Эссе "Я учитель"
статья по русскому языку

Пронина Евгения Сергеевна

Эссе «Я - учитель!»

 

                                              Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу.

Ричард Олдингтон

 

Я учитель… Я мечтала быть учителем с детства. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос – на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои первые учителя. Эти люди и определили мой дальнейший путь. Особую роль в становлении меня как учителя сыграла моя мама, учитель французского языка. Будучи ребенком я видела, как горели ее глаза, когда она собиралась на работу, какое ликование она ощущала, радуясь успехам учеников.  Когда я оставалась дома одна, накидывала на плечи мамин палантин и вела разговор с воображаемыми учениками, глядя в зеркало.  А окончив школу, выбрала педагогический институт, чтобы в дальнейшем, с накинутым на плечи палантином, обучать  уже реальных учащихся.

Да, конечно, начинать свой педагогический путь сложно. Все новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. Начинается труд, не работа, а труд учителя. Ежедневный труд над собой. Ежедневная борьба с собой. Поэтому наивно полагать, что учитель-это тот, кто учит. Я уверена, что учитель – это тот, кто учится сам у своих учеников, у своих коллег. Каждый день. Всю жизнь.

Каким должен быть современный учитель? Этот вопрос на разных этапах своего педагогического пути я задавала себе. И всегда находила разные ответы. В первые года –это должен быть добрый учитель, веселый. Затем немного постарше я поняла, что идеальный учитель- тот, кто умеет работать над собой, он развивается, растет в профессии. Сейчас я уверена, что идеальный учитель-это тот, кто умеет творить, умеет изобретать, пробовать, он постоянно совершенствуется и не боится узнавать новое. Все мы, учителя, должны стремиться к идеалу, при этом, не забывать важную истину- никаким образом «не поранить» душу ребенка, не обидеть нечаянно сказанным словом…

Литература, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Надо воспитывать душу! А для этого ее надо иметь самому.

Словесник всегда должен быть современным. Трудное время переживаем все мы: «дикий рынок», рост преступности, беспредел, бездуховность…гибель культуры…засорение и высыхание языка – «великого и могучего, правдивого и свободного…»

Как жить? И зачем? В этих условиях выстоять и дать ответ должен школьный учитель и прежде всего преподаватель русского языка и литературы. Задача наших уроков русского языка и литературы- уберечь ребенка, его лебединую душу, дать ему радость познания, сделать его школьные годы счастливыми. Не случайно, учитель, поэт- бард Юлий Ким сказал с телеэкрана: «Героями нашего времени являются сейчас учителя и журналисты».

Согласна с высказыванием, но как быть, ведь современный ученик не хочет читать, ему интереснее путешествовать по виртуальному миру, часами «не выходить» из социальных сетей. Как завлечь ученика в прекрасный тургеневский мир, как убедить, что трагизм жизни Анны Ахматовой-это ее сила воли и непоколебимость характера. Тяжело, но можно.

Ведь, талант учителя как мастера раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекаю детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». А от себя мне хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше.

Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.

Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. А еще лучше, когда в уроке они меняются местами: знание возникнет  в  результате практической                   деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение, если скука, в лучшем случае вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого стоит быть Учителем.

В конце своего сочинения хочется высказать одну мысль, что учитель в чем-то сродни садовнику. Порой сколько труда, средств вложишь, потратишь уйму времени (а его нам так не хватает), прежде чем увидишь, как из земли появится тоненькая петелька, раскроется первый лист. Вот уже виднеется крохотный бутон. Он растет не по дням, его словно что-то распирает изнутри, и в один прекрасный день (а такой день всегда будет прекрасен) створки лопаются, и ты становишься свидетелем рождения чуда – цветка.

Конечно, у людей все сложнее, и не один год может просидеть такой «бутон» за партой, не делая попытки одарить тебя за многодневный труд. Но обязательно настанет момент (вот он – этот прекрасный день), когда тебе навстречу потянется рука – зеленый росток и раскроется, наконец, дивный, ни на кого не похожий человек. Какое же испытаешь, если лицом к лицу увидишь это радостное состояние пробуждающейся, то есть растущей души.

И вот передо мной сад, мой прекрасный сад!

И разве после этого повернется язык назвать свою профессию работой, это труд, за который я благодарна своим учителям, наставникам.

Моя профессия не их легких, и поэтому меня радует в ней даже самая малость: и счастливая улыбка ребенка, и его неподдельный интерес к предмету, и доброе приветствие, и крошечная игрушка, подаренная учеником от щедрости души…

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель!»

                                              Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу.

Ричард Олдингтон

Я учитель… Я мечтала быть учителем с детства. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос – на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои первые учителя. Эти люди и определили мой дальнейший путь. Особую роль в становлении меня как учителя сыграла моя мама, учитель французского языка. Будучи ребенком я видела, как горели ее глаза, когда она собиралась на работу, какое ликование она ощущала, радуясь успехам учеников.  Когда я оставалась дома одна, накидывала на плечи мамин палантин и вела разговор с воображаемыми учениками, глядя в зеркало.  А окончив школу, выбрала педагогический институт, чтобы в дальнейшем, с накинутым на плечи палантином, обучать  уже реальных учащихся.

Да, конечно, начинать свой педагогический путь сложно. Все новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. Начинается труд, не работа, а труд учителя. Ежедневный труд над собой. Ежедневная борьба с собой. Поэтому наивно полагать, что учитель-это тот, кто учит. Я уверена, что учитель – это тот, кто учится сам у своих учеников, у своих коллег. Каждый день. Всю жизнь.

Каким должен быть современный учитель? Этот вопрос на разных этапах своего педагогического пути я задавала себе. И всегда находила разные ответы. В первые года –это должен быть добрый учитель, веселый. Затем немного постарше я поняла, что идеальный учитель- тот, кто умеет работать над собой, он развивается, растет в профессии. Сейчас я уверена, что идеальный учитель-это тот, кто умеет творить, умеет изобретать, пробовать, он постоянно совершенствуется и не боится узнавать новое. Все мы, учителя, должны стремиться к идеалу, при этом, не забывать важную истину- никаким образом «не поранить» душу ребенка, не обидеть нечаянно сказанным словом…

Литература, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Надо воспитывать душу! А для этого ее надо иметь самому.

Словесник всегда должен быть современным. Трудное время переживаем все мы: «дикий рынок», рост преступности, беспредел, бездуховность…гибель культуры…засорение и высыхание языка – «великого и могучего, правдивого и свободного…»

Как жить? И зачем? В этих условиях выстоять и дать ответ должен школьный учитель и прежде всего преподаватель русского языка и литературы. Задача наших уроков русского языка и литературы- уберечь ребенка, его лебединую душу, дать ему радость познания, сделать его школьные годы счастливыми. Не случайно, учитель, поэт- бард Юлий Ким сказал с телеэкрана: «Героями нашего времени являются сейчас учителя и журналисты».

Согласна с высказыванием, но как быть, ведь современный ученик не хочет читать, ему интереснее путешествовать по виртуальному миру, часами «не выходить» из социальных сетей. Как завлечь ученика в прекрасный тургеневский мир, как убедить, что трагизм жизни Анны Ахматовой-это ее сила воли и непоколебимость характера. Тяжело, но можно.

Ведь, талант учителя как мастера раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекаю детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». А от себя мне хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше.

Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.

Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. А еще лучше, когда в уроке они меняются местами: знание возникнет  в  результате практической                   деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение, если скука, в лучшем случае вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого стоит быть Учителем.

В конце своего сочинения хочется высказать одну мысль, что учитель в чем-то сродни садовнику. Порой сколько труда, средств вложишь, потратишь уйму времени (а его нам так не хватает), прежде чем увидишь, как из земли появится тоненькая петелька, раскроется первый лист. Вот уже виднеется крохотный бутон. Он растет не по дням, его словно что-то распирает изнутри, и в один прекрасный день (а такой день всегда будет прекрасен) створки лопаются, и ты становишься свидетелем рождения чуда – цветка.

Конечно, у людей все сложнее, и не один год может просидеть такой «бутон» за партой, не делая попытки одарить тебя за многодневный труд. Но обязательно настанет момент (вот он – этот прекрасный день), когда тебе навстречу потянется рука – зеленый росток и раскроется, наконец, дивный, ни на кого не похожий человек. Какое же испытаешь, если лицом к лицу увидишь это радостное состояние пробуждающейся, то есть растущей души.

И вот передо мной сад, мой прекрасный сад!

И разве после этого повернется язык назвать свою профессию работой, это труд, за который я благодарна своим учителям, наставникам.

Моя профессия не их легких, и поэтому меня радует в ней даже самая малость: и счастливая улыбка ребенка, и его неподдельный интерес к предмету, и доброе приветствие, и крошечная игрушка, подаренная учеником от щедрости души…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...