Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"
методическая разработка на тему

Батурина Жанна Николаевна

Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Презентация - сопровождение выступления, отражает его основные моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях

«Воплощение идей ФГОС на педагогической практике»

Проблемное поле: Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Мастер- класс «Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС» Автор: учитель математики МБОУ СОШ №16 г. Павлово  Ж.Н. Батурина

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Рада приветствовать вас в этой аудитории. Что бы немного познакомиться и настроиться на работу,  давайте выполним очень простое упражнение. У меня в руках клубок ниток, я  отмотаю от него начало нитки. Представлюсь, нитку  оставлю себе, а клубок передам одному из вас, он так же представится , нитку оставит себе, а клубок передаст следующему и т.д…

(Передают клубок)

Мы оказались связанными одной нитью. Поднимите, пожалуйста, руки, в которых находится нить, вверх. Посмотрите на интересный узор, который получился. Распутать такую паутину помогут только совместные действия, взаимопонимание , доверительные отношения и дружба. Я надеюсь что атмосфера на нашем занятии будет именно такой.

(Смотать нить)

Спасибо! Мы отлично справились с этим заданием. У нас чудесная  команда. А вот задание потруднее. Для его выполнения  я прошу вас объединиться в группы. Нужно заполнить сетку кроссворда, вписав в нее слова, пропущенные в тексте (они обозначены цифрами). В выделенном столбце должно получиться слово (три кроссворда – три слова)

 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это тема моего сообщения.

Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал:«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом» . А у современных школьников этот аппетит, т.е. мотивация к обучению очень часто отсутствует. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом.  Чтобы  у учеников появился интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?).

Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству  с технологией АМО. Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО, а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во внеклассном мероприятии. А что вы ожидаете получить, узнать, услышать на этом занятии, чего опасаетесь. Определите свои ожидания. Что бы вам было проще, я предлагаю варианты ответов: приобрету новые знания, возьму на заметку, пообщаюсь с коллегами, будет скучно,  не услышу ничего нового.  У каждого из вас есть 5 цветных кружочков, вам нужно прикрепить по одному напротив одного или нескольких высказываний.

(Прокомментировать, что получилось)

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Технология АМО –  это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в  разных аспектах:

  •  формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  •  стимулирование самостоятельной деятельности;
  •  развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  •  эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  •  развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  •  раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого    учащегося и определение условий для их проявления и развития;

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.

В данной технологии можно выделить две составляющих- структуру и содержание.

Что касается содержания, то образовательная активность, входящих в технологию методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе и рефлексии.

    По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы. Каждый этап имеет свои задачи и вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этапа.

К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания  и определение ожиданий (планирование личного смысла урока).

    В начале моего выступления для содействия знакомству, созданию позитивной обстановки был использован прием «Невидимая связь». Погружение в содержание  мероприятия произошло с помощь кроссворда. А «Диаграмма ожиданий»  помогла каждому из вас обозначить его личностный смысл.

 Затем мы перешли ко второй фазе технологии- работа над темой.  Здесь происходит актуализация знаний,передача новойинформации и самостоятельная  проработка новой темы. АМ помогут  сделать этот процесс интересным, а ребята проявят творчество и активность. Мы, из-за ограниченности во времени, не будем выяснять что вам известно по данной теме , а  передача информации сопровождается презентацией   для визуализации материала. Проработка материала будет индивидуальной, я имею в виду тех, кого заинтересует технология АМО.

    Эффективно и эффектно завершить урок, внеклассное мероприятие, педсовет и даже родительское собрание можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии. Релаксация помогает создать комфортную психологическую обстановку, которая способствует тому, что ребята открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное обучение и развитие.( «Японские поклоны»)

     Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают всем участникам процесса оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижения цели. В конце нашего занятия мы так же используем АМ рефлексии.

    Я упомянула лишь малую толику известных на сегодняшний день АМО. В большем количестве их можно найти на сайте факультета технологий интерактивного  обучения образовательного портала «Мой университет» .

   А теперь у нас следующий этап занятии – самостоятельная проработка темы. Я прошу вас снова объединиться в группы, вспомнить все о чем я рассказала  и написать синквейн по данной теме. Правила написания синквейна – на экране.

(Зачитать синквейны)

    Наше занятие подошло к завершающему этапу- подведению итогов. Для этого мы используем составленную в начале занятия «Диаграмму ожиданий». У вас есть розовые кружочки вы размещаете их напротив того ожидания, которое исполнилось. Получилась «Диаграмма результатов», которая показывает насколько оправдались наши ожидания.

(Прокомментировать)

АМ рефлексии «Все в моих руках»: на листе бумаги обвести ладошку и на пальцах написать продолжение предложения:

- Большой палец: Над этой темой я хотела бы поработать еще  потому, что…

- Указательный палец: на занятии я получила практические советы по…

- Средний палец: Мне совсем не понравилось, что…

- Безымянный палец: Психологическая атмосфера на занятии была…

- Мизинец: Мне здесь не хватало…

Спасибо. Я изучу это после мероприятия.

   И на прощание позвольте рассказать вам притчу «Лавка возможностей».

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит между разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные  плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он видел раньше.

     Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

   Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…»

   - Уважаемые коллеги, желаю, что бы те семена, которые мы сеем  в души, сердца и умы наших учеников, всегда давали прекрасный урожай!

 

    А теперь я предлагаю вашему вниманию разработку урока математики с применением элементов технологии АМО.

    Урок математики в 5 классе . Тема урока –«Проценты». Это урок изучения нового материала.

На этапе инициации, поприветствовав ребят, я предлагаю им начать совместную работу словами энергизатора – приветствия:

Здравствуй друг! Здравствуй  брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

Затем ребята в группах берутся за руки, улыбаются друг другу и обмениваются рукопожатиями.

    На этапе погружения в тему используется метод «Интерактивный опрос».

Сначала ребятам предлагается сопоставить портретам выдающихся людей, которые подписаны так: «…писатель», «…полководец», «…художник», «…предсказатель», их фамилии (А.С. Пушкин, А.В.Суворов, Леонардо да Винчи, Нострадамус, а затем подумать, какое слово пропущено. (Гениальный).

    Следующий вопрос: гениями рождаются или становятся?

     На экране  слова Томаса Эдисона: « Гений- это … таланта и …труда».

В конце урока мы заполним пропуски, но для этого и надо повторить правила познакомиться с чем-то новым. Выполняем задание «Верно ли, что…» (с помощью сигнальных карточек).

Последний вопрос  «Верно ли что у дроби одна сотая есть другое название?» (Не известно).

Начинается этап формирования ожиданий и опасений. Используется АМ «Хочу узнать…»( узнать название одной сотой, решать примеры, решать задачи с новым числом, где встречается).

Вхождение в тему урока начинается с работы в группах по заполнению таблицы: дети решают примеры, закрывают в таблице их ответы. Из оставшихся букв составляют слово: процент (анаграмма наИД доске). Далее формулируем определение процента, обсуждаем, где встречаемся с процентами.

   Проработка темы  продолжается в группах: ребята в одних группах  пытаются заменять проценты дробями, а в других- дроби – процентами. Делятся своими находками и при помощи учителя формулируют правила замены.

   Затем идет этап релаксации. Применяется АМ «Японские поклоны»: учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет тоже самое, пока не выполнят все ученики в классе.Наклониться нужно как можно ниже, Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

    С целью предварительного контроля  знаний и умении учащихся им предлагается выполнить задание на сопоставление по теме урока с последующей самопроверкой (АМ «Тест достижений»).

     Для подведения итогов используется АМ «Знаешь ли ты…». Вопросы по теме урока представлены в таблице наИД, ячейки таблицы закрыты цветными прямоугольниками. Ученик  сам  выбирает вопрос и отвечает на него.

    Возвращаемся к высказыванию  « Гений- это … таланта и …труда», заполняем пропуски, рассуждаем, что это значит.

    Записываем домашнее задание: Определение, правила, задача из учебника. Для желающих- творческое задание: вырезать из газеты, журнала, найти в интернете статьи или просто предложения, в которых встречаются проценты.

     Завершается урок рефлексией  с использованием АМ «Все в моих руках»: ребятам предлагается поднять вверх руку с раскрытой ладонью, если ожидания от урока выполнены, и с ладонью, зажатой в кулак,  если –нет.

Наше занятие так же подошло к этапу оценки  его результатов. Для этого мы используем АМ «Диаграмма результатов»: если то ожидание , которое вы отметили   в начале занятия исполнилось, снимите  соответствующий кружочек.

(Прокомментировать результат)

   

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Проценты».

  1. Тип урока: Урок первичного усвоения и закрепления нового материала .
  2. Цели урока: Создать условия для усвоения, осознания и осмысления нового материала средствами АМО. 
  3. Задачи урока: 
    Образовательные: Сформулировать определение процента, сформулировать правило замены процентов дробью и правило замены дроби процентами   и закрепить изученный материал при выполнении практических заданий. 
    Развивающие: Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, развитие навыков работы в группе. 
    Воспитательные: Формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке. Воспитание толерантности к чужому мнению, культуры общения в группе. 
  4. Краткое описание хода урока: 
    -Инициация- 2 мин. Метод "Энергизатор". Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп.

      -Вхождение или погружение в тему-8  мин. Метод "Интерактивный опрос".  

       Мотивировать учащихся на активное восприятие учебного материала.

            - Формирование ожиданий обучающихся-3  мин. Метод "Хочу  

            узнать…".Формулировка ожиданий и опасений учащихся. 

- Работа в группах – 7 мин.: заполнение таблицы. Представление нового материала учителем.

- Проработка содержания темы-8  мин. Метод "Узнай меня".Работа в группах. 
- Релаксация-2 мин. Метод"Японские поклоны".Поддержание энергии на уроке. 
- Продолжение работы над темой-5 мин. Метод "Тест достижений".

Предварительный контроль  знаний и умений  учащихся. 
- Подведение итогов-3 мин. Метод "Знаешь ли ты..."Рефлексия достижений целей и ожиданий урока. 
- Домашнее задание-2мин.

  1. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

-Учащиеся актуализируют знания о записи  обыкновенных дробей в виде

десятичных и наоборот, умножении  и делении десятичных дробей на 100

- Узнают определение процента и выработают умения заменять проценты дробями

и заменять дроби процентами.

  1. В ходе урока учащиеся актуализируют следующие знания, умения и навыки: 

  -Знание алгоритма записи обыкновенной дроби в виде десятичной. 
  - Знание алгоритма записи десятичной дроби в виде обыкновенной. 
  - Знание правила умножения десятичной дроби на 100 

 - Знание правила деления десятичной дроби на 100. 
  -  Умение записывать обыкновенную дробь в виде десятичной. 
  -  Умение записывать десятичную дробь в виде обыкновенной. 
  -  Умение умножать десятичную дробь на 100. 
  -  Умение делить десятичную дробь на 100. 

   -  Вычислительные навыки. 

  1. В ходе урока учащиеся приобретают и закрепляют следующие знания, умения и

навыки: 
-  Знание определения процента

- Знание  правила замены процентов дробью и правила замены дроби процентами. 
-  Умения применять  правила замены процентов дробью и правила замены дроби

процентами. 

-  Закрепление правила замены процентов дробью и правила замены дроби процентами

  1.  Образовательный процесс на уроке направлен на формирование следующих универсальных учебных действий: 
    -  Коммуникативные универсальные учебные действия (умения слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу остальных учащихся.) 
    -  Познавательные универсальные учебные действия (самостоятельное и групповое изучение материала, анализ.) 
    -  Личностные универсальные учебные действия (соотнесение поступков и событий с этическими и нравственными нормами и правилами поведения в учебной деятельности.) 
     Регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, оценка, как осознание учащимися степени усвоения нового материала.) 
  2.  В ходе данного урока формируются следующие ключевые компетентности: 
    -Информационная (навыки управления информацией.) 
    - Коммуникативная (способность к общению и умению слушать и слышать.) 
    - Образовательная (Способность к инициативе и творчеству в работе, способность применять знания на практике.)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ № 16 г.Павлово Батуриной Ж.Н. Педагогические чтения – 2014 «Воплощение идей ФГОС в педагогической практике» АКТИВНЫЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ

Слайд 2

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Технология АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО: что такое?

Слайд 3

АМО: зачем? Повышение познавательной активности учащихся Эффективное усвоение большего объема учебной информации Формирование положительной учебной мотивации Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс Стимулирование самостоятельной деятельности Развитие творческих способностей и нестандартности мышления Развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности обучающегося Раскрытие индивидуальных возможностей каждого учащегося

Слайд 4

эффективно начать урок организовать самостоятельную работу провести релаксацию 4 1 2 3 АМО: зачем? Активные методы обучения помогут учителю организовать сообщение нового материала 5 подвести итог урока

Слайд 5

Содержание Структура Творчество Интер - активность Групповая форма работы Деятельностный подход Начало о бразовательного м еропритятия Работа над темой Завершение о бразовательного мероприятия Технология АМО Практическая направленность

Слайд 6

АМО: структура А ктивные методы Активные методы Активные методы «Подари улыбку» «Невидимая связь» «Поздоровайся локтями » « Энергизатор » «Интерактивный опрос», «Ключевые слова» «Мозговая атака» «Кто больше» «Я хочу научиться» «Фруктовый сад» «Диаграмма ожиданий» В хождение в тему Инициация Определение ожиданий Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Слайд 7

АМО: структура А ктивные методы Активные методы Активные методы «Кроссворд» «Корзина систематики» «Саквояж» «Ковер идей» «Золотой ключик» Интерактивная лекция «Автобусная остановка» « Матбой » «Кубики» «Собери досье» « Синквейн » Передача новой информации Актуализация знаний Проработка содержания темы Фаза 2. Р абота над темой

Слайд 8

Существительное, выражающее главную тему Три глагола, описывающих действие в рамках темы Фраза, несущая определенный смысл Существительное-заключение 5 1 2 3 АМ работы над темой: « Синквейн » Два прилагательных ,выражающих главную мысль 4

Слайд 9

АМО: структура Активные методы Активные методы «Земля, воздух, огонь и вода» «Ванька- встанька » «Японские поклоны» «Ресторан» «Диаграмма результатов» «Все у нас в руках» Эмоциональная разрядка Подведение итогов Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Слайд 10

АМ рефлексии: «Все в моих руках» нааНада Я узнал(а)… нааНадНа Меня заинтересовало… нааНадНа Мне совсем не понравилось … нааНадНа Мне было… нааНадНа Мне не хватало…

Слайд 11

АМО: «За» и «Против» «ЗА» АМО Развивают коммуникативные умения и навыки учащихся Чувство успешности ученика делает процесс обучения более продуктивным Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания АМО дают возможность менять формы деятельности

Слайд 12

АМО: «За» и «Против» «ПРОТИВ» Процесс обучения может превратиться в анархию, если учитель не владеет методиками интерактива Из –за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум Для некоторых детей работа в группе с использованием АМО – способ ничего не делать Увлечение АМ может увести от главного на уроке- получения знаний по конкретному вопросу

Слайд 13

сайт факультета технологий интерактивного обучения образовательного портала «Мой университет» http://www.moi-amour.ru АМО: где узнать больше?

Слайд 14

Педагогические чтения – 2014 «Воплощение идей ФГОС в педагогической п рактике» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Педагогический совет». Выступление по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов».

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы...

Школьный семинар "Социальная практика", выступление с опытом работы по теме: "Социальная практика в профильном обучении"

В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов нашей школы была положена идея практико-ориентированного обучения. Из опыта работы классного руководителя....

«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»

Использование метода проектов в практической деятельности педагога...

ФГОС в моей педагогической практике

При работе с федеральными образовательными стандартами педагог может столкнуться с трудностями, при решении которых иногда присутствует индивидуальный подход....

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Выступление на ШМО классных руководителей. Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?» В формате дистанционного обучения

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра...

Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»

Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...