Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обособленные обстоятельства.

Цель: систематизация, обобщение и углубление знаний об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными с предлогами; развивать пунктуационные навыки.

Ход урока.

  1. Повторение.

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какие обстоятельства не обособляются?

- Для какого стиля речи характерно использование обособленных обстоятельств?

- Какими частями речи выражаются обособленные обстоятельства?

2.  Словарный диктант.

Распределить слова в 2 столбика: деепричастные обороты и одиночные деепричастия, производные предлоги с обстоятельственным значением уступки, условия, причины.

Несмотря на неудачу, рассказав сказку, не умолкая, негодуя, невзирая на мелкий дождь, ввиду занятости, сверкая глазами, прочитав условия, вследствие непогоды, по причине неудачной охоты, согнувшись и выбрасывая, благодаря солнцу, согласно сказанному.  

Задания:

- Объясните правописание предлогов.

- Какие это предлоги?

- Выделите суффиксы деепричастий.

- Назовите сложные случаи правописания деепричастий.

3. Используя словосочетания, составьте предложения по схемам.

[___ , _.Д.О._ , ==].

[_.Д.О._  и  _.Д.О._, ==].

[__ == , _.Д.О._ , и ==].

[__ == и , _.Д.О._, ==].

[__== , _.Д.О._ , и , _.Д.О._ , ==].

4.  В каких предложениях не соблюдается требование к построению предложений с деепричастным оборотом.

Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.

Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.

(действие, обозначенное Д.О., должно указывать на действие подлежащего).

  1. Самостоятельная работа.

Расставить знаки препинания. Чем выражены обособленные обстоятельства?

Когда обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами?

Но несмотря на разрушение корабль продолжал упрямо держаться на воде.

Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.

Невзирая на погоду мы решили идти назад к морю.

Гонки на яхтах при наличии благоприятной погоды состоятся в ближайшее воскресенье.

Стоянка наша в бухте Камранг вопреки ожиданиям многих затянулась.

За неимением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах  

Дерсу против ожидания легко перенёс морскую качку.

Задание: во всех записанных предложениях отмечаются грамматические основы, повторяются виды сказуемых.

  1. Среди предложений 1-7 найдите предложение, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единице        й, то есть иметь своё действительно своим, - идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку мира созерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

Вывод: когда же обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами? Всегда ли обособляются одиночные деепричастия? Что нужно знать об обособленных обстоятельствах для решения тестов ЕГЭ?

Домашнее задание: §74, упражнение 228 (10 предложений, синтаксический разбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами" к учебнику Б.Б. Бабйчевой и Л.Д. Чесноковой. Для проведения урок...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.

Урок русского языка в 8 классе "Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям"- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав...

Конспект урок русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с неп...