«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шигина Светлана Александровна

Использование метода проектов в практической деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Липовская основная общеобразовательная школа»

Балахнинского муниципального района Нижегородской области

Методическая разработка урока

в рамках Педагогических чтений

по технологии

«Защита проекта»

5 класс (девочки)

Раздел «Проектная деятельность»

Тематическое направление:

«Реализация идей ФГОС в педагогической практике»

Номинация: «Методическая разработка урока»

Выполнила:

                                                                                      Шигина Светлана Александровна,

                                                                                              учитель технологии

2017 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Теоретическая часть………………………………………………….3

  1.  Понятие «метод проектов»…………………………….4
  2. Использование метода проекта в рамках общеобразовательного  процесса…………………………….4

Практическая часть………………………………………………..5

  1. План – конспект урока по теме «Защита проекта»……5-8

Заключение…………………………………………………………….9

Библиографический список….………………………………………11

Приложение №1Дидактический материал к Заданию 1

Приложение №2Дидактический материал к Заданию 2

Приложение №3Дидактический материал к Заданию 3

Приложение №4ДМ (слайды презентации) к Заданию 2

Введение

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них является метод проекта.

Метод проекта - это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данный метод помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Целью работы является: разработка урока по технологии для 5 класса на основе метода проектов.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

  1. изучить теоретический аспект и историю метода;
  2. составить план урока с применением метода проектов;
  3. проанализировать  и оценить эффективность использования данного метода  на уроках технологии.

Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.

1.Теоретическая часть

1.1. Понятие «метод проектов»

   Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Выполнение плана, правил, инструкций помогает  учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.

           Такой подход даёт возможность выполнения Требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проектная деятельность учащихся  состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

   На первом этапе они  проводят мини - маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.  

   На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда .

 На заключительном этапе проводят  контроль и испытание изделия, при необходимости корректируют технологическую  документацию, оформляют пояснительную записку  с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводят  защиту проекта.                                                                                                                          

1.2. Использование метода проекта в рамках общеобразовательного  процесса

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта,  и при организации работы по его выполнению. Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.   Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они должны выполнять в основном художественно-конструкторские и  дизайнерские проекты. Мои ученики  работают  над проектами «Наряд для завтрака», «Подарок своими руками», «Умный дом», «Дизайн сценического костюма» и другие.  

  1. Практическая часть

Технологическая карта урока технология в 5 классе

Тема урока

Защита проекта

Раздел программы

Проектная деятельность

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Цель урока

1.Образовательная: обобщить знания по теме «Творческий проект»   2.Развивающая: способствовать развитию у школьников творческой самореализации.                                                                                       3.Воспитательная: создать условия для воспитания толерантности, индивидуализма и коллективизма, ответственности, инициативности и творческого отношения к делу.                        

Задачи урока

1. Организовать применение учащимися  знаний и опыт проектирования.  2.Повторить этапы выполнения проекта.                                                    3.Организовать просмотр проектов и презентаций проектов.                    4.Развивать интерес и творческие способности.                                     5.Развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи

                                Планируемые образовательные результаты

Предметные умения

Научатся выбирать для решения поставленных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, самостоятельно выполнять творческий проект, презентацию, решать технологические задачи.

Регулятивные

Научатся принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные

Научатся находить необходимую информацию из разных источников, наблюдать, сравнивать, рассуждать

Коммуникативные

Научатся формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные результаты

Проявляют интерес к творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности

Работа в группе, работа в паре

Образовательные технологии

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); 

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

ЭОР

Презентации обучающихся

 Урок: Защита проекта

Тип учебного занятия – Защита проекта

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

                                    Организационно-мотивационный этап урока( 6 мин)

Определение темы урока

(2 мин)

-В течение всего года вы работали над проектами, и сегодня мы подведём итоги, проведём презентацию творческих проектов. Но прежде чем перейти к защите, давайте вспомним изученные темы.

Читают тему урока: «Защита проекта». Делают вывод о том, что изучали в течение года.

Проявляют интерес к данной теме

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

(15 мин)

1. Что такое творческий проект?

2. Из каких этапов состоит творческий проект? 3. Что в себя включает поисковый этап? 4. Что в себя включает технологический этап?

5. Что в себя включает заключительный (аналитический) этап?  

-Сформулируйте цель урока.

6. Итак, сколько всего проектов в течение года мы с вами выучили?              7. Давайте вспомним названия.

8. Сегодня, мы подведём итоги, проведём защиту творческих проектов в форме презентации, представленные в какой программе?

1. Вспоминают: Проект- это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.

2. Перечисляют: Поисковый, технологический, заключительный.

3. Вспоминают: 1) Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия. 2) Формирование требований к проектируемому изделию. 3) Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

4. Вспоминают: 1) Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. 2) Подбор материалов и инструментов. 3) Организация рабочего места. 4) Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы. 5) Подсчёт затрат на изготовление.

5.Вспоминают: 1) Окончательный контроль готового изделия. 2) Испытание изделия. 3) Анализ того, что получилось, а что нет. 4) Защита проекта.

  -Формулируют цель урока:

6. Вспоминают: всего проектов четыре.

7. Вспоминают:                  1) «Планирование кухни-столовой», здесь мы научились проектировать кухню, делали шаблоны кухни. 2) «Приготовление любимого блюда», здесь мы научились правильному приготовлению пищи и каждый поделился своим рецептом. 3) «Фартук для работы на кухне», здесь мы научились , как снимать мерки, конструировать и моделировать фартук и самое главное, научились шить на швейной машине. 8. Вспоминают: Microsoft Office Power Point.

Формулируют цель урока

Формулирование задач урока(15 мин)

Давайте попробуем определить основные задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.

Работая над творческим проектом, вам приходилось бывать в роли технолога, конструктора, дизайнера, экономиста, производителя и т.д. Но теперь вам предстоит побывать в другой роли – эксперта, поэтому знания и  трудовые навыки, которые приобрели на уроках технологии, помогут вам решить поставленные цели и задачи.

Формулируют основные задачи урока

                                      Практический этап урока (45 мин)

Показ презентаций

1. Вы все подготовили творческие проекты и электронную презентацию. Ваша задача защитить его.

Анализируют работы

Оценивают свои знания, осуществляют самоконтроль

Физминутка

(1 мин)

Глазки видят всё вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг.

Погляжу на мир вокруг.

                                                  Рефлексивный этап урока(6 мин)

Рефлексия деятельности на уроке

Результаты презентаций. Беседа с учащимися в процессе демонстраций презентаций.

Учащиеся оценивают  примерное содержание творческого проекта.       1. Титульный лист.         2.  Содержание.               3. Введение.                     4.Глава 1. Конструкция изделия.                            5. Глава 2. Технология изготовления.                     6. Глава 3. Экономическая оценка проекта.                             7. Глава 4. Экологическая оценка проекта.                              8. Заключение.                    9. Список используемой литературы.                       10. Приложения.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке, содержание урока, взаимодействие с другими учениками и своё эмоциональное состояние.

                                               Объяснение домашнего задания(3 мин)

Обязательное задание

Повторение параграфа 30

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Дополнительное (по желанию и по выбору).

Подготовить электронную презентацию по декоративно-прикладному творчеству.

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Участие в творческой работе по электронной презентации

Выставление оценок(3 мин)

Анализ и оценка за  выполненную работу на уроке выставляются после проверки проектов и просмотра презентаций.

Заключение

       Таким образом, в ходе овладения методом проектной деятельности  реализуются планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО (ПООП ООО).

У обучающихся формируется  (2 блок)  технологическая культура и проектно-технологическое мышление. (1.2 ТЕХНОЛОГИЯ. Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО(ПООП ООО).

В ходе выполнения проекта и на этапе его защиты ученики учатся:

•        следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

•        оценивать условия применимости технологии,  в том числе с позиций экологической защищенности;

•        прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

•        проводить оценку и испытание полученного продукта;

•        проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

•        описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

•        анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

•        проводить и анализировать разработку.

Использование данного метода на уроках технологии становится отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, у обучающихся раскрывается  свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и значительно расширяются знания во многих сферах человеческой деятельности.

Библиографический список

1. И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 кл. М.: Школьная пресса. – 2005.- 80 С

2. Е.Н. Перова. Уроки по курсу «Технология». – М.: «5 за знания», 2008

3. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица Технология: программа: 5-8 классы, М.: Вентана-Граф, 2012

4. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012

5. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013

6. http://nsportal.ru/user/password

7. http://pedmir.ru/

8. http://pedsovet.org/id/component/users/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"

Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...

Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС

В  работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следов...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС

Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...