Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы и – ы после ц»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
В ходе урока – игры идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Выбор основан на необходимости использования системно - деятельностного подхода в современном образовании.
Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Использован УМК:
1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:
«Просвещение», 2009.
2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.: Издательский дом «Генжер»,2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы и – ы после ц»
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма: урок - игра
Цели:
- познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
- научить применять правило на изученную орфограмму в различных частях слова;
- расширить лексический запас учащихся;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, составлять схемы, алгоритмы;
- развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
- поддержать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать чувство коллективизма при групповой работе, парной работе.
Оборудование:
1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:
«Просвещение», 2009.
2. Карточки планирования учебной деятельности
3.Схема - алгоритм.
4.Тест Intewrite Response (интерактивное голосование).
5.Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, магнитная доска, интерактивная доска, презентация для изложения нового материала).
Этап урока | Деятельность учителя | Формы, приемы, методы | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья! Сегодня нам в класс принесли необычную посылку из Страны знаний. В этой посылке был сундук и записка, в которой говорилось, что мы сможем открыть сундук и узнать, что за секрет хранится в нем, только собрав 6 волшебных ключей. Работать вы будете в командах, но некоторые задания будете выполнять индивидуально. За правильное выполненное задание команда будет получать 1 волшебный ключ. По итогам игры команде, набравшей 6 ключей, предоставляется возможность открыть волшебный сундук. -Готовы к игре? Тогда вперёд! -Я желаю вам успехов! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха. (Слайд 1) По ходу выполнения заданий не забываем оценивать свою работу в листах самооценки. | Фронтальная работа. | Приветствие учителя. |
II.Изучение нового материала. Актуализация знания. Постановка учебной цели. | - На доске записаны слова, прочитайте их. (Слайд 2) ц[ы]рк милиц[ы]я ц[ы]ркуль скворц[ы] акац[ы]я птенц[ы] станц[ы]я синиц[ы] ц[ы]фра - Что объединяет все эти слова? - А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему? - Почему эти слова записаны группами? - А в каких частях слова неясное написание и после какого именно звука? - Как, вы думаете, будет называться тема нашего урока? - Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? - Давайте запишем тему урока в тетрадь. - И вы получаете первый ключи от сундука. | Проблемная ситуация. Побуждающий диалог. Фронтальная работа. | Дети читают про себя. - Мы не знаем, как правильно писать эти слова. - В корне, в окончании, в словах на –ция после звука [ц]. - Обозначение звука [ы] после [ц]. - Писать буквы и-ы в корне, в окончании, в словах на –ция после ц. Называют тему урока, проговаривают цели и задачи занятия. |
Планирование учебной деятельности. | - Давайте составим план изучения новой темы. - Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? - Вы получаете еще волшебный ключ и становитесь все ближе к нашему сокровищу. | Фронтальная работа | Желающий пытается выставить план действий. |
Работа с грамматическим материалом. | - Вернемся к нашим словам (Слайд 3): цИрк милицИя цИркуль скворцЫ акацИя птенцЫ станцИя синицЫ цИфра - Прочитайте слова первого столбика - В какой части слова находится орфограмма? Обозначьте. - Что вы заметили? Построение схемы. - Прочитайте слова второго столбика. - В какой части слова находится орфограмма? Обозначьте. - Что вы заметили? - Прочитайте слова третьего столбика. Что заметили? На что оканчиваются эти слова? - А какой буквой обозначается звук [ы]? По итогам выполненной работы команды получают ключи. | Наблюдение. Частично-поисковый метод. Опорный сигнал. . | Читают слова, работа маркером на интерактивной доске (выделяют части слова) - В корне слова. (Один ученик работает у доски, остальные на своих карточках). - В корне после ц пишется буква и (Составляют схему). - В окончании слова. (Один ученик работает у доски, остальные на своих карточках). - В окончании после ц пишется буква ы (Составляют схему). - Все слова оканчиваются на – ция. - Буквой и. |
Выведение правила. | - Посоветуйтесь с соседом по парте и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком -и? Вы становитесь еще ближе к сокровищу! | Работа в парах. | Пытаются сформулировать правило. Отвечают. |
Работа с правилом. | - Давайте прочтем правило в учебнике на стр.182, правильно ли мы его сформулировали? -Поможет вам запомнить правило небольшое стихотворение: В существительных на -ция Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы. - Обо всех ли пунктах правила говорится в этом стихотворении? - Да, действительно, во многих правилах русского языка есть исключения. - Давайте подумаем, как мы зарифмуем эти слова-исключения, чтобы они легче нам запомнились. - Вы, ребята, молодцы, и за это вам ключи! - Чтобы легче запомнить слова-исключения, я тоже предлагаю вам такую чистоговорку: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «Цыц!». - Значение каких слов вам непонятно? - Кто сможет объяснить, что значит слово «цыкнул»? - А в каком словаре мы можем найти значение этого слова? - Давайте проверим по толковому словарю С.Ожегова. Цыкать (разг.) – прикрикивать на кого-л, что-л. (обычно при приказании прекратить что-либо или при выражении какой-либо угрозы). | Работа с учебником. Частично-поисковый. Наблюдение. Фронтальная работа. Работа с источником информации. | Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала. Проговаривают вслух. - Что значит цыц? Цыкнул? Дополняют схему. Составляют предложения, зачитывают классу. |
Составление алгоритма. | Давайте составим алгоритм применения правила. - Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим? - Какая команда набрала наибольшее количество ключей? - А теперь мы можем открыть сундук и узнать секрет (готовая схема-алгоритм) | Фронтальная работа. | 1.Слышу [цы]; 2.Разбираю слово по составу; 3.Если слог в корне и слово не исключение, пишу ЦИ, если исключение – пишу ЦЫ; 4. Если буква после ц – окончание –пишу Ы; 5. Если слово на –ЦИЯ – пишу И. |
Физкультминутка. | Мы, ребята, молодцы! Укрепляем мышцы, Разминаем пальцы, Упражнение «ножницы», Прыгаем на цыпочках, Как цыплята пикаем! Мы глазами поморгаем И работать продолжаем! | Фронтальная работа. | Выполняют физкультминутку. |
Контроль усвоения нового знания. | 1)Работа по карточкам Карточка 1 Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова. Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц…новка, Грец-я. Карточка 2. С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Карточка 3. Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Карточка 4. Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац… Карточка 5. Найдите лишнее слово Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр. Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я. - В случае, если у вас возникают затруднения при выполнении задания, вы можете обратиться за помощью к членам своей команды или «инструктору», т.е. ко мне. - Кто не допустил ошибок? -Молодцы! 3) Интерактивный тест. Проверим свои знания при помощи пультов голосования. - Кто не допустил ошибок? - Молодцы! - Конечно, каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. Кто хочет попробовать себя в роли учителя, выбирает для самостоятельной работы белый лист с заданием, в роли писателя - желтый, ученого- зеленый. Выбирайте и приступайте к выполнению. Каждый за работу получит оценку. На белых листах: Исправь ошибки! Древняя цывилизация, круглолиций мальчик, дворцы Петербурга, аккуратные немци, циновка у двери, душистая акацыя, птенцы чайки, учиться в Швецыи, пушистый ципленок. На желтых листах: Составь небольшой рассказ(3-4 предложения) на тему «У бабушки», используй словосочетания: желтенькие ц…плята, лисиц…на нора, цветущая акац…я, ловкая кошка- ц…ркачка. На зеленых листах: Вставь в текст о насекомых цикадах подходящие по смыслу слова: ц…када, ц…ркулярная, китайц…, ц…трусовые, птиц…, традиц…я, информац…я.
В странах с тёплым климатом раздаётся звонкая песня насекомых __________________. Они жители тропических стран, поэтому нередко их можно увидеть на _______________________ деревьях. Многие _______________ любят полакомиться ими. Эти насекомые поют громко, их стрекот напоминает звук _____________________ пилы. В древности существовала такая ____________________: с собой в могилу богатые __________________ клали это насекомое как символ бессмертия. Может быть, полезной тебе будет ___________________, что амулет в виде _______________________ защитит тебя от предательства. | Фронтальная работа. Практическая работа. Взаимоконтроль. Самоконтроль. Индивидуальная работа. | Записывают слова, комментируют, проверяют. Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга. Выполняют самостоятельно, проверяют по образцу, оценивают себя. |
Итог урока. | - Вот и подошел к завершению наш урок. -Всю ли мы работу выполнили? - Достигли ли мы поставленной цели? -Что нового узнали? -Кому было легко? -Кому было трудно? В чем заключались трудности? - Где нам пригодятся знания? Выставляются оценки за урок с учетом листов самооценки. | Фронтальная работа | Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. |
Домашнее задание (дифференцированное) |
| Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"
Разработка урока изучения нового материала...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы ы-и после ц"
Открытый урок русского языка в 5 классе...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы о - е после шипящих в наречиях"
урок изучения нового материала....
Урок русского языка в 5 классе. Буквы И, Ы после Ц. ФГОС
Урок по ФГОС....