Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deeprichastie._do.rar | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Амгинская СОШ им. Р.И. Константинова»
Кампеева Айталина Станиславовна
Интегрированный урок русского языка и литературы
на тему «Деепричастие и деепричастный оборот».
Класс: 6
Цель:
- актуализировать опорные знания и умения по теме;
- совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
Наглядный материал: карточки, портреты писателей, компьютерная презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок с повторения фразеологизмов.
- Скажите, ребята, в каком из фразеологизмов есть деепричастие?
- А теперь, ребята, посмотрите на слайд. Здесь 4 слова вы должны найти четвертое лишнее.
- Почему оно лишнее?
- Итак, сегодня мы еще раз повторим и закрепим знания о деепричастии как части речи. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас будет необычная встреча лингвистики и литературы
- Словарная работа:
Лингвистика – наука о языке, языкознание.
Риза – одежда священника во время богослужения.
- – Расскажите, что вы знаете о деепричастии. Вы должны выбрать те утверждения, которые относятся к деепричастию. Слайд.
3. - Ребята, а сейчас мы послушаем романс (звучит романс «Парус»).
- Скажите, как называется произведение и кто автор?
- У М.Ю. Лермонтова еще есть прекрасное стихотворение, к которому мы сейчас обратимся. Слайд.
- Давайте, все вместе прочитаем на счет 3.
- Задание: Найдите из текста деепричастие и слово, с которым оно связано.
- А какие у нас знания об А.С. Пушкине?
- Ребята, давайте вспомним стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Пожалуйста, продолжите отрывок стихотворения. Задание: как вы объясните, расстановку запятых в этом примере.
Вывод: Как мы выделяем в предложениях одиночное деепричастие и деепричастный оборот?
- Работа с текстом А.С. Пушкина (отрывок из повести «Метель»). Работа в паре.
Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.
Задание:
- Определите тему текста.
- Найдите эпитет
- Найдите метафору
- Олицетворение
- Найдите Д. с основным глаголом.
Вывод: Как вы думаете, для чего используются деепричастия в художественном тексте?
- Игровая пауза: Когда услышите деепричастие хлопайте один раз.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, прозрачные кружева, прислушиваясь к звукам, пушистый ковер, сидя у окна, приветливая улыбка, поливающие цветы, тяжело поднимаясь, опавшие листья.
- Конструирование предложений с ДО.
Задание: Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с ДО и не забудьте запятые. Работаем по рядам. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение. Слайд.
- Проверка: 1. Снежинки, кружась, падают с небес, словно звезды.
2. Снег ложится на землю, покрывая ее пушистым ковром.
3. Природа, рассказывая сказку, застывает в зимнем сне.
(найдите Д и ДО с основным глаголом)
Вывод: Скажите от какой части речи образуется деепричастие?
- Разбор речевых ошибок:
- А сейчас, ребята, мы должны найти и исправить ошибки в предложениях.
1. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
2. Оля вспомнив о забытой корзине и отправилась за ней.
3. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Вывод: Слайд.
- Мини-тест. Задание: В каждом примере выберите правильное продолжение предложения. (работают в тетрадях, взаимопроверка)
- Творческая работа.
- Составить предложение по картине И. Попова «Первый снег», включив деепричастия или ДО.
10. Подведение итогов
- Что повторили?
- Понравился ли урок?
- Выставление оценок.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...