Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы по УМК В.В Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (6, 7 класс)
Рабочая программа по русскому языку 6-7 классы по УМК В.В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(общая)
Данная программа адресована учащимся 5 – 9 класса
МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»,
рассчитана на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.- С.63-110.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
– дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
– развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.
Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.
В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния).
Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.
Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Учебно-методическое обеспечение.
- Литература
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся языковой интуиции;
- приобретение и систематизация знаний о родном языке;
- овладение функциональной грамотностью;
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. –М: Дрофа, 2002. – с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа учебных часа, из них на развитие речи – 40 часов.
Составление примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:
Раздел науки о языке | Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу |
Морфология Речевое общение Культура речи | Глаголы переходные и непереходные. Вопрос о числительных в системе частей речи. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разновидности речевого общения. Сферы речевого общения. Ситуация речевого общения и ее основные компоненты. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Условия речевого общения. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. |
Место предмета
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 2 часа.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 4 часа.
МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ – 188 часов.
Самостоятельные части речи – 2 часа
Имя существительное – 22 часа
Глагол – 51 час
Имя прилагательное – 39 часов
Имя числительное – 19 часов
Наречие – 29 часов
Местоимение- 26 часов
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ – 10 часов.
Из них на развитие речи – 35 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов Тема урока | Количество часов | Дата |
Общие сведения о языке | |||
1-2. | Русский язык как развивающееся явление | 2 | |
Систематизация изученного в 5 классе | |||
3. | Орфография, морфемика, понятие о норме | 1 | |
4. | Правописание и употребление имен существительных | 1 | |
5. | Синтаксис и пунктуация | 1 | |
6. | Р/Р Признаки текста | 1 | |
Морфология. Части речи | |||
7. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |
8. | Слово и его формы | 1 | |
9. | Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные | 1 | |
10. | Р/Р Темы «широкие и узкие» | 1 | |
11. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |
12-13. | Род, число и падеж имен существительных | 2 | |
14-15. | Склонение существительных | 2 | |
16. | Разносклоняемые имена существительные | 1 | |
17. | Неизменяемые имена существительные | 1 | |
18-19. | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 2 | |
20. | Правописание суффиксов имен существительных | 1 | |
21-22. | Буквы О, Е после шипящих в суффиксах существительных | 2 | |
23. | Словообразование существительных с помощью приставок | 1 | |
24. | Образование сложных существительных | 1 | |
25-26. | Повторение и обобщение изученного об имени существительном | 2 | |
27-28. | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 2 | |
29-30. | Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» | 2 | |
31. | Глагол как часть речи | 1 | |
32-33. | Морфологические признаки глагола | 2 | |
34. | Правописание НЕ с глаголами | 1 | |
35. | Р/Р Темы «широкие и узкие» | 1 | |
36. | Инфинитив | 1 | |
37. | Р/Р Простой и сложный план | 1 | |
38-39. | Возвратные глаголы. Категория переходности | 2 | |
40. | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | |
41. | Анализ изложения | 1 | |
42. | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | 1 | |
43. | Виды глаголов | 1 | |
44. | Образование видов глаголов | 1 | |
45-46. | Правописание корней с чередованием звуков | 2 | |
47. | Р/Р Подготовка к сочинению по личным наблюдениям | 1 | |
48. | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | |
49. | Времена глагола | 1 | |
50. | Прошедшее время глагола | 1 | |
51. | Правописание гласных в окончаниях глаголов. Правописание глагольных суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени | 1 | |
52. | Проверочная работа (тест) | 1 | |
53. | Р/Р Что такое эпиграф? | 1 | |
54. | Настоящее и будущее время | 1 | |
55. | Изменение глаголов настоящего и будущего времени | 1 | |
56. | Спряжение глаголов | 1 | |
57. | Окончания глаголов 1-2 спряжения | 1 | |
58. | Спряжение глаголов | 1 | |
59. | Разноспрягаемые глаголы | 1 | |
60-61. | Условное наклонение | 2 | |
62. | Повелительное наклонение | 1 | |
63. | Правописание глаголов в повелительном наклонении | 1 | |
64. | Употребление глаголов в речи | 1 | |
65. | Комплексный анализ текста | 1 | |
66-67. | Безличные глаголы | 2 | |
68. | Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот | 1 | |
69. | Словообразование глаголов | 1 | |
70-71. | Правописание суффиксов глаголов. Образование глаголов несовершенного вида | 2 | |
72-73. | Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- | 2 | |
74. | Р/Р Официально-деловой стиль | 1 | |
75-76. | Систематизация и обобщение по теме «Глагол» | 2 | |
77. | Повторим пунктуацию | 1 | |
78. | Р/Р Рассказ | 1 | |
79. | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | |
80. | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
81. | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | |
82. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
83. | Роль прилагательных в тексте, употребление в речи | 1 | |
84-85. | Разряды прилагательных по значению | 2 | |
86. | Полные и краткие имена прилагательные | 1 | |
87. | Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую | 1 | |
88-89. | Склонение полных прилагательных | 2 | |
90. | Буквы О, Ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | |
91-92. | Р/Р Изложение, близкое к тексту (Контрольное) | 2 | |
93. | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | 1 | |
94. | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ев | 1 | |
95-96. | Р/Р Описание природы. Зима | 2 | |
97-98. | Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень | 2 | |
99. | Превосходная степень прилагательных | 1 | |
100. | Степени сравнения прилагательных | 1 | |
101. | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов | 1 | |
102. | Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов-,-ев- | 1 | |
103-104. | Образование прилагательных от существительных суффиксами -н-, -онн-, -енн- | 2 | |
105. | Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-,-ан-, -ян- | 1 | |
106. | Образование прилагательных с помощью суффиксов -к-, -ск- | 1 | |
107. | Образование прилагательных с помощью приставок | 1 | |
108-109. | Правописание НЕ с прилагательными | 2 | |
110. | Проверочная работа (тест) | 1 | |
111-112. | Р/Р Выборочное изложение (Контрольное) | 2 | |
113. | Образование прилагательных сложением основ | 1 | |
114. | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | 1 | |
115. | Р/Р Как создать киносценарий? | 1 | |
116. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
117. | Повторим пунктуацию | 1 | |
118. | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | |
119. | Анализ контрольной работы | 1 | |
120. | Р/Р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» | 1 | |
121. | Имя числительное как часть речи | 1 | |
122. | Роль числительных в речи | 1 | |
123-124. | Простые, сложные и составные числительные | 2 | |
125-126. | Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце числительных | 2 | |
127-128. | Количественные числительные. Склонение количественных числительных | 2 | |
129-130. | Собирательные числительные | 2 | |
131. | Подготовленный диктант | 1 | |
132. | Р/Р Изложение, близкое к тексту «Снегири» | 1 | |
133-134. | Порядковые числительные | 2 | |
135. | Дробные числительные | 1 | |
136-137. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное» | 2 | |
138. | Контрольная работа (зачёт) | 1 | |
139. | Повторим пунктуацию | 1 | |
140. | Наречие как часть речи | 1 | |
141. | Смысловые группы наречий | 1 | |
142. | Роль наречий в речи | 1 | |
143. | Р/Р Рассуждение | 1 | |
144-145. | Степени сравнения наречия | 2 | |
146-147. | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | 2 | |
148-149. | Правописание НЕ с наречиями | 2 | |
150-151. | Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О, Е | 2 | |
152. | Написание О, А на конце наречий | 1 | |
153-154. | Р/Р Рассуждение | 2 | |
155. | Р/Р Описание помещения | 1 | |
156-157. | Правописание дефиса в наречиях | 2 | |
158. | Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую | 1 | |
159. | Р/Р Описание одежды, костюма | 1 | |
160-161. | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | 2 | |
162-163. | Слова состояния, их значение и употребление | 2 | |
164-165. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие» | 2 | |
166. | Р/Р Рассказ на основе картины с элементами описания | 1 | |
167-168. | Контрольная работа. Анализ работы | 2 | |
169. | Местоимение как часть речи | 1 | |
170. | Употребление местоимений в речи | 1 | |
171-172. | Личные местоимения | 2 | |
173-174. | Притяжательные местоимения | 2 | |
175. | Возвратное местоимение «себя» | 1 | |
176. | Р/Р Рассуждение в разных стилях | 1 | |
177. | Вопросительные местоимения | 1 | |
178. | Р/Р Описание книги | 1 | |
179. | Относительные местоимения | 1 | |
180. | Р/Р Морфологические средства связи предложений в тексте | 1 | |
181-182. | Неопределенные местоимения | 2 | |
183-184. | Отрицательные местоимения | 2 | |
185. | Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 1 | |
186. | Проверочная работа (тест) | 1 | |
187-188. | Р/Р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (Контрольное) | 2 | |
189. | Определительные местоимения | 1 | |
190. | Указательные местоимения | 1 | |
191. | Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда» и др. | 1 | |
192. | Р/Р Основные типы и стили речи | 1 | |
193. | Систематизация и обобщение по теме «Местоимение» | 1 | |
194. | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | |
195. | Части речи в русском языке | 1 | |
196. | Словообразование самостоятельных частей речи. Употребление знаменательных частей речи. | 1 | |
197. | Правописание НЕ с различными частями речи | 1 | |
198. | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | 1 | |
199. | Правописание сложных слов. | 1 | |
200. | Буквы Е, О, Ё в разных частях слова после шипящих. Гласные в окончаниях слов. | 1 | |
201. | Р/Р Текст. Его признаки. | 1 | |
202. | Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи | 1 | |
203. | Словари русского языка | 1 | |
204. | Контрольная работа (комплексный анализ текста) | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:
- определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
- составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
- обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- владеть приемом поморфемного письма;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2005.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
- Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005.
- Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005.
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001.
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс – М.: Дрофа, 2005.
- Капинос В.И. и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2004.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы – М.: Дрофа, 2005.
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы – М.: Просвещение, 1998.
для учащихся:
- Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2005.
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник / Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2005.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс – М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др. // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004. – С.63-110).
Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи – 34 часа.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы | Дидактические единицы для изучения |
Морфология |
|
Распределение учебных часов по разделам программы
Общие сведения о русском языке – 2 часа
Систематизация изученного в 5-6 классах – 6 часов
Причастие – 42 часа
Деепричастие – 20 часов
Служебные части речи – 16 часов
Союз – 21 час, частица – 13 часов
Междометие. Звукоподражательные слова – 6 часов
Повторение и систематизация изученного в 7 классе – 10 часов
Из них на развитие речи 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов Тема урока | Количество часов | Дата |
Общие сведения о русском языке | |||
1-2. | Русский язык – национальный язык русского народа | 2 | |
Систематизация изученного в 5-6 классах | |||
3. | Морфология | 1 | |
4. | Правописание имен существительных и прилагательных | 1 | |
5. | Правописание глагола и наречия | 1 | |
6. | Знаки препинания в простом осложненном предложении | 1 | |
7. | Р/Р Текст. Стили речи | 1 | |
8. | Р/Р Сочинение по картине | 1 | |
Причастие | |||
9. | Вопрос о причастии в системе частей речи | 1 | |
10. | Морфологические и синтаксические признаки причастий | 1 | |
11-12. | Признаки прилагательного у причастия | 2 | |
13-14. | Описание общего вида местности. Сочинение «Мой любимый уголок природы» | 2 | |
15. | Признаки глагола у причастия | 1 | |
16-18. | Причастный оборот | 3 | |
19-20. | Р/Р Описание действий | 2 | |
21. | Правописание НЕ с причастиями | 1 | |
22. | НЕ с причастиями | 1 | |
23. | Изложение | 1 | |
24. | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | |
25. | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
26. | Действительные и страдательные причастия | 1 | |
27-28. | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | 2 | |
29-30. | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | 2 | |
31-32. | Р/Р Повествование. Рассказ на основе услышанного | 2 | |
33-34. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 2 | |
35. | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |
36. | Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |
37. | Правописание гласных перед Н и НН | 1 | |
38-39. | Р/Р Отзыв о книге. Тема, основная мысль текста, художественное совершенство понравившейся сцены, картины | 2 | |
40-41. | Краткие причастия | 2 | |
42. | НЕ с краткими и полными причастиями | 1 | |
43-44. | Правописание НН в причастиях | 2 | |
45-46. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие» | 2 | |
47. | Контрольная работа | 1 | |
48. | Анализ контрольной работы | 1 | |
49. | Р/Р Отзыв о научно-популярной книге | 1 | |
50. | Р/Р Редактирование предложений, текста | 1 | |
Деепричастие | |||
51-52. | Понятие о деепричастии | 2 | |
53. | Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. | 1 | |
54. | Р/Р Описание действий как вид текста | 1 | |
55. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | |
56. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии | 1 | |
57. | Деепричастие совершенного и несовершенного вида, их образование | 1 | |
58. | Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | 1 | |
59. | Употребление деепричастий в речи | 1 | |
60. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | |
61. | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | |
62. | Анализ контрольной работы | 1 | |
63-64. | Р/Р Характеристика литературного героя | 2 | |
65. | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 1 | |
66. | Повторим орфографию | 1 | |
67. | Повторим орфографию | 1 | |
68-69. | Р/Р Книжные стили речи. публицистический стиль | 2 | |
70. | Повторим пунктуацию | 1 | |
Служебные части речи | |||
71. | Понятие о служебных частях речи | 1 | |
72. | Предлог. Понятие о предлоге | 1 | |
73. | Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов | 1 | |
74. | Употребление предлогов | 1 | |
75. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | |
76. | Правописание производных предлогов | 1 | |
77-78. | Правописание предлогов | 2 | |
79. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | 1 | |
80-81. | Р/Р Интервью – жанр публицистики | 2 | |
82-83. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог» | 2 | |
84. | Контрольная работа | 1 | |
85-86. | Р/Р Выборочное изложение | 2 | |
Союз | |||
87. | Понятие о союзе | 1 | |
88. | Простые и составные союзы | 1 | |
89. | Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | 1 | |
90. | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | |
91. | Сочинительные союзы | 1 | |
92. | Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов | 1 | |
93-94. | Подчинительные союзы | 2 | |
95. | Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза | 1 | |
96-97. | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | 2 | |
98-99. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз» | 2 | |
100. | Контрольная работа | 1 | |
101. | Анализ контрольной работы | 1 | |
102-103. | Повторим орфографию | 2 | |
104-105. | Повторим пунктуацию | 2 | |
106-107. | Р/Р Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом | 2 | |
Частица | |||
108. | Понятие о частице | 1 | |
109. | Формообразующие частицы | 1 | |
110. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | |
111-112. | Значение частиц | 2 | |
113. | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | 1 | |
114. | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ | 1 | |
115. | Различение на письме частиц НЕ и НИ | 1 | |
116. | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | 1 | |
117-118. | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | |
119. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | 1 | |
120. | Контрольная работа (тест) | 1 | |
Междометие. Звукоподражательные слова | |||
121. | Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий | 1 | |
122. | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий | 1 | |
123. | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях | 1 | |
124. | Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении | 1 | |
125-126. | Р/Р Контрольное изложение | 2 | |
Повторение и систематизация изученного в 7 классе | |||
127. | Р/Р Текст. Стили речи | 1 | |
128-129. | Контрольное сочинение | 2 | |
130. | Культура речи. Орфоэпическая норма | 1 | |
131. | Лексические нормы | 1 | |
132. | Грамматические нормы | 1 | |
133-134. | Нормы построения текста | 2 | |
135. | Нормы речевого поведения (речевой этикет) | 1 | |
136. | Контрольная работа | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности;
- писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис и системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс / Под редакцией С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2005
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2004
3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика» 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005
4. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005
5. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
6. Селезнева Л.Б. Русская орфография: Алгоритмированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. – М.: АРКТИ, 1999
8. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997
9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001
10. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4-9 классы. – М.: УЦ «Перспектива», 1998
для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006
2. Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа. 2006
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2006
4.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Дрофа. 2005
5. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2. – М.: Дрофа, 2005
6. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Изд. «первое сентября», 2002
7. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Изд. «Первое сентября», 2002
8. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-387202-1390243381.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-387202-1390243381.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-352914-1468829828.jpg)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе под.ред. В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русско...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432582-1396773141.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой) состоит из Пояснительной записки, учебно-тематического и учебно-календарного планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/30/picture-461634-1404116982.jpg)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-608873-1429795400.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса под редакцией В.В. Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ (авторы – составители: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова (Программно-методические м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-608873-1429795400.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного о...