Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при- Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка по рограмме М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. по теме "Буквы Е и И в приставках пре- и при-". Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в приставках при- и пре-. Материалом к уроку стала книга Элинор Портер «Поллианна». Учащиеся знакомятся с новой темой на основе жизненного опыта, они не только учатся правильно писать слова, но и видеть и слышать окружающий мир: Давайте всегда и везде находить повод для радости, как учит нас героиня книги Элинор Портер. Давайте прислушиваться и присматриваться к мелочам, и мир, действительно, станет прекрасным…
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цирулькевич Евгения Петровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» города Сосновоборска
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при-
Тип урока: открытие новых знаний
Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен
Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в приставках при- и пре-.
Метапредметные результаты (УУД)
Познавательные: работа с информацией, анализ, обобщение, подведение под понятие (определение), логические операции, классификация, умение строить речевое высказывание
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и сотворчества, умение слушать и слышать, умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения
Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Цель: познакомить учащихся с правилом написания приставок при- и пре-
Оборудование: компьютер с проигрывателем, колонки, экран, проектор; учебник «Русский язык. 6 класс» авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М/м презентация.
Ход урока:
- Мизансцена
На экране две картинки – КУКЛА и КОСТЫЛИ
Вопрос: О чем вам говорят эти картинки?
Примерный ответ детей: речь идет о книге Элинор Портер «Поллианна». Девочка хотела, чтобы ей подарили куклу, а ей преподнесли костыли.
Вопрос: можно ли найти повод для радости, если тебе вместо куклы подарили костыли?
Примерный ответ детей: да, можно, если порадоваться тому, что костыли тебе не нужны.
Вопрос: в какую игру учила играть одиннадцатилетняя девочка-сирота из книги Элинор Портер «Поллианна»?
Ответ: игра в радость.
Учитель: Ребята, поиграем в эту игру и найдем поводы для радости здесь и сейчас.
Ответы учеников.
Учитель: это замечательно, что вы умеете радоваться жизни! Я с радостью сообщаю вам: сегодняшний урок русского языка называется «Прислушайся, присмотрись, и ты поймешь, что этот мир прекрасен». Название урока на слайде. Приставки в словах не выделены.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Ввод в тему урока (проблемная ситуация)
Учитель, обращаясь к одному из учеников:
- Ваня, прикрой, пожалуйста, дверь.
Ученик встает и закрывает дверь.
- Ребята, о чем я просила Ваню? ПРИКРЫТЬ дверь. А он закрыл её. Кто выполнит это действие?
Кто-нибудь из ребят ПРИКРЫВАЕТ дверь.
- В чем разница между этими действиями?
Примерный ответ: действие во втором случае выполнено не до конца.
Учитель пишет на доске слово ПРИКРЫТЬ, ученики записывают в тетрадь.
- Назовите похожие действия (присесть, прилечь, приподняться…).
- Маша, прикрепи, пожалуйста, этот рисунок к доске.
Девочка берет магнит и крепит лист бумаги к доске.
Учитель пишет на доске слово ПРИКРЕПИТЬ, ученики записывают в тетрадь.
- А теперь назовите слова с похожим значением (приклеить, пришить, приколоть…). Назовите общее в этих словах.
Примерный ответ: что-то к чему-то крепится.
- Дима, придвинь стул ближе к парте. Что ты сделал со стулом?
Примерный ответ: приблизил стул к парте.
Учитель пишет на доске слово ПРИДВИНУТЬ, ученики записывают в тетрадь.
- Назовите похожие действия (прибежать, прилететь, приставить…).
- Ребята, если за окнами нашего класса появится сад, каким он будет, учитывая, что он будет находиться в школьном дворе?
Примерный ответ: пришкольный.
На доске слово ПРИШКОЛЬНЫЙ, ученики записывают в тетрадь.
- А парк у моря как будет называться? Приморский.
Посмотрите на слова, записанные на доске и в ваших тетрадях. Что в них общего? Какая приставка помогла образовать эти слова? ПРИ-
- Работа в парах над выведением правила
- Поразмышляйте в парах и попробуйте ответить на вопрос: ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ К СЛОВАМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ПРИСТАВКА ПРИ-?
Ученики высказывают свои предположения, озвучивают сформулированное правило.
- Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите ответ на этот же вопрос. Все ли у вас сошлось?
Ученики сверяют записанное в тетрадях с правилом в учебнике, озвучивают правило еще раз.
4. Разминка
- Привстаньте, пожалуйста, со своих мест. Притроньтесь указательным пальцем правой руки к кончику носа. Приподнимите левое плечо, теперь правое. Повернитесь вокруг себя, пританцовывая. Приподнимитесь на носочках. Прикоснитесь правой рукой к руке соседа по парте, прикоснитесь левой рукой к плечу соседа по парте. Присядьте, прикройте глаза, прислушайтесь… (звучит спокойная музыка).
Откройте глаза. Что вы услышали? Музыку. Какая она? Дети дают определения музыке: тихая, спокойная, приятная, красивая, ПРЕКРАСНАЯ.
5. Запись слова ПРЕКРАСНАЯ на доске и в тетрадях.
- Как образовалось слово?
Примерные ответы детей: от слова красивая с помощью приставки пре-
- Какое значение у этой приставки? Очень (красивая).
- А когда человек не видит и не слышит прекрасное? Когда не хочет видеть и слышать.
На слайде фраза: НЕЖЕЛАНИЕ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕГРАДОЙ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ.
- Назовите еще одно слово из предложения на слайде с приставкой пре-. ПРЕГРАДА. Запишем это слово и однокоренные слова к нему. Выходим на слово ПЕРЕГОРОДИТЬ.
- Как вы думаете, приставки пре- и пере- близки по значению? Да.
- Работа в парах над выведением правила
- Поразмышляйте в парах и попробуйте ответить на вопрос: ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ К СЛОВАМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ПРИСТАВКА ПРЕ-?
Ученики высказывают свои предположения, озвучивают сформулированное правило.
- Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите ответ на этот же вопрос. Все ли у вас сошлось?
Ученики сверяют записанное в тетрадях с правилом в учебнике, озвучивают правило еще раз.
- Лексическая разминка
- На слайдах картинки. Нужно подарить комплименты изображенному на слайде персонажу (ребенку, клоуну, котенку и т.п. ), используя приставку пре- со значением слова очень: миленький-премиленький, веселый-превеселый, смешной-пресмешной, хорошенький-прехорошенький, любопытный-прелюбопытный, мудрый-премудрый… Слова-комплименты записать в тетради.
- Что вы сейчас делали? Пополняли лексический запас.
- Какая приставка будет писаться во всех этих словах? ПРЕ-.
8. Закрепление
- А теперь давайте закрепим все, что узнали на уроке. Применяя правила о приставках пре- и при-, глядя на записи на доске и в тетрадях, послушайте слова с изученными приставками и запишите только И или Е под номерами.
Цифровой диктант:
- приплыл, 2. приклеить, 3. премудрый, 4. привокзальная площадь, 5. претерпевать, 6. придорожный куст, 7. притих, 8. преградить дорогу, 9. прибежать, 10. прекрасный.
Взаимопроверка. На слайде: 1 и, 2 и, 3 е, 4 и, 5 е, 6 и, 7 и, 8 е, 9 и, 10 е.
Оценка: 10-9 правильных ответов – «5»
8-7 правильных ответов – «4»
- правильных ответов – «3»
Полученная оценка – оценка за урок.
9. Итог урока
- А теперь давайте вернемся к названию нашего урока (название урока на слайде) и ответим на вопрос: Всем ли была понятна тема, т.е. то, о чем пойдет речь на уроке?
- Сделайте вывод: связано ли название урока с темой? Сформулируйте тему урока. Ученики формулируют тему урока: «Буквы И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-». На слайде название урока с крупно выделенными приставками в словах и тема урока.
-Запишите в тетрадь. Сегодня был первый урок из трех по данной теме.
- Домашнее задание: параграф 40, упр. 203
Опережающее д/з: написать лингвистическую сказку на тему: «Жили-были ПРИ- и ПРЕ-».
11. Рефлексия
- Устно закончите фразы, которые вы видите на экране:
Меня сегодня порадовало…
Я радуюсь, когда…
12. Заключительное слово учителя:
- Давайте всегда и везде находить повод для радости, как учит нас героиня книги Элинор Портер. Давайте прислушиваться и присматриваться к мелочам, и мир, действительно, станет прекрасным…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИСЛУШАЙСЯ, ПРИСМОТРИСЬ, И ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЭТОТ МИР ПРЕКРАСЕН
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ В ЗАПИСАННЫХ СЛОВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИСТАВКА ПР И - ?
ПРИСТАВКА ПРИ - ! Если приставка обозначает присоединение, приближение, неполное действие, нахождение около чего-нибудь, то в ней пишется буква и (это приставка при- )
Нежелание видеть и слышать может стать преградой на пути к прекрасному
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ В ЗАПИСАННЫХ СЛОВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИСТАВКА ПР Е- ?
ПРИСТАВКА ПРЕ- ! Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере- , то в ней пишется буква е (это приставка пре- )
Цифровой диктант: е или и ? Пр…плыл Пр…клеить Пр…мудрый Пр…вокзальная площадь Пр…терпевать 6. Пр…дорожный куст 7. Пр…тих 8. Пр…градить дорогу 9. Пр…бежать 10. Пр…красный
ВЗАИМОПРОВЕРКА 1-и 2-и 3-е 4-и 5-е 6-и 7-и 8-е 9-и 10-е
Цифровой диктант: е или и ? Пр И плыл Пр И клеить Пр Е мудрый Пр И вокзальная площадь Пр Е терпевать 6. Пр И дорожный куст 7. Пр И тих 8. Пр Е градить дорогу 9. Пр И бежать 10. Пр Е красный
ПРИСМОТРИСЬ, ПРИСЛУШАЙСЯ, И ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЭТОТ МИР ПРЕКРАСЕН
ПР И смотрись, ПР И слушайся, и ты поймешь, что этот мир ПР Е красен Тема урока : Буквы Е и И в приставках пре- и при-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 40, упр. 203. Опережающее задание: написать сказку «Жили-были ПРИ- и ПРЕ-».
- Меня сегодня порадовало… - Я радуюсь, когда…
«…Нет такой вещи, в которой не было бы повода для радости…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"
Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
На русского языка на тему: «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...