Урок русского языка в 5 классе. Буквы И, Ы после Ц. ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
морфемика пунктуация лексикология орфография синтаксис орфоэпия
Составьте 1группа: предложение 2 группа: словосочетание (сущ.+прилаг.) Ж..лтый Пч..лка Ч..рный ё ё ё Вспоминаем то, что знаем
Из тетради Коли Коекакера Ученик чотко излогает условие задачи. Парк разполажился близко у цырка. Ученик ч ё тко изл а гает условие задачи. Парк ра с пол о жился близко у ц и рка.
Буквы , после
Ц иркуль стан ц ия гостин ц ы лиси ц ына Ц и ркуль стан ц и я гостин ц ы лиси ц ы на Определяем проблему урока В каких случаях после Ц пишется буква И, в каких – Ы ?
ц и рк ц и фра Сравните записи в каждом столбике. Почему слова так сгруппированы? В какой части слова орфограмма. лиси ц ы на сестри ц ы на пти ц ы белоли ц ы й Решаем проблему Попробуйте выявить закономерность. От чего зависит выбор букв? И или Ы – зависит от части слова .
ц и рк ака ц и я пти ц ы н сестри ц ы н пти ц ы белоли ц ы й Обобщим наблюдения. В корне после ц пишется буква и . В суффиксе , в окончаниях после ц пишется буква ы . Когда пишется И, а когда – Ы после Ц?
Сравните свои выводы с текстом правила в учебнике на стр. 39 (орфограмма № 15) Что нового вы обнаружили?
Ц ы ц, ц ы пленок, ц ы ган на ц ы почках идёт! Запомните исключения !
Физ ультми утк Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть. Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка…
В нашем классе хорошие традиц И и. Однажды всем классом мы пошли в ц И рк. Мартышка на ц Ы почках подошла к Удаву. Птиц Ы кружили под куполом цирка. Маша Синиц Ы на громко аплодировала. Применяем правило Объясните выбор букв И, Ы после Ц.
Закрепляем знания Ц..рковой артист Ц..тата из Пушкина ц..гейковая шубка душистая акац..я Ц..ц! Сейчас же замолчите! Мягкая ц..новка * свежие огурц.. ц..нковая стружка громкие ц..кады * встать на ц..почки тигриц..н хвост вязальные спиц.. Ц и рковой артист ц и тата из Пушкина ц и гейковая шубка душистая акац и я Ц ы ц! Сейчас же замолчите! мягкая ц и новка свежие огурц ы ц и нковая стружка громкие ц и кады встать на ц ы почки тигриц ы н хвост вязальные спиц ы
В какой строке во всех словах пишется буква Ы ? Ули ц _, ц _пленок, бледнолиц_й . Стан ц _я, сини ц _н, ц _ган. Ц _трусовые, ц _рк, нар ц _сс . 1 Проверим себя Ули ц ы , ц ы пленок, бледнолиц ы й . Стан ц и я, сини ц ы н, ц ы ган. Ц и трусовые, ц и рк, ц и фра .
Оцени то, как ты усвоил материал: я не допустил ни одной ошибки. я ошибался 1-3 раза. я ошибался более 3 раз. я не понял материал.
Домашнее задание Упр. 462 или 2) Составить текст, используя слова с изученной орфограммой (4-6 предложений)
Ц
Ц
Используемый материал: Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1991. https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=RqTvUsCXEoLZ4ASkqIGIAg&ved=0CCcQsAQ&biw=1247&bih=863 http://www.myshared.ru/slide/546676/ http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1954 https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1247&bih=863&tbm=isch&sa=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&oq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82&gs_l=img.12..0.24642.25931.0.26811.7.7.0.0.0.0.197.603.0j4.4.0....0...1c.1.32.img..6.1.140.7AAK-x0zcwU https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1247&bih=863&tbm=isch&sa=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8B&oq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8B&gs_l=img.12..0l2j0i24.6190.6446.0.7720.3.3.0.0.0.0.161.299.0j2.2.0....0...1c.1.32.img..1.2.299.6mjXqyUJ-Gs
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка Пятникова М.Г.
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Буквы и, ы после ц.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1) предметные:
- находить в словах орфограмму-букву и, ы после ц, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
- работать со словарём,
- извлекать и преобразовывать информацию (схема), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
3) личностные:
формировать
- положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать время;
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация опорных знаний (на основе изученного) | 1.Терминологическая разминка (слайд 1): – Что означают данные понятия? – Сформулируйте определение разделов языкознания, которые мы изучаем сейчас. 2. (Слайд 2) РР. Составить по картинкам 1 группа: предложение; 2 группа (словосочетание типа сущ.+ прилаг.), используя слова с изученной орфограммой «Буквы Ё,О после шипящих в корне слова» Учащиеся комментируют орфограммы. 3. (Слайд 3)Работа с деформированным текстом. Самопроверка. Создание ситуации затруднения: слово с неизвестной орфограммой (цирк). Учащиеся формулируют тему урока.(Слайд 4) | Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные УУД: самоконтроль, самооценка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений |
III. Постановка проблемы урока. | 1. (Слайд 5) После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы? Работа в парах. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. 3. Оформлять языковую информацию схематически. Коммуникативные УУД: уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия. Личностные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. (Слайд 6, 7) Продолжается работа в парах. Затем учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется подводящий диалог). Учитель задаёт вопросы: – Сравните записи в каждом столбике. – Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во 2–3-м – ы). – Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях слов.) – Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать? – Сравните с той информацией, которая представлена на слайде, найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы). – Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно. 2. (Слайд 8,9) Сравнивают свои выводы с текстом правила в учебнике.
Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой. – Назовите опознавательный признак изученной орфограммы. – Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.) – Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.) 3. Составляют опорную схему на основе правила. (Слайд 16,17) 4. Работа с графической моделью орфограммы «Буквы и, ы после ц». – Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы ы, и после ц, часть слова.) – Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.) | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель). Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Личностные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. |
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. | 1. (Слайд 11) Развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц. Выполняется устно: комментируются условия употребления орфограммы. 2. (Слайд 12) Развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы. Выписать словосочетания в столбик: с ы, с и. 3. Письменной работе предшествует словарно-орфографическое задание: найти слова под звёздочкой (цикада, циновка), уточнить, что они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний, опыта, затем проверяем по словарю). 4. Упр. 464. Развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений. Взаимопроверка 5. Интерактивный тест – развиваются учебно-языковые умения: находить слова с изученной орфограммой. Фронтальная работа. | Познавательные УУД: 1. Пользоваться толковым словарём. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, группировать. Личностные УУД: Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека. Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII. Рефлексия. | (Слайд 13) – В какой строке во всех словах пишется буква Ы? Аргументируйте свой ответ. – Приведите примеры слов с изученной орфограммой. – С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке. (Слайд 14) – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание. | Задание по выбору 1. Упр. 464 2. Составить текст (4-6 предложений), используя слова с изученной орфограммой. |
Используемый материал:
- Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1991.
- http://www.myshared.ru/slide/546676/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Буквы и, ы после ц"
Изучение нового материала....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"
Цель урока: (слайд 2)· выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"
Цель урока: (слайд 2)· выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...
Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»
Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...