Урок математики: "Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц".
план-конспект урока (5 класс)
Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_slozhenie_chisel_v_predelah_1000.pptx | 381.75 КБ |
slozhenie_chisel_v_predelah_1000_s_perehodom_cherez_razryad_v_razryade_edinits.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 5 + 643 517 + 162 124 + 71 48 + 441 426 + 231 293 + 3 Какое задание было дано на дом? Каким эталоном вы пользовались? 648 195 657 679 489 296
Какое число содержит: 3 сот. 5 дес . 3 ед. 1 сот. 7 дес . 9 ед. 8 дес . 4 ед. 5 ед. 5 84 179 353
+ Эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед.
ЗАДАНИЕ НА ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Решите примеры в столбик. Обоснуйте свой ответ. 1) 341 2) 643 3) 434 + 253 + 154 + 129 Какое затруднение у вас возникло? Что вы пока не знаете?
Поставьте перед собой цель. Цель: узнать новый способ решения примеров в столбик и научиться его применять.
Алгоритм сложения трехзначных чисел в столбик Складываю единицы, результат пишу под единицами Складываю десятки, результат пишу под десятками Складываю сотни, результат пишу под сотнями Ответ:
+ Эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. Больше 10
Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд.
Алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд в разряде единиц Пишу: единицы под единицами; десятки под десятками; сотни под сотнями. Складываю единицы, результат единицы пишу под единицами, а один десяток переходит к десяткам. Складываю десятки, результат пишу под десятками. Складываю сотни, результат пишу под сотнями. Ответ:
Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть.
Эталон сложения трехзначных чисел в столбик с переходом через разряд в разряде единиц С. Д. Ед. С. Д. Ед. С. Д. Ед. 1
Потренируйтесь в решении примеров нового вида. 316 + 157 528 + 234 436 + 46 677 + 8
Решите примеры на сложение с переходом через разряд. 14 + 176 378 + 12 935 + 48 53 + 239 42 + 158 847 + 33 Проверьте свои вычисления: 390, 983, 162, 390, 592, 850. Потренируйтесь в решении примеров нового вида.
Задача . В магазине продано за один месяц 243 видеокассеты с фильмами, а в другой – на 8 видеокассет больше. Сколько видеокассет продано за два месяца ?
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Конспект урока математики.
5 класс
Тема: «Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц».
улитель: Лапина Анжелика Валерьевна
г. Смоленск 2014
Тема урока: «Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательные: закрепить знание нумерации чисел в пределах 1 000; сформировать умение складывать числа в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде единиц; тренировать умения записывать сложение столбиком, ставить вопросы к задаче по условию и краткой записи;
коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов: сравнение, анализ, обобщение, аналогия, развитию речи, внимания;
воспитательные: создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, атмосферы сотрудничества, содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Предметные:
минимальный уровень: знание таблицы сложения однозначных чисел; письменное выполнение сложения в пределах 1000, решение составных арифметических задач в 2 действия с помощью учителя;
допустимый уровень: знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; выполнение сложения целых числами до 1 000; решение составных задач в соответствии с программой в 2 арифметических действия.
Формирование БУД:
Личностные: активно включаться в учебную деятельность;.
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебных, ситуациях; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения и учебных задач;
Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале.
Оборудование: листы А–4 по количеству групп с заготовкой для уточнения эталона, презентация демонстрируется через мультимедиа проектор.
Педагогические технологии:
ТДМ (базовый уровень);
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
технология групповой деятельности;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания. (слайд 2)
- Какое задание было дано на дом? (записать примеры в столбик и решить их)
- Каким эталоном вы пользовались? (сложение трехзначных чисел без перехода через разряд)
- Вспомните алгоритм сложения трёхзначных чисел без перехода через разряд по эталону. (слайд 3)
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
+
Решите пример 342 + 257, записав его в столбик.
(Один ребёнок у доски с объяснением, остальные – в тетрадях)
– Молодцы! Вы отлично справляетесь с письменным сложением трёхзначных чисел.
- Какое число содержит: 3 сот. 5 дес. 3 ед.; 1 сот. 7 дес. 9 ед.; 8 дес. 4 ед.;
5 ед.
III Проблемное объяснение нового знания.
- Задание на пробное действие. (слайд 4)
- Решите примеры в столбик. Обоснуйте свой ответ.
1) 341 2) 643 3) 434
+ 253 _ + 154 + 129
- Проверим, что у вас получилось.
- Назовите ответ первого примера. (Ученики называют ответы к первому, второму примерам)
- Каким правилом вы пользовались? (Способ письменного сложения трёхзначных чисел.)
Учитель выписывает все варианты ответов детей на доску.
При решении третьего примера возникает трудность. (разные ответы)
- Какое затруднение у вас возникло? (Мы не знаем правила, которым можем воспользоваться)
- Что делать? (Найти причину)
- Поставьте перед собой цель. Что мы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать новый способ решения примеров и научиться его применять) (слайд 5)
- Выявление места и причины затруднения.
- Какое действие выполняли при решении примеров? (Сложение.)
- Какие числа складывали? (Трёхзначные.)
- Как складывают трёхзначные числа? (К сотням прибавляют сотни, к десяткам – десятки, к единицам – единицы.) (слайд 6)
- Где вы почувствовали затруднение? (При сложении единиц, получается число больше 10) (слайд 7)
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
+
– Как в математике называют такое сложение? (Сложение с переходом через разряд)
– Так в чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестен способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Найти способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд)
– Как назовёте урок? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд)
Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. (слайд 8)
- Запишем решение этого примера в столбик. Как расположить числа, записывая решение в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)
– С какого разряда надо начинать сложение? (С разряда единиц)
- Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примера в столбик.
235
+ 137
- При сложении 5 и 7 получилось 12, это число больше 10.
- К какому разряду относится цифра 2? (Единиц)
- Где мы записываем единицы? (Под единицами)
- К какому разряду относится цифра 1? (Десятки)
- Куда надо добавить десятки? (К десяткам)
- Что мы делаем дальше? (Складываем десятки, результат записываем под десятками)
- Дальше. (Складываем сотни, результат записываем под сотнями)
- Получится приблизительно такой алгоритм. (слайд 9)
Пишу: единицы под единицами; десятки под десятками; сотни под сотнями. |
Складываю единицы, результат единицы пишу под единицами, а один десяток переходит к десяткам. |
Складываю десятки, результат пишу под десятками. |
Складываю сотни, результат пишу под сотнями. |
Ответ: |
IV Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
- Давайте в группах попробуем составить алгоритм письменного сложения….
– Объединитесь в группы и уточните эталон. Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки на листе А–4 каждой группе.
- Посмотрим, что у вас получилось. (Представитель от каждой группы представляет дополненный эталон. После согласования групп лучший вариант остается на доске.)
- В итоге эталон должен принять примерно такой вид:
1
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
С. | Д. | Ед. |
+
V. Первичное закрепление его во внешней речи.
- Потренируйтесь в решении примеров нового вида.
316 + 157 528 + 234 436 + 46 677 + 8
Дети решают остальные примеры с проговариванием алгоритма во внешней речи. (По одному у доски с объяснением, остальные – в тетрадях)
- Каким эталоном вы пользовались? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд)
- Cамостоятельная работа с самопроверкой.
- Решите примеры на сложение с переходом через разряд, используя эталон.
214 + 176 378 + 12
935 + 48 353 + 239
4 + 158 847 + 3
Проверьте свои вычисления.: 390, 983, 162, 390, 592, 850.
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Неверно записали столбиком второй пример, забыли прибавить 1 десяток)
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Где мы можем применить новое знание? (Для решения задач)
- Давайте попробуем решить задачу?
Задача. В магазине продано за один месяц 243 видеокассеты с фильмами, а в другой – на 8 видеокассет больше. Сколько видеокассет продано за два месяца?
– О чем говорится в задаче? (О видеокассетах.)
– Что говорится о видеокассетах? (За один месяц продали 243 видеокассеты, а за другой – на 8 больше.)
– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько видеокассет продано за два месяца?)
– Запишите краткое условие задачи. (Один учащийся у доски с объяснением.)
– Назовите план решения задачи. (Первым действием будем узнавать, сколько видеокассет продали за второй месяц. Вторым действием ответим на главный вопрос задачи: сколько видеокассет продали за два месяца?)
– Решите задачу. (Один учащийся у доски с полным объяснением.)
1) 243 в.
+ 8 в.
251 в. – продано за второй месяц.
2) 243
+ 251
494 (в.) – всего.
Ответ: 494 видеокассеты продано за два месяца.
– Ответили на вопрос задачи?
- Какими эталонами вы пользовались? (Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд, сложение трёхзначных чисел без перехода через разряд)
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд)
– Достигли цели? Докажите. Расскажите, как складывают трёхзначные числа с переходом через разряд? (Ученики озвучивают алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд)
– У кого остались трудности? Как будете действовать? (Потренируюсь дома)
– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? (Высказывания учеников)
- Выставление оценок. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»
Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного математического турнира....
Открытый урок математики в 5 классе "Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"
Урок коррекции и закрепления нового материала. На уроке учащиеся закрепляют и отрабатывают умения выполнять вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, когда в уменьшаемом отсутствуют ед...
Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"
Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...
урок математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида
Урок-путешествие по математике в 5 класе коррекционной школы 8 вида. Пятиклашки еще совсем маленькие, и переход в среднее звено - трудное для них препятствие! Уроки такого плана, как этот урок, помога...
конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида...
Урок математики в 5 классе «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд вида 910 – 659, 310 – 63 ».
урок математики 5 класс...
Урок "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд"
Конспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида"...