Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.docx228.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Учитель: Касаткина Н.А.

Цель урока: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.

Ход урока.

I. Работа с текстом (воспроизведенным на экране).

     Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)

- Объясните орфограммы и знаки препинания.

- Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте.
(Красавец тетерев.)

- Определите стиль текста, назовите его приметы.

(Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое... Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул...

Сравнение: как мостик …)

- Какими  морфологическими  средствами выразительности пользуется автор? (Имена прилагательные — эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы — передать действие тетерева.)

II. Объяснение нового материала.

- Какие   действия   совершает   тетерев?    (Сел,   стал   расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись устроился на мостике; завидев солнце завидел солнце; показав белье — показал белье.)

- Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы   и   чем   отличаются   от   них?   От   каких   слов   зависят?

   Эти слова обозначают действие, но у них:

1) нет привычных окончаний глаголов,

2) они не изменяются.

Сравните: устроившись,  стал расцветать

           ----- «-----    ,      расцвел

                               ----- « -----    ,    расцветает

Это деепричастие.

Познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий.

Вывод 1. Деепричастия не изменяются.

- Какое действие главное, основное?

                       когда?  

(Устроившись, стал расцветать.)

Вывод 2. Деепричастия — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- Какое действие главное в последнем  предложении? Какие - добавочные?

- Какова грамматическая основа этого предложения?

- Как поставить вопрос к деепричастию?

- Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? — Когда? Как?)

                _________________________________________________

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, подпрыгнул.

(Когда завидел солнце...) (Что сделав? Когда?)

Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

- Как называется причастие с зависимым словом?

- Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми словами?

Вывод 4 и правило: деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда выделяются запятой.

- Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.

III. Работа с учебником (§ 26).

- Что еще вы узнали о грамматических признаках деепричастия?   (Вопрос    что    делая? — несов.   вида,   вопрос    что сделав? —сов. вида.)

IV. Закрепление  нового материала.

  1. Найдите в тексте причастия и причастный оборот, выпишите их с определяемым словом.

- Почему они не выделяются здесь знаками препинания?

  1. Упр. 134.

Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями. Называют деепричастные обороты.

  1. Упр.  135.

Учащиеся должны найти предложение с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопрос задания.

  1. Объяснительный диктант.

    Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей...

     Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

 (М. Пришвин.)

- Над деепричастиями напишите два вопроса:

  • как к форме глагола (что сделав?);
  • как к члену предложения (как? когда?).

- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

             5) При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

- Можно ли сказать?

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов.)

(Кто подъезжал? Что слетело?)

Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне...

Подходя к лесу, мне стало холодно.

Читая строки романа, создается впечатление...

(Кто читает? Что создается?)         (Д. Э. Розенталь.)

             6)Упр.  136. (Исправить ошибки — устно.)

V. Домашнее задание: § 26, 27, с тремя примерами из поэтического текста; упр. 138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...

Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....

: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот

Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе: повторение темы "Деепричастие. деепричастный оборот"...

Деепричастие. Деепричастный оборот

Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно - обобщающий. Вид урока: урок-путешествие. Технология: элементы технол...

открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс

урок в форме зачета можно провести после изучения  темы Деепричастие...

Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"

- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...