Урок русского языка в 5 классе. Буквы И, Ы после Ц. ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Урок по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bukvy_i_y_posle_ts.ppt2.9 МБ
Microsoft Office document icon bukvy_i_y_posle_ts.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы И, Ы после Ц Урок русского языка в 5 классе Выполнила: Пятникова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №42» г. Братска Иркутской области

Слайд 2

морфемика пунктуация лексикология орфография синтаксис орфоэпия

Слайд 3

Составьте 1группа: предложение 2 группа: словосочетание (сущ.+прилаг.) Ж..лтый Пч..лка Ч..рный ё ё ё Вспоминаем то, что знаем

Слайд 4

Из тетради Коли Коекакера Ученик чотко излогает условие задачи. Парк разполажился близко у цырка. Ученик ч ё тко изл а гает условие задачи. Парк ра с пол о жился близко у ц и рка.

Слайд 5

Буквы , после

Слайд 6

Ц иркуль стан ц ия гостин ц ы лиси ц ына Ц и ркуль стан ц и я гостин ц ы лиси ц ы на Определяем проблему урока В каких случаях после Ц пишется буква И, в каких – Ы ?

Слайд 7

ц и рк ц и фра Сравните записи в каждом столбике. Почему слова так сгруппированы? В какой части слова орфограмма. лиси ц ы на сестри ц ы на пти ц ы белоли ц ы й Решаем проблему Попробуйте выявить закономерность. От чего зависит выбор букв? И или Ы – зависит от части слова .

Слайд 8

ц и рк ака ц и я пти ц ы н сестри ц ы н пти ц ы белоли ц ы й Обобщим наблюдения. В корне после ц пишется буква и . В суффиксе , в окончаниях после ц пишется буква ы . Когда пишется И, а когда – Ы после Ц?

Слайд 9

Сравните свои выводы с текстом правила в учебнике на стр. 39 (орфограмма № 15) Что нового вы обнаружили?

Слайд 10

Ц ы ц, ц ы пленок, ц ы ган на ц ы почках идёт! Запомните исключения !

Слайд 11

Физ ультми утк Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть. Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка…

Слайд 12

В нашем классе хорошие традиц И и. Однажды всем классом мы пошли в ц И рк. Мартышка на ц Ы почках подошла к Удаву. Птиц Ы кружили под куполом цирка. Маша Синиц Ы на громко аплодировала. Применяем правило Объясните выбор букв И, Ы после Ц.

Слайд 13

Закрепляем знания Ц..рковой артист Ц..тата из Пушкина ц..гейковая шубка душистая акац..я Ц..ц! Сейчас же замолчите! Мягкая ц..новка * свежие огурц.. ц..нковая стружка громкие ц..кады * встать на ц..почки тигриц..н хвост вязальные спиц.. Ц и рковой артист ц и тата из Пушкина ц и гейковая шубка душистая акац и я Ц ы ц! Сейчас же замолчите! мягкая ц и новка свежие огурц ы ц и нковая стружка громкие ц и кады встать на ц ы почки тигриц ы н хвост вязальные спиц ы

Слайд 14

В какой строке во всех словах пишется буква Ы ? Ули ц _, ц _пленок, бледнолиц_й . Стан ц _я, сини ц _н, ц _ган. Ц _трусовые, ц _рк, нар ц _сс . 1 Проверим себя Ули ц ы , ц ы пленок, бледнолиц ы й . Стан ц и я, сини ц ы н, ц ы ган. Ц и трусовые, ц и рк, ц и фра .

Слайд 15

Оцени то, как ты усвоил материал: я не допустил ни одной ошибки. я ошибался 1-3 раза. я ошибался более 3 раз. я не понял материал.

Слайд 16

Домашнее задание Упр. 462 или 2) Составить текст, используя слова с изученной орфограммой (4-6 предложений)

Слайд 17

Ц

Слайд 18

Ц

Слайд 20

Используемый материал: Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1991. https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=RqTvUsCXEoLZ4ASkqIGIAg&ved=0CCcQsAQ&biw=1247&bih=863 http://www.myshared.ru/slide/546676/ http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1954 https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1247&bih=863&tbm=isch&sa=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&oq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&gs_l=img.12..0.24642.25931.0.26811.7.7.0.0.0.0.197.603.0j4.4.0....0...1c.1.32.img..6.1.140.7AAK-x0zcwU https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1247&bih=863&tbm=isch&sa=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8B&oq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8B&gs_l=img.12..0l2j0i24.6190.6446.0.7720.3.3.0.0.0.0.161.299.0j2.2.0....0...1c.1.32.img..1.2.299.6mjXqyUJ-Gs



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка Пятникова М.Г.

Урок  русского языка в 5 классе

Тема урока: Буквы и, ы после ц.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1)  предметные:

  • находить в словах орфограмму-букву и, ы после ц, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи;
  • работать со словарём,
  • извлекать и преобразовывать информацию (схема), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль. 
  • уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • умение рационально использовать время;

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация опорных знаний (на основе изученного)

1.Терминологическая разминка

(слайд 1):

– Что означают данные понятия?

– Сформулируйте определение разделов языкознания, которые мы изучаем сейчас.

2. (Слайд 2) РР. Составить по картинкам 1 группа: предложение; 2 группа (словосочетание типа сущ.+ прилаг.), используя слова с изученной орфограммой «Буквы Ё,О после шипящих в корне слова»

Учащиеся комментируют орфограммы.

3. (Слайд 3)Работа с деформированным текстом.

Самопроверка.

Создание ситуации затруднения: слово с неизвестной орфограммой (цирк).

Учащиеся формулируют тему урока.(Слайд 4)

Коммуникативные УУД:

 владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД: самоконтроль, самооценка.

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений

III. Постановка проблемы урока.

1. (Слайд 5) После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?

Работа в парах.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

3. Оформлять языковую информацию схематически.

Коммуникативные УУД:

уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия.

Личностные УУД:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

IV. Открытие новых знаний.

1.  (Слайд 6, 7) Продолжается работа в парах. 

Затем учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется подводящий диалог).

Учитель задаёт вопросы:

– Сравните записи в каждом столбике.

– Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во

2–3-м – ы).

– Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях

слов.)

– Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать?

– Сравните с той информацией, которая представлена на слайде,  найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы).

– Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно.

2. (Слайд 8,9) Сравнивают свои выводы с текстом правила в учебнике.

  • Что нового вы обнаружили?

Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой.

– Назовите опознавательный признак изученной орфограммы.

– Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть

речи? (Это написание возможно в разных частях речи.)

– Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.)

3. Составляют опорную схему на основе правила. (Слайд 16,17)

4. Работа с графической моделью орфограммы «Буквы и, ы после ц».

– Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы ы, и после ц, часть слова.)

– Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.)

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные УУД:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

1. (Слайд 11) Развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц.

Выполняется устно: комментируются условия употребления орфограммы.

2. (Слайд 12) Развивается умение писать слова с орфограммой-буквой  и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы. Выписать словосочетания в столбик: с ы, с и.

3. Письменной работе предшествует словарно-орфографическое задание: найти слова под звёздочкой (цикада, циновка), уточнить, что они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний, опыта, затем проверяем по словарю).

4. Упр. 464. Развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений.

Взаимопроверка 

5. Интерактивный тест – развиваются учебно-языковые умения: находить слова с изученной орфограммой.

Фронтальная работа.

Познавательные УУД:

1. Пользоваться толковым словарём.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

3. Анализировать, сравнивать, группировать.

Личностные УУД:

Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII. Рефлексия.

(Слайд 13)

– В какой строке во всех словах пишется буква Ы? Аргументируйте свой ответ.

– Приведите примеры слов с изученной орфограммой.

– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке. (Слайд 14)

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

Задание по выбору

1. Упр. 464

2. Составить текст (4-6 предложений), используя слова с изученной орфограммой.

Используемый материал:

  • Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. /  Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  • Граник  Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1991.
  • http://www.myshared.ru/slide/546676/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...