие мыслительных операций

1

«Игра с тремя обручами»

Решение логических задач

1

Логические задачи

Решение логических задач

1

1

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Итоговая диагностика

Диагностика уровня воспитанности

Итоговая диагностика

1

Диагностика уровня воспитанности

7 класс

Тематика

Количество часов

Виды занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Диагностика

1

Диагностика уровня воспитанности

Диагностика

1

Диагностика межличностных отношений обучающихся.

2

Мое настроение.

1

«Выбор настроения», «Раскрась свои чувства»

Развитие глазомера

1

Деление отрезков на части – 2, 4, 8, 3, 5.

3

Язык эмоций и чувств (мимика)

1

«Я сегодня вот такой (такая)…», «Тутти – фрутти»

Язык жестов и движений (пантомимика)

1

Пантомима «Театр эмоций», «Подарок»

Сплочение коллектива.

1

«Передача движения», «Скульптура»

Мое настроение.

1

«Три человека у телефона», «Нарисуй облако»

4

Нравственность.

1

«Поговорите с великими»

«Чего я стыжусь?»

     

Мой характер.

1

«Проекция», «Хор», «Мое животное»

5

Составление рассказа по картине

1

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Работа с деформированными предложениями

1

«Распутай предложение», «Умный Мишка»

Тренировка техники чтения

1

«Потерянные буквы»,  «Тайна пропавшего предложения»

6

Устойчивость внимания.

1

«Что изменилось, что не изменилось», «Выполни правильно»

Устойчивость внимания.

1

«Попади в кружок», «Найди смысл»

Распределения внимания.

1

«Не путай цвета», «Лишний кубик»

Распределения внимания.

1

«Летает-не летает», «Где находится чайник»

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

Объем внимания

1

Упражнения на развитие объема внимания

7

Развитие зрительной памяти

1

«Пробуждение чувств деталей», «Найди слова»,

Развитие зрительной памяти

1

«Запомни фигуры», «Нарисуй по памяти»

Развитие слуховой памяти

1

«Запомни и зарисуй», «Объедини по смыслу и запомни»

Развитие слуховой памяти

1

«Повтори цифры»

Развитие логической и механической памяти.

1

«Двойная стимуляция памяти»

8

Развитие мыслительных операций: обобщение и классификация

1

«Заполни пробел», «Путешествия животных»

Развитие мыслительных операций: анализ и синтез

1

«Систематизация», «Найди общее слово»

Развитие мыслительных операций: анализ и синтез

1

«Необычное домино»

Развитие логического мышления

1

Упр. направленные на формирование умения выделять существенные признаки.

Развитие логического мышления

1

Упр. Направленные на формирование способности оперирования смыслом.

Развитие логического мышления

1

«Учись уменьшать и увеличивать», «Найди причину и следствие»

Решение логических задач

1

Логические задачи

Итоговая диагностика

1

Анкета «Образ будущего»

     

Учебно-методическое обеспечение

  1. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2011
  2. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010

4. Сиротюк А.Л. Коррекция, развитие и формирование высших психических функций. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288с.
          5. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
          6. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей/ Пер. с англ. Е. Рыбиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2002. – 224 с.
          7. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младшего школьника. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

11.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001

12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

13.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

14.120 уроков психологического развития школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000

15." Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

16.Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

17.Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

18.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 2005.

19. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

20 Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 2002.

21. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 2008

22. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

23. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

24. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 2007 г.

25. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 2009.

16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 2005 .

Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.

  1. Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по технологии для учащихся 6 класса

Программа составлена на основе программ:Общеобразовательной: «Примерная программа», Москва «Просвещение», 2011г. и авторской программы  «Технология. Трудовое обучение» 5-9 классы  В.Д. Симон...

Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и графомоторных навыков", 5 класс

      Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с...

Программа коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.

рограмма коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс....

Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся ...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).Основная цель программыЦелью п...