Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 102.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________ Г. А. Симахина
Приказ № от
« » августа 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 класс
Разработчик:
Суржко Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании кафедры русского языка и литературы Протокол № от « » августа 201 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _______/ /
от « » августа 201 г. | Утверждена педагогическим советом Протокол № от « » августа 201г. |
Бийск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от 17.12. 2010 г. (с учётом внесённых изменений: приказ № 1577 от 31.12.2015 г.);
- основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11»;
- Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2016;
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11».
Рабочая программа рассчитана на 140 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (4 часа в неделю), что соответствует авторской.
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
В программе для 5—9 классов предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осознание его эстетической ценности;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ЧАСОВ
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов |
1. | 36 | Гласные перед нн и н | 1 |
2. | 48 | Повторение изученного | 1 |
3. | 61 | Словообразование деепричастий | 1 |
4. | 107 | Понятие о частице | 1 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы взяты из книги «Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, - Москва, «Дрофа», 2014.
Мониторинг метапредметных результатов обучения осуществляется в соответствии с ООП ООО МБОУ «Гимназия №11».
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия № 11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия № 11» (см. Приложение №1).
Тема | Количество контрольных работ | Количество контрольных диктантов |
Введение | 1 | |
Причастие | 2 | 1 |
Деепричастие | 1 | |
Служебные части речи. Предлог | 1 | |
Служебные части речи. Союз | 1 | |
Служебные части речи. Частица | 2 | |
Междометия. | - | |
Повторение изученного | 1 | |
Всего: | 9 | 1 |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 11 |
2 | Причастие | 41 |
3 | Деепричастие | 18 |
4 | Служебные части речи. Предлог | 13 |
5 | Служебные части речи. Союз | 17 |
6 | Служебные части речи. Частица | 18 |
7 | Междометия. | 7 |
8 | Повторение изученного | 15 |
Всего: | 140 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Подтемы (тема урока) | Сроки | Элементы содержания материала | Виды учебной деятельности | Ресурсы (технические средства, демонстрационные материалы, КИМы) | |
Классы | ||||||
7А | 7Д | |||||
Введение (11 ч.) | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | Знакомство с «Практикой». Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка | Проанализировать структуру нового учебника. Повторить понятия «литературный язык», «норма». Проследить за изменчивостью норм русского литературного языка | |||
2 | Повторение изученного в 5—6 классах | Повторение и систематизация сведений по культуре речи | Повторить базовые понятия, усвоенные ранее, совершенствовать навыки использования языковых явлений в соответствии с нормами | |||
3 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
4 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
5 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
6 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
7 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
8 | Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
9 | Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5—6 классах» | Диагностика усвоения норм культуры речи. Анализ ошибок | Владеть нормами культуры речи. Уметь работать над ошибками | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр.109-111 | ||
10 | Анализ проверочной работы по теме «Повторение изученного в 5—6 классах» | |||||
11 | Р/Р Изложение | Диагностика коммуникативных навыков учащихся | Совершенствовать умения передавать содержание текста | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр.88-89 | ||
Причастие (41 ч.) | ||||||
12 | Понятие о причастии | Семантика причастия, сфера его употребления в речи. Нормы произношения | Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам | |||
13 | Понятие о причастии | |||||
14 | Признаки прилагательного и глагола у причастия | Грамматические признаки причастий. Орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях причастий». Нормы употребления причастий | Усвоить признаки причастия как части речи. Освоить новую орфограмму. Используя рассуждения, установить сходство и различие причастий и однокоренных прилагательных и глаголов. Подготовить сообщение «Что я узнал о причастии» | |||
15 | Признаки прилагательного и глагола у причастия | |||||
16 | Р/Р Что такое текст | Текст, его признаки | Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершенность, структурная связность всех частей, стилистическое единство. Уметь озаглавливать текст, «читать» заглавие | |||
17 | Причастный оборот | Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Нормы употребления причастного оборота. Нормы согласования. Интонирование предложений с причастными оборотами | Учиться находить причастный оборот, усвоить понятия «определяемое» и «зависимое» слово. Уметь конструировать причастные обороты, использовать их в соответствии с нормами. Учиться соблюдать нормы согласования причастий с определяемыми словами, расположенными дистантно. Совершенствовать навыки интонирования изучаемых конструкций, навыки выразительного чтения. Учиться выделять причастные обороты на письме | |||
18 | Причастный оборот | |||||
19 | Причастный оборот | |||||
20 | Причастный оборот | |||||
21 | Не с причастиями | Правописание не с причастиями | Усвоить опознавательные признаки орфограммы, условия ее возникновения, алгоритм применения правила. Совершенствовать навыки опознавания и выделения в устной речи и на письме причастных оборотов | |||
22 | Не с причастиями | |||||
23 | Р/Р Описание местности | Сжатое и полное описание общего вида местности | Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем - к развернутому описанию общего вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью сжатого изложения учиться избегать типичного недочета – подмены описания повествованием | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 21, упр. 19.II | ||
24 | Действительные и страдательные причастия | Семантика действительных и страдательных причастий, нормы их употребления | Усвоить понятие о действительных и страдательных причастиях, их суффиксах, нормах употребления. Уметь опознавать действительные и страдательные причастия | |||
25 | Действительные и страдательные причастия | |||||
26 | Словообразование причастий настоящего времени | Образование причастий. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные синтаксические конструкции для выражения определительных отношений. Совершенствовать орфоэпические навыки | |||
27 | Словообразование причастий настоящего времени | |||||
28 | Словообразование причастий настоящего времени | Образование причастий. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные синтаксические конструкции для выражения определительных отношений. Совершенствовать орфоэпические навыки | |||
29 | Словообразование причастий настоящего времени | |||||
30 | Р/Р Описание местности | Стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ». Подготовка к сочинению | Анализируя стихотворение, являющееся классическим образцом строгого соблюдения перспективы при описании, учиться описывать общий вид местности | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 22, упр. 21.II | ||
31 | Словообразование причастий прошедшего времени | Образование причастий. Орфограмма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Нормы акцентологии | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Освоить нормы употребления причастий, образованных от глаголов с суффиксом –ну-. Совершенствовать акцентологические навыки | |||
32 | Словообразование причастий прошедшего времени | |||||
33 | Словообразование причастий прошедшего времени | |||||
34 | Гласные перед нн и н | Орфограмма «Гласные перед нн и н». Нормы употребления причастий | Освоить новую орфограмму, отработать навыки нормированного употребления причастий. Совершенствовать навыки редактирования написанного: устранять однотипные конструкции с помощью использования причастных оборотов | |||
35 | Гласные перед нн и н | |||||
36 | Гласные перед нн и н (Резервный урок) | |||||
37 | Диктант по теме «Правописание причастий» | Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Анализ ошибок | Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст, работать над ошибками | Диктант по теме «Правописание причастий» (см. приложение № 2) | ||
38 | Анализ диктанта по теме «Правописание причастий» | |||||
39 | Р/Р Описание местности | Подготовка к сочинению по личным наблюдениям | Уметь, анализируя темы, устанавливать общее и различное между ними. Понимать значение каждого слова в формулировке темы, чтобы писать на тему. Подготовиться к сочинению | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 25, упр. 23.II | ||
40 | Краткие причастия | Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии | Усвоить понятие о кратких причастиях, их значении, образовании, правописании, сфере употребления, а также нормы их акцентологии | |||
41 | Краткие причастия | |||||
42 | Краткие причастия | |||||
43 | Правописание нн в причастиях | Слова омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии | Учиться различать слова-омофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки | |||
44 | Правописание нн в причастиях | |||||
45 | Р/Р Описание местности | Подготовка к написанию сочинения по пейзажной картине Г. Г. Нисского | Учиться описывать пейзажные картины | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 30-31, упр. 31.II.3 | ||
46 | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка | |||
47 | Повторение изученного | |||||
48 | Повторение изученного (Резервный урок) | |||||
49 | Проверочная работа по теме «Причастие» и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория» 7 класс, стр. 38. Учебник «Русский язык. Практика» 7 класс, упр. 228 | ||
50 | Проверочная работа по теме «Причастие» и её анализ | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр. 111 - 113 | ||||
51 | Проверочная работа по теме «Причастие» и её анализ | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр. 113 - 114 | ||||
52 | Р/Р Описание действий | Описание действий, его особенности | Учиться с помощью «немого» диктанта описывать трудовой процесс без пропуска отдельных действий, нарушения их последовательности. Освоить конструкции, типичные для этого описания, с общим смысловым подлежащим, чтобы избежать повторов при обозначении одного и того же действующего лица | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 35, упр. 39 | ||
Деепричастие (18 ч.) | ||||||
53 | Понятие о деепричастии | Понятие о деепричастии как части речи, нормах его употребления | Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний: «основное действие - добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия». Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка | |||
54 | Понятие о деепричастии | |||||
55 | Понятие о деепричастии | |||||
56 | Деепричастный оборот | Понятие о деепричастном обороте, его выделении в устной речи и на письме | Используя знания о причастном обороте, усвоить понятие о деепричастном обороте, нормах его употребления | |||
57 | Деепричастный оборот | |||||
58 | Деепричастный оборот | |||||
59 | Р/Р Описание действий | Описание спортивных действий | Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению | |||
60 | Словообразование Деепричастий | Особенности образования деепричастий, нормы их употребления. Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричастия». Изложение текста, насыщенного причастными и деепричастными формами и конструкциям | Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Проверить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста | |||
61 | Словообразование деепричастий (Резервный урок) | |||||
62 | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка | |||
63 | Повторение изученного | |||||
64 | Проверочная работа по теме «Деепричастие» | Диагностика усвоения норм употребления деепричастий в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр.46, 115 | ||
65 | Анализ проверочной работы по теме «Деепричастие» | |||||
66 | Р/Р Описание действий | Подготовка к домашнему сочинению | Тренироваться в определении общего и различного в темах сочинений. Совершенствовать навыки аудирования. Повторить композицию полного рассуждения | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 39, упр. 46 | ||
67 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Познакомиться с неморфологическим способом образования слов | |||
68 | Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма | |||
69 | Повторение изученного | |||||
70 | Повторение изученного | |||||
Служебные части речи. Предлог (13 ч.) | ||||||
71 | Понятие о служебных частях речи | Понятие о служебных частях речи | Повторить сведения о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Понять специфику последних | |||
72 | Р/Р Рассказ на основе услышанного | Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного | Уяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 44, упр. 50.3 | ||
73 | Р/Р Рассказ на основе услышанного | |||||
74 | Понятие о предлоге | Предлог, производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды, многозначность предлогов | Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Понять значение предлогов, их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов | |||
75 | Понятие о предлоге | |||||
76 | Правописание предлогов | Орфограммы: «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов | Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов | |||
77 | Правописание предлогов | |||||
78 | Правописание предлогов | |||||
79 | Правописание предлогов | |||||
80 | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять предлоги в соответствии с нормами языка | |||
81 | Повторение изученного | |||||
82 | Проверочная работа по теме «Предлог» | Диагностика усвоения норм употребления предлогов в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр. 57, 116 | ||
83 | Анализ проверочной работы по теме «Предлог» | |||||
Служебные части речи. Союз (17 ч.) | ||||||
84 | Понятие о союзе | Союз как служебная часть речи. Строение и значение союзов | Повторить сведения о союзе, усвоить понятия о строении и значении союзов. Тренироваться в конструировании сложных предложений. После изучающего чтения параграфа «Теории» подготовить высказывание об этой части речи | |||
85 | Сочинительные союзы | Разряды сочинительных союзов. Орфография союзов зато, тоже, также. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложном предложении | Освоить разряды сочинительных союзов, их орфографию. Тренироваться в пунктуационном оформлении предложений с этими союзами | |||
86 | Сочинительные союзы | |||||
87 | Подчинительные союзы | Значения подчинительных союзов, их орфография. Пунктуация сложных предложений. Орфография союзов | Совершенствовать умения составлять конспект параграфа. Запомнить перечень союзов, уяснить их значение и орфографию. Учиться конструировать предложения с подчинительными союзами. Усвоить синонимию союзов. Совершенствовать коммуникативные навыки при написании свободного диктанта | |||
88 | Подчинительные союзы | |||||
89 | Правописание союзов | Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что | Усвоить правописание союзов на основе их сопоставления с синонимичными союзами, омонимичными сочетаниями | |||
90 | Р/Р Морфологические средства связи | Союз как средство морфологической связи предложений и смысловых частей текста | Научиться использовать союзы в качестве скрепы в тексте. С этой целью анализировать тексты, готовиться к написанию изложения и сочинения-миниатюры | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 97, упр. 101 | ||
91 | Р/Р Морфологические средства связи | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 103, упр. 111 | ||||
92 | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять союзы в соответствии с нормами языка | |||
93 | Повторение изученного | |||||
94 | Проверочная работа по теме «Союз» | Диагностика усвоения норм употребления союзов в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Рус. язык. Теория», «Рус. язык. Практика», «Рус. язык. Русская речь» 7 класс, стр.118-119 | ||
95 | Анализ проверочной работы по теме «Союз» | |||||
96 | Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма | |||
97 | Повторение изученного | |||||
98 | Повторение изученного | |||||
99 | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | Подготовиться к написанию коллективного отзыва о художественной книге. С этой целью анализируется теоретический материал, а также отзыв писателя о книге | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7», с. 66, упр. 71 | ||
100 | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | |||||
Служебные части речи. Частица (18 ч.) | ||||||
101 | Понятие о частице | Понятие о частице как служебной части речи. Орфограммы: «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом» | Усвоить основные признаки частицы как части речи, группы частиц по значению. Совершенствовать орфографические навыки. Уметь отличать частицы от омонимов. Учиться использовать частицы для выражения различных дополнительных оттенков | |||
102 | Понятие о частице | |||||
103 | Понятие о частице | |||||
104 | Понятие о частице | |||||
105 | Понятие о частице (Резервный урок) | |||||
106 | Проверочная работа по теме «Употребление частиц в речи» | Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Проверочная работа по теме «Употребление частиц в речи» (см. приложение № 2) | ||
107 | Анализ проверочной работы по теме «Употребление частиц в речи» | |||||
108 | Правописание не и ни | Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание | Научиться различать частицы не и ни, повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание» | |||
109 | Правописание не и ни | |||||
110 | Правописание не и ни | |||||
111 | Правописание не и ни | |||||
112 | Правописание не и ни | |||||
113 | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | Подготовиться к написанию отзыва о научно-популярной книге | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7», с. 72, упр. 77 | ||
114 | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка | |||
115 | Проверочная работа по теме «Частица» | Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Рус. язык. Теория», «Рус. язык. Практика», «Рус. язык. Русская речь» 7 класс, стр.119 | ||
116 | Анализ проверочной Работы по теме «Частица» | |||||
117 | Р/Р Характеристика литературного героя | Характеристика литературного героя | Усвоить понятие «литературный герой», познакомиться с планом его характеристики. С помощью выборочного изложения учиться составлению характеристики литературного героя, использовать для этого конструкции с общим смысловым подлежащим | Учебник «Русский язык. Русская речь. 7» c. 76 - 77, упр. 81 - 83 | ||
118 | Переход слов самостоятельных частей речи в служебные | Особенности образования служебных слов | Познакомиться с новым способом образования слов служебных частей речи | |||
Междометие (7 ч.) | ||||||
119 | Междометие | Междометие как языковое явление | Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Совершенствовать навыки интонирования предложений с междометиями. Продолжить совершенствование культуры речевого поведения, атрибутом которого должны стать этикетные междометия, учиться уместно их использовать. Усвоить понятие «звукоподражательные слова». Совершенствовать с помощью изложения с элементами сочинения коммуникативные навыки. | |||
120 | Междометие | |||||
121 | Междометие | |||||
122 | Р/Р Публицистический стиль | Публицистический стиль, его особенности | Познакомиться с особенностями публицистического стиля, спецификой его тематики, отбора языкового материала. Учиться писать сочинения в этом стиле | |||
123 | Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма | |||
124 | Повторение изученного | |||||
125 | Повторение изученного | |||||
Повторение изученного (15 ч.) | ||||||
126 | Повторение изученного в 6-7 классах | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка | Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка | |||
127 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
128 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
129 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
130 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
131 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
132 | Повторение изученного в 6-7 классах | |||||
133 | Р/Р Интервью | Интервью как жанр публицистики | Познакомиться с интервью как жанром публицистики, его композицией, языковыми особенностями. Учиться писать сочинение в этом жанре | |||
134 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» | Диагностика усвоения норм употребления частей речи в практике учащихся. Анализ ошибок. Динамика формирования навыков учащихся | Классифицировать ошибки, работать над ними | Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» 7 класс, стр.120 | ||
135 | Анализ контрольной работы | |||||
136 | Р/Р Повторение изученного | Морфологические средства сравнения. Текст, его тема, стили речи | Повторить морфологические средства сравнения (существительное в творительном падеже, прилагательное и наречие, а также предлоги и союзы), уметь пользоваться ими в речи. Повторить понятия, связанные с текстом, стилями речи. Уметь писать доклад на научную тему, изложение (близкое к тексту, сжатое, выборочное) текстов разных стилей и жанров | |||
137 | Р/Р Повторение изученного | |||||
138 | Р/Р Повторение изученного | |||||
139 | Р/Р Повторение изученного | |||||
140 | Р/Р Повторение Изученного | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1. | Русский язык. Теория. 5–9 классы. Учебник | В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова | «Дрофа» | 2013 |
2. | Русский язык. Практика. 7 класс. Учебник | С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др | «Дрофа» | 2014 |
3. | Русский язык. Русская речь. 7 класс | Е.И. Никитина | «Дрофа» | 2014 |
4. | Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 7 кл. | С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова | «Дрофа» | 2014 |
5. | Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь | С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Т.Е. Перова. под ред. С.Н. Пименовой | «Дрофа» | 2014 |
6. | Русский язык. 7 класс. Диагностические работы | С.Н. Пименова | «Дрофа» | 2015 |
Приложение № 1
ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В МБОУ «ГИМНАЗИЯ №11»
(фрагмент)
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Оценка орфографической и пунктуационной грамотности
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:
а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Объем диктанта в 7 классе - 110 – 120 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 6 классе он может состоять из 25-30 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:
«5» - если нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5-7 ошибок.
- Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения в 7 классе – 200-250 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 7 классе – 1,5-2,0 страницы.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
- Оценка тестов
Тест – вид контроля, позволяющий проверить нормы русского языка.
Тесты контрольной работы распечатываются или копируются и выдаются каждому обучающемуся.
Уровень подготовки будет определяться, исходя из 100-процентной шкалы. Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Баллы суммируются за все задания (обучающийся может получить максимально 100%), переводятся в проценты и соотносятся с привычными школьными оценками:
«5» | «4» | «3» | «2» |
100 – 90% | 89 – 65% | 64– 50% | 49 – 0% |
В тестовых контрольных работах практически все задания обязательного уровня. Рядом с ними нет помет. Если эти задания выполнены, верно, то работа учащегося оценивается не ниже «3». Если в дополнение к заданиям обязательного уровня выполнены задания отмеченные • (повышенной сложности, рассчитанные на подготовленных учащихся и выполняющиеся по желанию), на понижение общей оценки не влияют, и работа может быть оценена, соответственно на «4» или «5».
- Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
- Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Приложение № 2
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
по теме «Правописание причастий»
(урок №36)
Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в овине. <...> Я прислушивался к грозному, раздиравшему слух треску ударов. Когда мы поднялись, в воротах еще висела алмазная сетка дождя, а сквозь падающие капли уже сияло, переливалось лучами летнее радостное солнце. Отец запрягал запутавшихся в постромках, лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо переступавших ногами.
Еще веселее показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога... Яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на освещенную солнцем грозную тучу, на столб белого дыма, подымавшегося вдалеке над зажженным грозою сараем, слушал веселые голоса птиц в открывавшемся мне умытом, чудесном мире. (По И. Соколову-Микитову.)
Дополнительные задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Заключите в овал все причастия из текста, выберите из них несколько, интересных для морфемного анализа, произведите этот разбор.
3. Обозначьте все орфограммы в 1-м предложении.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
по теме «Употребление частиц в речи»
(урок №106)
1. Выпишите из басни И. Крылова (читает учитель) частицы, определите их роль в предложении.
Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
2. Запишите под диктовку, заключая частицы овал.
Сто лет назад в Москве еще не было ни одного почтового отделения, ни одного почтового ящика. Надо было отправить письмо, его несли не на почту, а просто в мелочную лавочку, где торговали всякой всячиной.
Почтовых марок не было тогда тоже. Чтобы отправить письмо, надо было уплатить хозяину двадцать копеек.
У почтальонов вид был очень внушительный. Если почтальон вез почту в другой город, он надевал саблю, потому что почту небезопасно было возить. (По М. Ильину.)
3. Придумайте три восклицательных и три вопросительных предложения, используя частицы что за, как, неужели, разве, ли (ль) и др.
4. С помощью частиц даже, ведь, все-таки, же усильте значение какого-либо слова в предложении.
1) Я так спешил, что не позавтракал. 2) Ты плохо читаешь. 3) Я хочу тебе помочь. 4) Ты не выполнил работу.
5. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
1) Мы радуемся успехам наших спортсменов. 2) Мы гордимся своим училищем. 3) Нужно работать, чтобы добиться успехов. 4) Можно восхищаться каждый раз восходом солнца.
6. Составьте небольшую заметку (три-четыре предложения) публицистического характера, используя глаголы повелительного наклонения с частицами пусть, давай(те), пускай, да (темы могут быть такие: «Берегите природу!» «Бережно относитесь к книгам» и т. п.).
Примечание. Исходя из уровня подготовки класса, учитель может выбрать несколько заданий из предложенных нами или провести диктант (изложение), подобранный из любого имеющегося сборника диктантов (изложений) или из «Русской речи».
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....