Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od-neod.sushch.doc | 52 КБ |
prezentatsiya.pptx | 747.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока: сформировать навык разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его морфологических признаках;
- дать понятия одушевлённости и неодушевлённости имени существительного;
- развить самостоятельность учащихся через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Оборудование: раздаточный материал:
алгоритм определения «одушевлённости и неодушевлённости», перфокарты, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник Русский язык 5 кл./Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов и др./М.: Просвещение, 2012 г.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, а место для темы урока оставьте пока свободным.
Урок я хотела бы начать замечательным стихотворением известного русского поэта Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»
(учитель зачитывает стихотворение ,а в этот момент на экране идут слайды с изображением зимнего пейзажа)
- Ребята, зима пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания.
Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима – «снежный ком». Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.
- Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.
- Слов какой части речи вы составили больше? (существительных)
Дайте определение имени существительному
(Это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Относятся к м.р, ж.р.,ср.р., изменяются по падежам и числам. В предложении обычно выступают в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства).
3) Хорошо, а теперь давайте посмотрим, какие признаки имени существительного спрятала зима в стихотворении (стихотворение на экране):
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Существительным зовётся,
Всех по имени зовёт.
Знает, кто – она, кто – он,
И число покажет,
Кто живой, кто неживой
Быстренько нам скажет.
Может измениться вдруг,
Обозначит всё вокруг.
Будет в предложении
Главным, без сомнения.
4)На основании текста стихотворения, укажите, какими морфологическими признаками обладает имя существительное. Подтвердите строчками из текста и приведите свои примеры.
(обозначает предмет, имеет род, изменяется по числам и падежам, является главным членом предложения).
5) Какой признак, указанный в стихотворении, оказался вами не определён?
(Кто живой, кто неживой). А этот морфологический признак и предстоит нам с вами сегодня изучить.
6) Итак, тема сегодняшнего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
- Давайте посмотрим, что общего между этими словами. В основе этих слов лежит слово «душа». А что такое душа?
(Душа – это человек, бессмертное начало в человеке, продолжаюшее жить после его смерти).
Таким образом, одушевлённые существительные те, которые обозначают живой предмет, который способен передвигаться самостоятельно относительно поверхности земли. А неодушевлённые существительные обозначают предмет неживой природы, неспособный самостоятельно передвигаться относительно поверхности земли.
6) Попробуйте распределить самостоятельно слова по группам: одушевлённые – неодушевлённые существительные
(шофёр, апельсин, тренер, вокзал, космонавт, гербарий, герой, здоровье, офицер, коллекция, костюм)
- Что общего у этих слов?
(способность/неспособность передвигаться самостоятельно относительно поверхности земли)
- Молодцы! Но это было легко! Это видимый признак, а есть ещё грамматический признак, основанный на особенности склонения одушевлённых и неодушевлённых существительных.
- Я предлагаю вам просклонять ИС (изменить по падежам):
1в.- камни, доски, окна
2в.- дети, братья, сёстры
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.
- Какую особенность вы выявили при склонении существительных?
( одушевлённые ИС ф.мн.ч. Р.п = В.п., неодушевлённые ИС ф. мн.ч.
И.п = В.п)
8) А теперь давайте попробуем обобщить собранный материал в алгоритм.
- определить часть речи, что обозначает
- может ли предмет самостоятельно передвигаться относительно поверхности земли
- сравнить формы мн.ч И.п., Р.п., В.п.
- сделать вывод.
9) Как вы думаете, слово «КУКЛА» - это одушевлённое или неодушевлённое ИС? Докажите по алгоритму
10) откроем учебник на стр.50. Рассмотрите рисунок. Я предлагаю вам выписать 4 словосочетания (ИС+ИП) с одушевлёнными или неодушевлёнными ИС.
Образец: жаркий день
Нужно определить одушевлённое или неодушевлённое ИС. Что делаем?
- ИС, обозначает предмет
- не может самостоятельно передвигаться относительно поверхности земли
- просклоняем (во мн.ч) И.п = В.п
- день – неодушевлённое ИС
11) Зима приготовила вам игру «Третий лишний», найдите лишнее слово, запишите его в тетрадь и обоснуйте свой ответ.
ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ
ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК
БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ
12) Физминутка. Представьте, что вы снежинки.
Дует легкий ветерок,
Падают снежинки.
Влево, вправо, поднялись,
Словно как пушинки.
Покружились, покружились
И на место опустились.
(Учащиеся под музыку выполняют движения)
13) Проверочная работа.
Зима не унимается и приготовила для вас ещё одно задание, при помощи которого проверит. Как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Она зашифровала свои любимые сказки. Узнайте по словам на экране, о какой сказке идёт речь (раздать листочки детям). Указать над ИС одушевлённость-неодушевлённость.
Дед Баба мышка | Сметана амбар печка | Мачеха Бал туфелька |
Ласточка Крот принц | Море Колдунья волны | Волк Бабушка пирожки |
Яйцо Курочка мышка | Малыш Варенье собака | Мельник Сын людоед |
Проверим:
«Репка» | «Колобок» | «Золушка» |
«Дюймовочка» | «Русалочка» | «Красная шапочка» |
«Курочка Ряба» | «Карлсон» | «Кот в сапогах» |
Н | Н | О |
О | О | Н |
О | О | О |
14) Последнее задание.
Очень часто в речи великих мастеров слова неодушевлённые ИС «оживают», выступают в роли одушевлённых.Тогда они становятся выразительными средствами языка. Делают нашу речь яркой, выразительной, образной.
Давайте обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою», с которого мы начали сегодняшний урок.
Найдите в тексте стихотворения неодушевлённые ИС, которые выступают в роли одушевлённых ИС.
- Как называется такое выразительное средство языка (метафора)
(Чародейка Зима, лес околдован, очарован, блестит, солнце мечет луч косой)
15) Итог урока
- С какой темой познакомила нас Зима?
- Что нового вы узнали на уроке?
16) Д/З.
- те, кому тема показалась лёгкой, кто всё понял и вопросов нет, выполняют упр.487 (пис.)
- у кого есть вопросы, считает что нужно отработать тему – упр.485 (пис.)
17) Оценки за урок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОЛЕСО
Интересная часть речи В русском языке живёт: Существительным зовётся, Всех по имени зовёт. Знает, кто - она, кто – он, И число покажет, Кто живой, кто неживой Быстренько нам скажет. Может измениться вдруг, Обозначит всё вокруг. Будет в предложении Главным, без сомнения.
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Шофёр, апельсин, тренер, вокзал, космонавт, гербарий, герой, здоровье, офицер, коллекция, костюм.
Одушевлённые имена существительные Неодушевлённые имена существительные Шофёр, тренер, космонавт, герой, офицер. Апельсин, вокзал, гербарий, здоровье, коллекция, костюм.
Одушевлённые имена существительные Неодушевлённые имена существительные Совпадает форма мн. ч. Р. п. = в. п. Нет (кого?) б ратьев = вижу (кого?) братьев Совпадает форма мн. ч. Им. п. = в. п. (что?) камни = вижу (что?) камни
Алгоритм определения одушевлённости - неодушевлённости Определить часть речи, общее значение. Может ли предмет самостоятельно передвигаться относительно поверхности Земли. Сравнить формы мн. ч. И. п., р. п., в. п. Сделать вывод.
«Третий лишний» Дети, стол, санки. Дрова, сугроб , юноша . Барсук, дятел, снежинки.
Дед Баба Мышка Сметана Амбар Печка Мачеха Бал Туфелька Ласточка Крот Принц Море Колдунья Волны Волк Бабушка Пирожки Яйцо Курочка Мышка Малыш Варенье Собака Мельник Сын Людоед
«Репка» «Колобок» «Золушка» « Дюймовочка » «Русалочка» «Красная шапочка» «Курочка ряба» « Карлсон » «Кот в сапогах»
Н О О О О Н О О О
Фёдор Тютчев « Чародейкою Зимою...» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою , Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида. Цель: познакомить с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительныеЗадачи: Образовательные - выработать ...
Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
Цель урока: формировние представления о лексическом и грамматическом богатстве имени существительном....
Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС
Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...
Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"
Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика" по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слов"
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика"...
Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)
Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...
Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....