Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС
статья по теме
В работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса. И на конкретных примерах показано это осуществление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kafedre.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС
Метод проектной деятельности в педагогической практике используется достаточно давно, уходит своми корнями в конец 19-начало 20 века. Все мы активно используем его на своих уроках.
Поэтому задача моего выступления будет сводится к тому, чтобы показать значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса. И на конкретных примерах показать это осуществление.
Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. В узком представлении за проект выдается любая творческая работа, исследование, реферат, разработка сценария, игра, проведения мероприятия или акция и т. д. Такие «проекты» школьники могут разрабатывать на каждом уроке. В этих случаях главной задачей ставится мотивация учеников, поддержка их учебной активности, поощрение интереса к образованию.
Однако большинство исследователей сходятся к тому, что особенностью проектной деятельности является умение выстроить четкую последовательность шагов с пониманием, каких результатов желательно достигнуть на каждом этапе, распределить ответственность и ориентироваться на имеющие ресурсы, четко соотносить свои цели с действиями, пониманием проблемы, которая решается в ходе проекта, а также способность объективно оценивать полученный результат и делать выводы о проделанной работе.
Таким образом, проект (в пер. с лат. «брошенный вперед») – уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблем определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию.
Метод проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС, в основное общее образование становится эффективным педагогическим методом для формирования универсальных учебных действий (метапредметных умений) у учащихся основной школы
Таблица 1
Метапредметные умения | ||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. 2. Извлекать информацию в соответствии с целью. 3. Определять значение и смысл термина. 4. Оптимизировать информацию. 5. Структурировать информацию и составлять план. 6. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства. 7. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию. 8. Переводить информацию в разные формы предъявления. 9. Формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу. 10. Создавать «информационную конструкцию», восстанавливать ее. 11. Создавать самостоятельно способы решения практико-ориентированного задания. 12. Создавать творческий продукт. 13. Предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т. д.) | 1. Адекватно отвечать на поставленный вопрос. 2. Адекватно передавать информацию собеседнику. 3. Работать в паре и группе. 4. Внимательно слушать и слышать партнера. 5. Договариваться о чем-либо. 6. Корректно (уважительно, вежливо) взаимодействовать с другими людьми. 7. Участвовать в диалоге. 8. Отстаивать свое мнение и разрешать конфликты. 9. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, 10. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка и современных средств коммуникации. | 1. Принимать и сохранять учебное задание. 2. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы. 3. Оценивать собственные возможности для выполнения задания. 4. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. 5. Адекватно оценивать действия по выполнению задания. 6. Вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий. 7. Планировать свою деятельность. 8. Преодолевать затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели). 9. Контролировать выполнение результата. 10. Соотносить способы и условия действий. 11. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие. |
Таблица 2
Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Этап 1 | Этапы 1–4 |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Этапы 2, 3, 5 | Этапы 2–5 |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира |
Этапы 2, 4, 6 | Этапы 2–6 |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Этапы 1–6 | Этапы 1–6 |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми |
Этапы 5, 6 | Этапы 2, 3, 6 |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных особенностей |
Итак, можно прийти к выводам, что
1. Проектная деятельность – это наиболее эффективный педагогический способ реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса (ФЗ «Об образовании»);
2. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся, соотносятся со всем спектром «умений учиться»; познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный блоки «универсальных учебных действий» в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом;
3. Качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, «оттачиваются» не поэтапно, а в целостном образовательном процессе.
Примеры проектной деятельности на практике.
Я использую и урочные, и внеурочные проекты как коллективные, так и индивидуальные. Примеры урочных проектов: Блок повторительно – обобщающих уроков в 8 классах по истории нового времени:
- ролевая игра «Спор о путях развития общества». Ребята представляют проекты развития обшества от имени либералов, консерваторов, утопических социалистов, марксистов, анархистов и представителей движения за эмансипацию женщин. Дают им оценки, выражая согласие или несогласие с высказанными точками зрения.
- В ролевой игре «Венский когресс». Ребята готовят выступление на тему «Какой мы желали ли бы видеть Европу» от представителей стран участниц конгресса: Великобритании,Австрии, России, Пруссии,Франции. Этот урок способен формировать фактически все позновательные, коммуникативные и регулятивные умения.
Защита индивидуальных проектов происходит в конце учебного года. В юбилейный год Победы тематика проектов была такова: «Великая Отечественная война глазами потомков». Ребята сами выбирали направление:
- Моя семья в годы войны. Наиболее яркими были выступления Солодовниковой Вики, Бедяева Арсения, Астапкович Саши.
- Неизвестные страницы войны. Кирилл Горохов интересно осветил истоки зарождения фашизма и провел параллель с современными событиями на Украине. Сильное впечатление на слушателей произвела работа Насти Барсуковой «Великая Отечественная война глазами простого солдата». Откорректированная в прошлом году, она была представлена на городских краеведческих чтениях, где заняла 1 место.
В 2016году тематика изменилась:
- « Моя семья в истории страны». Наиболее сильной получилась работа «Родословная моей семьи» сестер Волковых .
- «Малоизвестные страницы истории нашего края. Впервые было уделено внимание дружбе народов в исследовании Арутюнян Нарине «История армянской диаспоры в нашем крае».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная работа на тему "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме "Длина окружности и площадь круга" "
Целью данного проекта является реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» ...
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время
laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...
Проектная работа по теме Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение»
Проектная работа по теме: Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение» (Биология 8 класс) Автор: Османова Сакинат Загидовна– учитель МКОУ «Султа...
Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС
Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...
«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»
Использование метода проектов в практической деятельности педагога...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в свете требований ФГОС
В статье рассматриваются некоторые проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе...
Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...