Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglikova_otkrytyy_urok._teh._karta.docx | 206.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Кругликова А.А.
Школа: МБОУ «Александровская СОШ № 10»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цель урока: формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Задачи:
- обучающие: отработать навык правильного правописания сложных прилагательных; закрепить правило в практической деятельности учащихся; расширить словарный запас школьников;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; формировать познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям и действиям одноклассников;
- учить работать в парах, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- вспомнить условия дефисного и слитного написания сложных прилагательных;
- уметь руководствоваться правилом;
- уметь создавать собственные устные и письменные высказывания.
Дидактические средства: учебник, памятки, листочки с заданиями для парной работы, карточки с заданиями для индивидуальной работы
Оборудование: доска, цветные фишки жёлтого и красного цвета.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап | Словесное приветствие. | Ученики приветствуют учителя, записывают в тетрадях число. | Регулятивные: -волевая саморегуляция. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; -умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. Регулятивные: -эмоционально-положительный настрой на урок; -умение слушать. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Рисует на доске скелет рыбы. Учитель предлагает детям поиграть в игру под названием «В корзину»: предлагает ученикам вытянуть по одному листочку: широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелы. Учитель задает вопрос: -Каким правилом вы руководствовались? Ребята, все ли прилагательные имеют краткую форму? Приведите устно примеры прилагательных, не имеющих краткую форму. | Ребята, вспоминая признаки прилагательного как части речи, выходят к доске и заполняют все кости рыбы. Ребята тянут из предложенного им учителем веера по одному листочку, где написаны имена прилагательные. Задача учеников – положить в корзину только те прилагательные, которые употреблены в краткой форме. Ребята называют вопрос, на который отвечает краткая форма прилагательного. Ребята приводят примеру относительных и притяжательных прилагательных, говорят о их невозможности иметь краткую форму. | Познавательные: -заполнять схему на основе имеющихся знаний; -систематизировать и обобщить изученное. Коммуникативные: -формировать умение учебного сот рудничества; -осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные: -осуществлять анализ учебного материала; -выделять в системе знаний изученную единицу. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель просит обратить внимание ребят на доску, где записано предложение: На самой красивой полянке небольшой берёзовой рощи мы увидели (ярко)красный цветок. Учитель просит вспомнить ребят назвать все имена прилагательные. -Почему ребята одно из прилагательных написано в скобках? Давайте раскроем скобки. Учитель просит детей сформулировать цель и задачи данного занятия. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных (работа со скелетом рыбы продолжается, заполняет оставшиеся кости учитель). -А теперь вспомним случаи слитного написания сложных существительных. |
Дети называют прилагательные. Говорят о том, что прилагательное ярко-красный сложное. Комментируют его написание, руководствуясь правилом. Формулируют цель урока: научиться правильно писать сложные прилагательные. Ребята работают фронтально, вспоминая правила дефисного и слитного написания сложных прилагательных. | Познавательные: -самостоятельно решать учебную задачу; -выделять из памяти ту информацию, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: -умение участвовать в диалоге, дополнять сказанное; -умение строить собственное монологическое высказывание. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -умение формулировать цель и задачи урока. |
Первичное закрепление | Учитель вызывает двух учеников к доске для выполнения упражнения 223 на стр. учебника 89. Задание: выписать только сложные прилагательные, объяснив их правописание: бледно-зеленые, столетний, северо-восточный, плодово-ягодный, темно-фиолетовый, мелкий-мелкий. | Два ученика выходят к доске и работают самостоятельно. Класс после окончания работы проверяет работу, выполненную на доске, и оценивает отвечающих. | Познавательные: -умение самостоятельно создавать способы решения учебной задачи; -умение обозначать правильно орфограмму. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: -умение работать по плану; -принимать и сохранять учебную задачу; -работать по плану; -определять способы для достижения поставленной цели; -контролировать и корректировать свою деятельность. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | 1.Учитель организует игру, которая называется «Измени словосочетание». Каждый получает карточку со словосочетанием, которое нужно изменить. -Ребята, вспомним, что такое словосочетание. Как оно строится? Учитель дает инструкцию: -Вам нужно главное слово оставить без изменения, а зависимые изменить в сложное прилагательное, написав его безошибочно:
Учитель контролирует работу учащихся. Особое внимание ребят обращает на слово длинношеее. Предлагает выполнить морфемный разбор. 1.Учитель говорит детям, что им предстоит побывать в роли шеф-повара. Игра называется «Пригласи на обед». Педагог дает детям инструкцию: представьте себя шеф-поваром ресторана. Работая в парах, вы должны составить меню, но непростое! В названиях блюд непременно должны быть сложные прилагательные. Вспомним, какие же прилагательные называются сложными? Учитель на доске записывает список блюд, которые непременно должны быть в меню: компот, каша, пирог, блинчики. Учитель спрашивает нескольких ребят о правописании получившихся прилагательных. 3. Учитель объясняет правила творческой работы: Творческое задание называется «Четыре за четыре». Пишет условия его выполнения на доске:
Проверка. Учитель слушает. Педагог зачитывает свой текст: Внезапная перемена. Начался длинный-предлинный день. Черно-белые клавиши роля уснули, казалось, крепким сном. Юго-восточный ветер, дувший со стороны поля, утих. И как-то само собой исчезло тоскливо-мрачное настроение, уступив место радостному ожиданию праздника. | Дети вспоминают определение словосочетания, говорят о том, что оно состоит из главного и зависимого слова. Проговаривают, что при изменении словосочетания главное слово должно остаться без изменения, а зависимое нужно сделать сложным прилагательным, объяснив его правописание. Ребята выходят к доске по желанию и записывают получившееся словосочетание. Класс проверяет, корректирует.
Ребята отмечают , что в слове три буквы «е» подряд. Выполняют морфемный разбор.Ребята слушают учителя. Отвечают на поставленный вопрос. Дети получают цветные бланки под названием «Меню». Работая в парах, заполняют его согласно инструкции. Примерный вариант получившегося меню: яблочно-грушевый компот пшенично-рисовая каша творожно-вишневые блинчики Яблочно-ананасовый пирог Ребята комментируют правописание получившихся прилагательных. Ребята за 4 минуты создают свой текст согласно инструкции учителя. Несколько ребят по желанию зачитывают получившиеся тексты. | Познавательные: - применять полученные знания на практике, действуя по алгоритму; -анализировать и синтезировать информацию; -строить собственный письменный текст. Коммуникативные: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -осуществлять работу в паре. Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -осуществлять взаимный контроль в парах; -осуществлять анализ учебного материала. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания: всем повторить правописание сложных прилагательных; по выбору: стр. 90, упр. 224, списать, выполнить задание 1, 2 или составить лингвистическую сказку, используя сложные мена прилагательные. | Ребята записывают домашнее задание. | Познавательные: -умение структурировать знания; Регулятивные: -волевая саморегуляция. |
Рефлексия | Учитель возвращает детей к теме и целям урока, спрашивает, достигнуты ли цели, выставляет отметки. Педагог интересуется, понравился ли детям урок: -Ребята, покажите мне, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат две фишки: если настроение ваше хорошее и вам понравился урок, поднимите желтую фишку; если настроение грустное – красную. | Ребята еще раз озвучивают тему урока, вспоминают цели. Дети поднимают цветные фишки, сигнализируя педагогу о своем настроении. | Познавательные: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: -строить монологическое высказывание; -оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопрос учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: -соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить. |
Приложение к уроку
Карточка «В корзину»
широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелы. |
Карточка «Измени словосочетание»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическа карта "Бессоюзное сложное предложение"
Разработка урока повторения и обобщения по теме "Бессоюзное сложное предложение"....
Технологическая карта "Не с прилагательными" 6 класс
Тема урока: Не с прилагательнымиМесто и роль урока в изучаемой теме: урок-практикумЦели урока: Образовательные: обобщить и систематизировать материал о прилагательном, научить отличат...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Написание сложных прилагательных".
Цели: Образовательные: организация работы по усвоению правила правописания сложных прилагательных. Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных...
Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...
Технологическая карта урока "Сложное предложение", 5 класс
Технологическая карта урока "Сложное предложение", 5 класс...
технологическая карта урока "Качественные прилагательные"
разработка урока по УМК М. Т. Баранова по теме "Качественные прилагательные"...
Технологическая карта урока "Имя прилагательное"
Урок русского языка , 3 класс...