Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ.
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Учитель: Касаткина Н.А.
Цель урока: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.
Ход урока.
I. Работа с текстом (воспроизведенным на экране).
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)
- Объясните орфограммы и знаки препинания.
- Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте.
(Красавец тетерев.)
- Определите стиль текста, назовите его приметы.
(Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое... Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул...
Сравнение: как мостик …)
- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (Имена прилагательные — эпитеты позволяют создать яркий красочный образ, глаголы — передать действие тетерева.)
II. Объяснение нового материала.
- Какие действия совершает тетерев? (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул; устроившись — устроился на мостике; завидев солнце — завидел солнце; показав белье — показал белье.)
- Являются ли эти слова глаголами? Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них? От каких слов зависят?
Эти слова обозначают действие, но у них:
1) нет привычных окончаний глаголов,
2) они не изменяются.
Сравните: устроившись, стал расцветать
----- «----- , расцвел
----- « ----- , расцветает
Это деепричастие.
Познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий.
Вывод 1. Деепричастия не изменяются.
- Какое действие главное, основное?
когда?
(Устроившись, стал расцветать.)
Вывод 2. Деепричастия — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
- Какое действие главное в последнем предложении? Какие - добавочные?
- Какова грамматическая основа этого предложения?
- Как поставить вопрос к деепричастию?
- Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? — Когда? Как?)
_________________________________________________
Завидев солнце над болотными жалкими елочками, подпрыгнул.
(Когда завидел солнце...) (Что сделав? Когда?)
Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
- Как называется причастие с зависимым словом?
- Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми словами?
Вывод 4 и правило: деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда выделяются запятой.
- Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
III. Работа с учебником (§ 26).
- Что еще вы узнали о грамматических признаках деепричастия? (Вопрос что делая? — несов. вида, вопрос что сделав? —сов. вида.)
IV. Закрепление нового материала.
- Найдите в тексте причастия и причастный оборот, выпишите их с определяемым словом.
- Почему они не выделяются здесь знаками препинания?
- Упр. 134.
Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями. Называют деепричастные обороты.
- Упр. 135.
Учащиеся должны найти предложение с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопрос задания.
- Объяснительный диктант.
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей...
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.
(М. Пришвин.)
- Над деепричастиями напишите два вопроса:
- как к форме глагола (что сделав?);
- как к члену предложения (как? когда?).
- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
5) При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
- Можно ли сказать?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов.)
(Кто подъезжал? Что слетело?)
Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне...
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Читая строки романа, создается впечатление...
(Кто читает? Что создается?) (Д. Э. Розенталь.)
6)Упр. 136. (Исправить ошибки — устно.)
V. Домашнее задание: § 26, 27, с тремя примерами из поэтического текста; упр. 138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.
Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...
Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....
: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот
Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе: повторение темы "Деепричастие. деепричастный оборот"...
Деепричастие. Деепричастный оборот
Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно - обобщающий. Вид урока: урок-путешествие. Технология: элементы технол...
открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс
урок в форме зачета можно провести после изучения темы Деепричастие...
Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"
- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...
Изучаем деепричастие. Деепричастный оборот.
Презентация к уроку....