Деепричастие. Деепричастный оборот
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Ракитина Татьяна Игоревна

Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно - обобщающий. Вид урока: урок-путешествие. Технология: элементы технологии развивающего обучения. Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте. Задачи: Обучающие:  закрепить умения обособлять деепричастие и деепричастный оборот, формировать у  учащихся знания и умения по синтаксису, пунктуации и развитию речи. Развивающие : развивать у учащихся навыки коммуникативного общения на уроке, развивать у учащихся  разной степени обученности и обучаемости самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.Воспитывающие: Воспитание  уважительного отношения к литературе.О борудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u.d.pptx1.2 МБ
Файл konspekt.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку для 7 класса Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот . Автор: Ракитина Татьяна Игоревна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: ГБОУ СОШ № 756 г.Москва

Слайд 13

Найдите в предложениях деепричастия. Как и с помощью чего они образованы? Задание 1

Слайд 14

1. «Выстроившись в два ряда, дуболомы размахнулись столбом, как тараном, и ударили в ворота. Ворота затрещали.» 2. «Страшила Мудрый сидел в это время в дворцовом подвале. Его не столько мучило сожаление об утраченной власти, сколько мысль о том, что Железный Дровосек, явившись к нему на выручку, попадет в беду.» 3. « Дуболомы отвели на башню Страшилу и Железного Дровосека, у которого руки были по-прежнему связаны. Тюремщики, зная про его силу, боялись Дровосека даже безоружного.»

Слайд 15

4. «Через пятнадцать минут кое-как поднялись и солдаты. Урфин выстроил их; они стали неровным качающимся строем, хватаясь один за другого.» 5. «Путники осторожно вошли в подземную галерею. Первым шел Лев, за ним Элли с Тотошкой ... Шествие замыкал моряк Чарли, держа над головой зажженный факел... ...Чарли Блек зажег второй факел и подал его Элли . Он прошел вперед и медленно продвигался, ощупывая почву дорожной палкой.»

Слайд 16

1. Выстроившись (деепричастие) - Выстроился 2. Явившись (деепричастие) - Явился 3. Зная (деепричастие) – Знает 4. Хватаясь (деепричастие) – Хватается 5. Держа (деепричастие) – Держит Ощупывая (деепричастие) - Ощупывает Проверим

Слайд 17

Вспомним 1. Что такое деепричастие? Дееприча́стие — самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?

Слайд 18

2. Как образуются деепричастия? Деепричастия образуются от основ глагола: · от основы прошедшего времени – с помощью суффиксов -в/-вши ( - ши при основе на согласный), - а ; -я · от основы настоящего времени – с помощью суффиксов –а, -я

Слайд 19

Образуйте деепричастия от выделенных глаголов данного предложения. Выделите суффиксы, которые помогли вам выполнить задание Задание 2

Слайд 20

Элли со слезами на глазах гладит милое разрисованное лицо Страшилы, обнимает холодное полированное тело Железного Дровосека, расчесывает пальчиками гриву Смелого Льва и говорит дорогим друзьям ласковые прощальные слова.

Слайд 21

Гладит – гладя Обнимала – обнимая Расчесывала - расчесывая Говорила - говоря Проверим

Слайд 22

Перед вами цитаты из сказки. Измените предложения так, чтобы в них появились деепричастия. Выделите деепричастные обороты. Задание 3

Слайд 23

«... Урфин сбросил с себя сапоги. На их подошвах густо зеленели крошечные ростки, выглядывали из швов. Чурбак для колки дров весь ощетинился побегами.» Урфин сбросил с себя сапоги. На их подошвах густо зеленели крошечные ростки , ВЫГЛЯДЫВАЯ ИЗ ШВОВ . Чурбак для колки дров весь ощетинился побегами.

Слайд 24

« Урфин запряг Топотуна в тележку, взял с собой Гуамоко и клоуна и с большим шиком въехал в Когиду . Железные протвини грохотали, когда тележка подпрыгивала на кочках, и пораженные Жевуны сбегались толпами. - Урфин Джюс - могучий волшебник,- перешептывались они.» « Урфин запряг Топотуна в тележку , ВЗЯВ С СОБОЙ ГУАМОКО И КЛОУНА, с большим шиком въехал в Когиду . Железные протвини грохотали, когда тележка подпрыгивала на кочках, и пораженные Жевуны сбегались толпами. - Урфин Джюс - могучий волшебник,- перешептывались они.»

Слайд 25

« Урфин отступил от стены и отправил капрала Бефара с его взводом в ближайшую рощу. Там они свалили длинное дерево, очистили его от сучков и под предводительством Урфина Джюса и генерала двинулись к стене.» « Урфин , ОТСТУПИВ ОТ СТЕНЫ, отправил капрала Бефара с его взводом в ближайшую рощу. Там они , СВАЛИВ ДЛИННОЕ ДЕРЕВО, очистили его от сучков и под предводительством Урфина Джюса и генерала двинулись к стене.»

Слайд 26

« - Довольно нежностей!- грубо закричал Урфин Джюс .- Сейчас речь не о том, кто из вас перед кем виноват, а о вашей судьбе. Согласны ли вы мне служить? Страшила и Железный Дровосек переглянулись и в один голос ответили: - Нет!» « - Довольно нежностей!- грубо закричал Урфин Джюс .- Сейчас речь не о том, кто из вас перед кем виноват, а о вашей судьбе. Согласны ли вы мне служить? Страшила и Железный Дровосек , ПЕРЕГЛЯНУВШИСЬ, в один голос ответили:- Нет!»

Слайд 27

1. Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны , чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми Вспомним

Слайд 28

2. Что такое деепричастный оборот? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?» Вспомним

Слайд 29

3. Как на письме выделяется деепричастный оборот? Деепричастные обороты всегда обособляются . Вспомним

Слайд 30

Расставьте знаки препинания и выделите деепричастный оборот Задание 4

Слайд 31

Оживляя солдата Урфин посыпал ему голову и грудь чудесным порошком. 2. Сделав второго солдата Урфин Джюс задумался: много месяцев уйдет на создание его армии. 3. Отпустив свою армию Урфин призадумался: легко было обещать одежду пятидесяти шести деревянным воинам, но где ее взять? 4. Урфин оживил генерала, тот спрыгнул с верстака и свирепо вращая глазами двинулся на хозяина. 5. Испуганные обитатели деревни высыпав из своих домов стояли на крылечках и у ворот.

Слайд 32

1. ОЖИВЛЯЯ СОЛДАТА, Урфин посыпал ему голову и грудь чудесным порошком. 2. СДЕЛАВ ВТОРОГО СОЛДАТА, Урфин Джюс задумался: много месяцев уйдет на создание его армии. 3. ОТПУСТИВ СВОЮ АРМИЮ, Урфин призадумался: легко было обещать одежду пятидесяти шести деревянным воинам, но где ее взять? 4. Урфин оживил генерала, тот спрыгнул с верстака и , СВИРЕПО ВРАЩАЯ ГЛАЗАМИ, двинулся на хозяина. 5. Испуганные обитатели деревни , ВЫСЫПАВ ИЗ СВОИХ ДОМОВ, стояли на крылечках и у ворот. Проверим



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 7 класса

Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот.

Тип урока: повторительно - обобщающий
Вид урока: урок-путешествие
Технология: элементы технологии развивающего обучения
Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте
Задачи:
Обучающие:  закрепить умения обособлять деепричастие и деепричастный оборот, формировать у  учащихся знания и умения по синтаксису, пунктуации и развитию речи.
Развивающие : развивать у учащихся навыки коммуникативного общения на уроке, развивать у учащихся  разной степени обученности и обучаемости самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.
Воспитывающие: Воспитание  уважительного отношения к литературе.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

ХОД УРОКА


1. Вступительное слово учителя:

Цель: проверить готовность класса к уроку, настроить на работу, объяснить учащимся цель урока.

Слово учителя: У меня в руках странное письмо, мне принесла его вот эта ворона (2)

Посмотрите на него и подумайте, от кого оно может быть? (слайд 3)

(цитата из книги: «Моряк и Элли стали рассматривать лист и при угасающем свете зари увидели нацарапанный чем-то острым странный рисунок. На нем изображены были две головы: одна в широкополой остроконечной шляпе, круглая, с круглыми глазами, с четырехугольным носом в виде заплатки, а другая – с длинным носом, в шапке, похожей на воронку. Рисунок был сделан немногими штрихами, но очень выразительно.

При первом взгляде на эти головы Элли чуть не лишилась чувств от изумления.

– Дядя Чарли, – воскликнула она, – да это же… это же… Страшила и Железный Дровосек!

Снова рассматривая лист, моряк и Элли обнаружили, что рисунок пересекали частые ровные линии, сходившиеся под прямым углом.

– Что бы это значило, дядя Чарли? – спросила девочка.

Опытный путешественник сразу догадался.

– Клянусь якорем! – воскликнул он. – Твои друзья за решеткой! С ними что-то стряслось, и они просят тебя о помощи!

– Кагги-карр, кагги-карр, – прокаркала ворона, и Чарли Блек готов был поклясться даже перед судом, что в переводе на человеческий язык это означало: «Да, да, да!»)

Слово учителя: Правильно, это письмо от Страшилы и железного дровосека и книги А.М.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»   (1963)(слайд 4)

Давайте вспомним, о чём же эта книга:

К злому и хитрому столяру Урфину Джюсу, жившему в Голубой стране, попадает живительный порошок.(слайд 5 )

Завистливый столяр наделал деревянных солдат и повел их завоевывать Изумрудный город. Преемник Гудвина Страшила Мудрый, Длиннобородый Солдат Дин Гиор, Страж Ворот Фарамант и вооруженные горожане храбро защищали свой прекрасный город.(слайд 6)

Но все же там нашелся предатель Руф Билан, который открыл врагам ворота.(слайд 7)

Оказавшись в плену, Страшила и Железный Дровосек, посылают свою знакомую ворону Кагги-Карр за помощью к Элли (слайд 8)

Элли, ее дядя одноногий моряк Чарли Блек и Тотошка отправляются в Волшебную страну на помощь друзьям.(слайд 9)

С приключениями, добравшись до Волшебной страны, освободив пленников Уфин Джюса, друзья побеждают деревянное воинство,(слайд 10)

а Урфина делают изгнанником и оставляют наедине с самим собой, чтобы он подумал над своими поступками.(слайд 11)

Элли с дядей возвращаются домой. (слайд 12)

2. Работа с текстом:


Цель: закрепить умение находить  деепричастия, определять, как и с помощью чего они образованы.  Повторить правило обособления деепричастного оборота на основе работы с текстом.


Слово учителя: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по  Волшебной стране. Но чтобы это сделать, необходимо выполнить задания. Ведь на пути в волшебную страну стоят камни Гингемы, которые однажды уже не пускали Элли и Дядю Чарли. Спасла их умная ворона Кагги-Карр. Она принесла виноград, который рос в Волшебной стране и обладал волшебным  свойством.  Но,  кроме винограда, волшебным  действием обладают еще и знания.  Они помогут нам преодолеть волшебные  камни и встретиться с героями сказки.

Задание 1. Найдите в предложениях деепричастия. Как и с помощью чего они образованы? (слайд 13, 14,15)

1. «Выстроившись в два ряда, дуболомы размахнулись столбом, как тараном, и ударили в ворота. Ворота затрещали.»

2. «Страшила Мудрый сидел в это время в дворцовом подвале. Его не столько мучило сожаление об утраченной власти, сколько мысль о том, что Железный Дровосек, явившись к нему на выручку, попадет в беду.»

3. «Дуболомы отвели на башню Страшилу и Железного Дровосека, у которого руки были по-прежнему связаны. Тюремщики, зная про его силу, боялись Дровосека даже безоружного.»

4. «Через пятнадцать минут кое-как поднялись и солдаты. Урфин выстроил их; они стали неровным качающимся строем, хватаясь один за другого.»

5. «Путники осторожно вошли в подземную галерею. Первым шел Лев, за ним Элли с Тотошкой... Шествие замыкал моряк Чарли, держа над головой зажженный факел...
...Чарли Блек зажег второй факел и подал его Элли. Он прошел вперед и медленно продвигался, ощупывая почву дорожной палкой.»

Самопроверка

Проверим (Слайд 16)

1. Выстроившись (деепричастие) -  Выстроился

2. Явившись (деепричастие)  - Явился

3. Зная (деепричастие) – Знает

4. Хватаясь (деепричастие) – Хватается

5. Держа (деепричастие) – Держит

Ощупывая (деепричастие) – Ощупывает

Слово учителя: Молодцы! За правильное выполнение задания, вы получаете кисть волшебного винограда, она поможет нам идти дальше. Первый камень злой волшебницы Гингемы преодолели!

Актуализация знаний

Вспомним(слайд 17,18)

1. Что такое деепричастие?

(Дееприча́стие — самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? )

2. Как образуются деепричастия?

(Деепричастия образуются от основ глагола:

· от основы прошедшего времени – с помощью суффиксов -в/-вши (-ши при основе на согласный), - а; -я · от основы настоящего времени – с помощью  суффиксов –а, -я )

3. Выборочно-распределительный диктант.
Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов.
Задание 2 . Образуйте деепричастия от выделенных глаголов данного предложения.  Выделите суффиксы,  которые помогли вам выполнить задание (слайд 19, 20)

Элли со слезами на глазах гладит милое разрисованное лицо Страшилы, обнимает холодное полированное тело Железного Дровосека, расчесывает пальчиками гриву Смелого Льва и говорит дорогим друзьям ласковые прощальные слова.

Самопроверка (слайд 21)

Проверим

Гладит – гладя

Обнимала – обнимая

Расчесывала -  расчесывая

Говорила – говоря

Слово учителя:  Ребята! Второй камень злой волшебницы Гингемы остался позади!

4. Конструирование предложений

Цель: закрепить умения учащихся конструировать  предложения так, чтобы в них появлялись деепричастия.

Задание 3 (слайд 22, 23,24,25,26)

Слово учителя: Перед вами цитаты из сказки. Измените предложения так, чтобы в них появились деепричастия. Выделите деепричастные обороты.

«...Урфин сбросил с себя сапоги. На их подошвах густо зеленели крошечные ростки, выглядывали из швов. Чурбак для колки дров весь ощетинился побегами.»

(Урфин сбросил с себя сапоги. На их подошвах густо зеленели крошечные ростки, ВЫГЛЯДЫВАЯ  ИЗ ШВОВ. Чурбак для колки дров весь ощетинился побегами. )

«Урфин запряг Топотуна в тележку, взял с собой Гуамоко и клоуна и с большим шиком въехал в Когиду. Железные протвини грохотали, когда тележка подпрыгивала на кочках, и пораженные Жевуны сбегались толпами.
- Урфин Джюс - могучий волшебник,- перешептывались они.»

(«Урфин запряг Топотуна в тележку, ВЗЯВ С СОБОЙ ГУАМОКО И КЛОУНА, с большим шиком въехал в Когиду. Железные протвини грохотали, когда тележка подпрыгивала на кочках, и пораженные Жевуны сбегались толпами.
- Урфин Джюс - могучий волшебник,- перешептывались они.»)

«Урфин отступил от стены и отправил капрала Бефара с его взводом в ближайшую рощу. Там они свалили длинное дерево, очистили его от сучков и под предводительством Урфина Джюса и генерала двинулись к стене.»

(«Урфин, ОТСТУПИВ ОТ СТЕНЫ, отправил капрала Бефара с его взводом в ближайшую рощу. Там они, СВАЛИВ ДЛИННОЕ ДЕРЕВО, очистили его от сучков и под предводительством Урфина Джюса и генерала двинулись к стене.» )

« - Довольно нежностей!- грубо закричал Урфин Джюс.- Сейчас речь не о том, кто из вас перед кем виноват, а о вашей судьбе. Согласны ли вы мне служить?
  Страшила и Железный Дровосек переглянулись и в один голос ответили:
  - Нет!»

(« - Довольно нежностей!- грубо закричал Урфин Джюс.- Сейчас речь не о том, кто из вас перед кем виноват, а о вашей судьбе. Согласны ли вы мне служить?
 Страшила и Железный Дровосек
, ПЕРЕГЛЯНУВШИСЬ,в один голос ответили:- Нет!» )

Слово учителя: Вот и третий камень пройден.

Актуализация знаний (слайд27,28,29)

Вспомним

1. Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия?

(Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны , чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми )

2. Что такое деепричастный оборот?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?» )

3. Как на письме выделяется деепричастный оборот?

(Деепричастные обороты всегда обособляются)



5. Тренировочные упражнения

Цель: тренироваться  находить деепричастные обороты.

Задание 4 (слайд 30,31)

Слово учителя:  Расставьте знаки препинания и выделите деепричастный оборот

1.Оживляя солдата Урфин посыпал ему голову и грудь чудесным порошком.

2.Сделав второго солдата Урфин Джюс задумался: много месяцев уйдет на создание его армии.

3.Отпустив свою армию Урфин призадумался: легко было обещать одежду пятидесяти шести деревянным воинам, но где ее взять?

4.Урфин оживил генерала, тот спрыгнул с верстака и свирепо вращая глазами двинулся на хозяина.

5.Испуганные обитатели деревни высыпав из своих домов стояли на крылечках и у ворот.

Самопроверка

Проверим (слайд 32)

1. ОЖИВЛЯЯ СОЛДАТА, Урфин посыпал ему голову и грудь чудесным порошком.

2. СДЕЛАВ ВТОРОГО СОЛДАТА, Урфин Джюс задумался: много месяцев уйдет на создание его армии.

3. ОТПУСТИВ СВОЮ АРМИЮ, Урфин призадумался: легко было обещать одежду пятидесяти шести деревянным воинам, но где ее взять?

4. Урфин оживил генерала, тот спрыгнул с верстака и, СВИРЕПО ВРАЩАЯ ГЛАЗАМИ, двинулся на хозяина.

5. Испуганные обитатели деревни, ВЫСЫПАВ ИЗ СВОИХ ДОМОВ, стояли на крылечках и у ворот.

Слово учителя: Поздравляю вас, ребята! Вы успешно справились со всеми заданиями и смогли, обойдя камни злой волшебницы  Гингемы, попасть в волшебную страну. Теперь мы  сможем встретиться с героями сказки: Мудрым Страшилой, Добрым Железным Дровосеком, смелым Львом,  Элли, Тотошкой, Кагги-Карр и Дядюшкой  Чарли! (слайд 33)

6. Итог урока: 

Какие навыки закрепили  с вами на уроке?

  (Итог подводят учащиеся)

За время урока мы закрепили навыки:
— составлять предложения с деепричастными оборотами
— расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами
— перестраивать предложения
— работать над текстом, орфограммами, пунктограммами


7.  Оценки за урок с комментированием.
8. Домашнее задание  дифференцированное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...

Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....

: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот

Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе: повторение темы "Деепричастие. деепричастный оборот"...

открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс

урок в форме зачета можно провести после изучения  темы Деепричастие...

Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"

- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...