Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных предложений в письмах разных видов".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Богачева Ольга Сергеевна

Урок русского языка в 8 классе " Роль односоставных предложений в письмах разных видов" в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_bogachevoy_o.s.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

« Роль односоставных предложений в письмах разных видов »

Богачева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска

Цель: расширение сведений  о письмах как эпистолярном жанре и определение роли односоставных предложений в них.

Задачи урока:

1. Совершенствование различных видов речевой деятельности, умений анализировать текст на лингвистическом и литературном уровнях.

 2. Развитие умения выделять существенные признаки,  делать выводы.

 3. Повышение культурного уровня посредством обращения к образцовым текстам художников слова.

Планируемые результаты[1]

  Личностные 

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

 Метапредметные результаты 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 Предметные результаты 

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),

2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

3) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

4) формирование навыков проведения  многоаспектного анализа текста;

Тип урока: повторительно-обобщающий .

Форма организации работы на уроке: групповая, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: классная доска,  видеопроектор, проецирующий экран, печатный раздаточный материал, рабочие тетради.

                                                         Ход урока

1. Оргмомент , формулировка целей и задач.

- Мы изучили особенности односоставных предложений и их виды.   Давайте прочитаем эпиграфы и сформулируем тему урока. ( Роль односоставных предложений в письмах разных видов)

- Какими будут цели нашего урока? На какие проблемные вопросы нам предстоит ответить? ( Вспомнить особенности односоставных предложений, их виды; понаблюдать за употреблением односоставных предложений в письмах разных видов и определить их роль; познакомиться со структурой письма и научиться самим писать письма)

2. Синтаксическая пятиминутка ( Перепишите эпиграфы, выделите в них грамматические основы )  

                           Чтобы научиться писать – надо  писать.

                                                                 Д.С. Лихачев[2]

                                 Прошу тебя, пиши мне письма!

                                В наш громкий век им нет цены…

                                                                  Н. Кузовлева

- Как вы думаете, о чём эпиграфы. Как они связаны с темой нашего урока?

3. Теоретическая разминка.

- Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи, необходимо повторить теоретические сведения об односоставных предложениях. Сделаем мы это в парах и в игровой форме.

  «Веришь – не веришь» ( распечатка на парту, учащиеся ставят «+» или «-», самопроверка по предложенным критериям )

  1. Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом?
  2. Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными?
  3. Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола?
  4. Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего?
  5. Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными?
  6. Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений?
  7. Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах?
  8. Верите ли вы, что форма глагола-сказуемого в неопределённо-личных предложениях может быть «прошедшее время множественного числа»?
  9. Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении?
  10. Верите ли вы, что двусоставные предложения могут быть определённо-личными?

Критерии оценки: 0-1 ошибка – «5» при условии правильного ответа на дополнительный вопрос, 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3»

Вывод: мы вспомнили признаки  односоставных предложений и их виды.

  1. Графический диктант ( цель – тренировка в различении групп односоставных предложений, на материалах  «Писем о добром  и прекрасном »  Д.С.Лихачева, предложения готовят дома дети, таким образом этот этап урока - проверка домашнего задания, 2 человека у доски, взаимопроверка).

Условные обозначения: н – назывное предложение, о/л – определённо – личное, н/л – неопределённо – личное, об/л – обобщённо – личное, б/л – безличное.

 1) Приведу пример из собственных впечатлений. (  о\л)

 2) Нет несчастнее человека ленивого .(б\л)

3) Береги честь смолоду. (об\л)

4)Точка отсчета. (н)

5) Этажи заботы .( н)

6) О вкусах не спорят. ( об\л)

7) Так часто  говорят о посторонних. (н\л)

8) За примерами ходить недалеко.(б\л)

9) Будем счастливыми. (о\л)

10) Лист бумаги.( н)

5. Составление обобщающей схемы «Виды односоставных предложений»                   ( раздаётся пустая таблица, заполняется самостоятельно)

                     Предложения по характеру грамматической основы

                               односоставные

двусоставные

Главный член сказуемое

Главный член подлеж.( назывное)

личные

безличное

Опр\л

Неопр\л

Обоб\л

6. Физминутка  для глаз.

7. Закрепление материала по группам ( анализ писем)

- Теперь каждая группа получит письмо, ваша задача найти в нём односоставные предложения, определить их вид и указать роль.

- Получали ли вы когда – нибудь письма? Какие чувства вы испытываете сейчас? ( приятное волнение, хочется побыстрее открыть конверт).

                   Критерии оценки групповой работы ( само- и взаимооценка по 5-ти балльной шкале)

Критерий/группа

Полнота ответа, логика изложения.

Культура устной речи

Участие в обсуждении писем других групп

Межличностные отношения внутри группы( только своя)

№1

№2

№3

№4

Письмо №1[3]

«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». ( полный текст см. приложение).

               

Вывод: в этом письме много определенно – личных предложений, передающих чувства мальчика. Также есть безличные «Нету…», подчеркивающие безысходность его положения.

- В чем особенность этого письма? Получит ли его дедушка? Почему?

Словарная работа ( работа со словарем)

Корреспондент - человек, ведущий переписку.

Адресат - тот, кому написано письмо.

Адресант - тот, кто написал письмо.

-Как называются подобные слова? ( паронимы)

Письмо №2[4]

Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный ! Родная моя!

4 мая 1943г

Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей! ….

Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались,  ладно ?

Целую и обнимаю вас.

Алексей.

( полный текст см. в примечаниях).

Учитель: Назовите адресата и адресанта. От какого лица ведётся повествование? Каким стилем написано письмо? Что можно сказать об адресанте? (очень любит семью, Родину, скучает по родным, верит в победу)

Почему на фронте была особая необходимость в письмах? (вселяли надежду, поднимали боевой дух, укрепляли веру в победу)

Вывод: в этом письме наряду с определенно – личными употребляются неопределенно – личные, описывающие действия.

Письмо 3

Пушкин – в Главное управление цензуры, 28 августа 1835[5]

    Честь имею обратиться в Главный комитет цензуры с покорнейшей просьбою о разрешении встретившихся затруднений.

      Ныне, по случаю второго, исправленного издания Анджело, перевода из Шекспира ( неисправно и с своевольными поправками напечатанного книгопродавцем Смирдиным), изустно объявили мне, что невозможно более позволить мне печатать моих сочинений, как доселе рни печатались, т.е. с надписью чиновника собственной его величества канцелярии. Между тем никакого нового распоряжения не воспоследовало, и таким образом я лишен права печатать свои сочинения, дозволенные самим государем императором…

                                                                           Титулярный советник

   28 августа 1835                                             Александр Пушкин

  Вывод: при помощи неопределенно- личных и безличных предложений в этом письме поэт смягчает свои претензии по поводу запретов цензуры и пытается избегать  прямых обвинений.

Письмо №4

Здравствуй, любимый Дед Мороз! Я Варя, мне 8 с половиной лет. Со своими любимыми родителями я живу в Курске. Я очень люблю свой город, потому что он замечательный и красивый, в нём много всего интересного. В этом году я учусь уже в третьем классе, по всем предметам у меня четвёрки-пятёрки, учительница и родители меня не ругают. … С уважением, Варя.


- Встретились  ли в этом письме односоставные предложения? В чём особенность письма? ( повтор местоимения я).

Задание – отредактируйте его, заменив двусоставные предложения односоставными.

Вывод: односоставные предложения более лаконичны и позволяют избежать повторов.

8. Формулировка структурных элементов письма.

Проанализировав эти письма, можно отметить общие структурные моменты, характерные для каждого письма. Сформулируем их и запишем.

                          Структура письма [6]

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

9.  Анализ  «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. Самостоятельная работа.

- Мы рассмотрели разные письма. Среди многообразия их видов есть совершенно особые, адресованные всем нам. Это сборник «Писем о Добром и прекрасном» Д.С.Лихачева.

- Сообщение о Д.С.Лихачеве и его сборнике ( презентация).

-  Какие письма вам особенно запомнились?

Анализ письма Д.С.Лихачева ( задание: сжать текст, сформулировав основные советы Д.С.Дихачева)

Д.С.ЛИХАЧЕВ[7]

Как писать

       Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например)…( см. полный текст в приложении).

10) Сообщение об электронных письмах.

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Будете ли вы когда – нибудь писать письма?  Скорее всего,  да. Ведь жанр письма активно используется и в 21 веке. О чем я? Об электронных письмах. Кто из вас видел электронные письма? А получал и писал?

 Сообщение ученицы, которая анализировала электронные письма своей мамы.

Вывод: в электронных письмах активно используются разные виды односоставных предложений, главным образом безличные, т.к. рассылка носит массовый характер.

11) Рефлексия. Выразите отношение к сегодняшнему уроку при помощи односоставного предложения.

Выставление оценок за урок.

12) Домашнее задание : 1) сжатие текста Д.С.Лихачева или 2) написать письмо себе в день окончания школы.

                                               Литература

  1. Акшина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма, изд. Ленанд, 2008.
  2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А.Дубровской, - 3-е изд. – М.: Дет Лит., 1989.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога /  Сост. М.В. Панов – М..: Педагогика, 1984.

     4. .portal@gramota.ru

     5. .rcnit@iro.yar.ru

     6. Сайт «Творческих учителей»

    7.  Сайт «Фестиваль идей»

                                                                                               Приложение

Письмо №1

«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.  А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею… Приезжай, милый дедушка,  Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. …Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

               Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

Письмо №2

Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный ! Родная моя!

4 мая 1943г

Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!

В госпитале  говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.

Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались,  ладно ?

Целую и обнимаю вас.

Алексей.

Письмо 3

Пушкин – в Главное управление цензуры, 28 августа 1835

    Честь имею обратиться в Главный комитет цензуры с покорнейшей просьбою о разрешении встретившихся затруднений.

      Ныне, по случаю второго, исправленного издания Анджело, перевода из Шекспира ( неисправно и с своевольными поправками напечатанного книгопродавцем Смирдиным), изустно объявили мне, что невозможно более позволить мне печатать моих сочинений, как доселе рни печатались, т.е. с надписью чиновника собственной его величества канцелярии. Между тем никакого нового распоряжения не воспоследовало, и таким образом я лишен права печатать свои сочинения. Дозволенные самим государем императором.

      В прошлом мае месяце государь изволили возвратить мне сочинение мое, дозволив оное напечатать, за исключением собственноручно замеченных мест. Не могу более обратиться для подписи в собственную канцелярию его величества и принужден утруждать Комитет всеуниженным вопросом: какую новую форму соизволят мне предписать для представления рукописей моих в типграфию?

                                                                           Титулярный советник

   28 августа 1835                                             Александр Пушкин

Д.С.ЛИХАЧЕВ

Как писать

       Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например).

Очень важно, «чувствовать» своего читателя, точно знать, к кому  обращаешься.

Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. Беседуя с таким воображаемым читателем, записывайте все, что вы ему говорите. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нем часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений.

  * * *

Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправданно прибегая к образам…Хорошо, когда образ постепенно развертывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.

Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы.

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше.

Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими.

Бойтесь пустого красноречия!

А в целом следует помнить: нет мысли вне ее и выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост .

Легкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» – не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов.


[1] Примерная программа основного общего образования.

[2] Письма о добром и прекрасном/ Д.Лихачёв. – М.:Альпина Паблишер, 2017г, с. 88.

[3] Чехов А.П. «Ванька»// Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т.5. – М.: Наука, 1976, с.478 – 481.

[4] https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/01/integrirovannyy-urok-russkogo-yazyka-i-literatury-pismo-s

[5] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979.Т. 10. Письма. — 1979.14. В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ. (Деловые бумаги)

[6] https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pishite-pisma-691696.html

[7] Письма о добром и прекрасном/ Д.Лихачёв. – М.:Альпина Паблишер, 2017г, с. 87 – 104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Односоставные предложения. Их виды

В работе представлен материал  подготовки к восприятию односоставных предложений, вспомогательный  по изучению материала и закреплению.....

Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"

Презентация к уроку русского языка по теме  "Односоставные предложения"...

Конспект урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс

Конспект урока русского языка "Односоставные предложения" 8 класс...

Урок русского языка по теме: Односоставное предложение. 8 класс

Данный урок является обобщающим по данной теме. Урок проверяет полученные знания, умения и навыки. Содержит элементы контроля в виде тестирования....