Урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_odushevlennye_i_neodushevlennye_.docx | 53.33 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Форма урока: интегрированная
Возраст обучающихся: 11 лет.
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (в разделе «Имя существительное» это четвертый урок).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к доске «Smart Board», учебник «Русский язык»: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тостенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение 20016.
Тип урока: закрепление пройденного, объяснение нового материала
Цели урока: создать на уроке условия для: совершенствования знаний о категории одушевлённости/неодушевлённости имён существительных; отработки практических навыков в написании и определении категории одушевлённости/неодушевлённости существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Задачи урока:
- Образовательная – учить определять категорию одушевлённости по морфологическим признакам существительного;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Этап урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | Формирование УУД |
I. Орг. момент. Сообщение темы и задач урока. | – Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - Какую часть речи вы изучаете в течение нескольких уроков русского языка? - Дайте определение этой части речи. - Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном. - Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Проверка осанки учащихся во время письма. | Учащиеся вдыхают и выдыхают - Мы изучаем имя существительное - как часть речи. - Существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто или что и обозначает предмет. Учащиеся выполняют задание учителя. | Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; |
II. Актуализация знаний. | - Что вы уже знаете об одушевлённых существительных с начальной школы? - Что вы знаете о неодушевлённых существительных с начальной школы? - Положите ручки, посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд 2) - Ребята, картинки «пришли» к вам на урок, потому что они перепутались. И хотят попросить вашей помощи. Вы готовы им помочь? - Вы должны в тетрадях сделать таблицу, в одну колонку напишите слова, которые отвечают на вопрос КТО, а в другую слова, которые отвечают на вопрос ЧТО (первые слова распределяем, комментируя, с классом) После выполнения задания. - Сверьте записи на доске с записями в тетрадях. - С каким распределением слов вы согласны, а с каким не согласны? Почему? - Проверьте правильность написания всех слов. (слайд 3) - Расскажите, что вы повторили о категории одушевлённости/неодушевлённости? - Какое умение отрабатывали, выполняя задание? | - К одушевлённым существительным относятся такие слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос КТО. - К неодушевлённым существительным относятся такие слова, которые обозначают неживые предметы, отвечают на вопрос ЧТО. - На экране видим картинки. - Да. - Учащиеся выполняют задание учителя. Один из учащихся выполняет задание у доски (учитель работает со слабыми учениками).
- Учащиеся сверяют. - учащиеся отвечают и доказывают свою точку зрения. Проверяют - Повторили значение этих категорий, их отличительные признаки. - Умение делить слова на одушевлённые и неодушевлённые. | Формулируют определение категории одушевлённости и неодушевлённости. - определять у имени существительного значение, -отличать одушевленные существительные от неодушевлённых. Коммуникативные УУД: - сличать написанное учеником в тетради с написанием на доске -формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя) Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; |
III Физмину тка | - Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. Учащиеся садятся на места. | Учащиеся выходят из-за парт и выполняют движения физминутки. | |
VI. Знакомство с новым материа лом. | Звучит музыка, приближающейся угрозы. - Ой, ой, смотрите, ребята, к нам прибежали ещё заблудившиеся картинки, наверно, они в пути отстали от своих друзей. Что же нам с ними делать? - Вы правы, тогда приступим к обсуждению. Что вы видите на первой картинке? - Определите, в какую колонку писать это слово? - Ребята, ответ на этот вопрос стоит искать в древности. Наши далёкие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу. Растения же, в том числе и цветы, годами стояли на одном месте, они не двигались, не ели. У наших предков было мало знаний о растениях, поэтому все растения казались им неодушевлёнными. Наш язык установил свои правила. В языке считается предмет одушевлённым, если совпадает форма множественного числа родительного и винительного падежей, а неодушевлённым считают предмет, в котором совпадает форма множественного числа именительного и винительного падежей. Посмотрите, вот правило. На доске записано правило: Одуш. сущ., Р.П. мн.ч. = В.П. мн.ч. Неодуш. сущ. В.П. мн.ч.= И.П. мн.ч.(у учащихсяна партах лежат опорные схемы ) - Пользуясь этим правилом языка, вместе проверим слово ЦВЕТОК. учитель на доске, ребята в опорных карточках записывают: Р.П. В.П. = И.П. Цветов, цветы, цветы. - Запишите слово в нужную колонку | - Распределять по колонкам. В первую записывать одушевлённые, а во вторую – неодушевлённые. - На картинке видим ЦВЕТЫ. Учащиеся высказывают свои мнения - учащиеся слушают учителя,
- Учащиеся смотрят в опорные карточки, записывают в карточках образец рассуждения. - Записывают слово ЦВЕТОК во вторую колонку. | - Познавательные УУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации задание. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале и пользоваться этими ориентирами при выполнении задания. |
V. Закрепле ние материала | - Распределите остальные слова по колонкам, используя правило русского языка. Работайте над заданием в парах. - Сверьтесь с написанным (показывает слайд с ответами) - Если у вас нет ошибок, нарисуйте карандашом в тетрадях маленькое солнышко; Если у вас 1 – 2 ошибки, нарисуйте маленькое облачко. Если в вашей работе 3 – 4 ошибки, то рисовать ничего не надо.
Ваши пальчики помогали вам в написании слов, и требуют отдыха. Положили ручки на парты. Руки ладонями повернули к себе. Пальчиковая гимнастика на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев: • все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; • указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V; • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»); • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
- Откройте учебник на странице 195, прочитайте про себя задание к упражнению № 478. - Объясните, как вы будете выполнять задание? - Выполните упражнение в тетрадях. | - Учащиеся обсуждают в парах, записывают слова в тетрадях. Взаимопроверка - Сверяются с написанным. - рисуют карандашом в тетрадях. - Повторяют за учителем. - Открывают учебник, читают. Один из учащихся объясняет свои действия при выполнении задания. Остальные слушают, корректируют его объяснения (выполняют задание в тетрадях) - Ребята выполняют задание в тетрадях. (с детьми ОВЗ учитель работает отдельно) | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД (логические): - анализ слов с целью выделения в них существенных признаков. |
VI. Рефлексия. | - Что вы вспомнили на уроке о категории одушевлённости/неодушев лённости? - Что узнали нового об этой категории? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке: Знаю Я Запомнил Смог | Ответы учащихся. | Рефлексия: Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные УУД: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -строить устные высказывания; |
VII. Домашнее задание. | Упражнение № 482 Пояснение учителя: вы должны составить словосочетания с главным словом ИМЯ или НАЗВАНИЕ. Используйте для составления словосочетаний слова «Для справок». | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто? Воробей Мальчик Кот Сорока Голубь Собака КТО? Что? Мяч Стул Морковь Дом Кружка Телефон ЧТО?
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться . Да прилежно, не лениться
Кто? Что? Русалка Кукла Цветок Народ Микроб
ЗНАЮ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ
Домашнее задание: Упражнение №482 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...
Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Разработка представляет собой урок по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" для 5 класса. Материал выполнен с учётом требований ФГОС и содержит технологическую карту с подро...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Урок обобщения и укрепления знаний и умений...