Подготовка к ВПР по русскому языку. 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vpr_5_klass.docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ВПР. 5 класс
ЗАДАНИЕ № 2.1
Фонетика. Фонетический разбор
Звуки
Гласные | Согласные | ||
Ударные | Безударные | глухие или звонкие | мягкие или твердые |
10 букв: а о у ы э я ё ю и е | Всегда звонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й] | ||
6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] | Всегда глухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х] | ||
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: | Всегда мягкие: [Й,], [Ч,], [Щ,] | ||
1) в начале слова: яма [Й , А] 2) после гласной: маяк [Й , А] 3) после ь и ъ: вьюга [Й , У] В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: мяч [М, А Ч,] Внимание: 1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность 2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи Соловьи [САЛАВЙ , И], | Всегда твердые: [Ц], [Ж], [Ш] ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА: РЕКА – 2 слога Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный; Е [и] – гласный, безударный; К [к]– согласный, глухой, твердый, парный; А [а] - гласный, ударный 4 б., 4 зв. |
Пример:
наряд(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, безударный
р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий
я – [а́] – гласный, ударный
д – [т] – согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
ЗАДАНИЕ № 2.2
Морфемный разбор
Чтобы выполнить морфемный разбор слова, надо:
- определить, какой частью речи является слово;
- графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово); устно указать значение окончания;
- устно подобрать однокоренные слова, выделить корень;
- выделить приставки и суффиксы (если они есть), устно определить их значение.
Советы
Ищите заданное слово надо не по всему тексту, а в указанном предложении.
Выписывайте найденное слово в той форме, в которой оно дано в предложении.
Пример:
безветренный(2) / безветренный / безветренный
без- – приставка
-ветр- – корень
-енн- – суффикс
-ый – окончание
ЗАДАНИЕ № 2.3
Морфологический разбор
Схема морфологического разбора имени существительного
I. Часть речи
II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки: число, падеж.
III. Член предложения
Пример:
В саду поспели груши.
I. В саду – сущ., обозначает предмет
II. Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.,
III. В предложении является обстоятельством.
Схема морфологического разбора имени прилагательного
I. Часть речи, общее грамматическое значение.
II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки: полная или краткая форм, непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).
Пример:
(в) большие(3) (стаи)
I. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи
(какие?) большие;
II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.
III. В предложении является определением
ЗАДАНИЕ №2.4
Синтаксический разбор
Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:
- охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;
- охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);
- определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;
- отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение.
Например:
Они быстро вянут, теряют яркий зелёный цвет.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий –
определение; (цвет) зелёный – определение.
Виды простых предложений
План разбора | содержание | пояснение | примеры |
1. по цели высказывания | Повествовательное | содержит сообщение | Сегодня весь день идёт дождь. |
Вопросительное | содержит вопрос | Ты поёдешь гулять? | |
Побудительное | побуждает к действию (предлагает, просит, требует) | Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне. | |
2. по интонации (= по эмоциональной окраске) | Восклицательные | Интонация к концу предложения повышается | Как хороши, как свежи были розы! |
Невосклицательные | Интонация к концу предложения понижается | Как хороши, как свежи были розы. | |
3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа | |||
4. по наличию главных членов | Двусоставные | есть оба главных члена | Только серые вороны расшумелись на снегу. |
Односоставные | только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое) | Еду. Тихо. Люблю грозу в начале мая. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь. | |
5. по наличию второстепенных членов | Распространенные | есть хотя бы один второстепенный член предложения. | Наступила холодная осень. |
Нераспространенные | нет второстепенных членов | Осень наступила. Высохли цветы. | |
6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов или обращения | Осложнено | Однородными членами или обращением | Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми) Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением) |
Не осложнено | Нет однородных членов или обращения | Люблю грозу в начале мая. (не осложнено) |
ЗАДАНИЕ №3
Ударение
ЗАПОМНИ:
бАрмен, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, вОвремя, ворОта, дефИс, дешевИзна, диспансЕр, добелА, довезЁнный, дОверху, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр, завИдно, | зАгнутый, зАгодя, закУпорить, зАсветло, зАтемно, звонИт, защемИть, защемИт, жалюзИ, исчЕрпать, избалОванный, каталОг, каучУк, квартАл, киломЕтр, киоскЁр, красИвее, | кремЕнь, кремнЯ, мастерскИ, мозаИчный, молЯщий, надОлго, ненадОлго, новостЕй, нОвости, новорождЁнный, нОгтя, оптОвый, Отрок, Отрочество, откУпорить, пОчестей, пЕтля, свЁкла, сирОты, срЕдства, | сОгнутый, сорИт, стАтуя, столЯр, тамОжня, танцОвщица, тОтчас, фенОмен, цепОчка, чЕлюстей, чЕрпать, шассИ, школЯр, щавЕль, щемИть, щемИт, экспЕрт |
ЗАДАНИЕ №4
Части речи
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ | СЛУЖЕБНЫЕ | ||||
ИЗМЕНЯЕМЫЕ | НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ | ||||
НАРЕЧИЕ | |||||
СКЛОНЯЕМЫЕ | СПРЯГАЕМЫЕ | ПРЕДЛОГ | СОЮЗ | ЧАСТИЦА | |
В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, К, С и др. | И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=НО), ДА (+=И) и др. | НЕ, ВСЁ-ТАКИ, БЫ, ТОЛЬКО, ЛИШЬ и др. | |||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ | ГЛАГОЛ |
Части речи | Вопросы | Грамматическое значение | Примеры |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | |||
Имя существительное | Кто? Что? | предметность | Парта, лес, море, красота |
Имя прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета | Красивый, умный |
Имя числительное | Сколько? Какой по счёту? | Количество или порядок при счёте | Два, двести, пятый |
Местоимение | Кто? Что? Сколько? Который? | Указывает на предмет, признак, но не называет его | Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш |
Наречие | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? | Признак действия. Признак признака | Влево, завтра, никогда, тут |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | |||
Части речи | Служат для | Примеры | |
союз | связи однородных членов и частей сложного предложения | Пришёл И увидел | |
предлог | связи слов в словосочетании | Пошёл В школу | |
частица | передачи дополнительных значений значения | НЕ пришёл ТОЛЬКО ты |
ЗАДАНИЕ № 5
Предложения с прямой речью
1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:
А: «П». А: «П?» А: «П!»
3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе
ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:
«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
- Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.
Например:
М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».
«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький. «П», – а.
Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?» А: «П?»
«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.
«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.
ЗАДАНИЕ № 6
Предложения с обращением
Схемы предложений | Примеры |
…,О,…? | О Что, царевич, ты не весел? (А.С.Пушкин) |
…,О? | О Где ты был, Сережа? |
О,…! | О Девицы красные, спойте мне песенку! |
О!…! | О Друзья! Прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин) |
ЗАДАНИЕ № 7
Сложные предложения
- Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.
- Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.
Сложное предложение
СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ
Сложносочиненное Сложноподчиненное
Предложения равноправны одно предложение подчиняется другому,
т.е. одно - придаточное, другое – главное
соединены
сочинительными союзами подчинительными союзами интонацией и смыслу
и, но, а, да, или, то…то, когда, потому что, что, если, хотя, будто,
ни… ни, либо…либо и др. чтобы, так что, несмотря на то что и др.
+ союзными словами:
который, чей, какой, где, куда, откуда и др.
Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»
- Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;
- для этого в каждой части найдите грамматическую основу;
- затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.
ЗАДАНИЕ № 8
Определение основной мысли
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) | Проблема (ПОЧЕМУ?) |
То, о чём говорится в тексте | Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя | Вопрос, о котором рассуждает автор |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. | Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему? |
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
- внимательно прочитать текст;
- решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
- найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
- ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
- Грамотно сформулируйте основную мысль;
- проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
- не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
- постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
- возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».
ЗАДАНИЕ № 9
Работа с текстом
Советы
- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;
- при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;
- сначала сформулируйте ответ устно;
- при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.
Например:
Исходное задание:
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Варианты ответов
По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.
или
Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.
или
Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».
ЗАДАНИЕ № 10
Типы речи
повествование | Что делает предмет? Что и как произошло? | Рассказ о событиях, действиях, происшествиях | 1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация (наивысшая точка) 4. Развязка | Это мир в движении (один кадр сменяет другой) | 1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал). 2. Последовательность событий. 3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда, завтра, вчера, скоро) |
описание | Какой предмет? | Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа, животного, картины, интерьера | Перечисление общего и частных признаков, Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод. 1) общее представление описываемого; 2) описание деталей, частей; 3) отношение к описываемому. | Это мир в покое (одна фотография) | 1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное. 2. Глагол статичен. 3. Предложения простые. |
рассуждение | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Как быть? | Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно об этом | 1. Тезис (мысль, которую надо доказать). 2. Аргументы (доказательства). 3. Вывод | Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать | 1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак, например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что) 2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты) |
Алгоритм определения типа речи
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
- автор ставит перед собой задачу статистически изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины);
- Автор ставит перед собой задачу динамически отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ. Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей);
- Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит? Рассуждение: даны размышления персонажа)
ЗАДАНИЕ № 11
Толкование лексического значения слова
- Объяснение должно быть коротким, но чётким.
- Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».
- Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.
- Прочитайте примерные ответы:
«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,
«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,
«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,
«Любить – это чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.
- Обратите внимание на части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.
Советы «Как объяснить значение слова»
Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно
- нарисовать то, что обозначается словом;
- подобрать близкое по значению слово (синоним);
- рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;
- при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).
ЗАДАНИЕ № 12
Синонимы и антонимы
Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Например: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...