: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе: повторение темы "Деепричастие. деепричастный оборот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе
Тема: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот.
Цель урока: Организовать учебную деятельность по закреплению сведений о деепричастии, полученных на первом уроке, по формированию умения отличать деепричастия от причастий, по овладению умением находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания, обособляя одиночное деепричастие и деепричастный оборот; продолжить работу над монологическим высказыванием на лингвистическую тему.
Оборудование: учебник, тесты, таблицы, дидактический материал
Тип урока: комбинированный
Метод: проблемно-поисковой
Ход урока
I Организационный момент
Учебно-воспитательная задача: подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
IIПроверкадомашнего задания
Учебно-воспитательная задача: проверить правильность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения, устранить в ходе проверки обнаруженный проблемы в знаниях.
На доске один ученик составляет опорный конспект. Второй, ученик делает орфографический разбор с лова «сверкала светло-зеленые»
Морфологически разбор слова – «щебетаньем»
Третий ученик готовит устное сообщение на тему: «Деепричастия как особая форма глагола»
Класс слушает и рецензирует ответ ученика.
Понятен ли опорный конспект?
IIIАктуализация опорных знаний. Мотивация
Вы уже знаете, что деепричастия произошли от причастий. Значит, уних много общего,но, конечно же, есть и отличия. Перед вами таблица, заполните ее недостающими сведениями.
Различайте особые формы глагола
Причастия Деепричастие
1.относятся к сущ. 1.относятся к глаголам
2.обозначают(признак предмета по 2.обозначают(добавочное действие)
действию) 3.в предложении бывают
3.в предложении (обстоятельствами)
бывают…(определениями или 4.неизменная форма
частью сказуемого) 5.имеют суффиксы а,я.в,вши,ши.
4.согласуются с сущ. в
Роде,числе,падеже
5.имеют суффиксы ущ,ющ,ащ,ящ,
ем,им,ом ,вш ,нн ,ш ,т.
С помощью таблицы мы отметили различие ,но у этих глагольных форм есть и общее
IVОрганизация поиска новых знаний
Какую синтаксическую конструкцию образуют причастия с зависимыми словами?
А деепричастие может быть иметь при себе зависимые слова?
Ученик на доске показывает схемы обособления причастного оборота
1)опр.слово,п.о. ,…
2п.о.опр.слово
Составление таблицы
1)На письме деепричастный оборот,
а также одиночное деепричастие …,Д,….
выделяется запятыми,если Д, ….
находится внутри предложения, …,Д
иодной запятой-если стоят в …,ДО,…
начале или в конце предложения ДО,…
2)В составе фразеологизма …,ДО
деепричастия на письме запятыми
не выделяются …Д=Ф
3)Два деепричастия,связанные
союзом и …,Д и Д
4)Не выделяются деепричастные …,ДО и ДО
обороты,тесно связанные со
сказуемым …=ДО
V Закрепление новых знаний
Расставьте знаки препинания
1.Дождь барабанил по крыше точно негодуя на кого-то
2.В саду не умолкая ни на минуту пели птицы
3.Он натянул ворча башмаки
4.Нельзя жить сложа руки
5.Гримасничая и урча она протянула в дверь лапу и попыталась поймать меня
6.Близкому человеку помогают не задумываясь
Упр.299 (первый уровень)
Упр.300 (второй уровень)
Упр.301 с помощью словаря (третий уровень)
Вопрос учащегося 1 уровня
Каким членом предложения является деепричастный оборот?
Значение слов
Амфитеатр-место за партером или в верхнем ярусе,расположенные возмущающимся
полукругом
Бельэтаж-первый над бенуароле,ярус в театре;
Партер-нижний этаж зрительного зала с местами для публики;
Балкон-место в театре в верхних и средних ярусах;
Ложа-место в зрительном зале
Бенуар-ложа в театре,на уровне сцены
Работа с текстом
Деепричастия особенно часто употребляются для передачи динамичности,стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера.
Л.Н.Толстой <После бала>стр. 403-404
Дождавшись начала мазурочного мотива,он бойко топнул одной ногой,выкинул другую,и высокая,грозная фигура его то тихо и плавно . то шумно и бурно .С топотом подошв и ноги. Опять соединил их и ,хотя и несколько тяжело,упал на одно колено,а он ,улыбаясь и поправляя юбку,которую он зацепил,плавно прошлавокруг него,все громко заопладировали.С некоторым усилием приподнявшись,он нежно,мило обхватил дочь руками за уши и,поцеловав в лоб,подвел ее ко мне ,думая, что я танцую с ней
Несколько предложений записать. Объяснить,как деепричастие дополняют действие.
VI Домашнее задание
Подготовить к выступлению <причастие и деепричастие. (сравнительная характеристика для IV уровня)
Выписать из изучаемого произведения 6-8 предложений с деепричастными оборотами и деепричастиями(второй уровень)
Записать слова с непроверяемыми орфограммами. Помещенные в разделе <Деепричастие>,выучить их.
Упр.302 (первый уровень)
Придумать грамматическую сказку <О том,как деепричастие дочёркивает запятыми свое добавочное значение> (по желанию).
Педмастерская
по рассказу Л.Н.Толстого
«После бала»
Тема:Л.Н.Толстого. «После бала»
Протест против жесткости и насилия.Стремление к нравственной чистоте.Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.Прием контраста как средство выражения художественной идеи.Проблема выбора жизненного пути
Цели.Аналитическое вторичное прочтение рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.Антитеза как средство раскрытия человеческого характера.Умение характеризовать героев и эпоху царствования Николая перового ,в которой они живут.
Форма урока. Педмастерская
Оборудование.
1)Магнитофон,
2)Магнитофонные записи
3)Иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
4)Дружеский шарж «сегодня-понедельник»,»сегодня-воскресенье».
5)Карточки-задания(по группам)
На доске
1.Тема урока:Л.Н.Толстого. «После бала»
2.Дружеский шарж.
3.Ассоциативный ряд слов
Искренность Лицемерие
4.Табличка-резюме(краткие выводы о сказанном)
- Тайна цвета
- Тайна полковника
- Тайна заглавии
- Тайна Ивана Васильевича
- Тайна выбора
5.Илюсстрация к рассказу
I. ИНДУКЦИЯ.
Индуктор №1:
а) «Вальс Золушки» из оперы А.Прокофьефа:
б)отрывок из сказки Ш.Перро: «Принц усадил свою гостью на самое почетное место,а чуть только заиграла музыка,подошел к ней и пригласил на танец»
в)слово учителя. Сказка всегда заканчивается хорошо.Принц нашел Золушку.Онипоженились.Сказка пронизана добротой и искренностью
Индуктор №2
а)Слово учителя. В жизни не всегда так бывает. В рассказе «После бала» читаем (см.с.405,2-й абзац, учебник по лит-ре 7-го класса) «…и я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»
б)Вопрос: кто или что испортило счастье Ивана Васильевича и Вареньки?(Полковник ,утро,наказание солдата.)
II. САМОКОНСТРУКЦИЯ
ИСКРЕННОСТЬ | ЛИЦЕМЕРИЕ |
Доверчивость Доброта Откровенность Честность Справедливость Без обмана Открыто ? «По закону» | Обман Жестокость Скрытность Злоба ? Нарушение закона |
III СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
(работа в группах)
Слово учителя.Высчитаете,чтополковник-лицемер?Он ведет двойной образ жизни?Почему он так поступает?В этом нам придется разобраться
Задумаемся над философской сутью рассказа.оьратим внимание на то , что это произведение, создано зрелым художником и мыслителем.не так прсто.как кажется на первый взгляд,иметь свои «тайны»,которую предстоит рассказать и осмыслить
А для этого надо внимательно вчитаться в рассказ, попробовать осознать его как единноецелое.где каждый компонент,каждыая строчка помогает читателю понять лучше основную позицию автора
Попробуем разгадать «тайны» рассказа
/группа.тайна цвета
Части рассказа резко противопоствлены друг другу.Какие цвета преобладают в первой-е и второй частях?Какими еще элементами,деталями автор передает противопоставление,контрастность этих сцен?
- Меняется настроение Ивана Васильевича?
- Меняется настроение полковника?
- Меняется звуковое оформление?
- Какую роль в рассказе играет худ. Деталь-перчатка полковника-в первой и второй частях?
С какой целью Толстой строит весь свой рассказ на основе противопоставления,антитезы?(см.опр.антитезы на см.410.)
//группа тайна полковника
Искренность или лицемерие?
Какое чувство вызывает полковник на балу?
Искренна ли его любовь к дочери?
Какое чувство вызывает он у нас в сцене экзекуции? как вы объясните его жестокость? Что вы знаете о законах действующих в эпоху Николая I.е наказания показал свое истинное лицо?Есть ли у вас другое объяснение,его контрастного поведения?
Как вы считаете полковник лицемерен на балу , в сцене
Тайна заглавия
Основное содержание рассказа состоит из 2 частей: Описание бала у предводителей и событий после бала.Почемурассказ,большая часть которого посвещена описанию бала,назван «после бала»?ВедьТослстой применил несколько вариантов:рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочка», «дочь и отец» ,а вы говорите …» «после бала» почему он остановился на последенем?если писатель хот ел осудить бесчеловечное отношение к солдатам в николаевской Росссии , то мог ограничиться
одной сценой экзекуции.Она написана так зримо и убедительно,что не может не вызвать негодования у учителя.Зачем же ему понадобилось сцена бала?
IV Тайна Ивана Васильевича
Дайте краткую характеристику Ивану Васильевичу,чем он похож на Николеньку?Как меняется его настроение на балу и после бала?Почему?Как изменилось жизнь Ивана Васильевича после такого случая?Почему его любовь пошла на убыль?
Почему он отказался от гос. службы?(См. с.408,два посл. абзаца в учебнике лит-ры 7 класса)
IV. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Представление результатов работы гркпп, обмен вопросами по представленным результатам.
Второй ассоциативный ряд слов.
V. РАЗРЫВ
- Работа учителя с классом
Осталась неразгаданной одна тайна- тайна выбора . Попробуем и ее разгадать.
- Вчемосбенность построения рассказа « После бала»? (Рассказ с обрамлением, 2 части.)
- Кто рассказывает историю ? (Иван Васильевич.)
- О чем идет речь с обрамлении? О чем беседует Иван Васильевич с молодежью? В чем суть их спора? ( Сам ли человек управляет своей жизнью, от чего зависит его жизнь, сам ли он выбирает свой жизненный путь?)
- Что жее является решающим в выборе жизненного пути? Случай? Среда, т.е общество? (Иван Васильевич утверждает , что случай; молодежь-среда, общество: Автор- сам человек.)
2. Табличка – резюме ( краткие выводы из сказанного выше). Учащиеся раскрывают эти таблички, снимая их с доски, прочитывают. По желанию они могут что –то добавить к прочитанному. Утверждают или опровергают.
Возможная помощ учителя-мастера при зачитании выводов:
- «Тайна цвета» - светлые и радостные краски в сцене бала особенно ярко оттеняют уродливость, бесчеловечность сцены наказания, воздействуют на чувства читателя
- «Тайна полковника» - полковник уверен в необходимости жестокой расправы с теми, кто нарушает законЮ закон николаевской России.
- «Тайна заглавия» - важнее вторая часть , первая (бал) как вспомогательный элемент.
- «Тайна Ивана Васильевича» - в зле, которому был сведетелем Иван Васильевич, виноват не какой-то жестокий чело-иск, а общество с его законами и порядками. Иван Васильевич не понял этого, но ине принял. Совесть не позволила ему служить обществу, тем общественным порядком, которые несут человеку зло. Он сознательно выбирает свой жизненный путь
- «Тайна выбора»- мотив нравственного выбора звучит и в рассказе. И в других произведениях Толстого. Человек выбирает сам свой путь в жизни-так утверждает автор
VI. ТВОРЧЕСТВО
Создание проекта «Ваш выбор», «Жизненный выбор».Что вы выбираете в жизни?
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Какие открытия были сделаны сегодня на уроке?
Что узнали нового?
На что посмотрели другими глазами?
Поменялись ли ваши взгляды на героев? А на рассказ вообще?
Стал ли Л.Н.Толстой, как личность, как автор ближе и понятнее?
О.Чухонцев «Слуховое окно» 1983г.
И прожитому я подвел черту,жизньразделив на эту и на ту,иполужизни опыт подытожил:та жизнь была беспечна и легка легка,беспечна,молода,горокы,а в этой жизни я еще не прожил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.
Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...
Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....
Деепричастие. Деепричастный оборот
Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно - обобщающий. Вид урока: урок-путешествие. Технология: элементы технол...
Урок закрепления изученного по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели урока: Уметь:1. находить де...
открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс
урок в форме зачета можно провести после изучения темы Деепричастие...
Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"
- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...
Изучаем деепричастие. Деепричастный оборот.
Презентация к уроку....