Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных предложений в письмах разных видов".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе " Роль односоставных предложений в письмах разных видов" в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_bogachevoy_o.s.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
« Роль односоставных предложений в письмах разных видов »
Богачева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска
Цель: расширение сведений о письмах как эпистолярном жанре и определение роли односоставных предложений в них.
Задачи урока:
1. Совершенствование различных видов речевой деятельности, умений анализировать текст на лингвистическом и литературном уровнях.
2. Развитие умения выделять существенные признаки, делать выводы.
3. Повышение культурного уровня посредством обращения к образцовым текстам художников слова.
Планируемые результаты[1]
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
3) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
4) формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
Тип урока: повторительно-обобщающий .
Форма организации работы на уроке: групповая, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: классная доска, видеопроектор, проецирующий экран, печатный раздаточный материал, рабочие тетради.
Ход урока
1. Оргмомент , формулировка целей и задач.
- Мы изучили особенности односоставных предложений и их виды. Давайте прочитаем эпиграфы и сформулируем тему урока. ( Роль односоставных предложений в письмах разных видов)
- Какими будут цели нашего урока? На какие проблемные вопросы нам предстоит ответить? ( Вспомнить особенности односоставных предложений, их виды; понаблюдать за употреблением односоставных предложений в письмах разных видов и определить их роль; познакомиться со структурой письма и научиться самим писать письма)
2. Синтаксическая пятиминутка ( Перепишите эпиграфы, выделите в них грамматические основы )
Чтобы научиться писать – надо писать.
Д.С. Лихачев[2]
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлева
- Как вы думаете, о чём эпиграфы. Как они связаны с темой нашего урока?
3. Теоретическая разминка.
- Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи, необходимо повторить теоретические сведения об односоставных предложениях. Сделаем мы это в парах и в игровой форме.
«Веришь – не веришь» ( распечатка на парту, учащиеся ставят «+» или «-», самопроверка по предложенным критериям )
- Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом?
- Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными?
- Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола?
- Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего?
- Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными?
- Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений?
- Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах?
- Верите ли вы, что форма глагола-сказуемого в неопределённо-личных предложениях может быть «прошедшее время множественного числа»?
- Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении?
- Верите ли вы, что двусоставные предложения могут быть определённо-личными?
Критерии оценки: 0-1 ошибка – «5» при условии правильного ответа на дополнительный вопрос, 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3»
Вывод: мы вспомнили признаки односоставных предложений и их виды.
- Графический диктант ( цель – тренировка в различении групп односоставных предложений, на материалах «Писем о добром и прекрасном » Д.С.Лихачева, предложения готовят дома дети, таким образом этот этап урока - проверка домашнего задания, 2 человека у доски, взаимопроверка).
Условные обозначения: н – назывное предложение, о/л – определённо – личное, н/л – неопределённо – личное, об/л – обобщённо – личное, б/л – безличное.
1) Приведу пример из собственных впечатлений. ( о\л)
2) Нет несчастнее человека ленивого .(б\л)
3) Береги честь смолоду. (об\л)
4)Точка отсчета. (н)
5) Этажи заботы .( н)
6) О вкусах не спорят. ( об\л)
7) Так часто говорят о посторонних. (н\л)
8) За примерами ходить недалеко.(б\л)
9) Будем счастливыми. (о\л)
10) Лист бумаги.( н)
5. Составление обобщающей схемы «Виды односоставных предложений» ( раздаётся пустая таблица, заполняется самостоятельно)
Предложения по характеру грамматической основы
односоставные | двусоставные | ||||
Главный член сказуемое | Главный член подлеж.( назывное) | ||||
личные | безличное | ||||
Опр\л | Неопр\л | Обоб\л |
6. Физминутка для глаз.
7. Закрепление материала по группам ( анализ писем)
- Теперь каждая группа получит письмо, ваша задача найти в нём односоставные предложения, определить их вид и указать роль.
- Получали ли вы когда – нибудь письма? Какие чувства вы испытываете сейчас? ( приятное волнение, хочется побыстрее открыть конверт).
Критерии оценки групповой работы ( само- и взаимооценка по 5-ти балльной шкале)
Критерий/группа | Полнота ответа, логика изложения. | Культура устной речи | Участие в обсуждении писем других групп | Межличностные отношения внутри группы( только своя) |
№1 | ||||
№2 | ||||
№3 | ||||
№4 |
Письмо №1[3]
«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». ( полный текст см. приложение).
Вывод: в этом письме много определенно – личных предложений, передающих чувства мальчика. Также есть безличные «Нету…», подчеркивающие безысходность его положения.
- В чем особенность этого письма? Получит ли его дедушка? Почему?
Словарная работа ( работа со словарем)
Корреспондент - человек, ведущий переписку.
Адресат - тот, кому написано письмо.
Адресант - тот, кто написал письмо.
-Как называются подобные слова? ( паронимы)
Письмо №2[4]
Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный ! Родная моя!
4 мая 1943г
Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей! ….
Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно ?
Целую и обнимаю вас.
Алексей.
( полный текст см. в примечаниях).
Учитель: Назовите адресата и адресанта. От какого лица ведётся повествование? Каким стилем написано письмо? Что можно сказать об адресанте? (очень любит семью, Родину, скучает по родным, верит в победу)
Почему на фронте была особая необходимость в письмах? (вселяли надежду, поднимали боевой дух, укрепляли веру в победу)
Вывод: в этом письме наряду с определенно – личными употребляются неопределенно – личные, описывающие действия.
Письмо 3
Пушкин – в Главное управление цензуры, 28 августа 1835[5]
Честь имею обратиться в Главный комитет цензуры с покорнейшей просьбою о разрешении встретившихся затруднений.
Ныне, по случаю второго, исправленного издания Анджело, перевода из Шекспира ( неисправно и с своевольными поправками напечатанного книгопродавцем Смирдиным), изустно объявили мне, что невозможно более позволить мне печатать моих сочинений, как доселе рни печатались, т.е. с надписью чиновника собственной его величества канцелярии. Между тем никакого нового распоряжения не воспоследовало, и таким образом я лишен права печатать свои сочинения, дозволенные самим государем императором…
Титулярный советник
28 августа 1835 Александр Пушкин
Вывод: при помощи неопределенно- личных и безличных предложений в этом письме поэт смягчает свои претензии по поводу запретов цензуры и пытается избегать прямых обвинений.
Письмо №4
Здравствуй, любимый Дед Мороз! Я Варя, мне 8 с половиной лет. Со своими любимыми родителями я живу в Курске. Я очень люблю свой город, потому что он замечательный и красивый, в нём много всего интересного. В этом году я учусь уже в третьем классе, по всем предметам у меня четвёрки-пятёрки, учительница и родители меня не ругают. … С уважением, Варя.
- Встретились ли в этом письме односоставные предложения? В чём особенность письма? ( повтор местоимения я).
Задание – отредактируйте его, заменив двусоставные предложения односоставными.
Вывод: односоставные предложения более лаконичны и позволяют избежать повторов.
8. Формулировка структурных элементов письма.
Проанализировав эти письма, можно отметить общие структурные моменты, характерные для каждого письма. Сформулируем их и запишем.
Структура письма [6]
1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.
9. Анализ «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. Самостоятельная работа.
- Мы рассмотрели разные письма. Среди многообразия их видов есть совершенно особые, адресованные всем нам. Это сборник «Писем о Добром и прекрасном» Д.С.Лихачева.
- Сообщение о Д.С.Лихачеве и его сборнике ( презентация).
- Какие письма вам особенно запомнились?
Анализ письма Д.С.Лихачева ( задание: сжать текст, сформулировав основные советы Д.С.Дихачева)
Д.С.ЛИХАЧЕВ[7]
Как писать
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.
Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например)…( см. полный текст в приложении).
10) Сообщение об электронных письмах.
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Будете ли вы когда – нибудь писать письма? Скорее всего, да. Ведь жанр письма активно используется и в 21 веке. О чем я? Об электронных письмах. Кто из вас видел электронные письма? А получал и писал?
Сообщение ученицы, которая анализировала электронные письма своей мамы.
Вывод: в электронных письмах активно используются разные виды односоставных предложений, главным образом безличные, т.к. рассылка носит массовый характер.
11) Рефлексия. Выразите отношение к сегодняшнему уроку при помощи односоставного предложения.
Выставление оценок за урок.
12) Домашнее задание : 1) сжатие текста Д.С.Лихачева или 2) написать письмо себе в день окончания школы.
Литература
- Акшина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма, изд. Ленанд, 2008.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А.Дубровской, - 3-е изд. – М.: Дет Лит., 1989.
- Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов – М..: Педагогика, 1984.
5. .rcnit@iro.yar.ru
6. Сайт «Творческих учителей»
7. Сайт «Фестиваль идей»
Приложение
Письмо №1
«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею… Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. …Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
Письмо №2
Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный ! Родная моя!
4 мая 1943г
Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!
В госпитале говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.
Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно ?
Целую и обнимаю вас.
Алексей.
Письмо 3
Пушкин – в Главное управление цензуры, 28 августа 1835
Честь имею обратиться в Главный комитет цензуры с покорнейшей просьбою о разрешении встретившихся затруднений.
Ныне, по случаю второго, исправленного издания Анджело, перевода из Шекспира ( неисправно и с своевольными поправками напечатанного книгопродавцем Смирдиным), изустно объявили мне, что невозможно более позволить мне печатать моих сочинений, как доселе рни печатались, т.е. с надписью чиновника собственной его величества канцелярии. Между тем никакого нового распоряжения не воспоследовало, и таким образом я лишен права печатать свои сочинения. Дозволенные самим государем императором.
В прошлом мае месяце государь изволили возвратить мне сочинение мое, дозволив оное напечатать, за исключением собственноручно замеченных мест. Не могу более обратиться для подписи в собственную канцелярию его величества и принужден утруждать Комитет всеуниженным вопросом: какую новую форму соизволят мне предписать для представления рукописей моих в типграфию?
Титулярный советник
28 августа 1835 Александр Пушкин
Д.С.ЛИХАЧЕВ
Как писать
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.
Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например).
Очень важно, «чувствовать» своего читателя, точно знать, к кому обращаешься.
Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. Беседуя с таким воображаемым читателем, записывайте все, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нем часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений.
* * *
Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправданно прибегая к образам…Хорошо, когда образ постепенно развертывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.
Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы.
Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше.
Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими.
Бойтесь пустого красноречия!
А в целом следует помнить: нет мысли вне ее и выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост .
Легкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» – не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов.
[1] Примерная программа основного общего образования.
[2] Письма о добром и прекрасном/ Д.Лихачёв. – М.:Альпина Паблишер, 2017г, с. 88.
[3] Чехов А.П. «Ванька»// Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т.5. – М.: Наука, 1976, с.478 – 481.
[4] https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/01/integrirovannyy-urok-russkogo-yazyka-i-literatury-pismo-s
[5] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979.Т. 10. Письма. — 1979.14. В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ. (Деловые бумаги)
[6] https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pishite-pisma-691696.html
[7] Письма о добром и прекрасном/ Д.Лихачёв. – М.:Альпина Паблишер, 2017г, с. 87 – 104.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок....
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
урок русского языка...
Урок русского языка в классе "Односоставные предложения"
В помощь учителю...
Урок русского языка по теме: Односоставные предложения. Их виды
В работе представлен материал подготовки к восприятию односоставных предложений, вспомогательный по изучению материала и закреплению.....
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"
Презентация к уроку русского языка по теме "Односоставные предложения"...
Конспект урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
Конспект урока русского языка "Односоставные предложения" 8 класс...
Урок русского языка по теме: Односоставное предложение. 8 класс
Данный урок является обобщающим по данной теме. Урок проверяет полученные знания, умения и навыки. Содержит элементы контроля в виде тестирования....