Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"
методическая разработка на тему
Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Презентация - сопровождение выступления, отражает его основные моменты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогических чтениях
«Воплощение идей ФГОС на педагогической практике»
Проблемное поле: Новые образовательные стандарты - новый формат урока
Мастер- класс «Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС» Автор: учитель математики МБОУ СОШ №16 г. Павлово Ж.Н. Батурина
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории. Что бы немного познакомиться и настроиться на работу, давайте выполним очень простое упражнение. У меня в руках клубок ниток, я отмотаю от него начало нитки. Представлюсь, нитку оставлю себе, а клубок передам одному из вас, он так же представится , нитку оставит себе, а клубок передаст следующему и т.д…
(Передают клубок)
Мы оказались связанными одной нитью. Поднимите, пожалуйста, руки, в которых находится нить, вверх. Посмотрите на интересный узор, который получился. Распутать такую паутину помогут только совместные действия, взаимопонимание , доверительные отношения и дружба. Я надеюсь что атмосфера на нашем занятии будет именно такой.
(Смотать нить)
Спасибо! Мы отлично справились с этим заданием. У нас чудесная команда. А вот задание потруднее. Для его выполнения я прошу вас объединиться в группы. Нужно заполнить сетку кроссворда, вписав в нее слова, пропущенные в тексте (они обозначены цифрами). В выделенном столбце должно получиться слово (три кроссворда – три слова)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это тема моего сообщения.
Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал:«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом» . А у современных школьников этот аппетит, т.е. мотивация к обучению очень часто отсутствует. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Чтобы у учеников появился интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?).
Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству с технологией АМО. Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО, а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во внеклассном мероприятии. А что вы ожидаете получить, узнать, услышать на этом занятии, чего опасаетесь. Определите свои ожидания. Что бы вам было проще, я предлагаю варианты ответов: приобрету новые знания, возьму на заметку, пообщаюсь с коллегами, будет скучно, не услышу ничего нового. У каждого из вас есть 5 цветных кружочков, вам нужно прикрепить по одному напротив одного или нескольких высказываний.
(Прокомментировать, что получилось)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Технология АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
В данной технологии можно выделить две составляющих- структуру и содержание.
Что касается содержания, то образовательная активность, входящих в технологию методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы. Каждый этап имеет свои задачи и вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этапа.
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания и определение ожиданий (планирование личного смысла урока).
В начале моего выступления для содействия знакомству, созданию позитивной обстановки был использован прием «Невидимая связь». Погружение в содержание мероприятия произошло с помощь кроссворда. А «Диаграмма ожиданий» помогла каждому из вас обозначить его личностный смысл.
Затем мы перешли ко второй фазе технологии- работа над темой. Здесь происходит актуализация знаний,передача новойинформации и самостоятельная проработка новой темы. АМ помогут сделать этот процесс интересным, а ребята проявят творчество и активность. Мы, из-за ограниченности во времени, не будем выяснять что вам известно по данной теме , а передача информации сопровождается презентацией для визуализации материала. Проработка материала будет индивидуальной, я имею в виду тех, кого заинтересует технология АМО.
Эффективно и эффектно завершить урок, внеклассное мероприятие, педсовет и даже родительское собрание можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии. Релаксация помогает создать комфортную психологическую обстановку, которая способствует тому, что ребята открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное обучение и развитие.( «Японские поклоны»)
Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают всем участникам процесса оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижения цели. В конце нашего занятия мы так же используем АМ рефлексии.
Я упомянула лишь малую толику известных на сегодняшний день АМО. В большем количестве их можно найти на сайте факультета технологий интерактивного обучения образовательного портала «Мой университет» .
А теперь у нас следующий этап занятии – самостоятельная проработка темы. Я прошу вас снова объединиться в группы, вспомнить все о чем я рассказала и написать синквейн по данной теме. Правила написания синквейна – на экране.
(Зачитать синквейны)
Наше занятие подошло к завершающему этапу- подведению итогов. Для этого мы используем составленную в начале занятия «Диаграмму ожиданий». У вас есть розовые кружочки вы размещаете их напротив того ожидания, которое исполнилось. Получилась «Диаграмма результатов», которая показывает насколько оправдались наши ожидания.
(Прокомментировать)
АМ рефлексии «Все в моих руках»: на листе бумаги обвести ладошку и на пальцах написать продолжение предложения:
- Большой палец: Над этой темой я хотела бы поработать еще потому, что…
- Указательный палец: на занятии я получила практические советы по…
- Средний палец: Мне совсем не понравилось, что…
- Безымянный палец: Психологическая атмосфера на занятии была…
- Мизинец: Мне здесь не хватало…
Спасибо. Я изучу это после мероприятия.
И на прощание позвольте рассказать вам притчу «Лавка возможностей».
Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит между разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он видел раньше.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…»
- Уважаемые коллеги, желаю, что бы те семена, которые мы сеем в души, сердца и умы наших учеников, всегда давали прекрасный урожай!
А теперь я предлагаю вашему вниманию разработку урока математики с применением элементов технологии АМО.
Урок математики в 5 классе . Тема урока –«Проценты». Это урок изучения нового материала.
На этапе инициации, поприветствовав ребят, я предлагаю им начать совместную работу словами энергизатора – приветствия:
Здравствуй друг! Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир! Здравствуй век!
Здравствуй добрый человек!
Затем ребята в группах берутся за руки, улыбаются друг другу и обмениваются рукопожатиями.
На этапе погружения в тему используется метод «Интерактивный опрос».
Сначала ребятам предлагается сопоставить портретам выдающихся людей, которые подписаны так: «…писатель», «…полководец», «…художник», «…предсказатель», их фамилии (А.С. Пушкин, А.В.Суворов, Леонардо да Винчи, Нострадамус, а затем подумать, какое слово пропущено. (Гениальный).
Следующий вопрос: гениями рождаются или становятся?
На экране слова Томаса Эдисона: « Гений- это … таланта и …труда».
В конце урока мы заполним пропуски, но для этого и надо повторить правила познакомиться с чем-то новым. Выполняем задание «Верно ли, что…» (с помощью сигнальных карточек).
Последний вопрос «Верно ли что у дроби одна сотая есть другое название?» (Не известно).
Начинается этап формирования ожиданий и опасений. Используется АМ «Хочу узнать…»( узнать название одной сотой, решать примеры, решать задачи с новым числом, где встречается).
Вхождение в тему урока начинается с работы в группах по заполнению таблицы: дети решают примеры, закрывают в таблице их ответы. Из оставшихся букв составляют слово: процент (анаграмма наИД доске). Далее формулируем определение процента, обсуждаем, где встречаемся с процентами.
Проработка темы продолжается в группах: ребята в одних группах пытаются заменять проценты дробями, а в других- дроби – процентами. Делятся своими находками и при помощи учителя формулируют правила замены.
Затем идет этап релаксации. Применяется АМ «Японские поклоны»: учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет тоже самое, пока не выполнят все ученики в классе.Наклониться нужно как можно ниже, Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.
С целью предварительного контроля знаний и умении учащихся им предлагается выполнить задание на сопоставление по теме урока с последующей самопроверкой (АМ «Тест достижений»).
Для подведения итогов используется АМ «Знаешь ли ты…». Вопросы по теме урока представлены в таблице наИД, ячейки таблицы закрыты цветными прямоугольниками. Ученик сам выбирает вопрос и отвечает на него.
Возвращаемся к высказыванию « Гений- это … таланта и …труда», заполняем пропуски, рассуждаем, что это значит.
Записываем домашнее задание: Определение, правила, задача из учебника. Для желающих- творческое задание: вырезать из газеты, журнала, найти в интернете статьи или просто предложения, в которых встречаются проценты.
Завершается урок рефлексией с использованием АМ «Все в моих руках»: ребятам предлагается поднять вверх руку с раскрытой ладонью, если ожидания от урока выполнены, и с ладонью, зажатой в кулак, если –нет.
Наше занятие так же подошло к этапу оценки его результатов. Для этого мы используем АМ «Диаграмма результатов»: если то ожидание , которое вы отметили в начале занятия исполнилось, снимите соответствующий кружочек.
(Прокомментировать результат)
Разработка урока математики в 5 классе по теме «Проценты».
- Тип урока: Урок первичного усвоения и закрепления нового материала .
- Цели урока: Создать условия для усвоения, осознания и осмысления нового материала средствами АМО.
- Задачи урока:
Образовательные: Сформулировать определение процента, сформулировать правило замены процентов дробью и правило замены дроби процентами и закрепить изученный материал при выполнении практических заданий.
Развивающие: Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, развитие навыков работы в группе.
Воспитательные: Формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке. Воспитание толерантности к чужому мнению, культуры общения в группе. - Краткое описание хода урока:
-Инициация- 2 мин. Метод "Энергизатор". Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп.
-Вхождение или погружение в тему-8 мин. Метод "Интерактивный опрос".
Мотивировать учащихся на активное восприятие учебного материала.
- Формирование ожиданий обучающихся-3 мин. Метод "Хочу
узнать…".Формулировка ожиданий и опасений учащихся.
- Работа в группах – 7 мин.: заполнение таблицы. Представление нового материала учителем.
- Проработка содержания темы-8 мин. Метод "Узнай меня".Работа в группах.
- Релаксация-2 мин. Метод"Японские поклоны".Поддержание энергии на уроке.
- Продолжение работы над темой-5 мин. Метод "Тест достижений".
Предварительный контроль знаний и умений учащихся.
- Подведение итогов-3 мин. Метод "Знаешь ли ты..."Рефлексия достижений целей и ожиданий урока.
- Домашнее задание-2мин.
- Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
-Учащиеся актуализируют знания о записи обыкновенных дробей в виде
десятичных и наоборот, умножении и делении десятичных дробей на 100
- Узнают определение процента и выработают умения заменять проценты дробями
и заменять дроби процентами.
- В ходе урока учащиеся актуализируют следующие знания, умения и навыки:
-Знание алгоритма записи обыкновенной дроби в виде десятичной.
- Знание алгоритма записи десятичной дроби в виде обыкновенной.
- Знание правила умножения десятичной дроби на 100
- Знание правила деления десятичной дроби на 100.
- Умение записывать обыкновенную дробь в виде десятичной.
- Умение записывать десятичную дробь в виде обыкновенной.
- Умение умножать десятичную дробь на 100.
- Умение делить десятичную дробь на 100.
- Вычислительные навыки.
- В ходе урока учащиеся приобретают и закрепляют следующие знания, умения и
навыки:
- Знание определения процента
- Знание правила замены процентов дробью и правила замены дроби процентами.
- Умения применять правила замены процентов дробью и правила замены дроби
процентами.
- Закрепление правила замены процентов дробью и правила замены дроби процентами
- Образовательный процесс на уроке направлен на формирование следующих универсальных учебных действий:
- Коммуникативные универсальные учебные действия (умения слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу остальных учащихся.)
- Познавательные универсальные учебные действия (самостоятельное и групповое изучение материала, анализ.)
- Личностные универсальные учебные действия (соотнесение поступков и событий с этическими и нравственными нормами и правилами поведения в учебной деятельности.)
Регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, оценка, как осознание учащимися степени усвоения нового материала.) - В ходе данного урока формируются следующие ключевые компетентности:
-Информационная (навыки управления информацией.)
- Коммуникативная (способность к общению и умению слушать и слышать.)
- Образовательная (Способность к инициативе и творчеству в работе, способность применять знания на практике.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Технология АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО: что такое?
АМО: зачем? Повышение познавательной активности учащихся Эффективное усвоение большего объема учебной информации Формирование положительной учебной мотивации Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс Стимулирование самостоятельной деятельности Развитие творческих способностей и нестандартности мышления Развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности обучающегося Раскрытие индивидуальных возможностей каждого учащегося
эффективно начать урок организовать самостоятельную работу провести релаксацию 4 1 2 3 АМО: зачем? Активные методы обучения помогут учителю организовать сообщение нового материала 5 подвести итог урока
Содержание Структура Творчество Интер - активность Групповая форма работы Деятельностный подход Начало о бразовательного м еропритятия Работа над темой Завершение о бразовательного мероприятия Технология АМО Практическая направленность
АМО: структура А ктивные методы Активные методы Активные методы «Подари улыбку» «Невидимая связь» «Поздоровайся локтями » « Энергизатор » «Интерактивный опрос», «Ключевые слова» «Мозговая атака» «Кто больше» «Я хочу научиться» «Фруктовый сад» «Диаграмма ожиданий» В хождение в тему Инициация Определение ожиданий Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
АМО: структура А ктивные методы Активные методы Активные методы «Кроссворд» «Корзина систематики» «Саквояж» «Ковер идей» «Золотой ключик» Интерактивная лекция «Автобусная остановка» « Матбой » «Кубики» «Собери досье» « Синквейн » Передача новой информации Актуализация знаний Проработка содержания темы Фаза 2. Р абота над темой
Существительное, выражающее главную тему Три глагола, описывающих действие в рамках темы Фраза, несущая определенный смысл Существительное-заключение 5 1 2 3 АМ работы над темой: « Синквейн » Два прилагательных ,выражающих главную мысль 4
АМО: структура Активные методы Активные методы «Земля, воздух, огонь и вода» «Ванька- встанька » «Японские поклоны» «Ресторан» «Диаграмма результатов» «Все у нас в руках» Эмоциональная разрядка Подведение итогов Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
АМ рефлексии: «Все в моих руках» нааНада Я узнал(а)… нааНадНа Меня заинтересовало… нааНадНа Мне совсем не понравилось … нааНадНа Мне было… нааНадНа Мне не хватало…
АМО: «За» и «Против» «ЗА» АМО Развивают коммуникативные умения и навыки учащихся Чувство успешности ученика делает процесс обучения более продуктивным Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания АМО дают возможность менять формы деятельности
АМО: «За» и «Против» «ПРОТИВ» Процесс обучения может превратиться в анархию, если учитель не владеет методиками интерактива Из –за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум Для некоторых детей работа в группе с использованием АМО – способ ничего не делать Увлечение АМ может увести от главного на уроке- получения знаний по конкретному вопросу
сайт факультета технологий интерактивного обучения образовательного портала «Мой университет» http://www.moi-amour.ru АМО: где узнать больше?
Педагогические чтения – 2014 «Воплощение идей ФГОС в педагогической п рактике» Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсное задание «Педагогический совет». Выступление по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов».
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы...
Школьный семинар "Социальная практика", выступление с опытом работы по теме: "Социальная практика в профильном обучении"
В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов нашей школы была положена идея практико-ориентированного обучения. Из опыта работы классного руководителя....
«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»
Использование метода проектов в практической деятельности педагога...
ФГОС в моей педагогической практике
При работе с федеральными образовательными стандартами педагог может столкнуться с трудностями, при решении которых иногда присутствует индивидуальный подход....
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...
Выступление на ШМО классных руководителей. Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?» В формате дистанционного обучения
В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра...
Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»
Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...