Разряды причастий
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс)

Шаромова Юлия Константиновна

 Интерактивная презентация позволяет подвести учащихся под щихся под определение разрядов причастий. Для проверки исспользуется интерактивное задание на сайте https://learningapps.org .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разряды причастий

Слайд 2

Цель? Цель… Цель!

Слайд 3

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. Л . Бетховен

Слайд 5

играющий ребёнок бегущие дети открытая книга посадивший дерево закрывший книгу колеблемые ветром посаженное дерево объясняющий учитель играющий с друзьями объясняемое правило забытое правило горящий костёр посланное письмо Действительные Страдательные

Слайд 6

Проверим https ://learningapps.org/display?v=p9sgutpbj19

Слайд 7

А. С. Пушкин утверждал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая на мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и т. п., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом ». - О какой стилистической особенности причастия говорится? - Что вы можете сказать об использовании причастий в художественных текстах?

Слайд 8

Работа с дидактическим материалом

Слайд 9

I. Найти словосочетание с действительным причастием. 1. Посаженный юннатом; 4. Выполнивший задание; 2. Сложенное в скирды; 5. Собранный классом. 3. Объясненная задача; II. Найти словосочетание со страдательным причастием. 1. Объединившиеся в борьбе; 4. Засушенные растения; 2. Собирающие макулатуру; 5. Убегающие малыши. 3. Вырастившие урожай;

Слайд 10

III. Найти словосочетания с действительными причастиями. Освещенный зал; 4. Построенное здание; Борющиеся за мир; 5. Выпавший снег. Созданное народом; IV. Найти словосочетания со страдательными причастиями. Образовавшаяся цель; 4. Освобожденный народ; Образованный из снега; 5. Зажженный факел. Распустившийся цветок;

Слайд 11

Ответы 1. 4 2. 4 3. 2, 5 4. 2, 4, 5 Каждая правильная цифра – 1 балл. Максимум – 7 баллов. «5» – 7 баллов «4» - 5 -6 баллов «3» - 3-4 балла

Слайд 12

Обратная связь Допишите предложения На уроке мне было… Я бы хотел, чтобы на уроке мы больше…

Слайд 13

1. Составьте синквейн на тему «Причастие» 1 строка- название синквейна 2 строка- два прилагательных. 3 строка- три глагола 4 строка- фраза на тему синквейна 5 строка- существительное. ИЛИ 1. Творческая работа. Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.). Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал

1 задание

ПРИЧАСТИЕ – ЖУК

Причастие – всем нам знакомое –

Представим мы как насекомое,

Которого признаки-ножки

Бегут, но по разным дорожкам.

У трёх – путь к глаголам лежит:

Время, возвратность, вид;

У четырёх – к прилагательным ход:

Краткость, число, падеж, род.

 

Усы у него замечательные –

Действительные и страдательные.

От времени и от спряжения

Отличия есть в их строении

 

Действительным причастиям времени настоящего

Суффикс особый присущ:

Для II-го спряжения    -ащ-, -ящ-,

Для I-го -                      -ущ-, -ющ-.

Страдательным причастиям времени настоящего:

Суффикс – другой совсем:

Для II-го спряжения    -им-,

Для I-го -                      -ом-, -ем-

 

Причастиям прошедшего времени

Не нужно глаголов спряжение.

Действительных – суффикс: -вш-, -ш-,

Страдательных:           -енн-, -нн-, -т-.

 

Все формы причастий представим,

(По правилам этим составим):

Бегущий, раскрытый, проверенный,

Летящий, заснувший, уверенный,

Поющий, ранимый и розданный,

Ведомый, заросший и созданный.

2 задание. 1)Выпишите слова с пропущенными буквами. 2) Выпишите причастия в столбик. Запишите разряд и время.

Пушкинский уголок земли

Ширь и даль без конца; красавица зеркальная Сороть с чистым песча(н, нн)ым дном; густой сад с вековыми деревьями; дли(н, нн)ый одноэтажный господский дом, с чудным видом с балкона вдаль на ра..ст..лающиеся поля и деревушки, с мостом через Сороть... Очень красива часть сада спускающаяся к реке. На берегу, на скате, старая баня. В этой бане жил Пушкин в весёлое лето 1826 года с Вульфом и поэтом Языковым и отсюда прямо спускался к реке купаться. От садовой старины связанной с обитателями Тригорского сохранилось немного: лужайка вся окруж..нная липами, так называемая липовая зала где танцевали под странству..ий, заходивший сюда по временам оркестр. Очень хороша гр..маднейшая ель под которой сиживал Пушкин, да большой старый дуб окруженный те(р, рр)асой со сходом, едва уже заметными ступеньками к воротам из яблонь, от которых шла а(л, лл)ея.

                                                                                                                           В. Острогорский



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия. Выпишите их в столбик.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время. бегающий (д., н.в.)

3. Запишите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия. бегающий – бегать - ущ

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. бегающий (опред)

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия. Выпишите их в столбик.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время. бегающий (д., н.в.)

3. Запишите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия. бегающий – бегать - ущ

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. бегающий (опред)

Прочитайте текст и выполните задания.

 Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия. Выпишите их в столбик.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время. бегающий (д., н.в.)

3. Запишите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия. бегающий – бегать - ущ

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. бегающий (опред)

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия. Выпишите их в столбик.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время. бегающий (д., н.в.)

3. Запишите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия. бегающий – бегать - ущ

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. бегающий (опред)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Урок математики: "Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц".

Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц...

Буквенный диктант, разряды прилагательных и причастий, 7 класс

Буквенный диктант.Тема "Разряды прилагательных и причастий".7 класс....

Тест по теме "Разряды причастия"

тест предполагает тренировку учащихся различать действительные и страдательные причастия...