Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при- Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цирулькевич Евгения Петровна

Урок русского языка по рограмме М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. по теме "Буквы Е и И в приставках пре- и при-". Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в приставках при- и пре-. Материалом к уроку стала книга Элинор Портер «Поллианна». Учащиеся знакомятся с новой темой на основе жизненного опыта, они не только учатся правильно писать слова, но и видеть и слышать окружающий мир: Давайте всегда и везде находить повод для радости, как учит нас героиня книги Элинор Портер. Давайте прислушиваться и присматриваться к мелочам, и  мир, действительно, станет прекрасным…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цирулькевич Евгения Петровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1» города Сосновоборска

Урок русского языка в 6  классе

          Тема урока: Буквы Е и И в приставках пре- и при-

          Тип урока: открытие новых знаний

          Название урока: ПРИслушайся, ПРИсмотрись, и ты поймешь, что этот мир ПРЕкрасен

Предметная цель: научить определять выбор написания букв и и е в приставках при- и пре-.

Метапредметные результаты (УУД)

Познавательные: работа с информацией, анализ, обобщение, подведение под понятие (определение), логические операции, классификация, умение  строить речевое высказывание

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и сотворчества, умение слушать и слышать, умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения

Личностные:  сформированность потребности в самовыражении и самореализации, сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Цель: познакомить учащихся с правилом написания приставок при- и пре-

Оборудование: компьютер с проигрывателем, колонки, экран, проектор; учебник «Русский язык. 6 класс» авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.  М/м презентация.

Ход урока:

  1. Мизансцена

На экране две картинки – КУКЛА и КОСТЫЛИ

Вопрос: О чем вам говорят эти картинки?

Примерный ответ детей: речь идет о книге Элинор Портер «Поллианна». Девочка хотела, чтобы ей подарили куклу, а ей преподнесли костыли.

Вопрос: можно ли найти повод для радости, если тебе вместо куклы подарили костыли?

Примерный ответ детей: да, можно, если порадоваться тому, что костыли тебе не нужны.

Вопрос: в какую игру учила играть одиннадцатилетняя девочка-сирота из книги Элинор Портер «Поллианна»?

Ответ: игра в радость.

Учитель: Ребята, поиграем в эту игру и найдем поводы для радости здесь и сейчас.

Ответы учеников.

Учитель: это замечательно, что вы умеете радоваться жизни! Я с радостью сообщаю вам:  сегодняшний  урок русского языка называется «Прислушайся, присмотрись, и ты поймешь, что этот мир прекрасен». Название урока на слайде. Приставки в словах не выделены.

 - Запишите сегодняшнее число, классная работа.

  1. Ввод в тему урока (проблемная ситуация)

Учитель, обращаясь к одному из учеников:

- Ваня, прикрой, пожалуйста, дверь.

Ученик встает и закрывает дверь.

- Ребята,   о  чем я просила Ваню? ПРИКРЫТЬ дверь. А он закрыл её. Кто выполнит это действие?

Кто-нибудь из ребят ПРИКРЫВАЕТ дверь.

- В чем разница между этими действиями?

Примерный ответ: действие во втором случае выполнено не до конца.

Учитель пишет на доске слово ПРИКРЫТЬ, ученики записывают в тетрадь.

- Назовите похожие действия (присесть, прилечь, приподняться…).

- Маша, прикрепи, пожалуйста, этот рисунок к доске.

Девочка берет магнит и крепит лист бумаги к доске.

Учитель пишет на доске слово ПРИКРЕПИТЬ, ученики записывают в тетрадь.

- А теперь назовите слова с похожим значением (приклеить, пришить, приколоть…). Назовите общее в этих словах.

Примерный ответ: что-то к чему-то крепится.

- Дима, придвинь стул ближе к парте. Что ты сделал со стулом?

Примерный ответ: приблизил стул к парте.

Учитель пишет на доске слово ПРИДВИНУТЬ, ученики записывают в тетрадь.

- Назовите похожие действия (прибежать, прилететь, приставить…).

- Ребята, если за окнами нашего класса появится сад, каким он будет, учитывая, что он будет находиться в школьном дворе?

Примерный ответ: пришкольный.

На доске слово ПРИШКОЛЬНЫЙ, ученики записывают в тетрадь.

- А парк у моря как будет называться? Приморский.

Посмотрите на слова, записанные на доске и в ваших тетрадях. Что в них общего? Какая приставка помогла образовать эти слова? ПРИ-

  1. Работа в парах над выведением правила

- Поразмышляйте в парах и попробуйте ответить на вопрос: ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ К СЛОВАМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ПРИСТАВКА ПРИ-?

Ученики высказывают свои предположения, озвучивают сформулированное правило.

- Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите ответ на этот же вопрос. Все ли у вас сошлось?

Ученики сверяют записанное в тетрадях с правилом в учебнике, озвучивают правило еще раз.

4.             Разминка

- Привстаньте, пожалуйста, со своих мест. Притроньтесь указательным пальцем правой руки к кончику носа. Приподнимите левое плечо, теперь правое. Повернитесь вокруг себя, пританцовывая. Приподнимитесь на носочках. Прикоснитесь правой рукой к руке соседа по парте, прикоснитесь левой рукой к плечу соседа по парте. Присядьте, прикройте глаза, прислушайтесь… (звучит спокойная музыка).

Откройте глаза. Что вы услышали? Музыку. Какая она? Дети дают определения музыке: тихая, спокойная, приятная, красивая, ПРЕКРАСНАЯ.

5.         Запись слова ПРЕКРАСНАЯ на доске и в тетрадях.

- Как  образовалось слово?

Примерные ответы детей: от слова красивая  с помощью приставки пре-

- Какое значение у этой приставки? Очень (красивая).

- А когда человек не видит и не слышит прекрасное? Когда не хочет видеть и слышать.

На слайде фраза: НЕЖЕЛАНИЕ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕГРАДОЙ НА ПУТИ  К  ПРЕКРАСНОМУ.

- Назовите еще одно слово из предложения на слайде с приставкой пре-. ПРЕГРАДА. Запишем это слово и однокоренные слова к нему. Выходим на слово ПЕРЕГОРОДИТЬ.

- Как вы думаете, приставки пре- и пере- близки по значению? Да.

  1. Работа в парах над выведением правила

- Поразмышляйте в парах и попробуйте ответить на вопрос: ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ К СЛОВАМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ПРИСТАВКА ПРЕ-?

Ученики высказывают свои предположения, озвучивают сформулированное правило.

- Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите ответ на этот же вопрос. Все ли у вас сошлось?

Ученики сверяют записанное в тетрадях с правилом в учебнике, озвучивают правило еще раз.

  1. Лексическая разминка

- На слайдах картинки. Нужно подарить комплименты изображенному на слайде персонажу (ребенку, клоуну, котенку и т.п. ), используя приставку пре- со значением слова очень: миленький-премиленький, веселый-превеселый, смешной-пресмешной, хорошенький-прехорошенький, любопытный-прелюбопытный, мудрый-премудрый… Слова-комплименты записать в тетради.

- Что вы сейчас делали? Пополняли лексический запас.

- Какая приставка будет писаться во всех этих словах? ПРЕ-.

8.            Закрепление

- А теперь давайте закрепим все, что узнали на уроке. Применяя правила о приставках пре- и при-, глядя на записи на доске и в тетрадях, послушайте слова с изученными приставками и запишите только И или Е под номерами.

Цифровой диктант:

  1. приплыл,  2. приклеить,  3. премудрый,  4. привокзальная площадь, 5. претерпевать, 6. придорожный куст, 7. притих, 8. преградить дорогу, 9. прибежать, 10. прекрасный.

Взаимопроверка. На слайде: 1 и, 2 и, 3 е, 4 и, 5 е, 6 и, 7 и, 8 е, 9 и, 10 е.  

     Оценка: 10-9 правильных ответов – «5»

                     8-7  правильных ответов – «4»

  1. правильных ответов – «3»

Полученная оценка – оценка за урок.

9.           Итог урока

- А теперь давайте вернемся к названию нашего урока (название урока на слайде)   и ответим на вопрос: Всем ли была понятна тема, т.е. то, о чем пойдет речь на уроке?

- Сделайте вывод: связано ли название урока с темой? Сформулируйте тему урока. Ученики формулируют тему урока: «Буквы И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-». На слайде название урока с крупно выделенными приставками в словах и тема урока.

 -Запишите в тетрадь. Сегодня был первый урок из трех по данной теме.

  1. Домашнее задание: параграф 40, упр. 203

Опережающее д/з: написать лингвистическую сказку на тему: «Жили-были ПРИ- и ПРЕ-».

11. Рефлексия

 - Устно закончите фразы, которые вы видите на экране:

Меня сегодня порадовало…

Я радуюсь, когда…

12. Заключительное слово учителя:

- Давайте всегда и везде находить повод для радости, как учит нас героиня книги Элинор Портер. Давайте прислушиваться и присматриваться к мелочам, и  мир, действительно, станет прекрасным…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ПРИСЛУШАЙСЯ, ПРИСМОТРИСЬ, И ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЭТОТ МИР ПРЕКРАСЕН

Слайд 5

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ В ЗАПИСАННЫХ СЛОВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИСТАВКА ПР И - ?

Слайд 6

ПРИСТАВКА ПРИ - ! Если приставка обозначает присоединение, приближение, неполное действие, нахождение около чего-нибудь, то в ней пишется буква и (это приставка при- )

Слайд 7

Нежелание видеть и слышать может стать преградой на пути к прекрасному

Слайд 8

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ В ЗАПИСАННЫХ СЛОВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИСТАВКА ПР Е- ?

Слайд 9

ПРИСТАВКА ПРЕ- ! Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере- , то в ней пишется буква е (это приставка пре- )

Слайд 15

Цифровой диктант: е или и ? Пр…плыл Пр…клеить Пр…мудрый Пр…вокзальная площадь Пр…терпевать 6. Пр…дорожный куст 7. Пр…тих 8. Пр…градить дорогу 9. Пр…бежать 10. Пр…красный

Слайд 16

ВЗАИМОПРОВЕРКА 1-и 2-и 3-е 4-и 5-е 6-и 7-и 8-е 9-и 10-е

Слайд 17

Цифровой диктант: е или и ? Пр И плыл Пр И клеить Пр Е мудрый Пр И вокзальная площадь Пр Е терпевать 6. Пр И дорожный куст 7. Пр И тих 8. Пр Е градить дорогу 9. Пр И бежать 10. Пр Е красный

Слайд 18

ПРИСМОТРИСЬ, ПРИСЛУШАЙСЯ, И ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЭТОТ МИР ПРЕКРАСЕН

Слайд 19

ПР И смотрись, ПР И слушайся, и ты поймешь, что этот мир ПР Е красен Тема урока : Буквы Е и И в приставках пре- и при-

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 40, упр. 203. Опережающее задание: написать сказку «Жили-были ПРИ- и ПРЕ-».

Слайд 21

- Меня сегодня порадовало… - Я радуюсь, когда…

Слайд 22

«…Нет такой вещи, в которой не было бы повода для радости…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"

Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...