Урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Маурер Анна Николаевна

Урок русского языка по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Форма урока: интегрированная

Возраст обучающихся: 11 лет.

Тема урока:  Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (в разделе «Имя существительное» это четвертый урок).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к доске «Smart Board», учебник «Русский язык»: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тостенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение 20016.

Тип урока:  закрепление пройденного, объяснение нового материала

Цели урока: создать на уроке условия для: совершенствования знаний о категории одушевлённости/неодушевлённости имён существительных; отработки практических навыков в написании и определении категории одушевлённости/неодушевлённости существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Задачи урока:

  1. Образовательная – учить определять категорию одушевлённости по морфологическим признакам существительного;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

I.  Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Какую часть речи вы изучаете  в течение нескольких уроков русского языка?

- Дайте определение этой части речи.

- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

 - Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Проверка осанки учащихся во время письма.

Учащиеся вдыхают и выдыхают

- Мы изучаем имя существительное - как часть речи. 

- Существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто или что и обозначает предмет.  

Учащиеся выполняют задание учителя.

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

II. Актуализация знаний.

- Что вы уже знаете об одушевлённых существительных с начальной школы?

- Что вы  знаете о неодушевлённых существительных с начальной школы?

- Положите ручки, посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд 2)

- Ребята, картинки «пришли» к вам на урок, потому что они перепутались. И хотят попросить вашей помощи. Вы готовы им помочь?

- Вы должны в тетрадях сделать таблицу, в одну колонку напишите слова, которые отвечают на вопрос КТО, а в другую слова, которые отвечают на вопрос ЧТО (первые

слова распределяем, комментируя, с классом)

После выполнения задания.

- Сверьте записи на доске с записями в тетрадях.

- С каким распределением слов  вы согласны, а с каким не согласны? Почему?

- Проверьте правильность написания всех слов.

(слайд 3)

- Расскажите, что вы повторили о категории одушевлённости/неодушевлённости?

- Какое умение отрабатывали, выполняя задание?  

- К одушевлённым существительным относятся такие слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос КТО.

- К неодушевлённым существительным относятся такие слова, которые обозначают неживые предметы, отвечают на вопрос ЧТО.

- На экране видим картинки.

- Да.

- Учащиеся выполняют задание учителя.  

Один из учащихся выполняет задание у доски (учитель работает со слабыми учениками).

 

- Учащиеся сверяют.

- учащиеся отвечают и доказывают свою точку зрения.

Проверяют

- Повторили значение этих категорий, их отличительные признаки.

- Умение делить слова на одушевлённые и неодушевлённые.

Формулируют определение категории одушевлённости и неодушевлённости.

- определять у имени существительного значение,

 -отличать одушевленные существительные  от неодушевлённых.

Коммуникативные УУД:

- сличать написанное учеником в тетради с написанием на доске

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

III Физмину

тка

- Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

Учащиеся садятся на места.

Учащиеся выходят из-за парт и выполняют движения физминутки.

VI. Знакомство с новым материа

лом.

Звучит музыка, приближающейся угрозы.

- Ой, ой, смотрите, ребята, к нам прибежали ещё заблудившиеся картинки, наверно, они в пути отстали от своих друзей. Что же нам с ними делать?

- Вы правы, тогда приступим к обсуждению. Что вы видите на первой картинке?

- Определите, в какую колонку писать это слово?

- Ребята, ответ на этот вопрос стоит искать в древности. Наши далёкие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу. Растения же, в том числе и цветы, годами стояли на одном месте, они не двигались, не ели.  У наших предков было мало знаний о растениях, поэтому все растения казались им неодушевлёнными.

Наш язык установил свои правила. В языке считается предмет одушевлённым, если совпадает форма множественного числа родительного и винительного падежей, а неодушевлённым считают предмет, в котором совпадает форма множественного числа именительного и винительного падежей.

Посмотрите, вот  правило.

На доске записано правило:

Одуш. сущ.,  Р.П. мн.ч. = В.П. мн.ч.

Неодуш. сущ. В.П. мн.ч.= И.П. мн.ч.(у учащихсяна партах лежат опорные схемы )

- Пользуясь этим правилом языка, вместе проверим слово ЦВЕТОК.

 учитель на доске, ребята в опорных карточках записывают:

     Р.П.    В.П.   =   И.П.

Цветов, цветы, цветы.

- Запишите слово в нужную колонку 

- Распределять по колонкам. В первую записывать одушевлённые, а во вторую – неодушевлённые.

- На картинке видим  ЦВЕТЫ.

Учащиеся высказывают свои мнения

- учащиеся слушают учителя,

 

-  Учащиеся смотрят в опорные карточки, записывают в карточках образец рассуждения.

-  Записывают слово ЦВЕТОК во вторую колонку.

- Познавательные УУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

задание.

Регулятивные УУД:

учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале  и пользоваться этими ориентирами при выполнении задания.

V. Закрепле

ние материала

- Распределите остальные слова по колонкам, используя правило русского языка. Работайте над заданием в парах.

- Сверьтесь с написанным

(показывает слайд с ответами)

- Если у вас нет ошибок, нарисуйте карандашом в тетрадях маленькое солнышко;

Если у вас 1 – 2 ошибки, нарисуйте маленькое облачко.

Если в вашей работе 3 – 4 ошибки, то рисовать ничего не надо.

  • Вы молодцы, все старались правильно выполнять задание.

Ваши пальчики помогали вам в написании слов, и требуют отдыха. Положили ручки на парты.  Руки ладонями повернули  к себе.

Пальчиковая гимнастика на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:

• все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

• 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

• указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;

• 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

• 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/i_046.jpg 

- Откройте учебник на странице 195, прочитайте про себя задание к упражнению № 478.

- Объясните, как вы будете выполнять задание?

- Выполните упражнение в тетрадях.

- Учащиеся обсуждают в парах, записывают слова в тетрадях.

Взаимопроверка

- Сверяются с написанным.

-  рисуют карандашом в тетрадях.

- Повторяют за учителем.

- Открывают учебник, читают.

Один из учащихся объясняет свои действия при выполнении задания.

Остальные слушают, корректируют его объяснения (выполняют задание в тетрадях)

- Ребята выполняют задание в тетрадях. (с детьми ОВЗ учитель работает отдельно)

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД (логические):

- анализ слов с целью выделения в них существенных признаков.

VI. Рефлексия.

- Что вы вспомнили на уроке о категории одушевлённости/неодушев

лённости?

- Что узнали нового об этой категории?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

                     Знаю

Я                          Запомнил      

                      Смог

Ответы учащихся.

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

VII. Домашнее задание.

Упражнение № 482

Пояснение учителя: вы должны составить словосочетания с главным словом ИМЯ или НАЗВАНИЕ. Используйте для составления словосочетаний слова «Для справок».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Слайд 3

Кто? Воробей Мальчик Кот Сорока Голубь Собака КТО? Что? Мяч Стул Морковь Дом Кружка Телефон ЧТО?

Слайд 4

Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться . Да прилежно, не лениться

Слайд 6

Кто? Что? Русалка Кукла Цветок Народ Микроб

Слайд 7

ЗНАЮ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ

Слайд 8

Домашнее задание: Упражнение №482 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Разработка представляет собой урок  по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" для 5 класса. Материал выполнен с учётом требований ФГОС и содержит технологическую карту с подро...