Конспект и презентация по русскому языку на тему: «Публичная речь в защиту полярных медведей», 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Паспорт урока
Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна
Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска
Предмет: русский язык
Класс:9 «А»
Тема урока: «Публичная речь в защиту полярных медведей»
Тип урока: урок развития речи
Форма урока:урок-призыв
Цель урока: обучать публичному выступлению перед аудиторией.
Задачи урока:
ü способствовать формированию умения готовить публичное выступление на заданную тему;
ü повторить орфоэпические, грамматические, речевые нормы русского языка;
ü развивать устную монологическую речь;
ü воспитывать активную гражданскую позицию у обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, речевыми нормами родного языка.
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе подготовки к публичной речи.
Предметные: знать особенности публицистического стиля; знать орфоэпические, грамматические, нормы русского языка, уметь работать с паронимами; знать структуру публичной речи.
Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.
Формы работы:фронтальная, индивидуальная
Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод
Приёмы обучения: практические упражнения, доклад, выступления, игра «Да-нет»
Оборудование: презентация, видеоролик, памятка оратора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnaya_rech_v_zashchitu_polyarnyh_medvedey.zip | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность на уроке |
1.Организационный этап. | 1.Вступительное слово учителя. - Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и, чтобы вы не волновались, давайте подарим друг другу улыбки! Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям. Спасибо! Садитесь! 2.Запись в тетради (число, классная работа) - Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите? Настоящая зима, белый пушистый снег. День сегодня морозный, красивый, да и дата особенная. Запишите в маршрутных листах число. Сегодня 27 февраля. |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Итак, я уже сказала, что сегодня особенная дата. Для того чтобы узнать, что же особенного в сегодняшнем дне, нам предстоит отправиться… в Арктику. Внимание на экран. (Просмотр видеоролика «27 февраля – День полярных медведей») |
3. Определение темы урока. Целеполагание. | 1.Эвристическая беседа: - Ребята, я вижу, что вы удивлены так же, как и наши гости. Урок русского языка… При чем здесь медведи? Как они могут быть связаны с нашим уроком? - Сегодня 27 февраля, а из видеоролика мы узнали, что это день защиты белых медведей. - Мне кажется, мы тоже можем внести свой вклад в защиту медведей. - Интересная мысль. А как с помощью русского языка мы можем помочь этим замечательным животным? - Наверное, мы можем написать статью или выступить с речью в защиту полярных медведей. - Ну конечно же. В наших руках такое мощное средство, как слово. Мы можем попытаться в течение сегодняшнего урока убедить наших гостей, убедить друг друга, что защищать медведей да природу в целом нам просто необходимо! Итак, как вы думаете, какова тема урока? - «Публичная речь в защиту полярных медведей» - Запишите тему. 2.Целеполагание. - Ребята, как вы думаете, для того чтобы публичная речь была успешной, что нам необходимо сделать?
- Хорошо, молодцы! |
4. Актуализация знаний. Работа по теме урока. | - С повторения норм русского языка мы и начнем. Давайте вспомним, как называются нормы произношения? - Орфоэпические. - Предлагаю вам следующее задание: у вас написаны слова, расставьте в них ударение. Орфоэпическая разминка. ЛыжнЯ, новостЕй, создалА, углубИть, мЕстностей, воспринялА, насорИт, понЯв, срЕдства, нАчал, нефтепровОд, красИвейший, прозорлИва, торОсы. -Слово торосы вызвало затруднения. Кто знает, что такое торосы? - Торо́сы – нагромождение обломков льда до 10-20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ЛЕДОВОГО покрова. - Посмотрите внимательно на слайд. Всё ли вас устраивает в определении? - Мне кажется, что правильно будет сказать не ледовый покров, а ледяной. - Молодец, правильно! А как называются такие слова, сходные по звучание, но разные по лексическому значению? - Паронимы. - Хорошо. Поработаем с паронимами-прилагательными. Ваша задача – правильно определить лексическое значение паронимов, подобрать к ним существительные. Работа с паронимами. 1.Ледовый –находящийся, расположенный на льду; происходящий во льдах (завал, дворец, дорога, экспедиция) Ледяной – прилагательное к существительному лёд; состоящий изо льда, покрытый льдом; очень холодный; в переносном значении – крайне сдержанный, презрительно-холодный, уничтожающий (глыба, покров, ветер, вершины, волна, тон, взгляд) (Я называю: пальцы, глыба, экспедиция, тон, дворец, покров, завал) 2.Экологичный – не оказывающий вредного влияния на природу, живую среду; соответствующий нормам экологии, безвредный (экологичный транспорт, экологичный дом) Экологический – свойственный экологии – совокупности понятий и явлений, связанных с окружающей средой, характерный для нее (экологический стандарт, экологическая чистота, экологический материал) (Я называю: транспорт, чистота, дом, стандарт) - Молодцы! А теперь поработайте самостоятельно: составьте словосочетания со следующими паронимами: 3.Бедный – человек, дом, ужин, содержание Бедственный–положение, состояние 4.Бережливый – человек, хозяин Бережный – забота, использование 5.Благотворительный – фонд, концерт, акция Благотворный–воздействие, влияние - Молодцы! Ребята, мы повторили орфоэпические нормы, различение паронимов относится к речевым нормам, давайте ещё поработаем с грамматическими нормами. Вам нужно исправить ошибки. 1.Вопреки распространённого мнения, полярные медведи не впадают в спячку. – Вопреки распространённому мнению, полярные медведи не впадают в спячку. 2.У белых медведей более развитее обоняние. – У белых медведей более развитое обоняние. 3.В зимний период медведи залегают в расположенные берлоги на материковой или островной части. - В зимний период медведи залегают в берлоги, расположенные на материковой или островной части. 4.Летом популяция полярных медведей перемещаются в сторону полюса. - Летом популяция полярных медведей перемещается в сторону полюса. 5.Более шестьдесят лет назад охота на полярного медведя была запрещена. - Более шестидесяти лет назад охота на полярного медведя была запрещена. Элементы здоровьесберегающей технологии - Ребята, мы отлично поработали, а теперь предлагаю вам отдохнуть. Закрыли глазки, откинулись на спинку стула и расслабились… Представьте, что мы попали на север, в Арктику. Чувствуете прохладу? Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Нас окружают ледяные покровы, белый чистый снег. Вот на льдине резвятся медвежата. Они такие же белоснежные, как и всё вокруг… Как здорово оказаться наедине с природой, вдали от городского шума. К сожалению, нам пора возвращаться назад! Открываем глаза… Мы отдохнули, а значит готовы работать дальше. |
5. Учебно-познавательная деятельность. | - Итак, ребята, в начале урока кто-то сказал, что мы должны поговорить о публицистическом стиле. Для начала предлагаю вспомнить, какие же стили русского языка вы знаете. - Стили языка делятся на книжные стили и разговорный стиль. Книжные стили, в свою очередь, делятся на художественный, официально-деловой, научный и публицистический. - Правильно. Остановимся с вами на публицистическом стиле. Что мы о нем знаем? Я попросила Аню подготовить небольшой доклад о публицистическом стиле. Пожалуйста! Доклад подготовленной ученицы. Публицистический стиль широко используется в публичной речи. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика и публицист. Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ. Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения. Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы, публичная речь. Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства: чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. - Спасибо, Аня!- Итак, ребята, мы повторили с вами признаки и жанры публицистического стиля. Теперь я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Да/нет». На карточках написаны виды речи. Ваша задача – определить, относится ли данный вид речи к публицистическому стилю. (Я хожу между рядами, в руках карточки с предложениями. Ребенок выбирает карточку, читает и определяет, относится ли вид речи к публицистическому стилю) Карточки
- Молодцы, вы отлично справились с заданием. - Скажите, теперь вы готовы к написанию своей речи в защиту полярных медведей и к выступлению? Что ещё необходимо знать? (Как строится публичная речь) Структура публичной речи:
- Итак, ребята! Перед тем, как вы начнете работать, я бы хотела поделиться с вами одним маленьким секретом! Часто бывает такое, что речь человека грамотная, он выражает правильные мысли, но при этом публика не верит ему, не идет за ним. В чем же дело? А вот в чем! Выступающий должен располагать к себе внешним видом, эмоциями. Существует даже специальная наука, которая называется кинесика. Кинесика – это совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (перемещения говорящего), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которые могут быть решающими в интерпретации произносимых высказываний. - У вас на столах лежат памятки оратора. Можете подсматривать в них при создании своей речи. Также у вас есть карточки, на которых вы можете найти важную информацию о причинах исчезновения белых медведей, некоторые статистические данные, т.е. всё то, что поможет вам при создании публичной речи. - Напишите, пожалуйста, 8-10 предложений в защиту полярных медведей, все-таки сегодня их день! Памятка оратора
Написание публичной речи и выступления обучающихся. |
6.Итог урока. Рефлексия. | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Что особенно запомнилось? - Всех ли целей мы достигли?
Выставление оценок. |
7.Домашнее задание. | Задание на выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс
Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Третье склонение имен существительных" в 5 классе
Констпект урока....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс, 2018г....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....